Содержание
Новая редакция Кодекса РФ об Административных Правонарушениях с комментариями и изменениями на 2021-2022 год
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП или ФЗ №195) представляет собой юридический документ, в котором перечислены правонарушения в определённых сферах общественных отношений. Эти сферы представлены в статье 1.2, а так же в структуре кодекса.
Кто несёт ответственность по нормам КоАП
Субъектами ФЗ №195 являются:
- физлица;
- юрлица;
- должностные лица.
В этом состоит принципиальное отличие административной ответственности от уголовной. В соответствии с номами уголовного права наказать можно только конкретного человека. По нормам административного права наказанию подлежат и организации.
В качестве должностных лиц к ответственности привлекаются конкретные люди, совершившие противоправные деяния при выполнении служебных обязанностей. В этом случае человек привлекается к ответственности как физлицо, но степень его вины усугубляется в связи со спецификой его положения.
В связи с большой значимостью понятия «должностное лицо», статья 2.4 КоАП РФ содержит подробное описание признаков этого субъекта. К таковым относятся:
- выполнение властных функций;
- властно-распорядительные полномочия в отношении людей, не находящихся в служебной зависимости от данного лица;
- выполнение хозяйственных работ, связанных с управленческими процессами.
При этом, как следует из статьи 2.6, иностранцы и люди без гражданства несут ответственность наравне с гражданами РФ.
Возраст ответственности по КоАП наступает с 16 лет. Это правило носит абсолютный характер и не содержит исключений.
Как и за что наказывают
Кодекс об административных правонарушениях часто сравнивают с Уголовным кодексом. Эти документы действительно имеют немало общих черт. Особенно это касается структуры. Оба кодекса делятся на две части. Первая посвящена общим положениям, в рамках которых раскрываются понятия административных правонарушений, ответственности и наказаний. Вторая часть содержит перечень правонарушений по отдельным категориям.
Наказания, предусмотренные КоАПом, описаны в статье 3.2. Лицо, уличённое в правонарушении, может понести наказание в виде:
- предупреждений;
- штрафов;
- лишения некоторых прав;
- конфискации орудий и средств совершения правонарушений;
- ареста;
- приостановления деятельности юрлица;
- запрета на посещение мероприятий или общественных мест;
- обязательных работ.
В особенной части ФЗ №195 содержится перечень административных правонарушений из сфер:
- защиты прав избирателей;
- предоставления государственных, муниципальных и образовательных услуг;
- защита прав на здоровье и санитарно-эпидемиологическую безопасность;
- охраны собственности;
- экологической безопасности;
- строительства и промышленности;
- сельскохозяйственного производства;
- передвижений на разных видах транспорта.
Таким образом, КоАП РФ со всеми правками в 2021-2022 годах предусматривает наказания за целый комплекс правонарушений. Аналогичные противоправные действия могут рассматриваться и в Уголовным кодексе. Однако в нём предусмотрена только ответственность за поступки, имеющие большую общественную опасность.
Функция Кодекса об административных правонарушениях
Само слово «функция» переводится с латинского языка как совершение или исполнение. В качестве термина это слово используется для обозначения взаимозависимости действий, когда изменения в одном объекте неизменно ведут за собой изменения в другом. Все законы выполняют одну и ту же функцию – обеспечивают такое состояние общества, при котором каждый человек может реализовать свои конституционные права.
Специфическая функция КоАП состоит в том, чтобы обеспечивать защиту прав, которые в той или иной степени связаны с управленческими, то есть административными действиями и решениями. Не зря в нормативах этого документа большое значение имеет рассмотрение дел, связанных с действиями таких субъектов, как должностные лица. За действия, связанные с реализацией управленческих решений чаще всего несут ответственность два субъекта – юридическое и должностное лицо.
Кодекс РФ об административных правонарушениях , несмотря на свою специфику, относится к законам, востребованным самыми широкими слоями населения. Он касается каждого гражданина России, государственных и муниципальных организаций, а так же любого предпринимателя.
Оглавление
одна проверка – один штраф — Право на vc.ru
Срочная новость! На связи Олег Крысов, юрист компании Zharov Group, специализирующейся на экологических спорах и проверках.
3722
просмотров
26.03.2022 на официальном интернет-портале правовой информации опубликован федеральный закон № 70-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ», предусматривающий новые правила привлечения к административной ответственности по результатам контрольно-надзорных мероприятий.
Так, в ст. 4.4 КоАП РФ вносится поправка, согласно которой если в одном контрольно-надзорном мероприятии выявлено два и более административный правонарушения, предусмотренных одной и той же статьей (частью статьи) Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, то наказывать за них будут как за одно правонарушение.
Если же выявят правонарушения, предусмотренные двумя и более статьями Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, то наказывать будут как за идеальную совокупность с поглощением мягкого наказания более строгим.
Напомним, что раньше для применения правил об идеальной совокупности нужно было совершить одно деяние во времени и в пространстве. Поэтому если лицо одним деянием нарушило несколько обязанностей с разными сроками их исполнения, суды не видели в этом идеальной совокупности и штрафовали за все нарушения. Теперь с этим будет покончено. Одна проверка повлечет одно административное наказание.
Законопроект разрабатывался при поддержке Акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и первоначально предполагал распространить эти правила только на субъекты малого и среднего предпринимательства, а также на социально ориентированные некоммерческие организации, включенные в реестр этих субъектов. Однако в итоговой версии закона этих ограничений по лицам нет.
Для малых предприятий и социально ориентированных некоммерческих организаций введено другое послабление:
штраф для них будет такой же, как для предпринимателей. А если в статье, по которой они привлекаются к ответственности, штрафа для ИП нет, то тогда их штраф «ополовинивается»: будет в пределах от ½ минимального до ½ максимального размера штрафа по этой статье для юридических лиц (если санкция определена в диапазоне) или просто «ополовинивается» (если штраф фиксированный). С оговоркой: итоговая сумма должна быть не меньше штрафа, который предусмотрен этой статьей для должностных лиц. Однако эти послабления не будут действовать, если по статье Особенной части КоАП РФ предприниматели несут такую же ответственность, как и юридические лица, т.е. за наиболее общественно опасные правонарушения, в которых риск причинения вреда не зависит от масштаба бизнеса.
Закон вступит в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования[1] и будет действовать с обратной силой: распространится на лиц, которые совершили правонарушения раньше, но еще не исполнили наказание (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ).
[1] Ст. 6 федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
Появились вопросы?
Напишите нам в комментариях или на сайте! И подписывайтесь на рассылку актуальных новостей в сфере экологического законодательства.
Хотели бы получить помощь юриста по экологическому праву? Проведем анализ перспектив бесплатно! Оставьте вашу заявку
Российская Федерация: Введены ограничения для СМИ с иностранным финансированием
Прослушать эту страницу
(14 мая 2021 г.) 30 апреля 2021 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал недавно принятые поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Поправки предусматривают штрафы за распространение в средствах массовой информации материалов, произведенных лицом, признанным и зарегистрированным в качестве иностранного агента в России, если такие публикации не имеют специального знака, обозначающего издателя как «иностранного агента». Ограничения распространяются на публикации и сообщения, распространяемые онлайн или через социальные сети. (Федеральный закон № 102-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях § 2.)
Закон следует за другими поправками в Кодекс об административных правонарушениях, связанными с работой так называемых иностранных агентов в России. Те поправки, которые вступили в силу с 1 марта 2021 года, запрещают любое упоминание лица или организации, признанных иностранным агентом, без информирования об этом аудитории. Штраф за нарушение поправок может достигать суммы, эквивалентной 5000 долларов США. (Федеральный закон № 14-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».)
«Иностранный агент» в соответствии с законодательством Российской Федерации
Определение «иностранный агент» было введено в 2012 г. в качестве поправки к Закону Российской Федерации «О некоммерческих организациях» и изменено в 2014, 2016 и 2019 гг. (Федеральный Закон № 121-ФЗ от 20 июля 2012 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». СМИ, получающие финансирование из-за рубежа, считаются иностранными агентами и подлежат особым правилам регистрации и мониторинга. Минюст России может включить такие организации в список иностранных агентов. (Федеральный закон от 02.12.2019 № 426-ФЗо внесении изменений в федеральные законы о средствах массовой информации и об информации, информационных технологиях и о защите информации ст. 1(2).)
Ограничения для иностранных агентов
Регистрация в качестве иностранного агента прямо не запрещает организации работать в России, но предъявляет дополнительные требования. Большинство этих требований относятся к финансовой отчетности. Организация, получающая финансовую или иную помощь из-за рубежа, обязана ежеквартально отчитываться перед государственным регистрирующим органом о назначении и фактическом расходовании иностранных средств и подлежит обязательному ежегодному аудиту. Аудиторский отчет должен быть представлен в регистрирующий орган и опубликован на веб-сайте органа. Общий учет должен вестись отдельно для отечественных и иностранных средств, поступивших в организацию. (Федеральный закон № 121-ФЗ, ст. 2.5(а).) Государственные органы вправе проводить внеплановые экстренные проверки финансовых документов организации, если они подозревают или были проинформированы о правонарушениях организации. Кроме того, отчеты о высшем руководстве иностранных агентов должны предоставляться каждые шесть месяцев. Если правительство установит, что организация не полностью выполнила процедуру регистрации, оно может приостановить деятельность организации на срок до шести месяцев. (Статья 2.5(ж).) Нарушение правил регистрации наказывается штрафом в размере около 6000 долларов США или лишением свободы сроком на два года. (Ст. 3.2.) Поправки в КоАП и УК РФ, принятые в декабре 2019 г.а в декабре 2020 г. предусмотрены повышенные штрафы в размере до эквивалента 100 000 долларов США за неоднократное нарушение требований, связанных с назначением иностранного агента. (Федеральный закон от 16.12.2019 № 443-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ст. 1(2)(3).) В зависимости от обстоятельств лица, признанные иностранными агентами и должностными лицами Иностранные агенты-судебные лица подлежат лишению свободы на срок до пяти лет. (Федеральный закон от 30.12.2020 № 525-ФЗ «О внесении изменений в статью 330-1 УК РФ, часть 1»)
Маркировка материалов и публикаций иностранного агента
Все организации, зарегистрированные в качестве иностранного агента, обязаны маркировать все свои публикации и другие материалы, включая онлайн-контент, указанием, что «эти материалы были подготовлены и/или распространены некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента». (Федеральный закон № 121-ФЗ, ст. 2.4.) По данным Роскомнадзора, органа государственного надзора в сфере массовых коммуникаций, размер шрифта для этих маркировок должен быть в два раза больше размера шрифта, используемого для текста публикация. При этом разметка должна располагаться по центру страницы или изображения и занимать не менее 20% отведенного для публикации места. Для аудиовизуальной продукции объявление о производстве материалов иностранным агентом должно быть не короче 15 секунд и транслироваться в начале презентации и в начале каждого нового сегмента трансляции после рекламных пауз. (Приказ Роскомнадзора от 23.09.2020 № 124.) Доступ к контенту СМИ может быть ограничен Роскомнадзором в случае признания судом факта нарушения СМИ требований иностранного агента. (Федеральный закон № 426-ФЗ, ст. 2(2).)
Позиция Конституционного Суда
В 2014 году Конституционный Суд Российской Федерации отклонил возражение Уполномоченного по правам человека в России и региональной общественной организации о том, что регистрация организации в качестве иностранного агента нарушает ее права, стигматизируя ее. По мнению суда, факт регистрации организации в качестве иностранного агента не означает, что государство относится к этой организации негативно, и имидж такой организации в обществе не должен быть неблагоприятным. (Конституционный Суд Российской Федерации, Определение от 8 апреля 2014 г. № 10-П.)
Иные требования к СМИ
Законом от 30.04.2020 № 102-ФЗ также введено специальное требование к единообразию для всех журналистов и других представителей СМИ, если они освещают публичные мероприятия или присутствуют на массовых мероприятиях. Репортеры должны быть идентифицированы по «четко различимому отличительному знаку, который будет установлен федеральной полицией по согласованию с федеральным агентством по надзору за СМИ и Союзом журналистов. Любое мошенническое использование такого знака наказывается 50 часами обязательных работ или штрафом в размере до 500 долларов США. (Федеральный закон № 102-ФЗ § 3.)
Об этом изделии
Заголовок
- Российская Федерация: введены ограничения на СМИ с иностранным финансированием
Онлайн формат
веб-страница
Права и доступ
Публикации Библиотеки Конгресса являются работами правительства Соединенных Штатов, как это определено в Кодексе США 17 U. S.C. §105 и, следовательно, не защищены авторским правом и могут свободно использоваться и повторно использоваться. Библиотека Конгресса не возражает против международного использования и повторного использования работ Библиотеки правительства США на loc.gov. Эти работы также доступны для использования во всем мире и повторного использования в рамках CC0 1.0 Universal.
Подробнее об авторских правах и других ограничениях.
Для получения рекомендаций по составлению полных ссылок обратитесь к Citing Primary Sources.
Кредитная линия: Юридическая библиотека Конгресса
Процитировать этот товар
Цитаты генерируются автоматически из библиографических данных, как
для удобства и может быть неполным или точным.
Чикагский стиль цитирования:
Российская Федерация: введены ограничения на СМИ с иностранным финансированием . 2021. Веб-страница. https://www.loc.gov/item/global-legal-monitor/2021-05-14/russian-federation-restrictions-on-media-with-foreign-funding-imposed/.
Стиль цитирования APA:
(2021) Российская Федерация: введены ограничения на СМИ с иностранным финансированием . [Веб-страница] Получено из Библиотеки Конгресса, https://www.loc.gov/item/global-legal-monitor/2021-05-14/russian-federation-restrictions-on-media-with-foreign-funding. -наложенный/.
Стиль цитирования MLA:
Российская Федерация: Введены ограничения на СМИ с иностранным финансированием . 2021. Веб-страница. Получено из Библиотеки Конгресса,
Россия криминализирует независимое освещение войны, антивоенные протесты – Российская Федерация
«Дискредитация» вооруженных сил, призывы к прекращению войны, поддержка санкций становятся преступлениями
(Берлин) – Россия приняла и ввела в действие два закона силы 4 марта, которые криминализируют независимое освещение войны и протест против войны с наказанием до 15 лет лишения свободы, заявила сегодня Хьюман Райтс Вотч. Законы запрещают распространение «фейковых новостей» о российских вооруженных силах, призывы к прекращению их развертывания и поддержку санкций против российских целей.
«Эти новые законы являются частью безжалостных усилий России по подавлению любого инакомыслия и обеспечению того, чтобы население не имело доступа к какой-либо информации, противоречащей версии Кремля о вторжении в Украину», — сказал Хью Уильямсон, директор по Европе и Центральной Азии в Хьюман Райтс Вотч.
Два закона были ускоренно рассмотрены парламентом 4 марта, и обе палаты приняли их единогласно. Президент Путин подписал их и в тот же день ввел в действие.
Законы налагают строгую цензуру на все обсуждения войны России с Украиной, при этом российские власти запрещают называть ее «войной» или «вторжением». Но законы не ограничиваются текущей войной на Украине, а применяются к любому развертыванию с участием российских вооруженных сил, например, в рамках регионального военного альянса Организации Договора о коллективной безопасности.
Существует также угроза применения закона задним числом. Российские власти регулярно обвиняют людей в экстремизме или причастности к «нежелательным организациям» на основании сообщений в социальных сетях за годы до того, как эти группы были запрещены. Например, в сентябре 2021 года суд оштрафовал председателя Российского комитета против пыток Игоря Каляпина за «распространение материалов» «нежелательной» иностранной организации.
Рассматриваемый материал представлял собой статью, размещенную на веб-сайте Комитета против пыток, в которой сообщалось, что чешская гуманитарная группа наградила Каляпина за его правозащитную деятельность. Чешская организация People in Need впоследствии была занесена в черный список как «нежелательная» в 2019 году, через два года после того, как организация Каляпина опубликовала статью. Тем не менее закон был применен, и российские правоохранительные органы и суды интерпретировали публикации как «постоянное нарушение».
Если власти будут применять такой же подход к новым законам, российские оппозиционные политики, активисты и журналисты, которые уже публично призывали к прекращению войны, протестовали, обнародовали предполагаемые нарушения со стороны российских вооруженных сил или призывали к санкциям против российских целей, может грозить судебное преследование. Те, кто находится за пределами России, также могут стать объектами потенциальных попыток экстрадиции.
Хьюман Райтс Вотч призвала все правительства отказывать в любых будущих запросах об экстрадиции российских граждан за правонарушения, предусмотренные этими законами, поскольку это приведет к нарушению основных прав экстрадируемого лица и нарушить международно-правовые обязательства государства.
5 марта полиция провела обыски в помещении оппозиционной газеты «Псковская губерния» и местного отделения оппозиционной партии «Яблоко» в Пскове на западе России, заявив, что они несут ответственность за «дискредитацию российских вооруженных сил». Полиция, по-видимому, открыла производство в ответ на заявление местной жительницы, которая утверждала, что 28 февраля она получила электронное письмо с призывами принять участие в антивоенных протестах. Источники, которые видели электронное письмо, предполагают, что нет никаких доказательств того, что электронное письмо было отправлено газетой или оппозиционной партией.
Однако Лев Шлосберг, который одновременно является издателем газеты (а ранее ее главным редактором) и председателем местного отделения партии «Яблоко», открыто заявил о своей антивоенной позиции в отношении вторжения в Украину, и является одним из организаторов антивоенной акции протеста, запланированной в городе на следующей неделе. Поэтому вполне вероятно, что полиция использовала электронное письмо от 28 февраля в качестве предлога для преследования Шлосберга и связанных с ним организаций.
В преддверии принятия драконовских законов ряд иностранных СМИ ушли из России, а как минимум два российских независимых СМИ решили удалить все свои предыдущие публикации о войне. Это повышает вероятность того, что миллионы людей в России также будут вынуждены удалять существующие публикации и материалы, искажая исторические данные.
Как участник Международного пакта о гражданских и политических правах и Европейской конвенции о правах человека Россия обязана уважать и защищать права на свободу мнений и их свободное выражение, в том числе права «искать, получать и распространять информацию и идеи через любые средства массовой информации и независимо от границ». Хотя необходимые и соразмерные ограничения этих прав могут быть наложены по законным причинам, включая национальную безопасность, территориальную целостность или общественную безопасность, масштабы российской цензуры не соответствуют критериям законного вмешательства в эти права, отмечает Хьюман Райтс Вотч.
Свобода слова и доступ к информации также могут подвергаться дополнительным ограничениям в чрезвычайных ситуациях, включая военное время. Однако российские власти не используют полномочия военного времени и не стремятся отступить – временно и частично приостановить – свои обязательства в области прав человека из-за чрезвычайного положения. Уровень контроля и цензуры, установленный Кремлем, ущемляет как свободу выражения мнений, так и право на доступ к информации и не может быть оправдан международным правом даже во время войны, отмечает Хьюман Райтс Вотч.
«Кремль уничтожает все возможности для инакомыслия, чтобы гарантировать, что смелые антивоенные протестующие не вернутся на улицы», — сказал Уильямсон. «Когда президент Путин добивается такого фундаментального права — краеугольного камня демократии — с такой тоталитарной тактикой, он избавляется от любых претензий на то, что его правительство уважает верховенство закона, права человека или демократию».
«Ложная информация» о Вооруженных Силах Российской Федерации
Вновь добавленная статья 207.3 Уголовного кодекса предусматривает наказание за «публичное распространение заведомо ложных сведений об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации» от крупных штрафов до лишения свободы на срок до три года. Лица, якобы распространяющие такую ложную информацию с использованием своего «служебного положения» или в составе организованной группы либо с «искусственным созданием доказательств для обвинения»; или «руководствуясь жадностью или мотивируемой политической, идеологической, расовой, этнической или религиозной ненавистью или ненавистью к социальной группе», может грозить от пяти до десяти лет лишения свободы. В случае наступления «тяжких последствий» предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 15 лет с запретом на занятие профессией или определенной деятельностью на срок до 5 лет. Российское уголовное законодательство не содержит исчерпывающего перечня того, что составляет «тяжкие последствия», и в зависимости от конкретного преступления правоохранительные органы и суды интерпретируют его как включающие значительные материальные убытки и телесные повреждения или смерть. Таким образом, то, что может представлять собой серьезное последствие распространения предполагаемой ложной информации, по существу остается на усмотрение обвинения.
В течение нескольких дней после полномасштабного вторжения России в Украину 24 февраля российские власти удвоили усилия по подавлению критических голосов и независимых СМИ, угрожая заблокировать доступ к ряду СМИ или оштрафовать их, если они не ограничат свои сообщения воспроизведением официальной Кремлевский рассказ. Впоследствии несколько известных СМИ были закрыты или решили приостановить свое вещание.
Последние положения создают риск уголовного преследования, ведущего к тюремному заключению не только для профессиональных журналистов, но и для любого, кто размещает сообщения в Интернете, или, возможно, для любого, кто публично обсуждает войну. Правонарушения, совершенные при «отягчающих обстоятельствах», могут повлечь за собой более суровые приговоры, при этом «искусственное создание доказательств для обвинения» прямо включено в число таких отягчающих обстоятельств. Таким образом, деятельность, которая, как считается, способствует недавно объявленному Международным уголовным судом расследованию потенциальных военных преступлений в Украине, может привести к судебному преследованию и тюремному заключению, а следственные группы, собирающие и публикующие данные и изображения о нарушениях международного гуманитарного права и прав человека, могут оказаться под угрозой. .
Публичные действия, «дискредитирующие» Вооруженные Силы России
Законы вносят новые положения в УК РФ (статья 280. 3) и КоАП (статья 20.3.3), переводя «публичные действия, направленные на дискредитацию» Вооруженные силы незаконны. Сюда входят публичные призывы к выводу вооруженных сил или прекращению боевых действий.
«Правонарушения» как по административному, так и по уголовному кодексу практически идентичны: лица, впервые совершившие правонарушение, подлежат привлечению к уголовной ответственности по административному кодексу с максимальным штрафом в размере 50 000 рублей (около 450 долларов США) для физических лиц или 500 000 рублей (около 400 долларов США). $4500) для юридических лиц.
Если обвиняемый имеет хотя бы одну административную судимость по тому же обвинению в течение одного года, ему может быть предъявлено обвинение в соответствии с Уголовным кодексом и ему грозит до трех лет лишения свободы.
При наличии «отягчающих обстоятельств», что влечет за собой создание опасности гибели или причинения вреда здоровью, либо порчи имущества, либо массовое нарушение общественного порядка, либо нарушение работы различных объектов инфраструктуры, в том числе транспорта и финансово-кредитных учреждений , штрафы, налагаемые за административное правонарушение, могут быть удвоены. В случае привлечения к уголовной ответственности, при фактической смерти по неосторожности, причинении вреда здоровью, порче имущества, массовом нарушении общественного порядка или нарушении работы различных объектов инфраструктуры, в том числе транспортных и финансово-кредитных учреждений, срок лишения свободы может быть увеличен. до пяти лет.
С тех пор, как Россия начала войну с Украиной, тысячи людей вышли на улицы по всей России, чтобы мирно протестовать и призвать российские власти положить конец войне. Власти ответили массовыми задержаниями, запугиванием и жестокостью полиции. Несмотря на это, ежедневные протесты продолжаются, протестующие держат антивоенные плакаты и скандируют антивоенные лозунги. 4 марта активистка оппозиции Юлия Галямина была задержана по обвинению в призывах к участию в акциях протеста. Другие деятели оппозиции, правозащитники и другие лица также открыто призывали людей присоединиться к протестам, в то время как многие видные телеведущие, музыканты, писатели и поэты в обеих странах и за их пределами публично призывали к прекращению войны и выражали тревогу. на действия России.
Пока неясно, будут ли общие антивоенные лозунги противоречить закону о «дискредитации», но вполне возможно. Сроки и скорость, с которой были приняты законы, посылают зловещий сигнал о том, насколько широким должен быть охват этих законов.
Поскольку закон требует, чтобы лицо имело хотя бы одну административную судимость в течение года за одно и то же правонарушение, прежде чем оно будет привлечено к уголовной ответственности, уголовное преследование протестующих против войны не может быть начато немедленно. Но поскольку антивоенные протесты происходят ежедневно, существует реальная перспектива того, что те, кто принимает участие более чем в одном протесте, очень скоро будут привлечены к ответственности за административные, а затем и уголовные правонарушения. Власти также, вероятно, будут использовать, как и в прошлом, старые посты в социальных сетях в качестве основания для возбуждения дел об административных правонарушениях, открывая дверь для уголовного преследования всех, кто упорно выступает против действий России в Украине. Аналогичным образом, поскольку российские суды уже преследовали мирных демонстрантов и посадили одного из них в тюрьму на том основании, что в январе 2021 года они препятствовали движению транспорта, антивоенные протестующие, скорее всего, расценят любое незначительное нарушение движения, которое они вызывают, как отягчающее обстоятельство и оказаться в тюрьме.
Призыв к санкциям
Другой набор положений квалифицирует как административное, так и уголовное правонарушение для российских граждан или российских юридических лиц призывать к санкциям против России, ее граждан или российских юридических лиц.
Новая норма Кодекса об административных правонарушениях (статья 20.3.4) распространяется на призывы к иностранным государствам, их образованиям, межгосударственным организациям или объединениям вводить или применять политические или экономические санкции. Штраф аналогичен штрафу за «дискредитацию» Вооруженных Сил, до 50 000 рублей (около 450 долларов США) для физических лиц и 500 000 рублей (около 4500 долларов США) для юридических лиц.
Соответствующее уголовное правонарушение (статья 284.2) направлено против «рецидивистов», то есть граждан России, которые в течение года ранее были судимы по тем же статьям административного правонарушения. Наказания варьируются от штрафа до трех лет лишения свободы и штрафа.
Различные страны, в том числе США и Европейский союз, ввели обширные экономические и политические санкции против российского руководства, деловых людей, имеющих тесные связи с Кремлем, банковского и авиационного секторов России. Некоторые международные органы и межправительственные организации также приняли меры по приостановке членства России или полному исключению России.
Ряд российских оппозиционеров, в том числе находящийся в заключении лидер оппозиции Алексей Навальный и его помощники, уже давно призывают к санкциям против российских целей, включая бизнесменов, которых они считают близкими к президенту Путину. Эти новые преступления предоставляют дополнительный инструмент для преследования Навального, его помощников и других оппозиционных политиков и активистов, поддерживающих санкции против российских объектов, а также для того, чтобы добиваться экстрадиции обратно в Россию противников, бежавших из страны.