Содержание
Прокурор разъясняет — Прокуратура Ставропольского края
Прокурор разъясняет
- 10 февраля 2020, 09:58
Могут ли сотрудники ГИБДД проверять документы вне стационарного поста?
Текст
Поделиться
Перечень оснований для предъявления сотрудником ГИБДД требования об остановке водителем транспортного средства предусмотрен п. 84 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД РФ от 23.08.2017 № 664 (далее — Административный регламент).
Согласно подпункту 84.13 Административного регламента таким основанием является проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2018 года данное положение Административного регламента признано не противоречащим действующему законодательству. При этом Верховный Суд РФ указал, что Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительством Российской Федерации от 23.101993 № 1090 (далее – ПДД), предоставляют регулировщикам, к которым относятся и сотрудники полиции, право останавливать транспортные средства, но не определяют специальные места для остановки.
Таким образом, Административный регламент позволяет сотрудникам ДПС осуществлять остановку транспортного средства вне стационарного поста для проверки документов. В связи с чем, сотрудники полиции имеют право останавливать машину для проверки документов в любом месте.
Могут ли сотрудники ГИБДД проверять документы вне стационарного поста?
Перечень оснований для предъявления сотрудником ГИБДД требования об остановке водителем транспортного средства предусмотрен п. 84 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД РФ от 23.08.2017 № 664 (далее — Административный регламент).
Согласно подпункту 84.13 Административного регламента таким основанием является проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2018 года данное положение Административного регламента признано не противоречащим действующему законодательству. При этом Верховный Суд РФ указал, что Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительством Российской Федерации от 23.101993 № 1090 (далее – ПДД), предоставляют регулировщикам, к которым относятся и сотрудники полиции, право останавливать транспортные средства, но не определяют специальные места для остановки.
Таким образом, Административный регламент позволяет сотрудникам ДПС осуществлять остановку транспортного средства вне стационарного поста для проверки документов. В связи с чем, сотрудники полиции имеют право останавливать машину для проверки документов в любом месте.
Нужно ли выходить из автомобиля по требованию инспектора ДПС
Можно ли проигнорировать требование сотрудника ДПС.
Напомним нашим читателям, что 20.10.2017 года вступил в силу Новый административный регламент МВД за № 664 от 23.08. 2017 г. Его появление было вызвано конкретной необходимостью, чтобы учесть все действующие изменения в законодательстве.
На наше удивление, несмотря, что документ в большей части касается только сотрудников Госавтоинспекции и других подразделений МВД РФ, он вызвал в сети бурю различных споров и множество домыслов среди водителей. Ведь новый документ по своей сути напрямую касается еще и каждого автолюбителя в стране. К нашему вниманию со своей стороны мы заметили, что некоторые эксперты и юристы увидели в данном регламенте ряд определенных моментов, которые могут в действительности угрожать правам водителей. Но на самом деле это друзья не так.
Например, сразу после вступления этого регламента в законную силу в Сети интернет граждане активно начали обсуждать такой для них момент, что теперь автолюбителям и всем автомобилистам могут запретить снимать на фото и видео сотрудников ГИБДД, поскольку в новом административном регламенте отныне отсутствует такой пункт, который разрешает участникам дорожного движения фиксировать на фото или видеокамеру все действия сотрудников ГИБДД. Но это друзья не так.
Недавно руководство Госавтоинспекции подробно разъяснило гражданам, в каких исключительных случаях сотрудники ДПС имеют право ограничить фото и видео-съемку. Однако, речь идет не об этом. Сегодня мы хотим поговорить еще об одном важном пункте данного регламента, который вызвал массу обсуждений в обществе, что конкретно привело автомобилистов и многих граждан к различным неправильным домыслам. Речь идет о пункте под номером 93 Приказа МВД РФ №664, который вступил в силу 20 октября 2017 года.
Вот господа выдержка из Нового административного регламента:
Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения следующее,-
п. 93.1.,- Выйти из транспортного средства в случаях:
— наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
— для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
— для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
— когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
— необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
— когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.
Если сравнить этот конкретный пункт и подпункты Административного регламента МВД №664 с прежней редакцией документа действовавшей до 20.10.2017 года, то вы не найдете между ними ни каких различий. Но несмотря на это, ряд авторитетных интернет-изданий, а также телевизионных новостных передач вместе с известными радиоканалами сообщили вовсеуслышание о том, что теперь водители автотранспорта должны по требованию сотрудников ГИБДД сразу выходить из машины. Но это совсем не так. Где об этом конкретно говорится в Новом административном регламенте..?
Кроме строчки «…сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения…«, больше ничего в данном регламенте нет. Но позвольте господа, само словосочетание «вправе предложить» не означает конкретное требование инспектора Госавтоинспекции выйти из машины. В большинстве случаев вы на вполне законных основаниях можете отказаться выходить из автомобиля.
То есть, согласно внутреннему административному регламенту (который, кстати создан для сотрудников МВД а не для всех автолюбителей, т. е. документ этот внутренний) инспектор вправе предложить автомобилисту выйти при необходимости из своего автомобиля. Соответственно, у любого их водителей по-прежнему остается право выбора,- выходить из машины или оставаться в ней. То есть, это личный выбор каждого водителя, а не обязанность, как поспешили отрапортовать многие известные СМИ.
Хотя все-таки надо сделать небольшую оговорку. Помните господа о том, что не во всех случаях вы имеете право оставаться в машине. Вот к примеру, согласно действующего законодательства Вы обязаны выйти из машины при составлении следующих процессуальных документов:
- — Административного протокола о задержании на основании статьи 27.4 КоАП РФ.
- — Протокола о досмотре автотранспортного средства на основании статьи 27.9 КоАП РФ.
- — Протокола об отстранении от управления автомобилем на основании статьи 27.12 КоАП РФ.
В том числе стоит также отметить, что в Новом регламенте есть пункт 93. 3:
«Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов».
Мы снова выделили главное словосочетание в административном регламенте МВД. Как видите друзья, согласно Нового регламента МВД РФ сотрудник ДПС вправе предложить водителю при необходимости занять место на заднем сиденье патрульного автомобиля. Но, согласно того же действующего законодательства Вы вправе от этого и отказаться. Это ваше личное дело, поскольку «вправе предложить» содержится и усматривается лишь предложение, а не конкретное требование со стороны сотрудника.
Может ли инспектор ГИБДД привлечь к ответственности за неподчинение сотруднику МВД, конкретно за отказ выйти из машины..?
Наверное некоторые водители уже не раз сталкивались с такими намеками сотрудников ДПС, которые предупреждали их о том что, если они ослушаются данного требования сотрудника Госавтоинспекции, то водитель может быть привлечен к ответственности за неподчинение законному требованию представителя власти.
Но в большинстве случаев сотрудники ДПС просто чаще пугают водителей таким требованием. На деле привлечь водителя к ответственности за неподчинение сотруднику ДПС не представляется возможным. Особенно в тех случаях, когда речь идет о предложении инспектора ДПС выйти из машины. Так, согласно законодательства и нового регламента МВД №664, за отказ выйти из машины водитель не может быть привлечен к ответственности за неподчинение сотруднику полиции, поскольку предложение выйти из автомобиля не является требованием сотрудника ДПС, которое закон игнорировать запрещает.
Правда, это в тех случаях, если речь не идет конкретно об оформлении документов связанных, с задержанием водителя, с досмотром автомобиля или об отстранении от управления транспортным средством. В этих случаях отказываться от требования сотрудника ГИБДД выйти из машины вы не имеете права, поскольку при таких административных процедурах водители обязаны подчиниться представителям власти.
Красный, белый или синий свет
Обновлено: 1 сентября 2018 г.
Примечание: В раздел 547.305 Транспортного кодекса внесены поправки, согласно которым патрульные машины безопасности могут использовать только зеленый, желтый или белый свет. См. HB 2812 (85-й полк. RS).
сек. 547.305. ОГРАНИЧЕНИЯ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВЕТИЛЬНИКОВ.
(a) Лампа автомобиля или осветительное устройство, кроме фары, прожектора, вспомогательной лампы, указателя поворота или сигнальной лампы аварийного автомобиля, тягача или школьного автобуса, испускающее луч с интенсивностью ярче, чем 300 свечей должны быть направлены таким образом, чтобы ни одна часть высокоинтенсивного луча не попадала на проезжую часть на расстоянии более 75 футов от транспортного средства.
(b) За исключением случаев, когда это прямо разрешено законом, лицо не может управлять или перемещать оборудование или транспортное средство, кроме полицейского автомобиля, с фонарем или устройством, излучающим красный свет, видимым непосредственно перед центром оборудование или транспортное средство.
(c) Лицо не может управлять автомобилем, оборудованным красным, белым или синим проблесковым маяком, проблесковым или переменным светом, за исключением случаев, когда это оборудование:
- используется в соответствии со специальными разрешениями, предусмотренными настоящей главой; или
- ходовой фонарь, фара, задний фонарь, фонарь заднего хода или сигнал поворота , которые используются в соответствии с законом.
(d) Транспортное средство может быть оснащено осветительным оборудованием с попеременным миганием, описанным в разделах 547.701 или 547.702, только если транспортное средство является:
- школьным автобусом;
- авторизованный автомобиль скорой помощи;
- церковный автобус, на передней и задней части которого напечатаны слова «церковный автобус», чтобы их могли четко различить другие водители транспортных средств;
- эвакуатор во время нахождения под руководством сотрудника правоохранительных органов на месте ДТП или прицепления к транспортному средству с ограниченными возможностями на проезжей части; или
- эвакуатор с установленной световой балкой, который имеет указатели поворота и стоп-сигналы в дополнение к тем, которые требуются разделами 547. 322, 547.323 и 547.324 Транспортного кодекса.
(e) Лицо не может управлять транспортным средством для ремонта или обслуживания дорог, которое не оборудовано фонарями или не имеет зажженных фонарей, как того требуют стандарты и спецификации, принятые Департаментом транспорта Техаса.
(e-1) Патрульная машина службы безопасности может быть оборудована только зеленым, желтым или белым светом.
(e-2) Автотранспортное средство оборудовано фонарем или осветительным устройством в соответствии с данным разделом независимо от того, является ли фонарь или осветительный прибор:
- прикрепленным к автомобилю временно или постоянно; или
- активирован.
(f) В этом разделе:
(1) «Автомобиль патрульной службы безопасности» означает автотранспортное средство, используемое в целях обеспечения безопасности:
(A) охранная компания, описанная в Разделе 1702.108 Кодекса профессий; или
(B) сотрудник службы безопасности согласно Разделу 1702. 002 Кодекса профессий.
(2) «Эвакуатор» означает автомобиль или механическое устройство, приспособленное или используемое для буксировки, лебедки или перемещения транспортного средства с ограниченными возможностями.
Дополнительная информация доступна в разделе 541.201 Транспортного кодекса. В соответствующей части 541.201 говорится.
В этом подзаголовке: (1) «Уполномоченный аварийный автомобиль» означает:
- Автомобиль пожарной охраны или полиции.
- Государственная или частная машина скорой помощи, которой управляет лицо, получившее лицензию Департамента здравоохранения Техаса;
- Аварийный автомобиль муниципального департамента государственной службы, назначенный или уполномоченный руководящим органом муниципалитета;
- Личное транспортное средство пожарного-добровольца или сертифицированного работника или волонтера службы неотложной медицинской помощи при реагировании на пожарную тревогу или неотложную медицинскую помощь;
- Промышленный аварийно-спасательный автомобиль, включая промышленный автомобиль скорой помощи, при реагировании на чрезвычайную ситуацию, но только в том случае, если транспортное средство эксплуатируется в соответствии с критериями, действующими с 1 сентября 1989 г.