Содержание
Какое масло лучше для двигателя с турбонаддувом — Лайфхак
- Лайфхак
- Эксплуатация
Что нужно знать, подбирая подходящее масло для турбированного мотора? Нужно понимать особенности его работы, иметь в виду особенности эксплуатации и помнить о рекомендациях автопроизводителя.
Максим Строкер
В последнее время турбина стала почти обязательным атрибутом современного двигателя. Даже упертая Toyota, похоже, поняла, что вечно выпускать моторы, сконструированные 20 лет назад, выдавая их за новейшие разработки, — уже «немного не современно». В связи с этим, выбор масла для агрегата с наддувом стал сейчас актуален как для владельца новой машины, так и для обладателя подержанного транспортного средства.
У турбомотора наибольшая отдача, то есть, максимум выработки тепла приходится на диапазон оборотов в районе 3000—4000 об/мин, когда турбина гонит повышенное количество кислорода в цилиндры. То есть при нажатии на педаль газа двигатель сначала относительно медленно раскручивается. И только после того как поток выхлопных газов станет достаточным для полноценной работы турбины происходит скачок вырабатываемой энергии, сопровождаемый скачком температуры.
Такая специфика работы предъявляет особые требования к моторному маслу. Оно обязано сохранять свои свойства как при низких, так и при повышенных температурах. Что в случае турбированного двигателя особенно важно, поскольку ось, на которой крепятся крыльчатки системы турбонаддува, фактически плавает в масляных ваннах, выполняющих роль опорных подшипников. Плохая смазка в кратчайшие сроки угробит любую турбину. Столь высокие требования резко сужают спектр подходящих масел.
По большому счету, для машин с турбокомпрессорами лучше всего подходят полностью синтетические масла. «Полусинтетику» некоторых марок, в принципе, тоже можно применять для заливки в современные турбомоторы, но только с оговоркой, что срок замены в этом случае придется сократить до 5000—6000 километров. Просто потому, что такие масла менее выносливы для таких условий эксплуатации.
Первое, на что следует смотреть при выборе масла — рекомендации производителя в руководстве по эксплуатации машины. Ориентироваться нужно на маркировку подходящих масел по стандартам американской API и европейской АСЕА. Для турбированных двигателей подойдут масла классов SN и SM по градации API и класса A5/B5 — по АСЕА. Это современные смазки для многоклапанных и турбированных моторов. Заметим, что характеристики масел, укладывающихся в требования европейской A5/B5, заметно выше чем у конкурентов, удовлетворяющих американской SN.
Что же касается характеристик вязкости моторного масла, то турбированные моторы «предпочитают» 0w-30, если машина эксплуатируется в спокойном городском режиме. Если же водитель любит посильней нажать на педаль газа, то стоит заливать масло на уровне 0W-40. А уж совсем заядлые «гонщики» льют в двигатель смазки с вязкостью 0W-50, способные справляться с достаточно экстремальными температурами в моторе.
Подробнее о проблемах выбора масла, его замены, экономии и других нюансах использования смазочных материалов, вы можете узнать здесь.
- Автомобили
- Тест-драйв
Испытываем четвертое поколение японского гибридного хэтчбека
31491
- Автомобили
- Тест-драйв
Испытываем четвертое поколение японского гибридного хэтчбека
31491
Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:
- Telegram
- Яндекс.Дзен
двигатель, моторное масло
Масла для двигателей с турбонаддувом
Содержание
- Характеристики
- Рекомендации по выбору масла
- Выбор основы
- Общие рекомендации по эксплуатации турбированного автомобиля
- Масла SINTEC для двигателей с турбонаддувом
Производители двигателей с турбонаддувом предъявляют к смазочным материалам целый ряд специфических требований. Они должны иметь повышенную стабильность при высоких температурах, а также улучшенные антифрикционные и противоизносные характеристики. Это связано с тем, что турбонаддув увеличивает нагрузку на детали двигателя, и эксплуатационные условия масла гораздо более жесткие, чем в обычном моторе. До появления турботаймеров владельцам турбированных машин приходилось давать двигателю поработать несколько минут на холостых оборотах, прежде чем его заглушить. Это давало возможность турбине остыть, не прерывая подачу масла. С появлением турботаймеров и систем водяного охлаждения турбины автомобили стали проще в эксплуатации для их владельцев. Но высокие требования к маслу для двигателей с турбонаддувом ничуть не снизились.
Характеристики
В системе классификации моторных масел API стали появляться требования к смазочным материалам дизельных двигателей с турбонаддувом. Самым первым классом качества был API CC. Актуальный на сегодняшний день — CJ-4. Для бензиновых турбодвигателей обязательных требований в стандарте пока что нет. Необходимые свойства есть у масел класса SG и выше. Если использовать в машине масла классом ниже, то с большой вероятностью менять их придется чаще. Многие современные масла можно лить и в бензиновый, и в дизельный двигатель. По стандартам API, производитель указывает обозначения характеристик через косую черту. Например, масла SINTEС обозначатся LUX SAE 10W-40 API SL/CF или ЭКСТРА SAE 20W-50 API SG/CD, где класс S относится к бензиновым, а класс С – к дизельным ДВС.
Рекомендации по выбору масла
При выборе масла первое, на что необходимо обратить внимание, — требования самого автопроизводителя. Они указаны в сервисной книжке. Второе — на индекс вязкости SAE. В обозначениях 0W-30 или 10W-40 первая цифра указывает на температуру, при которой масло сохранит текучесть, и относится к зимним условиям эксплуатации. Вторая цифра указывает на вязкость смазки после прогрева мотора. Если при наступлении холодов залить слишком вязкое масло, оно быстро загустеет. Летом тоже могут возникнуть проблемы — излишняя вязкость масла может привести к перегреву ДВС. Более вязкие смазки рекомендованы только для автомобилей с пробегом 100 тыс. км и более. В этом случае вязкость смазки компенсирует естественный износ ДВС. Жидкие масла облегчают запуск двигателя зимой, но разогретому мотору может не хватить толщины масляной пленки. В результате под нагрузками увеличится износ.
Выбор основы
При выборе между синтетикой, полусинтетикой и минеральным маслом нужно знать следующее:
- Синтетические масла имеют более стабильные свойства в течение всего времени эксплуатации, но они и самые дорогие.
- Полусинтетика считается оптимальной по соотношению цены, качества и свойств.
- Минеральные масла применяются тогда, когда величина вязкости и класс их качества соответствуют нормам, установленным производителем. Такая смазка не вредит деталям дизельного двигателя и в разогретом виде имеет высокую текучесть. Но нужно помнить, что при низких температурах такое масло густеет и осложняет пуск.
Общие рекомендации по эксплуатации турбированного автомобиля
Владельцы машин с турбированными двигателями должны обязательно следить за уровнем масла. У таких машин более высокий расход смазочных материалов по сравнению с обычными. Нехватка масла может привести к быстрому износу и выходу дорогого турбокомпрессора из строя. Если двигатель не оснащен турботаймером, глушить его сразу после поездки нельзя. Нужно дать ему поработать на холостом ходу 3–5 минут. Иначе остановится циркуляция масла и охлаждение. Остатки масла в раскаленной турбине коксуются и способствуют более быстрому износу ДВС. То же самое касается прогрева двигателя перед поездкой. Это обязательно делать даже летом и только на холостом ходу. Если торопиться, газовать и поднимать обороты во время прогрева, турбину можно быстро вывести из строя.
Масла SINTEC для двигателей с турбонаддувом
Компания поставляет минеральные масла для автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями — легковых, легких коммерческих машин и автобусов.
-
SINTEC LUX SAE 10W-40 API SL/CF
Полусинтетическое масло предназначено для новых моделей бензиновых и дизельных двигателей с турбонаддувом и катализатором. Его отличные эксплуатационные свойства обеспечиваются высокотехнологичными присадками. -
SINTEC ЭКСТРА SAE 20W-50 API SG/CD
Это минеральное масло произведено из высококачественной базы с добавлением присадок и предназначено для форсированных бензиновых моторов и дизельных двигателей с умеренным наддувом. -
SINTEC ТУРБО ДИЗЕЛЬ SAE 20W-50 API CD
Для производства этого всесезонного минерального масла используется база высокой степени очистки и пакет присадок последнего поколения. Оно предназначено для скоростных дизельных моторов с турбонаддувом и без него и тех, которые работают в тяжелых эксплуатационных условиях, также сельхозтехники и тракторов.
Как правильно выбрать моторное масло
Печать
Твитнуть
Корпорация Нория
«Вы бы порекомендовали дизельное масло 5W-40 или 15W-40 для страны с тропическим климатом? Будет ли 5W-40 менее вязким по сравнению с дизельным моторным маслом 15W-40 для холодного пуска по утрам? Как это повлияет на производительность и защита двигателя? Это будет использоваться на флоте в стране с тропической погодой со средней температурой 32-37 градусов C в полдень и высокой влажностью (60 процентов). Рано утром и поздно ночью температура будет около 24-27 градусов C. Поскольку зимы нет, должен ли я просто игнорировать значение «W» и сосредоточиться на 40?»
Чтобы выбрать правильный смазочный материал для вашего автомобиля, используйте класс(ы) вязкости, рекомендованные производителем оригинального оборудования (OEM) на весь срок службы двигателя и особенно в течение гарантийного периода двигателя. Классы вязкости в первую очередь рекомендуются в соответствии с ожидаемыми температурами окружающей среды, в частности, начальными температурами.
Рабочая температура моторного масла существенно не меняется даже при разных температурах окружающей среды, поэтому рекомендуемая вязкость вполне постоянна для различных применений. Основным отличием является класс вязкости «W», который относится к температуре запуска, так как от этого будет зависеть вязкость масла, его прокачиваемость и готовность смазывать двигатель.
Класс вязкости 5W требует, чтобы смазочный материал правильно растекался при более низких температурах, чем, например, класс вязкости 15W, поэтому ожидается, что он будет использоваться при более низких начальных температурах. В тропическую погоду большинство OEM-производителей по-прежнему рекомендуют всесезонные продукты, такие как SAE 15W-40, потому что смазочный материал проходит через двигатель быстрее, чем чистый SAE 40, даже при более высоких температурах окружающей среды.
Еще одним важным фактором при выборе моторного масла является сертификация качества или уровень производительности. В Соединенных Штатах это определяется Американским институтом нефти (API). Для дизельных двигателей уровни качества обозначаются буквой «С» вместе со второй буквой, присвоенной в соответствии с алфавитной последовательностью, начиная с «А» для самых низких характеристик до «J» для самых последних и самых высоких характеристик. Кроме того, для некоторых приложений существуют особые требования к производительности OEM, которые также являются условием гарантии на двигатель.
С другой стороны, вы можете использовать класс вязкости 5W, тогда как рекомендуется 10W или 15W, чтобы обеспечить более быструю смазку компонентов двигателя во время запуска. Тем не менее, есть некоторые недостатки, которые следует учитывать. Например, поскольку в формуле 5W используется более легкое базовое масло, смазка может испаряться больше, чем 10W или 15W. 5W также может стоить дороже, чем 15W, и разрушать больше присадок, улучшающих вязкость, в формуле.
Вы также можете решить использовать синтетическую смазку с такими же требованиями к вязкости и качеству. В целом, полностью синтетические смазочные материалы обладают лучшими моющими свойствами и защитой двигателя, чем обычные минеральные масла.
Если по какой-то причине у вас нет доступа к точному качеству и вязкости, рекомендованным OEM, 15W хорошо течет при температуре окружающей среды в тропических странах.
Приведенную ниже иллюстрацию из SAE можно использовать в качестве общего ориентира для выбора вязкости в зависимости от температуры окружающей среды.
Какое масло следует использовать?
Масло — источник жизненной силы вашего двигателя. Для достижения максимального срока службы двигателя очень важно выбрать правильное масло и регулярно менять его с правильными интервалами, используя правильные процедуры.
Если бы вы летели за газотурбинным двигателем, выбор масла был бы простым. Вы просто выберете самую скользкую и долговечную смазку, которую сможете найти, и это будет 100% синтетическое масло. Конец истории.
Но когда дело доходит до поршневых двигателей наших самолетов, все становится намного сложнее. Это потому, что масло в поршневом двигателе призвано делать гораздо больше, чем просто смазывать. Масло также должно служить охлаждающей жидкостью, очищающим средством, нейтрализатором кислоты, герметиком, гидравлической жидкостью и консервантом. Найти масло, которое адекватно выполняет все эти функции, может быть непростой задачей.
Односортное масло
Чистое минеральное масло, такое как Aeroshell 100 (красная банка или синяя пластиковая бутылка), представляет собой масло на нефтяной основе без обычных очищающих агентов или пакета присадок. Оно обычно используется в качестве масла для обкатки новых стальных или хромированных цилиндров. Его «претензия на известность» заключается в том, что он не особенно хорош ни в смазке, ни в очищении! В результате высокий уровень трения может ускорить процесс обкатки, но это масло не одобрено для длительного использования в вашем двигателе. Если вы используете этот материал для обкатки, вы должны слить его в течение 10-25 часов (чем раньше, тем лучше) и заменить его высококачественным беззольным диспергирующим (AD) маслом.
Односортное масло AD, такое как Aeroshell W 100 (SAE 50) или W 80 (SAE 40), представляет собой однокомпонентное масло на нефтяной основе с пакетом присадок, состоящим из беззольных диспергирующих очистителей, агентов для удаления свинца и кислотных нейтрализаторов. Он обеспечивает хорошую смазку и хорошее очищающее действие. Односортное масло особенно хорошо защищает двигатели от внутренней коррозии, потому что оно очень густое при обычной комнатной температуре и прилипает к деталям двигателя, не отделяясь так же легко, как всесезонные масла.
Однако односортное масло не рекомендуется для эксплуатации в холодную погоду без предварительного подогрева. При запуске при температурах ниже точки замерзания односортное масло может быть слишком густым, чтобы обеспечить достаточную смазку в первые или две минуты работы двигателя.
Универсальное масло
Многовязкое масло на нефтяной основе, такое как Phillips X/C 20W-50, похоже на односортное масло AD, но имеет повышающий индекс вязкости («VI»), благодаря которому масло сохраняет более постоянная вязкость в широком диапазоне температур. Это масло остается более жидким и более текучим при комнатной температуре, чем односортное масло. Это явное преимущество при запуске в холодную погоду, если отсутствует предварительный прогрев (или отапливаемый ангар). С другой стороны, многоцелевое масло намного легче снимает детали двигателя в периоды простоя, поэтому оно не обеспечивает такой хорошей защиты от коррозии, как односегментное масло.
Полностью синтетическое масло, такое как Mobil AV-1 (больше не выпускается), представляет собой многоцелевое синтетическое масло с пакетом присадок AD, аналогичным другим маслам AD. Синтетическое масло обладает лучшей смазывающей способностью (или скользкостью), чем масло на нефтяной основе, а также рядом других преимуществ. В отличие от нефтепродуктов, полностью синтетическое масло не коксуется (или «коксуется») при высоких температурах, а также не теряет своей вязкости при длительной эксплуатации.
С другой стороны, синтетическое масло легко смывается с деталей (из-за его низкой вязкости при комнатной температуре и чрезвычайной скользкости). Он также плохо очищает, потому что его молекулы слишком скользкие, чтобы очень хорошо удерживать очищенный свинец, углерод и другие частицы во взвешенном состоянии. Именно это плохое очищающее действие (особенно в отношении свинца) стало причиной того, что Mobil AV-1 недавно был снят с рынка. В течение многих лет мы предостерегали от использования полностью синтетического масла в большинстве собственных самолетов.
Полусинтетическое масло, такое как Aeroshell 15W-50, представляет собой смесь мультивязкого масла на нефтяной основе с полностью синтетическим маслом (в случае продукта Aeroshell это смесь 50-50). Такая смесь является попыткой объединить превосходные смазывающие свойства синтетического масла с превосходными очищающими свойствами нефтяного масла. По большей части он достигает этих целей. Aeroshell 15W-50 — отличное масло, которое хорошо справляется почти со всем. Однако, как и все многокомпонентные масла, оно остается довольно жидким при комнатной температуре, поэтому легко отделяет детали двигателя и делает их уязвимыми для коррозии в периоды простоя. Около года назад Shell начала добавлять новый ингибитор коррозии в пакет присадок Aeroshell 15W-50, пытаясь решить эту проблему. Однако мы считаем, что еще слишком рано говорить о том, насколько эффективна эта новая добавка.
Какое масло следует использовать?
Все зависит от того, куда вы летаете и как часто.
Если ваш самолет летает хотя бы раз в неделю или вы работаете в среде с низкой коррозией, например, в пустыне или в горах, вам, вероятно, не нужно слишком беспокоиться о коррозии. Это особенно верно, если самолет также находится в ангаре. В этом случае мы рекомендуем использовать универсальное масло, такое как Phillips 20W-50 или Aeroshell 15W-50. Полусинтетика Aeroshell является немного лучшей смазкой, в то время как Phillips X/C немного лучше очищает. Оба являются отличным выбором.
С другой стороны, если вы находитесь в агрессивной среде — в пределах 100 миль от побережья, Персидского залива, Великих озер или крупного мегаполиса с его промышленным загрязнением — и если ваш самолет иногда летает в течение двух недель или больше за один раз, не летая, внутренняя коррозия должна быть серьезной проблемой. Это особенно актуально, если самолет не находится в ангаре. Если вы попадаете в эту категорию, мы настоятельно рекомендуем вам использовать однокомпонентное масло AD, такое как Aeroshell W 100, чтобы обеспечить наилучшую возможную защиту от коррозии в периоды простоя.
Если вы работаете в умеренном климате (например, в большей части Калифорнии), вы можете использовать одновязкое масло круглый год. Однако, если вы работаете при отрицательных зимних температурах, мы рекомендуем вам перейти на многокомпонентное масло в холодные месяцы, а затем вернуться к одновязкому маслу в течение оставшейся части года. (Если ваш механик говорит вам, что переход с одного типа масла на другой вреден, он дезинформирован.)
Регулярная замена масла
Невозможно переоценить важность регулярной замены масла. В процессе работы двигателя масло загрязняется азотной и серной кислотами, водой, солями свинца, углеродом, металлом и другими примесями. Важно регулярно вымывать их из двигателя. Кроме того, очистители и нейтрализаторы кислот в пакете присадок масла изнашиваются, и их необходимо пополнять при замене масла.
Если ваш двигатель оснащен полнопоточным масляным фильтром, вы должны менять масло и фильтр каждые 50 часов или реже. Если у вас есть только масляный экран, вы должны менять каждые 25 часов. В любом случае, вы должны менять масло каждые четыре месяца, даже если за это время вы налетали всего несколько часов; масло может все еще выглядеть чистым, но пакет присадок, вероятно, расстрелян.
Всякий раз, когда вы меняете масло, сначала летайте на самолете, чтобы довести масло до полной рабочей температуры и взболтать любые загрязняющие вещества, которые могли осесть обратно во взвешенное состояние. Слейте масло как можно быстрее после завершения этого прогревочного полета, чтобы убедиться, что вы слили все неприятные вещества. Соберите образец масла примерно на полпути процесса слива и отправьте его в лабораторию для спектрографического анализа масла. (Автор использует Анализ моторного масла в Талсе, Оклахома.)
Если у вас есть масляный фильтр, обязательно меняйте его при каждой замене масла. Особенно важно разрезать старый фильтр и осмотреть элемент на наличие металла. Если вы когда-нибудь заметите неразрезанный масляный фильтр в мусорном баке в своей мастерской, найдите себе другую мастерскую!
RAM Aircraft Corporation из Вако, штат Техас, возможно, является ведущей мастерской по капитальному ремонту крупнокалиберных двигателей Continental.