Содержание
КОНСТРУКЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГАЗ 66
от feretto
Имеющий очень неплохие для своего времени технические характеристики ГАЗ 66 можно назвать по-настоящему легендарным советским внедорожным грузовиком. Этот автомобиль отличался отличной грузоподъемностью, полноценным полным приводом, неприхотливостью в обслуживании и доступностью в плане доработки и модернизации. Все это в совокупности обеспечило ему широкую популярность, начиная с 1960-х годов прошлого века. Сегодня автомобили ГАЗ 66 продолжают широко применяться в различных сферах деятельности человека, таких как военная служба, полевые научные изыскания, туристические путешествия и т. д.
Содержание
- Конструктивные особенности грузовика
- Технические параметры
- Модификации и сфера применения
Содержание:
Конструкция автомобиля ГАЗ 66 б является рамной. При этом автомобиль обладает отличной проходимостью благодаря наличию полного привода, малой длины свесов и односкатных колес. Начиная с 1968 года, машина оснащается централизованной система регулировки давления в шинах. Кузов ГАЗ 66 представляет собой цельнометаллическую конструкцию с бортами решетчатого типа и возможностью откидывания задней стенки. Вдоль бортов расположены откидные сиденья в виде скамеек. Каркас из пяти дуг позволяет устанавливать на автомобиль тентовое покрытие.
Цельнометаллическая кабина, рассчитанная на два места, расположена над силовой установкой и укомплектована системой отопления и омывателем лобового стекла. В случае необходимости самосвал ГАЗ 66 предусматривал оснащение кабины подвесным спальным местом. Для получения доступа к двигательному агрегату кабина откидывается вперед.
Различные модификации ГАЗ 66 по большей части оснащены восьмицилиндровым V-образным бензиновым мотором марки ЗМЗ-66, пуск которого в условиях низких температурах осуществляется посредством предпускового подогревателя ПЖБ-12. Это достаточно компактный двигатель, отличающийся от других моделей своего времени интересными и в чем-то уникальными особенностями. Объем двигателя составлял 4,25 л, предельная развиваемая мощность — 117 л. с. В 1990-х годах был выпущен модернизированный грузовик ГАЗ 66, на котором устанавливался дизельный агрегат мощностью в 84 л. с. Через несколько лет был налажен выпуск турбированных турбированные дизелей на 114 л. с., но они не получили широкого распространения.
Схема трансмиссии ГАЗ 66 включает в себя 4-скоростную КПП с синхронизацией на 3-й и 4-й ступенях, оснащенное гидроприводом сцепление с одним диском. Раздаточная коробка — двухступенчатая, главная передача — гипоидная одинарная. Механическая коробка передач с четырьмя скоростями отличается довольно нестандартным расположением: немного позади и чуть правее водительского сидения. В связи с этим переключение скоростей требует определенной сноровки и привыкания. Фургон ГАЗ 66 использует барабанные рабочие тормоза с гидравлическим приводом и вакуумным усилителем. Кроме того, грузовик оснащен барабанным трансмиссионным стояночным тормозом, охватывающим все колеса автомашины.
Определенные модификации предусматривали наличие лебедки, привод которой обеспечивался за счет двигательной установки.
Технические параметры
С учетом времени своего выпуска модель ГАЗ 66 обладала очень неплохими техническими характеристиками. Автомобиль имел достаточно компактные габариты, являющиеся несомненным преимуществом для внедорожного грузовика. Кроме того, базовый дорожный просвет составлял всего 31,5 см, благодаря чему машина демонстрировала великолепную проходимость, во многом обеспечившую «шестьдесят шестому» столь высокую популярность и востребованность в определенных сферах. При этом устройство ГАЗ 66 предусматривало уровень грузоподъемности до двух тонн — лишнее подтверждение того, что это именно многоцелевой внедорожник, способный успешно решать военные, исследовательские или гражданские задачи любой сложности.
Автомобиль обладает следующими основными техническими показателями.
Аспекты | Цифровые значения |
максимальная грузоподъемность | 2 тонны; |
предельная масса перевозимого груза | 5,9 тонны; |
размеры кузова с лебедкой | длина 580,6 см, ширина — 232,2 см, высота — 252 см; |
клиренс | 31,5 см; |
размеры колеи передних и задних колес | 18 и 17,5 см; |
радиус поворота | 950 см; |
предельная скорость | 90 км/ч; |
топливный бак имеет объем | 210 литров |
Имеющий полный привод ГАЗ 66 способен преодолевать подъемы, достигающие 31°, сугробы высотой до 80 см и броды аналогичной глубины. Разгон автомобиля до 60 км/ч осуществляется за 30 секунд. При этом расход топлива ГАЗ 66 на 100 километров составляет 20 литров горючего — бензина АИ-72, 76 или 80.
Вместительности топливного бака вполне достаточно для осуществления поездок на дальние расстояния.
Модификации и сфера применения
Машина ГАЗ 66 представляет собой универсальный грузовой автомобиль, позволяющий перевозить пассажиров и грузы при любых дорожных условиях и покрытиях, включая бездорожье. Удачная конструкция стала отличной базой для создания самых разнообразных универсальных и узкоспециализированных модификаций. За многие годы производства этого внедорожного грузовичка были выпущены следующие серийные специальные автомобили того или иного назначения:
- ГАЗ 66 1 — самая первая модификация транспортного средства, производство которой было прекращено уже через пару лет после запуска — в 1968 году; отличительной особенностью является отсутствие функции регулирования воздуха в шинах;
- 66А — первая модель, оснащенная заводской лебедкой; 66Д — модель, укомплектованная коробкой отбора мощности; 66П — недолго выпускавшийся опытный вариант крупногабаритного тягача; 66Э — необычная модель с полным экранированием всего электрооборудования, уже в 1968 году также была снята с производства;
- ГАЗ 66 Б — модификация для десантных войск, предназначенная для спуска с парашютом; оснащалась ветровым стеклом с откидной рамой, варьирующейся рулевой колонкой и складной крышей;
- 66-01 — базовая модификация грузовика, предусматривающая функцию регулирования давления воздуха в шинах; 66-02 — аналог 66-01, но оснащенный лебедкой; 66-03 — вариант моделей 01 и 02, предусматривающий экранирование электрооборудования; 66-04 — модификация версии 66-03, в которой колеса также являлись экранированными; 66-05 — модель, оснащенная и лебедкой, и экранированием электрооборудования;
- 66-11 — заметно доработанная и модернизированная базовая версия внедорожного грузовика, не предусматривающая установку каких-либо новых систем и узлов;
- 66-12 — также модернизированный базовый вариант, но оснащенный лебедкой;
- 66-14 — наиболее полная и универсальная вариация базового обновления.
В приведенном списке указаны модификации, предназначенные для эксплуатации на территории Советского Союза, тогда как существовал и целый ряд вариаций внедорожника на экспорт. Легендарный автомобиль ГАЗ-66 был снят с производства еще в конце ХХ века, в 1999 году, поэтому сегодня достаточно просто найти совершенно новый грузовик в идеальном состоянии.
Тем не менее, в различных воинских частях продолжают пребывать на консервации различные модификации знаменитого грузовичка, регулярно подвергаясь снятию с учета, списанию и продаже, позволяющей приобрести как обычный бортовой ГАЗ 66, так и версию, оснащенную кунгом. Расценки могут варьироваться, но стоимость подержанного внедорожника в любом случае находится на приемлемом уровне, тем более что расходы на его доработку и обслуживание также невысоки.
Чтобы превратить подержанную модель в комфортабельный автомобиль для дальних путешествий, потребуются очень серьезные затраты, однако ГАЗ 66 и сегодня вполне способен успешно проявлять себя как достойный и надежный внедорожный грузовичок.
Газ-66
История
Первые опытные образцы ГАЗ-66 были созданы в 1957 году, но из-за отсутствия серийного двигателя необходимой мощности производство ГАЗ-66 было развёрнуто только с июля 1964 года. В период 1958—1962 г. в малых количествах производился 1,2-тонный грузовик ГАЗ-62, с кабиной заимствованной от ГАЗ-66. В июле 1967 г. на всех автомобилях изменилась облицовка передка кабины (без горизонтальных прорезей). В 1968 году все грузовики получили централизованную систему регулирования давления в шинах (ГАЗ-66-01 и модификации), ранее с указанной системой производились не все автомобили (ГАЗ-66, ГАЗ-66Э, ГАЗ-66-03). В 1966 году удостоен Золотой медали на выставке «Современная сельскохозяйственная техника» в Москве. В 1967 году удостоен Золотой медали на международной ярмарке сельскохозяйственной техники в Лейпциге. В апреле 1969 года ГАЗ-66 первым из советских автомобилей получил государственный Знак качества. ГАЗ-66 экспортировался во все страны социалистического лагеря.
ГАЗ-66 был принят на вооружение в ВС СССР, использовался в народном хозяйстве, после распада СССР большое количество ГАЗ-66 стали использовать в ВС России, в основном в ВДВ и Пограничных войсках.
В 1995 году массовое производство ГАЗ-66-11 с модификациями было прекращено. Взамен Горьковский автозавод освоил выпуск модели ГАЗ-3308 «Садко», унифицированной с ГАЗ-3307. Последний экземпляр ГАЗ-66-11 сошёл с конвейера 1 июля 1999 года.
ГАЗ-САЗ-3531, самосвал для сельского хозяйства
Технические характеристики автомобиля ГАЗ-66
Тип | Двухосный грузовой автомобиль |
Грузоподъёмность | 2000 кг |
Разрешенная максимальная масса | 5940 кг |
Длина | 5806 мм (с лебёдкой) |
Ширина | 2322 мм |
Высота по тенту без нагрузки | 2520 мм |
Высота по кабине с полной массой | 2490 мм |
Колёсная база | 3300 мм |
Дорожный просвет | 315 мм |
Колея передних колёс | 1800 мм |
Колея задних колёс | 1750 мм |
Радиус поворота | 9,5 м |
Глубина преодолеваемого брода(по дну) | 0,8 м |
Двигатель | ЗМЗ-66-06 восьмицилиндровый четырёхтактный,с жидкостным охлаждением |
Рабочий объём | 4254 см3 |
Мощность | 120 л. с. |
КПП | механическая 4-ступенчатая с синхронизаторамина 3-й и 4-й передачах |
Раздаточная коробка | С понижающей передачейи отключаемым передним мостом |
Привод | задний или полный |
Колёса | специальные с разъёмным ободоми бортовым кольцом 8,00-18; шины 12,00-18 |
Давление в шинах | 0,5-3 кг/см2 |
Максимальная скоростьс полной массой | 90 км/ч |
Ёмкость топливных баков | 210 л |
Контрольный расход топлива, л/100 кмпри скорости 60 км/ч | 20 |
Марка топлива | бензин А-72, A-76, АИ-80 |
Ёмкость АКБ | 75 А·ч |
Максимальный ток автомобильного генератора | 85 А |
Описание
Своей высокой проходимостью автомобиль обязан самоблокирующимся дифференциалам переднего и заднего мостов и шинам с регулируемым давлением
Передний ведущий мост, виден гидравлический цилиндр усилителя рулевого управления. Концы рессор закреплены между резиновыми «подушками»
Задний ведущий мост, крестовины карданного вала защищены металлическими чехлами. Виден вакуумный усилитель гидравлического привода тормозов.
ГАЗ-66 представляет собой грузовой автомобиль повышенной проходимости грузоподъёмностью 2 тонны, предназначенный для движения в сложных дорожных условиях и по бездорожью. Высокая проходимость обусловлена использованием кулачковых дифференциалов переднего и заднего мостов, больши́м дорожным просветом и регулируемым давлением в шинах (колёсные диски имеют особую конструкцию), для подкачки шин установлен компрессор с приводом от двигателя. Двигатель автомобиля снабжён предпусковым подогревателем ПЖБ-12. Рабочая тормозная система — гидравлическая раздельная с вакуумным усилителем, стояночная — барабанный трансмиссионный тормоз. Гидравлический усилитель рулевого управления.
Важная особенность этого автомобиля — сбалансированное расположение центра тяжести, практически равная нагрузка на переднюю и заднюю ось и компактность за счёт кабины над двигателем, благодаря чему автомобиль широко использовался в десантных войсках, так как приземляется сразу на все колёса и спускается без завала кабины. Однако ограниченный внутренний объём кабины и её расположение непосредственно над колёсами оказались опасны для экипажа в случае подрыва на мине, поэтому ГАЗ-66, начиная с 1980-х, выводился из состава боевых частей в Афганистане. В 1990-х ГАЗ-66 массово списывался из строевых частей, позже его заменил капотный грузовик ГАЗ-3308 «Садко» с аналогичной ходовой частью, но большей длиной.
Для осмотра двигателя кабина откидывается на шарнирах вперёд, между сиденьем водителя и сиденьем пассажира расположен несъёмный кожух, прикрывающий двигатель, из-за этого изогнутый рычаг коробки переключения передач расположен справа-сзади от водителя, что вызывает некоторые неудобства при переключении передач.
Для отдыха водителя ГАЗ-66 комплектовался съёмной подвесной брезентовой койкой, по существу гамаком, который подвешивался на четырёх крючках в кабине.
Передняя и задняя подвеска — на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия, ГАЗ-66 отличался плавностью хода. Из-за одинарных рессор на заднем мосту и самоблокирующихся дифференциалов в главных передачах автомобиль нельзя было перегружать.
В игровой и сувенирной индустрии
- Модели в масштабе 1:43 выпускались в 1993-94 годах Екатеринбургской фирмой «Русская миниатюра». Имели очень высокую детализацию.
- Похожая модель выпускалась на Саратовском заводе «Моссар» (бывший «Агат»).
- Китайской фирмой «Технопарк» выпускаются модели:
- ГАЗ-66 и
- ГАЗ-34 в разных расцветках:
- «с тентом»,
- «с ракетной установкой» и
- «автокран».
- Также в 2012 году была выпущена партия бортовых ГАЗ-66 фирмой StartScaleModels тиражом 3000 штук.
- Выпускается пластиковая модель фирмой «Восточный Экспресс» в масштабе 1/35 в разных вариантах:
- радиоуправляемое авто,
- с зениткой ЗУ-23-2,
- с тентом
- и другие.
Представлен в игре SpinTires как «Модель-B-66». Обладает заниженной, по сравнению с реальной, проходимостью и крайне ограниченным функционалом (кунг, тележка и запасное колесо)
- Автор: Владимир
- Распечатать
Оцените статью:
(0 голосов, среднее: 0 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Почему Урал 4320 — лучший российский военный грузовик
По нашему мнению, из всех российских военных грузовиков Урал 4320 — лучший. Особенно, если вы хотите использовать его для чего-то большего, чем случайная поездка изредка или посещение выставки военной техники раз в год. В этой статье мы постараемся показать все преимущества, которыми обладает эта модель перед своими предшественниками, такими как Зил 157, Зил 131, Урал 375Д, или конкурентами, такими как Газ 66, или Краз 255Б, которые тоже родом из СССР. Заинтригован? Тогда приходите и присоединяйтесь к нам в нашем путешествии в мир больших, плохих и уродливых грузовиков из Советского Союза. 🙂
В этом тексте остановимся в первую очередь на самой желанной версии Урал 4320 с кузовом КУНГ. Но большинство моментов, которые мы здесь делаем, применимы и к другим версиям. Те же преимущества имеют и бронетранспортеры, автобусы или пожарные машины на базе одного шасси. С практической точки зрения среднестатистическому любителю этих автомобилей наиболее удобен кузов КУНГ ([ КУНГ ] — советская унифицированная модульно-прицепная система для военных грузовиков).
Во-первых, его можно использовать как укрытие на случай непогоды на выставке военной техники. Во-вторых, его можно превратить в настоящий кемпер или настоящий экспедиционный автомобиль. В-третьих, он может заехать в места, где большинство внедорожников 4×4 застрянут или даже не смогут добраться. Этих трех причин должно быть достаточно для большинства людей, но давайте рассмотрим эту тему немного подробнее. Урал 4320 очень надежен, имеет размер, подходящий для нормального использования, и достаточно современен, чтобы на нем можно было ездить ежедневно без особых головных болей.
Небольшой видеоролик с тест-драйвом Урала 4320
Двигатель
Из всех российских грузовых двигателей лучшими были три – Камаз 740, Ямз-238 и Ямз-236. К счастью, все эти двигатели устанавливались на грузовики Урал 4320. Камаз 740 особенно интересен, потому что он был построен в первую очередь для грузовиков КамАЗ дальнего следования, перевозящих товары по всему Восточному блоку. Из этих трех он имеет самый высокий ресурс (количество часов работы до перестроения) и является самым современным и надежным. При этом это чисто механическое устройство, без всякой лишней электроники. С надлежащим маслом и заменой каждые 10 000 километров этот двигатель может легко проехать 200 000 километров, прежде чем возникнут какие-либо серьезные проблемы.
А благодаря широкому использованию запчасти к нему можно найти практически в любой точке мира. Не только в бывшем Варшавском договоре, но и в Азии, Африке и даже в Южной Америке. Немногие двигатели были так широко распространены по всему миру.
Трансмиссия, надежность и расход топлива Урал 4320
Урал 4320 — очень зрелый продукт длинной линии советских военных грузовиков. Хотя он выглядит почти так же, как Урал 375Д, очень немногие детали этих двух моделей взаимозаменяемы. Это из-за множества улучшений, внесенных в эту модель по сравнению с ее бензиновым собратом. Благодаря им это одна из самых надежных моделей российских военных грузовиков.
Сочетание двигателя и трансмиссии помогает Уралу сиять над своими старшими коллегами. Если Зил 131 и особенно Урал 375Д требуют более 50 литров бензина на 100 км, то модель 4320 удовлетворяет себя только 30-34 л на 100 км.
Нажмите здесь, если вы хотите купить этот Урал 4320
Давайте поговорим о размере
По сравнению с другими российскими грузовиками Урал 4320 лишь немного больше, чем его предшественник в Красной Армии Зил 131. Их размеры достаточно схожи, так что впечатления от вождения в этом аспекте вполне сопоставимы. Они достаточно большие, чтобы хранить все необходимое снаряжение для долгой поездки и позволяют комфортно спать внутри. Это большое преимущество перед маленькими Газ 66. С другой стороны, они не такие большие и неуклюжие, как Краз 255Б, который очень сложен для нормальной повседневной эксплуатации на европейских дорогах. В основном Урал 4320 – идеальный компромисс между удобством управления и размерами, доступными водителю и его пассажирам . Кроме того, он может легко буксировать прицеп с другим кузовом КУНГ, что удваивает пространство, доступное для экипажа.
Примеры другой военной техники, которая есть в нашем предложении прямо сейчас:
Дорожные и внедорожные характеристики
Если вы когда-нибудь задумывались, что может сделать грузовик Урал в очень плохих условиях, нажмите здесь. Для большинства из нас грузовик может больше, чем мы. Будем честными – большинство водителей никогда не смогут использовать весь потенциал этого грузовика на бездорожье. Но эй! Мы не должны! Всегда приятно знать, что монстр, на котором мы сейчас ездим, может больше, чем мы могли бы от него просить. И благодаря своей центральной системе подкачки шин Урал может проехать так далеко, как посмеет водитель. Насколько это круто? 😀
Цена Урала 4320
За последние годы цены на все российские военные грузовики выросли. К счастью для покупателей, цены на Урал 4320 по-прежнему находятся на приемлемом уровне. Они начинаются чуть менее чем с 10 000 евро за грузовики в плохом состоянии и доходят примерно до 20 000 евро за автомобили в отличном состоянии. Это оставляет довольно много места для людей с разным бюджетом и разными навыками механики. Если у вас есть мастерская, соответствующие навыки и время, вы можете довольно легко купить один из более дешевых грузовиков и восстановить его самостоятельно. Если его нет, или вам нужен грузовик, который довезет вас до сибирской тайги, то вам стоит смотреть на верхнюю часть этого ценового диапазона.
По сравнению с другими сопоставимыми военными грузовиками на рынке, «Урал» обычно дешевле своих западных аналогов. По цене он аналогичен Краз 255Б, намного дешевле Краз 260 и дороже Зил 131, Урал 375Д или Газ 66. Если учесть фактор гораздо более высокой надежности и гораздо лучшего расхода топлива, вложение денег в Урал 4320 начинает обретать смысл. Тем более, что вам не придется регулярно бороться с капризными карбюраторами, как в других моделях.
Жизнь в вашем грузовике
Вдобавок ко всему, в течение нескольких часов после покупки новый владелец может иметь гамак и простую газовую плиту внутри навеса КУНГ. В большинстве случаев этого достаточно, чтобы прожить несколько дней в относительном комфорте в своем грузовике. Неплохо для автомобиля старше 30 лет, не так ли?
Тем не менее, некоторые люди хотят чего-то большего, чем просто базовые удобства, и вот где это становится интересным. Внутренние размеры радиобокса, который вы видели выше, составляют 4 м в длину, 2,25 м в ширину и 1,85 м в высоту. Этого более чем достаточно, чтобы встроить кровать для двоих, настоящую кухню и душ с туалетом. При правильном проектировании это пространство может также вместить место для работы, чтения и отдыха, а также множество мест для хранения вещей.
Хотите добавить климат-контроль или отопление на свой Урал? Не проблема! Он уже имеет обогреватель, установленный в верхней части кабины. Простое и надежное устройство, предназначенное для обогрева грузовика в условиях суровой российской зимы. Когда вы удалите систему защиты от ОМП, у вас останется место для кондиционера. Эта относительно простая модификация могла бы значительно облегчить жизнь в таком грузовике.
Подводя итоги
Итак, основные преимущества владения Уралом 4320:
- Покупка и эксплуатация относительно дешевы по сравнению с западными и восточными аналогами;
- Потребляет намного меньше топлива, чем бензиновые российские грузовики аналогичного размера;
- Очень надежный двигатель и трансмиссия;
- Его размер как раз подходит для комфортного вождения по дорогам общего пользования и достаточного места для пассажиров;
- Отличные внедорожные качества;
- Его можно превратить в автодом или полноценный экспедиционный автомобиль;
Надеемся, вам понравилось наше описание грузовиков Урал 4320. Думаю, да, если вы дошли до этого момента. Если это не слишком, мы хотели бы попросить вас поделиться этим постом с друзьями и в социальных сетях. Это будет много значить для нас! 🙂
Оставайтесь на высоте!
Масштаб 1:43 Стартовые модели ЗИЛ 131 Кунг
Модель изготовлена компанией Start Scale Models в масштабе 1:43. В этой модели ничего не открывается. На последних фотографиях настоящий грузовик ЗИЛ 131 Кунг, выставленный в Музее полиции в Праге, Чешская Республика.
Вот некоторая информация о реальном грузовике из моего предыдущего поста на этом форуме.
История знаменитого военного полноприводного грузовика повышенной проходимости ЗИЛ-131, созданного полностью советскими инженерами с некоторым учетом американских унифицированных машин М34, тесно переплелась с разработкой практически всех других автомобилей третьего поколения Московский автомобильный завод.
Трехосный капотированный ЗИЛ-131 со всеми односкатными колесами стал первым отечественным армейским грузовиком среднего класса грузоподъемностью 3,5 т при эксплуатации на местности, который при работе по дорогам с твердым покрытием доставлял армейские грузы массой до пять тонн. Выпускавшийся 34 года, ЗИЛ-131 стал основным грузовиком Советской армии и основной базой для обширного семейства специальных военных автомобилей.
Предшественники ЗИЛ-131 (1956-1966)
Опытные грузовики с маркировкой ЗИЛ-131 появились в 1956 году, но затем потребовалось целое десятилетие, чтобы довести их до совершенства и поставить на конвейер. Камнем преткновения стал перспективный силовой агрегат V8, а потому трехтонный первенец ЗИЛ-131А получил 135-сильный двигатель V6 и агрегаты от ЗИС-151, ЗИЛ-157К и пробного гражданского образца ЗИЛ-130.
Результатом этих комбинаций стал второй 2,5-тонный гибрид ЗИЛ-131 с именем ЗИЛ-165 и шестицилиндровым двигателем мощностью 125 лошадиных сил. В 1959 на испытания вышел третий ЗИЛ-131 с пробным двигателем V8 мощностью 148 л.с., который стал реальной базой будущего серийного автомобиля.
Серийные автомобили ЗИЛ-131 (1966-1990 гг.) Автомобиль был оснащен совершенным для своего времени двигателем V8 мощностью 150 л. с., экранированным электрооборудованием, передним приводом с шаровыми опорами, гидроусилителем руля, регулировкой давления в шинах и цельнометаллической кабиной с панорамным ветровым стеклом. На часть машин впереди монтировалась пятитонная лебедка.
В процессе серийного производства ЗИЛ-131 постоянно совершенствовался и оснащался новыми узлами и мелкими деталями, но его внешние особенности оставались практически неизменными. В апреле 1974 года всей семье был присвоен почетный государственный Знак качества.
Развитием базовой модели стал седельный тягач ЗИЛ-131В с укороченной рамой и полуавтоматическим сцепным устройством, служивший для буксировки полуприцепов полной массой до 12 т по шоссе и 7,5 т по шоссе. земля.
В конце 70-х годов единственной и безуспешной попыткой перехода на новую боевую машину стали опытные образцы ЗИЛ-131М с многотопливным двигателем V8 мощностью 170 сил, удлиненным капотом и разными вариантами передней облицовки .
В 1986 году с конвейера начал сходить экономичный базовый автомобиль ЗИЛ-131Н грузоподъемностью 3,75 тонны и модернизированным 150-сильным двигателем. Внешне отличался цельными блоками фар с подфарниками, указателями поворотов на передних крыльях и тентом от КамАЗа. Эти наиболее удачные машины 131-го семейства пользовались достаточно высоким спросом в СССР и поступали в армии социалистических и ближнего зарубежья.
Обновленный седельный тягач ЗИЛ-131НВ с повышенной нагрузкой на сцепное устройство, передней лебедкой и двумя «запасками» за кабиной в составе автопоездов развивал скорость 75 км/ч.
Выпуск на Московском автомобильном заводе всех модификаций 131-го ЗИЛа завершен в 1990 году.
Военные варианты и оборудование на шасси ЗИЛ-131
В Советских Вооруженных Силах и в армиях зарубежных стран ЗИЛ-131 грузовики использовались для перевозки 18-24 человек на продольных или поперечных скамьях в кузове, установки армейских надстроек и буксировки прицепов и артиллерийских систем малого и среднего калибра.
В армии грузовики дооборудовали затемняющими фарами, стойками для личного оружия, приборами ночного видения, ящиками для военных карт, а в ряде стран на них монтировали ферменные рамы для показательного показа ракетного вооружения.
Военизированные седельные тягачи серии 131Б обычно работали в паре со штатными одно- и двухосными полуприцепами, разработанными по заказу Минобороны, и перевозили крупногабаритные грузы, участки мостовых переходов и мостостроительную технику.
Типовые кузова-фургоны
Изначально на ЗИЛ-131 устанавливались стандартные армейские кузова КУНГ-1М в нескольких модификациях. В конце 60-х годов, когда началась унификация военных фургонов, специально для него было налажено производство герметичных бескаркасных конструкций К-131 и каркасно-металлических КМ-131 с характерными плоскими скатами крыши, смотровыми окнами и системами жизнеобеспечения. Помимо различного оборудования, в них могли длительное время находиться члены экипажа, выполняющие свои обязанности в условиях экстремальных температур, повышенной влажности и в условиях радиоактивного заражения.
Радиотехнические средства связи и управления
Основная часть новых легких, прочных и безопасных корпусов, созданных на базе экранированного шасси ЗИЛ-131, была использована для размещения многочисленных систем радиосвязи, радиолокации, разведки и боевого управления, общее количество из которых достигло нескольких сотен версий.
Приоритет в этой области постепенно сместился к автономным радиорелейным станциям, создавшим последовательные участки армейских линий связи протяженностью до 300 километров. Они были снабжены различными типами антенн высотой до 20 метров, комплектами кабельных барабанов и собственными бензоэлектрическими установками.
Период 1960-1970-х годов считается периодом расцвета советских мобильных радиолокационных комплексов различной мощности и назначения. Их основой считалась аэродромная РЛС РСП-7Т с дальностью действия 180 км, созданная для автомобиля ЗИЛ-157 и переставленная на ЗИЛ-131. Он также использовался для управления движением самолетов в районе аэродромов и обеспечения их посадки в сложных метеоусловиях.
В середине 70-х годов развитием предыдущей системы П-15М стала двухкоординатная радиолокационная станция П-19 «Дунай» на двух грузовиках ЗИЛ-131 с аппаратурой управления, складным поворотным антенным устройством и блоками питания. Его назначением была разведка и обнаружение воздушных целей на разных высотах и дальностях до 160 километров, определение их координат, опознавание и передача информации на пункты управления или зенитные комплексы.
На станции дальнего наблюдения 1Л117 на удалении до 350 км использовались два автомобиля ЗИЛ-131 со специальными кузовами, в которых размещалось оборудование приемопередающей станции и кабины для первичной и вторичной обработки полученная информация была смонтирована.
В 1970-1980-е годы в состав автономной РЛС кругового обзора П-37 «Меч», служившей для обнаружения воздушных объектов и обеспечения управления воздушным движением, входила машина на шасси ЗИЛ-131 с аппаратурой управления режимом работы локатор в кузове КУНГ-1М и двухосные прицепы с антеннами и электростанциями. Дальность обзора достигала 350 километров, точность определения координат — 500 метров.
Менее обширным, чем на ГАЗ-66, был комплект военной техники на грузовиках ЗИЛ-131 с кузовами К-131 и КУНГ-1М. В его состав входили телеграфные пункты управления и машины для герметизации коммуникаций ракетных комплексов в семи модификациях.
Мобильная станция ПУ-1 на двух автомобилях со штатными фургонами использовалась для управления дивизионом оперативно-тактического ракетного комплекса 9К72.