Содержание
Обязательная установка в России систем ГЛОНАСС на автомобилях отложена
Бизнес
Законодательство
Телеком
Инфраструктура
Навигация
ИТ в госсекторе
|
Поделиться
Правительство России распорядилось о переносе обязательного требования по оснащению спутниковой системой ГЛОНАСС ряда транспортных средств. Согласно скорректированным требованиям, новые правила вступят в силу преимущественно 31 мая 2021 г., некоторые – только в 2022 г.
Месяц плюс еще один год
Уже утвержденные обязательные требования для транспортных компаний по оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС вступят в силу только 31 мая 2021 г. Соответствующее постановление №597 от 28 апреля 2020 г. «о внесении изменений в отдельные акты» опубликовано на сайте Правительства России за подписью премьер-министра Михаила Мишустина.
Изменения будут внесены в шесть постановлений, которые были приняты в 2013-2019 гг. Ранее в этих поручениях фигурировали сроки исполнения в апреле-июле 2020 г., или в начале 2021 г. Все эти документы вводят различные правила и требования по обязательному оснащению транспорта аппаратурой ГЛОНАСС. Отсрочка затронула, главным образом, пассажирские автобусы вместительностью более восьми пассажиров и транспорт для перевозки опасных грузов.
Перенос сроков внедрения спутниковой аппаратуры на транспорте является мерой снижения административной нагрузки на транспортную отрасль, «которая оказалась в числе пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции», отмечается в документе.
Какие документы о внедрении ГЛОНАСС изменены
Два правительственных акта из шести, в которые новым постановлением вносятся изменения сроков, имеют непосредственное отношение к новым требованиям по оснащению автобусов для перевозки групп детей и их сопровождающих. В частности, изменение внесено в постановление № 1177 от 17 декабря 2013 г. «Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами». Ранее оснащение таких автобусов аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS требовалось завершить до 31 мая 2020 г., теперь срок перенесен на 31 мая 2021 г.
ГЛОНАСС в детских автобусах и у перевозчиков опасных грузов появится до 31 мая 2021 г.
Аналогичные изменения введены в постановление № 772 «О внесении изменений в приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99». Здесь требования по обязательному оснащению автобусов для перевозки детей аппаратурой ГЛОНАСС/GPS также перенесены на год, до 31 мая 2021 г.
Требование к обязательному внедрению систем спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS на транспорте для перевозки опасных грузов изложено в постановлении Правительства «О приостановлении действия Правил оснащения транспортных средств категорий М2, МЗ и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» № 877 от 10 июля 2019 г. В предыдущей редакции документа речь шла о 31 мая 2020 г., в новой редакции срок перенесен на 31 мая 2021 г.
Алексей Трефилов, ELMA: Low-code инструменты помогут эволюции ИТ-ландшафта компании
Инфраструктура
Еще три документа, в которые внесены изменения сроков, имеют косвенное отношение к внедрению системы ГЛОНАСС на транспорте. Так, документ «О применении положений пункта 3 правил перевозок грузов автомобильным транспортом», излагающий требования к оснащению транспорта для международной перевозки опасных грузов, приводил новые российские нормы в соответствие с нормами Евросоюза с 1 января 2021 г., теперь дата изменена на 1 января 2022 г.
В документе «Об утверждении Правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»» от 6 апреля 2019 г. , который вводил ряд новых требований в случае изменения конструкции транспортного средства, ранее указанный срок 1 июля 2020 г. теперь заменен на 1 февраля 2021 г.
В дополнение, также внесены изменения в документ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам допуска граждан к управлению транспортными средствами» №1734 от 20 декабря 2019 г., где вводится ряд новых требований при сдаче экзаменов на права ряда категорий, в том числе, для вождения спецтранспорта и перевозки опасных веществ. В этом постановлении ранее фигурировавший срок 1 октября 2020 г. теперь заменен на 1 апреля 2021 г.
- Первый в России ИТ-маркетплейс Market.CNews для Вашего бизнеса. С ценами на ИТ-услуги от сотен поставщиков
Владимир Бахур
Обязательна ли установка ГЛОНАСС?
Вопрос о том, обязательна ли установка ГЛОНАСС, возникает довольно часто. Необходимостью оборудования транспортных средств интересуются и обычные автовладельцы, и руководители предприятий, использующие автомобили для коммерческих перевозок.
При этом интерес этот отнюдь не праздный: знать, обязательна ли установка ГЛОНАСС нужно и для планирования расходов, и для оценки расширения функциональных возможностей автомобиля. Так что ниже мы приведем краткие характеристики систем спутниковой навигации, и разберёмся, в каких случаях установка навигационного оборудования действительно является обязательной.
Принципиальные отличия систем ГЛОНАСС И ЭРА-ГЛОНАСС?
Установка какой системы является обязательной?
Системы спутникового позиционирования: общие сведения
С развитием спутниковой сети, позволяющей при относительно небольших финансовых и временных затратах определять положение любого объекта, на рынке стали появляться системы спутниковой навигации. Работают такие системы по единой схеме:
- На отслеживаемый объект устанавливается специальное устройство – маяк. Трекер или полнофункциональный терминал.
- При необходимости (постоянно либо периодически) устройство определяет собственные координаты в привязке к сети навигационных спутников.
- Информация со спутника обрабатывается и передается в специальное программное обеспечение. Для передачи чаще всего используется мобильная GSM-сеть.
Использование спутниковых систем позволяет решать целый ряд задач:
- Удаленное позиционирование любого объекта с установленным спутниковым терминалом.
- Отслеживание движения объекта (или нескольких объектов) в режиме реального времени.
- Удаленный сбор информации о техническом состоянии объекта, параметрах его движения и т.д.
Системы спутниковой навигации чаще всего используются на транспорте. Но трекеры и маяки могут применяться и в других сферах – например, при поиске потерявшихся домашних животных.
Наиболее разветвленной спутниковой сетью использующейся для навигации, является сеть GPS. Отечественным аналогом является сеть спутников ГЛОНАСС, которая постоянно развивается, и сегодня практически не уступает GPS по качеству связи и точности позиционирования.
Принципиальные отличия систем ГЛОНАСС И ЭРА-ГЛОНАСС
При упоминании установки ГЛОНАСС на транспортное средство может подразумеваться один из двух вариантов:
- Система удаленной навигации ГЛОНАСС.
- Система ЭРА-ГЛОНАСС, обеспечивающая оперативное позиционирование и информирование экстренных служб при попадании автомобиля в ДТП.
Путать их не стоит: разница между этими системами достаточно существенна, и ниже мы ее проанализируем.
ГЛОНАСС: навигационная система
Оборудование автомобилей спутниковой навигацией ГЛОНАСС – это услуга, которой обычно пользуются предприятия с крупным автопарком. При этом:
- На автомобили компании устанавливаются ГЛОНАСС-терминалы, обеспечивающие связь со спутниками и передачу данных. Дополнительно машины могут оборудоваться датчиками удаленного контроля, отслеживающими уровень ГСМ, фиксирующими удары при ДТП и т. д.
- На компьютеры в компании устанавливается программное обеспечение, обеспечивающее прием и обработку информации со спутниковых терминалов на транспортных средствах.
- Благодаря совместной работе ПО и периферических устройств появляется возможность отслеживать движение всего автопарка в режиме реального времени, также обеспечивается контроль за маршрутами, графиком движения, расходованием ГСМ и т.д.
В данном случае ГЛОНАСС-навигация выступает в качестве центрального элемента системы мониторинга транспорта. Её устанавливают на:
- коммерческие автомобили, выполняющие регулярные/нерегулярные перевозки;
- автобусы, выполняющие перевозки по утвержденным маршрутам;
- спецтехнику;
- автомобили, перевозящие опасные грузы и т.д.
ЭРА-ГЛОНАСС: экстренное реагирование
Система ЭРА-ГЛОНАСС отличается и по конструкции, и по функционалу:
- При установке ЭРА-ГЛОНАСС на автомобиль монтируются спутниковый терминал с модулем мобильной связи, переговорное устройство и «тревожная кнопка» для активации системы в ручном режиме. Если автомобиль оснащается системой при производстве, то дополнительно устанавливаются датчики ДТП, автоматически активирующие систему при ударе или перевороте авто.
- При активации системы (сработал датчик или была нажата кнопка «SOS») терминал связывается со спутниковой сетью ГЛОНАСС для определения координат автомобиля. Информация о ДТП передаётся по мобильной сети в колл-центр, оператор которого связывается водителем по переговорному устройству.
- Если водитель не отвечает, или же подтверждает факт аварии, то на место происшествия выезжают экстренные службы. При этом учитывается информация, поступившая от терминала ЭРА-ГЛОНАСС: место ДТП, характер повреждений, марка и тип двигателя авто и т.д.
Таким образом, система ЭРА-ГЛОНАСС использует возможности сети навигационных спутников для решения конкретной задачи: быстрого и точного определения координат места аварии.
В чем отличие ГЛОНАСС от ЭРА-ГЛОНАСС?
При анализе всей приведенной выше информации разница становится очевидной. Обе системы используют спутниковую сеть для позиционирования транспортного средства с установленным терминалом, но:
- ГЛОНАСС – это прежде всего система навигации, отслеживания и мониторинга транспорта, призванная решать задачи коммерческого характера. Ее использование облегчает управление обширным автопарком, снижает вероятность хищения топлива и т.д.
- ЭРА-ГЛОНАСС – это система оперативного оповещения экстренных служб о ДТП, призванная сократить до минимума время реагирования на сигнал об аварии. Возможности спутниковой сети в ней используются для позиционирования ТС.
Есть отличия и с финансовой точки зрения: оборудование и для ГЛОНАСС, и для ЭРА-ГЛОНАСС приобретается за свой счет (либо включается в стоимость авто). Но если расходы на эксплуатацию системы мониторинга несет само предприятие, то использование возможностей ЭРА-ГЛОНАСС для экстренной связи со скорой помощью или ДПС совершенно бесплатно.
Установка какой системы является обязательной?
Когда говорят об обязательной установке ГЛОНАСС на автомобиль, почти всегда имеют в виду именно ЭРА-ГЛОНАСС:
- Установка оборудования для автопарка навигационными системами и их эксплуатация для мониторинга транспорта являются полностью добровольными.
- Ранее обязательной была установка ГЛОНАСС-трекеров на автомобили, перевозящие опасные грузы, но сейчас эта норма упразднена.
Что касается установки комплексов ЭРА-ГЛОНАСС, то на текущий момент она обязательна:
- Для новых автомобилей, выпускаемых в обращение в странах Таможенного Союза.
- Для всех б/у автомобилей, ввозимых в страны ТС из-за рубежа.
В первом случае оборудование для спутникового позиционирования и экстренного оповещения устанавливает производитель, во втором – эта обязанность ложится на плечи владельца ТС. Для установки терминала и «тревожной кнопки» придется обратиться в специализированный сервисный центр.
Разобравшись во всех нюансах, приведенных выше, вы сможете понять, обязательна ли установка ГЛОНАСС в вашем случае, и уже на основе этого анализа планировать дальнейшие действия и расходы.
Глонасс Законодательство с 2018 года Добровольное или Обязательное
Система мониторинга используется многими транспортными предприятиями, службами такси и другими организациями. Он позволяет контролировать местоположение и движение транспортного средства, а также поведение водителей за рулем. Использование системы ГЛОНАСС помогает выявлять нецелевое использование транспортных средств и несоблюдение заданного маршрута.
Транспортные средства, оснащенные системой мониторинга, считаются более безопасными. В случае аварии или поломки водитель машины может оперативно подать сигнал тревоги, а диспетчер отследить ее местонахождение.
Как работает система мониторинга транспорта?
В автомобиле установлен трекер с SIM-картой, подключенной к системе спутникового слежения. Устройство узнает местоположение транспортного средства через GPS-приемник и отправляет полученную информацию владельцу транспортной компании или диспетчеру.
В случае возникновения чрезвычайной ситуации на дороге водитель может нажать тревожную кнопку, сообщить о происшествии и попросить о помощи. Диспетчер увидит, где находится машина, свяжется с водителем по громкой связи в машине, после чего передаст информацию в местные экстренные службы.
ГЛОНАСС на автомобиль 2018 года
Согласно Федеральному закону №395 об обязательной установке ГЛОНАСС с 1 января 2017 года продажа новых автомобилей, не оборудованных системой спутникового слежения, запрещена. Такое изменение закона коснулось в первую очередь производителей.
Систему спутникового слежения ГЛОНАСС необходимо устанавливать на автомобили из стран ЕС и России. Если транспортное средство не оборудовано системой спутникового слежения, таможенный контроль на границе его не пропустит.
Согласно изменениям в Федеральный закон №395 с 1 января 2018 года установка ГЛОНАСС не является обязательной для каждого автомобиля. Требование распространяется только на новые автомобили. Оборудование должно быть установлено производителем или дистрибьютором.
Бывают случаи, когда подержанные автомобили ввозятся в страну из-за границы. В этом случае владелец транспортного средства должен оплатить установку системы.
Необходимые документы
Для отслеживания местонахождения и движения ТС в системе мониторинга необходима регистрация. Для его реализации необходимо подготовить следующий перечень документов:
- договор на приобретение комплекта оборудования;
- заверенный сертификат технической безопасности транспортного средства;
- паспорт владельца автомобиля.
Система спутникового мониторинга незаменима на предприятиях, занимающихся перевозками, но пользуется популярностью и у рядовых автомобилистов.
Штрафы при отсутствии оборудования ГЛОНАСС
В связи с принятием закона об обязательной установке ГЛОНАСС многие автовладельцы стали беспокоиться о возможных штрафах в случае его неисполнения.
Установка ГЛОНАСС на старые автомобили необязательна, а новые автомобили комплектуются производителем. Поэтому автомобилисты могут не переживать из-за возможных санкций.
ГЛОНАСС | NovAtel
ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система, Россия)
ГЛОНАСС была разработана Советским Союзом как экспериментальная система военной связи в 1970-х годах. Когда закончилась холодная война, Советский Союз признал, что у ГЛОНАСС есть коммерческое применение благодаря способности системы передавать прогнозы погоды, связь, навигационные и разведывательные данные.
Первый спутник ГЛОНАСС был запущен в 1982 году, а в 1993 году система была объявлена полностью работоспособной. После периода, когда производительность ГЛОНАСС снизилась, Россия взяла на себя обязательство довести систему до требуемого минимума – 18 активных спутников. В настоящее время в созвездии ГЛОНАСС развернуто 24 спутника.
Спутники ГЛОНАСС эволюционировали с момента запуска первых. Последнее поколение ГЛОНАСС-М показано на Рис. 30. готовится к запуску.
Конструкция системы ГЛОНАСС
Созвездие ГЛОНАСС обеспечивает видимость разного количества спутников в зависимости от вашего местоположения. Минимум четыре спутника в поле зрения позволяют приемнику ГЛОНАСС вычислять свое положение в трех измерениях и синхронизироваться с системным временем.
Космический сегмент ГЛОНАСС
Космический сегмент ГЛОНАСС представлен в Таблице 4.
Таблица 4: Группировка спутников ГЛОНАСС
Спутники | 24 плюс 3 запасных |
Орбитальные самолеты | 3 |
Наклонение орбиты | 64,8 градуса |
Радиус орбиты | 19 140 км |
Космический сегмент ГЛОНАСС состоит из 24 спутников в трех орбитальных плоскостях, по восемь спутников в каждой плоскости.
Геометрия созвездия ГЛОНАСС повторяется примерно раз в восемь дней. Период обращения каждого спутника составляет примерно 8/17 звездных суток, так что за восемь звездных суток спутники ГЛОНАСС совершили ровно 17 орбитальных оборотов.
Каждая орбитальная плоскость содержит восемь равноудаленных спутников. Каждый день один из спутников будет находиться в одном и том же месте на небе в одно и то же звездное время.
Спутники выводятся на номинально круговые орбиты с наклонением цели 64,8 градуса и радиусом орбиты 19140 км, что примерно на 1060 км ниже, чем у спутников GPS.
Спутниковый сигнал ГЛОНАСС идентифицирует спутник и включает в себя:
- Информация о местоположении, скорости и ускорении для расчета местоположения спутника.
- Информация о состоянии спутника.
- Смещение времени ГЛОНАСС от UTC (SU) [Всемирное координированное время России].
- Альманах всех остальных спутников ГЛОНАСС.
«Земля была абсолютно круглой. . . Я никогда не знал, что означает слово «круглый», пока не увидел Землю из космоса». Алексей Леонов, советский космонавт, о своем историческом 19-летии.85 выход в открытый космос.
Сегмент управления ГЛОНАСС
Сегмент управления ГЛОНАСС состоит из центра управления системой и сети командно-следящих пунктов по всей России. Сегмент управления ГЛОНАСС, аналогичный сегменту GPS, следит за исправностью спутников, определяет поправки на эфемериды, а также смещения спутниковых часов относительно времени ГЛОНАСС и UTC (Всемирное координированное время). Два раза в день он загружает поправки на спутники.
Сигналы ГЛОНАСС
В таблице 5 приведены сводные данные о сигналах ГЛОНАСС.
Таблица 5: Характеристики сигнала ГЛОНАСС
Обозначение | Частота | Описание |
L1 | 1598,0625 — 1609,3125 МГц | L1 модулируется сигналами HP (высокая точность) и SP (стандартная точность). |
L2 | 1242,9375 — 1251,6875 МГц | L2 модулируется сигналами HP и SP. Код SP идентичен коду, передаваемому по L1. |
Каждый спутник ГЛОНАСС передает на несколько разных частотах L1 и L2, с P-кодом (кодом HP) на частотах L1 и L2 и кодом C/A (кодом SP) на частотах L1 (все спутники) и L2 (большинство спутников). Спутники ГЛОНАСС передают один и тот же код на разных частотах. Этот метод известен как FDMA для множественного доступа с частотным разделением каналов. Обратите внимание, что этот метод отличается от того, который используется в GPS.
Сигналы ГЛОНАСС имеют ту же поляризацию (ориентацию электромагнитных волн), что и сигналы GPS, и имеют сравнимую силу сигнала.
Система ГЛОНАСС основана на 24 спутниках, использующих 12 частот. Спутники могут совместно использовать частоты, если противоположные спутники передают на одной частоте. Противоположные спутники находятся в одной орбитальной плоскости, но разнесены на 180 градусов. Спаренные спутники могут передавать на одной частоте, поскольку они никогда не появятся одновременно в поле зрения приемника на поверхности Земли, как показано на 9.0045 Рис. 32.
Модернизация ГЛОНАСС
По мере окончания срока службы существующих спутников ГЛОНАСС-М они будут заменены спутниками ГЛОНАСС-К следующего поколения.