Blog Detail

  • Home
  • Глонасс обязателен или нет: Автомобили без ГЛОНАСС можно будет ввозить в Россию до 1 февраля 2023 года

Глонасс обязателен или нет: Автомобили без ГЛОНАСС можно будет ввозить в Россию до 1 февраля 2023 года

Содержание

Обязательная установка в России систем ГЛОНАСС на автомобилях отложена

Бизнес
Законодательство
Телеком
Инфраструктура
Навигация
ИТ в госсекторе

|

Поделиться

    Правительство России распорядилось о переносе обязательного требования по оснащению спутниковой системой ГЛОНАСС ряда транспортных средств. Согласно скорректированным требованиям, новые правила вступят в силу преимущественно 31 мая 2021 г., некоторые – только в 2022 г.

    Месяц плюс еще один год

    Уже утвержденные обязательные требования для транспортных компаний по оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС вступят в силу только 31 мая 2021 г. Соответствующее постановление №597 от 28 апреля 2020 г. «о внесении изменений в отдельные акты» опубликовано на сайте Правительства России за подписью премьер-министра Михаила Мишустина.

    Изменения будут внесены в шесть постановлений, которые были приняты в 2013-2019 гг. Ранее в этих поручениях фигурировали сроки исполнения в апреле-июле 2020 г., или в начале 2021 г. Все эти документы вводят различные правила и требования по обязательному оснащению транспорта аппаратурой ГЛОНАСС. Отсрочка затронула, главным образом, пассажирские автобусы вместительностью более восьми пассажиров и транспорт для перевозки опасных грузов.

    Перенос сроков внедрения спутниковой аппаратуры на транспорте является мерой снижения административной нагрузки на транспортную отрасль, «которая оказалась в числе пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции», отмечается в документе.

    Какие документы о внедрении ГЛОНАСС изменены

    Два правительственных акта из шести, в которые новым постановлением вносятся изменения сроков, имеют непосредственное отношение к новым требованиям по оснащению автобусов для перевозки групп детей и их сопровождающих. В частности, изменение внесено в постановление № 1177 от 17 декабря 2013 г. «Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами». Ранее оснащение таких автобусов аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS требовалось завершить до 31 мая 2020 г., теперь срок перенесен на 31 мая 2021 г.

    ГЛОНАСС в детских автобусах и у перевозчиков опасных грузов появится до 31 мая 2021 г.

    Аналогичные изменения введены в постановление № 772 «О внесении изменений в приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99». Здесь требования по обязательному оснащению автобусов для перевозки детей аппаратурой ГЛОНАСС/GPS также перенесены на год, до 31 мая 2021 г.

    Требование к обязательному внедрению систем спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS на транспорте для перевозки опасных грузов изложено в постановлении Правительства «О приостановлении действия Правил оснащения транспортных средств категорий М2, МЗ и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» № 877 от 10 июля 2019 г. В предыдущей редакции документа речь шла о 31 мая 2020 г., в новой редакции срок перенесен на 31 мая 2021 г.

    Алексей Трефилов, ELMA: Low-code инструменты помогут эволюции ИТ-ландшафта компании

    Инфраструктура

    Еще три документа, в которые внесены изменения сроков, имеют косвенное отношение к внедрению системы ГЛОНАСС на транспорте. Так, документ «О применении положений пункта 3 правил перевозок грузов автомобильным транспортом», излагающий требования к оснащению транспорта для международной перевозки опасных грузов, приводил новые российские нормы в соответствие с нормами Евросоюза с 1 января 2021 г., теперь дата изменена на 1 января 2022 г.

    В документе «Об утверждении Правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»» от 6 апреля 2019 г. , который вводил ряд новых требований в случае изменения конструкции транспортного средства, ранее указанный срок 1 июля 2020 г. теперь заменен на 1 февраля 2021 г.

    В дополнение, также внесены изменения в документ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам допуска граждан к управлению транспортными средствами» №1734 от 20 декабря 2019 г., где вводится ряд новых требований при сдаче экзаменов на права ряда категорий, в том числе, для вождения спецтранспорта и перевозки опасных веществ. В этом постановлении ранее фигурировавший срок 1 октября 2020 г. теперь заменен на 1 апреля 2021 г.

    • Первый в России ИТ-маркетплейс Market.CNews для Вашего бизнеса. С ценами на ИТ-услуги от сотен поставщиков

    Владимир Бахур

    Обязательна ли установка ГЛОНАСС?

    Вопрос о том, обязательна ли установка ГЛОНАСС, возникает довольно часто. Необходимостью оборудования транспортных средств интересуются и обычные автовладельцы, и руководители предприятий, использующие автомобили для коммерческих перевозок.

    При этом интерес этот отнюдь не праздный: знать, обязательна ли установка ГЛОНАСС нужно и для планирования расходов, и для оценки расширения функциональных возможностей автомобиля. Так что ниже мы приведем краткие характеристики систем спутниковой навигации, и разберёмся, в каких случаях установка навигационного оборудования действительно является обязательной.

    Принципиальные отличия систем ГЛОНАСС И ЭРА-ГЛОНАСС?
    Установка какой системы является обязательной?

    Системы спутникового позиционирования: общие сведения

    С развитием спутниковой сети, позволяющей при относительно небольших финансовых и временных затратах определять положение любого объекта, на рынке стали появляться системы спутниковой навигации. Работают такие системы по единой схеме:

    • На отслеживаемый объект устанавливается специальное устройство – маяк. Трекер или полнофункциональный терминал.
    • При необходимости (постоянно либо периодически) устройство определяет собственные координаты в привязке к сети навигационных спутников.
    • Информация со спутника обрабатывается и передается в специальное программное обеспечение. Для передачи чаще всего используется мобильная GSM-сеть.

    Использование спутниковых систем позволяет решать целый ряд задач:

    • Удаленное позиционирование любого объекта с установленным спутниковым терминалом.
    • Отслеживание движения объекта (или нескольких объектов) в режиме реального времени.
    • Удаленный сбор информации о техническом состоянии объекта, параметрах его движения и т.д.

    Системы спутниковой навигации чаще всего используются на транспорте. Но трекеры и маяки могут применяться и в других сферах – например, при поиске потерявшихся домашних животных.

    Наиболее разветвленной спутниковой сетью использующейся для навигации, является сеть GPS. Отечественным аналогом является сеть спутников ГЛОНАСС, которая постоянно развивается, и сегодня практически не уступает GPS по качеству связи и точности позиционирования.

    Принципиальные отличия систем ГЛОНАСС И ЭРА-ГЛОНАСС

    При упоминании установки ГЛОНАСС на транспортное средство может подразумеваться один из двух вариантов:

    1. Система удаленной навигации ГЛОНАСС.
    2. Система ЭРА-ГЛОНАСС, обеспечивающая оперативное позиционирование и информирование экстренных служб при попадании автомобиля в ДТП.

    Путать их не стоит: разница между этими системами достаточно существенна, и ниже мы ее проанализируем.

    ГЛОНАСС: навигационная система

    Оборудование автомобилей спутниковой навигацией ГЛОНАСС – это услуга, которой обычно пользуются предприятия с крупным автопарком. При этом:

    • На автомобили компании устанавливаются ГЛОНАСС-терминалы, обеспечивающие связь со спутниками и передачу данных. Дополнительно машины могут оборудоваться датчиками удаленного контроля, отслеживающими уровень ГСМ, фиксирующими удары при ДТП и т. д.
    • На компьютеры в компании устанавливается программное обеспечение, обеспечивающее прием и обработку информации со спутниковых терминалов на транспортных средствах.
    • Благодаря совместной работе ПО и периферических устройств появляется возможность отслеживать движение всего автопарка в режиме реального времени, также обеспечивается контроль за маршрутами, графиком движения, расходованием ГСМ и т.д.

    В данном случае ГЛОНАСС-навигация выступает в качестве центрального элемента системы мониторинга транспорта. Её устанавливают на:

    • коммерческие автомобили, выполняющие регулярные/нерегулярные перевозки;
    • автобусы, выполняющие перевозки по утвержденным маршрутам;
    • спецтехнику;
    • автомобили, перевозящие опасные грузы и т.д.

    ЭРА-ГЛОНАСС: экстренное реагирование

    Система ЭРА-ГЛОНАСС  отличается и по конструкции, и по функционалу:

    1. При установке ЭРА-ГЛОНАСС на автомобиль монтируются спутниковый терминал с модулем мобильной связи, переговорное устройство и «тревожная кнопка» для активации системы в ручном режиме. Если автомобиль оснащается системой при производстве, то дополнительно устанавливаются датчики ДТП, автоматически активирующие систему при ударе или перевороте авто.
    2. При активации системы (сработал датчик или была нажата кнопка «SOS») терминал связывается со спутниковой сетью ГЛОНАСС для определения координат автомобиля. Информация о ДТП передаётся по мобильной сети в колл-центр, оператор которого связывается водителем по переговорному устройству.
    3. Если водитель не отвечает, или же подтверждает факт аварии, то на место происшествия выезжают экстренные службы. При этом учитывается информация, поступившая от терминала ЭРА-ГЛОНАСС: место ДТП, характер повреждений, марка и тип двигателя авто и т.д.

    Таким образом, система ЭРА-ГЛОНАСС использует возможности сети навигационных спутников для решения конкретной задачи: быстрого и точного определения координат места аварии.

    В чем отличие ГЛОНАСС от ЭРА-ГЛОНАСС?

    При анализе всей приведенной выше информации разница становится очевидной. Обе системы используют спутниковую сеть для позиционирования транспортного средства с установленным терминалом, но:

    • ГЛОНАСС – это прежде всего система навигации, отслеживания и мониторинга транспорта, призванная решать задачи коммерческого характера. Ее использование облегчает управление обширным автопарком, снижает вероятность хищения топлива и т.д.
    • ЭРА-ГЛОНАСС – это система оперативного оповещения экстренных служб о ДТП, призванная сократить до минимума время реагирования на сигнал об аварии. Возможности спутниковой сети в ней используются для позиционирования ТС.

    Есть отличия и с финансовой точки зрения: оборудование и для ГЛОНАСС, и для ЭРА-ГЛОНАСС приобретается за свой счет (либо включается в стоимость авто). Но если расходы на эксплуатацию системы мониторинга несет само предприятие, то использование возможностей ЭРА-ГЛОНАСС для экстренной связи со скорой помощью или ДПС совершенно бесплатно.

    Установка какой системы является обязательной?

    Когда говорят об обязательной установке ГЛОНАСС на автомобиль, почти всегда имеют в виду именно ЭРА-ГЛОНАСС:

    • Установка оборудования для автопарка навигационными системами и их эксплуатация для мониторинга транспорта являются полностью добровольными.
    • Ранее обязательной была установка ГЛОНАСС-трекеров на автомобили, перевозящие опасные грузы, но сейчас эта норма упразднена.

    Что касается установки комплексов ЭРА-ГЛОНАСС, то на текущий момент она обязательна:

    1. Для новых автомобилей, выпускаемых в обращение в странах Таможенного Союза.
    2. Для всех б/у автомобилей, ввозимых в страны ТС из-за рубежа.

    В первом случае оборудование для спутникового позиционирования и экстренного оповещения устанавливает производитель, во втором – эта обязанность ложится на плечи владельца ТС. Для установки терминала и «тревожной кнопки» придется обратиться в специализированный сервисный центр.

    Разобравшись  во всех нюансах, приведенных выше, вы сможете понять, обязательна ли установка ГЛОНАСС в вашем случае, и уже на основе этого анализа планировать дальнейшие действия и расходы.

    Глонасс Законодательство с 2018 года Добровольное или Обязательное

    Система мониторинга используется многими транспортными предприятиями, службами такси и другими организациями. Он позволяет контролировать местоположение и движение транспортного средства, а также поведение водителей за рулем. Использование системы ГЛОНАСС помогает выявлять нецелевое использование транспортных средств и несоблюдение заданного маршрута.

    Транспортные средства, оснащенные системой мониторинга, считаются более безопасными. В случае аварии или поломки водитель машины может оперативно подать сигнал тревоги, а диспетчер отследить ее местонахождение.

    Как работает система мониторинга транспорта?

    В автомобиле установлен трекер с SIM-картой, подключенной к системе спутникового слежения. Устройство узнает местоположение транспортного средства через GPS-приемник и отправляет полученную информацию владельцу транспортной компании или диспетчеру.

    В случае возникновения чрезвычайной ситуации на дороге водитель может нажать тревожную кнопку, сообщить о происшествии и попросить о помощи. Диспетчер увидит, где находится машина, свяжется с водителем по громкой связи в машине, после чего передаст информацию в местные экстренные службы.

    ГЛОНАСС на автомобиль 2018 года

    Согласно Федеральному закону №395 об обязательной установке ГЛОНАСС с 1 января 2017 года продажа новых автомобилей, не оборудованных системой спутникового слежения, запрещена. Такое изменение закона коснулось в первую очередь производителей.

    Систему спутникового слежения ГЛОНАСС необходимо устанавливать на автомобили из стран ЕС и России. Если транспортное средство не оборудовано системой спутникового слежения, таможенный контроль на границе его не пропустит.

    Согласно изменениям в Федеральный закон №395 с 1 января 2018 года установка ГЛОНАСС не является обязательной для каждого автомобиля. Требование распространяется только на новые автомобили. Оборудование должно быть установлено производителем или дистрибьютором.

    Бывают случаи, когда подержанные автомобили ввозятся в страну из-за границы. В этом случае владелец транспортного средства должен оплатить установку системы.

    Необходимые документы

    Для отслеживания местонахождения и движения ТС в системе мониторинга необходима регистрация. Для его реализации необходимо подготовить следующий перечень документов:

    • договор на приобретение комплекта оборудования;
    • заверенный сертификат технической безопасности транспортного средства;
    • паспорт владельца автомобиля.

    Система спутникового мониторинга незаменима на предприятиях, занимающихся перевозками, но пользуется популярностью и у рядовых автомобилистов.

    Штрафы при отсутствии оборудования ГЛОНАСС

    В связи с принятием закона об обязательной установке ГЛОНАСС многие автовладельцы стали беспокоиться о возможных штрафах в случае его неисполнения.

    Установка ГЛОНАСС на старые автомобили необязательна, а новые автомобили комплектуются производителем. Поэтому автомобилисты могут не переживать из-за возможных санкций.

    ГЛОНАСС | NovAtel

    ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система, Россия)

    ГЛОНАСС была разработана Советским Союзом как экспериментальная система военной связи в 1970-х годах. Когда закончилась холодная война, Советский Союз признал, что у ГЛОНАСС есть коммерческое применение благодаря способности системы передавать прогнозы погоды, связь, навигационные и разведывательные данные.

    Первый спутник ГЛОНАСС был запущен в 1982 году, а в 1993 году система была объявлена ​​полностью работоспособной. После периода, когда производительность ГЛОНАСС снизилась, Россия взяла на себя обязательство довести систему до требуемого минимума – 18 активных спутников. В настоящее время в созвездии ГЛОНАСС развернуто 24 спутника.

    Спутники ГЛОНАСС эволюционировали с момента запуска первых. Последнее поколение ГЛОНАСС-М показано на Рис. 30. готовится к запуску.

    Конструкция системы ГЛОНАСС

    Созвездие ГЛОНАСС обеспечивает видимость разного количества спутников в зависимости от вашего местоположения. Минимум четыре спутника в поле зрения позволяют приемнику ГЛОНАСС вычислять свое положение в трех измерениях и синхронизироваться с системным временем.

    Космический сегмент ГЛОНАСС

    Космический сегмент ГЛОНАСС представлен в Таблице 4.

    Таблица 4: Группировка спутников ГЛОНАСС

    Спутники 24 плюс 3 запасных
    Орбитальные самолеты 3
    Наклонение орбиты 64,8 градуса
    Радиус орбиты 19 140 км

    Космический сегмент ГЛОНАСС состоит из 24 спутников в трех орбитальных плоскостях, по восемь спутников в каждой плоскости.

    Геометрия созвездия ГЛОНАСС повторяется примерно раз в восемь дней. Период обращения каждого спутника составляет примерно 8/17 звездных суток, так что за восемь звездных суток спутники ГЛОНАСС совершили ровно 17 орбитальных оборотов.

    Каждая орбитальная плоскость содержит восемь равноудаленных спутников. Каждый день один из спутников будет находиться в одном и том же месте на небе в одно и то же звездное время.

    Спутники выводятся на номинально круговые орбиты с наклонением цели 64,8 градуса и радиусом орбиты 19140 км, что примерно на 1060 км ниже, чем у спутников GPS.

    Спутниковый сигнал ГЛОНАСС идентифицирует спутник и включает в себя:

    • Информация о местоположении, скорости и ускорении для расчета местоположения спутника.
    • Информация о состоянии спутника.
    • Смещение времени ГЛОНАСС от UTC (SU) [Всемирное координированное время России].
    • Альманах всех остальных спутников ГЛОНАСС.
    «Земля была абсолютно круглой. . . Я никогда не знал, что означает слово «круглый», пока не увидел Землю из космоса». Алексей Леонов, советский космонавт, о своем историческом 19-летии.85 выход в открытый космос.


    Сегмент управления ГЛОНАСС

    Сегмент управления ГЛОНАСС состоит из центра управления системой и сети командно-следящих пунктов по всей России. Сегмент управления ГЛОНАСС, аналогичный сегменту GPS, следит за исправностью спутников, определяет поправки на эфемериды, а также смещения спутниковых часов относительно времени ГЛОНАСС и UTC (Всемирное координированное время). Два раза в день он загружает поправки на спутники.

    Сигналы ГЛОНАСС

    В таблице 5 приведены сводные данные о сигналах ГЛОНАСС.

    Таблица 5: Характеристики сигнала ГЛОНАСС

    Обозначение Частота Описание
    L1 1598,0625 — 1609,3125 МГц L1 модулируется сигналами HP (высокая точность) и SP (стандартная точность).
    L2 1242,9375 — 1251,6875 МГц L2 модулируется сигналами HP и SP. Код SP идентичен коду, передаваемому по L1.

    Каждый спутник ГЛОНАСС передает на несколько разных частотах L1 и L2, с P-кодом (кодом HP) на частотах L1 и L2 и кодом C/A (кодом SP) на частотах L1 (все спутники) и L2 (большинство спутников). Спутники ГЛОНАСС передают один и тот же код на разных частотах. Этот метод известен как FDMA для множественного доступа с частотным разделением каналов. Обратите внимание, что этот метод отличается от того, который используется в GPS.

    Сигналы ГЛОНАСС имеют ту же поляризацию (ориентацию электромагнитных волн), что и сигналы GPS, и имеют сравнимую силу сигнала.

    Система ГЛОНАСС основана на 24 спутниках, использующих 12 частот. Спутники могут совместно использовать частоты, если противоположные спутники передают на одной частоте. Противоположные спутники находятся в одной орбитальной плоскости, но разнесены на 180 градусов. Спаренные спутники могут передавать на одной частоте, поскольку они никогда не появятся одновременно в поле зрения приемника на поверхности Земли, как показано на 9.0045 Рис. 32.

    Модернизация ГЛОНАСС

    По мере окончания срока службы существующих спутников ГЛОНАСС-М они будут заменены спутниками ГЛОНАСС-К следующего поколения.

Write a comment