Blog Detail

  • Home
  • Ксенон запрещен или нет: Лишение прав за ксенон в 2022 году — Оренбург

Ксенон запрещен или нет: Лишение прав за ксенон в 2022 году — Оренбург

Содержание

Ксенон разрешен или нет, чем отличается ксенон от биксенона

Улучшить качество головного света разными способами стараются и автоинженеры и многие автовладельцы. Один из наиболее действенных способов решения данной задачи – установка газоразрядных источников света или ксеноновых ламп. При этом если первые делают это в промышленных масштабах с проведением всех необходимых измерений и испытаний, то вторые ставят ксенон в кустарных условиях, не задумываясь о технической стороне дела.

Нередко единственный вопрос, которым задаются доморощенные Кулибины:

  1. чем отличается ксенон от биксенона;
  2. какой температуры лампы ставить.

Несомненно, фары с газоразрядными лампами светят гораздо лучше обычных «галогенок», только они должны быть «правильными». В противном случае все, чего удастся добиться – это яркое освещение в пяти метрах перед машиной и сильнейшее ослепление встречных водителей.

Содержание

  1. Что такое «ксенон»
  2. Чем отличается ксенон от биксенона
  3. Как установить ксенон
  4. О какой температуре все говорят
  5. Ксенон разрешен или нет

Что такое «ксенон»

Итак, для начала необходимо разобраться, в чем отличие ксеноновых ламп от галогенных. Последние, по сути, представляют собой обычные лампы накаливания, но с улучшенными световыми характеристиками. В качестве источника света в них работает вольфрамовая нить, которая под напряжением разогревается и начинает светиться. Галогенная лампа со временем светит все хуже и хуже. Причина кроется в том, что вольфрам постепенно испаряется и оседает на внутренней поверхности колбы. Второй недостаток таких ламп в достаточно низкой надежности. При движении по плохим дорогам велика вероятность, что спираль оборвется.

Зато для «галогенок» не требуется сложной оптики. Спираль, являющаяся источником света, закреплена неподвижно, поэтому оптимальную конструкцию линзы и отражателя довольно просто вычислить.

В ксеноновой, или, правильнее, газоразрядной лампе источником света является электрическая дуга, возникающая между двумя электродами. Внутри колбы находится смесь инертного газа ксенона и солей металлов. Высоковольтный разряд, проходящий между парой электродов, вызывает яркое свечение этой смеси.

В отличие от спирали, электрическая дуга имеет определенную степень подвижности, поскольку каждый новый разряд проходит не точно в том месте, где предыдущий (особенно это хорошо видно на замедленном видео). Свет от ксеноновой лампы получается рассеянным.
В результате возникает необходимость тщательно проектировать:

  • оптику, и применять специальные фокусирующие линзы, которые смогут собрать правильный световой пучок;
  • а также шторки, отсекающие лишнюю часть светового потока.

Главное преимущество «ксенона» — фара лучше светит. Однако из него возникает и главная проблема – ослепление. Правильно отрегулированные фары ближнего света с галогенными лампами не ослепляют встречных водителей, независимо от рельефа дороги. В отличие от них «ксенон», если нос машины задерется вверх, светит прямо в глаза. Чтобы бороться с этим, автомобиль должен быть оснащен автоматическим корректором фар, который будет постоянно поддерживать их правильное положение. В интернете можно найти немало видео с авариями, вызванными ослеплением, неправильно установленными ксеноновыми фарами.

Существует и еще одно требование, о котором многие забывают. Стекло фары должно быть всегда чистым. Как только на него попадает грязь, световой поток начинает рассеиваться. В результате, опять же, ослепляются встречные водители, и резко ухудшается освещение дороги. На видео хорошо видно, насколько хуже светит фара при образовании даже тонкой грязевой пленки на стекле фары. Поэтому автомобиль дополнительно должен оснащаться омывателем фар.

Чем отличается ксенон от биксенона

Биксенон – это разновидность ксеноновых фар, способных работать в двух режимах – дальнего и ближнего света от одной и той же лампы. Принцип его работы основан на перемещении шторки или отражателя в фаре. Сама лампа при этом неподвижна.

Таким образом, в режиме ближнего света, либо верхняя часть светового пучка срезается шторкой, либо весь поток направляется отражателем вниз, на ближнее пространство перед машиной. Соответственно, когда фара переключается в режим дальнего света, либо поднимается шторка, либо отражатель перемещается, направляя свет вдаль.

Как установить ксенон

Однозначного ответа на вопрос «как установить ксенон – самостоятельно или на сервисе» дать нельзя. С одной стороны, предпочтительнее обратиться в проверенный автосервис, где не только установят новое оборудование, но и отрегулируют после этого фары и дадут гарантию на выполненную работу. Однако такая услуга обойдется недешево. К стоимости необходимого оборудования добавится цена работы.

С другой стороны, если руки, что называется, растут, откуда надо, лучше ставить ксенон самостоятельно. Главный плюс – цена вопроса, которая уменьшится почти вдвое. В качестве практического руководства можно использовать видео, которые выкладывают пользователи многочисленных форумов. Зачастую подобные видео можно найти и на сайтах компаний-производителей газоразрядного оборудования для автомобилей.

Установка, скорее всего, займет больше времени, чем в мастерской, зато исключается вероятность попасть в руки недобросовестных работников.

Прежде, чем ставить ксенон, необходимо проверить, допускается ли его установка в фары автомобиля. Для этого на них наносится маркировка заглавными латинскими буквами (например, DC/HR). Буква H указывает, что фара предназначена для галогенных ламп, буква D означает, что фара рассчитана на использование ксенона. Буквами C и R обозначается, соответственно, ближний и дальний свет. Таким образом, маркировка, приведенная в примере гласит, что в фаре для ближнего света может использоваться ксенон, а для дальнего – только галогенные лампы.

Если маркировкой допускается установка ксенона, следующее, на что нужно обратить внимание – состояние фары. Отражатель и пластиковый рассеиватель могут со временем мутнеть, в таком случае лучше приобрести новую фару.

Про то, как ставить автокорректор и омыватель также можно найти видео на автофорумах. Работа не очень сложная, но довольно кропотливая, требующая затрат времени. Последняя задача – установка блока розжига. Здесь придется задуматься, как и куда его монтировать, и как лучше проложить провода от него. Иномаркам присуща плотная компоновка агрегатов в подкапотном пространстве, и найти подходящее место бывает довольно сложно.

Схема подключения ксенона не отличается особой сложностью. Она аналогична «галогенной» с той только разницей, что добавляется вышеупомянутый блок розжига, от которого идут провода к лампам.

О какой температуре все говорят

Наиболее значимым параметром газоразрядной лампы является температура ее свечения. В магазинах встречаются лампы с температурой свечения от 3000 до 8000 К (Кельвин). В фары головного света лучше ставить лампы с температурой 4300 – 5000К. Их свет ближе всего к дневному. Как результат – меньше утомляются глаза, дорога хорошо освещается. Основное преимущество – хорошо освещается мокрый асфальт.

С повышением температуры свечение становится сначала белым (6000К), затем переходит в голубой спектр (8000К). Ставить самые «горячие» лампы не стоит, поскольку дорогу они освещают очень плохо, а мокрую и подавно. Разница в освещенности наглядно демонстрируется многочисленными видео- и фотоматериалами в интернете.

Ксенон разрешен или нет

На вопрос, разрешен ли ксенон, можно дать однозначный ответ: да, в России он разрешен к применению. Важно лишь понимать, что его установка допускается только при выполнении требований совместимости таких ламп с фарами автомобиля и наличия такого дополнительного оборудования в виде автокорректора фар и омывателя.

А вот на вопрос, можно ли ставить ксенон на отечественные автомобили, можно так же однозначно ответить: нет. Их оптика не предназначена для таких переделок. Более того, сторонними производителями для них также не выпускаются сертифицированные фары, позволяющие применять газоразрядные лампы.

В завершение статьи хотелось бы обратиться к тем, кто ставит или собирается ставить «колхозный» ксенон в свои машины:

  1. проявите хотя бы немного уважения к другим участникам дорожного движения. Вы слепите;
  2. вы подвергаете опасности сотни жизней, в том числе и свою.

Все ваши доводы наподобие «мой ксенон никого не слепит, я сам проверял» — полная чушь. Посмотрите видео с последствиями ослепления на высокой скорости.

Если вам так важно иметь голубой свет фар, в продаже есть замена ксенону и виде «галогенок» с увеличенной светоотдачей и голубым свечением. Лучше установите их, это, по крайней мере, безопасно.

Опасность ксенона

    В основе этого типа осветительного оборудования лежит технология галогеновых и газонаполненных ламп. Ксеноновые лампочки возникли в середине 20 века и изначально использовались в кинопроекторах. И лишь в 1991 г. появились первые ксеноновые автомобильные фары, когда фирма Philips выпустила свои образцы на рынок. Этот тип осветительных приборов сейчас довольно популярен, но ксенон имеет не только плюсы, но и существенные минусы, которые могут делать эксплуатацию опасной. Давайте рассмотрим все особенности фар этого типа более подробно.

    Ксеноновая лампа имеет вид стеклянной колбы, внутри которой под давлением находится особая смесь инертных газов, включающая в себя ксенон и соли металла. Также в колбе находится 2 электрода. Чтобы между ними разжечь дугу, на электроды надо подать напряжение коло 25000 В. В процессе горения такая лампа будет требовать уже гораздо меньшего напряжения — до 85 В.

    На транспортное средство, оборудованное ксеноновыми фарами, обязательно устанавливается специальное дополнительное оборудование, которое необходимо для обеспечения безопасной эксплуатации и вождения:

  • Блоки розжига — с их помощью происходит активизация горения. То есть они нужны, чтобы ксеноновые лампы смогли начать светиться, именно этот блок подает импульс высокого напряжения.
  • Автокорректоры фар — специальный электронный прибор, обеспечивающий возможность регулировки положения оптики относительно загруженности кузова машины, или положения относительно дороги. Он призван сделать свет «правильным». Автокорректор позволяет автоматически настраивать положение автомобильных фар так, чтобы свет всегда попадал на дорогу, и не слепил водителей, едущих по встречной полосе.
  • Омыватели фар — они нужны, чтобы обеспечить чистоту фары, их устанавливают на бампер чуть ниже оптики автомобиля. Омыватели требуются обязательно, так как даже мельчайшие частички грязи или пыли на стекле оптики могут стать причиной падения яркости и возникновению эффекта точечного свечения.

Почему ксенон популярен у водителей?

    Ксеноновая оптика изначально устанавливалась производителями автомобилей на машины премиум сегмента, сейчас же такие фары может установить каждый. Да, если все делать правильно, то удовольствие не из дешевых, но водители готовы потратиться, так как ксенон имеет много преимуществ перед обычными галогеновыми лампами.

Основные плюсы ламп этого типа:
  • Большая светоотдача и световой поток.
  • Свечение в узком диапазоне гарантирует водителю хорошую видимость в условиях тумана и дождя.
  • Высокая надежность и продолжительный срок службы из-за отсутствия нити накаливания.
  • Экономичность и высокий КПД. Эти лампы почти не нагреваются и не тратят на это энергию, а у галогенок почти 50% энергии уходит на нагрев.

Можно ли устанавливать ксеноновые лампы в России ?       

    Многих волнует вопрос: запрещен ли ксенон официально? Хочется успокоить всех владельцев легального «ксенона»: к Вам никаких претензий со стороны ГИБДД нет и быть не может, так как фары данной категории автотранспортных средств сертифицированы для использования именно с газоразрядными источниками света. Также хочется отметить, что сам «ксенон» как таковой не запрещен, и в Кодексе об административных правонарушениях ответственность за использование именно «ксенона» не предусмотрена.

 Применение в фарах, предназначенных для использования с лампами накаливания, в том числе галогенными, газоразрядных источников света следует квалифицировать как несоответствие режима работы внешних световых приборов (совокупность технических характеристик фар, соответствующих тому или иному светораспределению, обеспечивающему безопасность дорожного движения в зависимости от дорожной ситуации и метеоусловий) требованиям конструкции транспортного средства.

    Так уж сложилось в России, что бремя доказывания вины больше не лежит на сотрудниках ГИБДД в случае обращения для разрешения спорной ситуации в суд. Отныне именно Вам придется доказывать свою невиновность, суды, как правило, мало разбираются во всех тонкостях данного вопроса и в большинстве случаев принимают сторону сотрудников ГИБДД.

    И так, какой же штраф за ксенон в 2021 году? И лишают ли прав за ксенон? Нелегально установленный ксенон относится к неисправностям, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства.

    Управление автомобилем с самовольно установленными ксеноновыми лампами в фарах, не предназначенных для их установки, влечет лишение права управления автомобилем на срок от шести месяцев до года с конфискацией этих ламп и приспособлений для их эксплуатации (ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ). Вот так вот, а штрафа-то и нет — идет сразу лишение прав за ксенон.

    Говоря иными словами, если согласно сертификации и ГОСТу в Ваших фарах должны быть установлены лампы накаливания (в том числе галогенные), устанавливать в них ксенон нельзя, но если у вас с завода в автомобиле установлен источник света с газоразрядными лампами, то вас сотрудники ГИБДД не имеют права привлекать к ответственности

В чем опасность ксенона?

    Сам по себе ксенон не опасен, риски возникают при кустарной установке газонаполненных ламп в фары, которые для этого не предназначены. Именно за это и предусмотрена ответственность. Это связано с тем, что свет таких ламп очень интенсивный и яркий и при неправильной настройке и установке может слепить водителей встречных машин. Это часто приводит к авариям.

Поэтому существуют некоторые правила, которые обязательно соблюдать:
  • Нельзя устанавливать ксеноновые лампы, просто заменив ими галогеновые.
  • При их установке обязательно использование омывателей фар.
  • Самый безопасный и оптимальный вариант — установка заводских комплектов вместе со специальными фарами.
  • Использовать можно лишь те фары, которые адаптированы для ксеноновых ламп: обязательно необходимо заменить рефлекторы или отражатели на те, что совместимы с ксеноном, лучше всего использовать линзы, также необходим автокорректор.
  • Заменять ксенон можно только парами, эти лампы могут со временем немного менять интенсивность свечения.

Как избежать возможного штрафа при переоборудовании фар на ксенон?

    Фактически в России ксеноновые фары разрешены, что не исключает полностью риск получения штрафа от полиции. Чтобы избежать этого, рекомендуется своевременно настраивать и устанавливать оптику в специализированных автосервисах.

Если же вы решили выполнять все работы самостоятельно, без помощи специалиста, то в ходе монтажа важно обратить внимание на несколько моментов:
  • Важно правильно разместить и закрепить блоки розжига. Чаще всего сложности возникают у владельцев иномарок, у которых моторный отсек бывает очень плотно укомплектован.
  • Если штатный патрон не подходит, его надо специально адаптировать под ксеноновые лампы, переходником для ксенон ламп.
  • Обязательно следует провести перепрограммирование бортового компьютера. При установке нестандартных автомобильных ламп, он может постоянно выдавать сообщение, что фары перегорели.
  • Очень важным моментом является регулировка фар. Если в машинах, оснащенных ксеноном на заводе, за корректировку светового потока отвечает специальный модуль динамической регулировки. То при самостоятельной замене с этим могут возникать сложности. Чтобы свет от фар не слепил водителей встречного транспорта, рекомендуется слегка опустить фары, используя штатный гидрокорректор.

    В любом случае, помните, что самостоятельная установка ксенона – это всегда риск. Тут очень важно все сделать правильно. Как уже было сказано, пусть конкретного закона именно о ксеноне в Украине пока нет, все же эксплуатация автомобильного транспорта с замененными на ксенон заводскими галеновыми лампами запрещена. Ездить спокойно с ксеноном могут только владельцы машин, оснащенных этим типом оптики на заводе, конструкция фар которых полностью соответствует требованиям принятых международных стандартов.

Wada вводит запрет на использование ксенона и аргона, но не проводит испытаний Это дело, но добавление ксенона в смесь теперь запрещено ‘ использование звездами спорта.

Новый запрет был издан Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА), которое проводит допинг-контроль во многих видах спорта.

Отсюда следует опасение, что спортсмены вдыхали эти так называемые благородные газы, чтобы стимулировать рост эритроцитов, повышающих выносливость.

Но, несмотря на пилотный запуск, действительный тест еще не готов, сообщает агентство.

Позорный приз

Идея легирования газами, чаще всего ассоциируемого с дуговой сваркой, неоновыми лампочками и анестезией, может показаться странной, но Вада считает, что существует достаточно доказательств их усиливающего потенциала, чтобы запретить их.

Ранее в этом году СМИ сообщали, что спортсмены в России годами используют газы для повышения своей выносливости перед международными соревнованиями.

Действительно, компания, разработавшая методики подготовки спортсменов с использованием ксенона, имеет на своем сайте «почетный знак» Олимпийского комитета России за «организацию и проведение ингаляционной реабилитации».

Ранее в этом году исполнительный комитет ВАДА решил запретить эти два названных газа, добавив их в список запрещенных с этого месяца.

«У нас была серьезная информация о том, что ксенон использовался», — сказал BBC News научный директор Wada доктор Оливье Рабин.

«Мы полагаем, что его использовали при подготовке к некоторым важным событиям.»

Теперь, когда ксенон и аргон запрещены, агентству необходимо провести эффективное испытание этих газов.

Источник изображения, SPL

Подпись к изображению,

Сообщается, что ксенон уже десять лет используется в России для подготовки спортсменов к соревнованиям

Разработка такого препарата — непростая задача.

Помимо присутствия в воздухе, которым мы все дышим, хотя и в незначительных количествах, ксенон также используется во многих странах в качестве анестезирующего средства.

Доктор Рабин говорит, что ученые ВАДА близки к разработке прямого теста на газ.

«У нас есть некоторые предварительные результаты пилотного проекта, которые показывают, что обнаружение не является слишком большой проблемой, но нам просто нужно сделать его надежным и надежным в контексте борьбы с допингом и убедиться, что любой результат в будущем будет принят суд. »

Подтвердить такой тест до уровня, который он может выдержать в Спортивном арбитражном суде, непросто. Когда я спросил доктора Рабина, будут ли тесты проведены к концу года, он не смог меня заверить.

«Я не могу назвать вам конкретную дату, мы обычно этого не делаем, но я могу вам сказать, что наука очень солидна, и, конечно же, мы сделаем все возможное, теперь, когда газы находятся в запрещенных списках, чтобы убедиться, что они методы обнаружения доступны как можно скорее».

Другие исследователи, тем не менее, не уверены, что надежный тест появится быстро.

Они также задаются вопросом, почему ВАДА запретило использование этих газов, но позволяет спортсменам использовать кислородные палатки или гипоксические камеры, которые имитируют эффекты сна на высоте с целью получения такого же эффекта повышения кроветворения, как ксенон.

«Вся их аргументация основана на ложных основаниях», — сказал доктор Бен Кох, бывший спортсмен и эксперт по спортивной медицине.

«То, что происходит среди элитных спортсменов, — это очень искусственный процесс, связанный с гипоксическими камерами перед соревнованиями. Это искусственно, и это ничем не отличается от искусственности ксенона.»

Второстепенные преимущества

Wada сообщает, что использование большого количества ксенона или аргона может представлять опасность для здоровья спортсменов, и это еще одна причина запрета, а также повышение производительности.

Доктор Ко отвергает этот аргумент.

«Я бы сказал, что ксенон на самом деле безопаснее, чем гипоксические палатки, с точки зрения сердечной недостаточности, травм уха и легких, риски очень хорошо задокументированы для гипоксических палаток, с другой стороны, газ ксенон из опубликованных литература кажется совершенно безопасной».

Существует вероятность того, что ВАДА располагает информацией о том, что ксенон может оказывать на спортсменов другие эффекты, улучшающие спортивные результаты, помимо увеличения выносливости.

«Беспокойство заключается в том, что есть какое-то вторичное преимущество, не связанное с HIF1, и это кажется мне вполне возможным», — сказал доктор Крис Купер из Университета Эссекса, который исследовал науку о допинге.

«Я удивлен, если эффект в этих животных моделях связан с повышением гематокрита, здесь происходит что-то еще.»

Вада говорит, что они назвали ксенон и аргон ради юридической ясности.

Я спросил доктора Рабина, что произойдет, если будет показано, что подобные инертные газы, такие как, скажем, криптон, имеют аналогичный эффект.

«Ксенон и аргон — только примеры, это не закрытый список, как у нас есть для наркотиков — завтра любой газ, имеющий активацию HIF1, де-факто запрещен.»

Значит, никаких суперспортсменов на криптоне?

«Абсолютно нет!»

Подписывайтесь на Мэтта в Твиттере @mattmcgrathbbc.

Газ ксенон как средство повышения работоспособности: допинг или просто болтовня?

В прошлом месяце The Economist опубликовал статью, в которой говорилось, что российские спортсмены используют ксенон в качестве вещества, повышающего работоспособность, уже более десяти лет. Хотя эта практика конкретно не запрещена Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА), она поднимает вопросы о том, что представляет собой допинг и какие практики следует и не следует разрешать. Редактор CyclingTips Мэтт де Ниф и эксперт по борьбе с допингом доктор Бен Ко проводят расследование.

Ответить на вопрос о том, что является допингом, а что нет, нелегко, и ВАДА далеко не последовательна в этом вопросе. Например, было доказано, что употребление кофеина улучшает результаты спортсменов и ранее было запрещено ВАДА, но теперь больше не считается запрещенным веществом.

Также известно, что спортсмены злоупотребляют парацетамолом и различными противовоспалительными обезболивающими препаратами для улучшения результатов, но они тоже не запрещены.

Точно так же вопрос о том, следует ли запретить использование спортсменами газообразного ксенона — природного элемента в воздухе, которым мы дышим, — далеко не прост. Но прежде чем мы рассмотрим этические последствия использования ксенона для повышения производительности, мы должны сначала задать вопрос: что такое ксенон и как он улучшает производительность?

Что такое ксенон?

Ксенон — это так называемый «благородный газ», элемент, находящийся в крайней правой части таблицы Менделеева, который предпочитает не реагировать с другими элементами. Впервые он был обнаружен в 1898 году, и теперь мы знаем, что он составляет 0,0000087% земной атмосферы.

Чистый ксенон можно извлечь из воздуха с помощью процесса, известного как «фракционная перегонка», при котором компоненты воздуха (например, кислород, азот, двуокись углерода и т. д.) отделяются и концентрируются. Газ доступен через фармацевтические каналы, а также через, казалось бы, менее авторитетные онлайн-каналы.

Помимо использования в освещении (см. иллюстративное изображение), газообразный ксенон использовался в качестве анестетика с 1950-х годов и считается почти идеальным веществом для этой работы, учитывая, что у него нет известных побочных эффектов или проблем с токсичностью. .

В отличие от более широко используемых анестезирующих газов, таких как галотан и изофлюран, которые могут вызывать повреждение печени, нарушение сердечного ритма и ряд других осложнений. Если бы не его непомерно высокая стоимость, ксенон, вероятно, использовался бы в качестве анестетика более широко.

Газообразный ксенон также используется для визуализации легких и ряда других медицинских применений, включая защиту наших внутренних органов от гипоксических повреждений, то есть от воздействия ограниченного количества кислорода в кровотоке. Есть также предположения, что ксенон может предложить некоторую помощь в замедлении или борьбе с развитием болезни Паркинсона.

Но как ксенон помогает улучшить спортивные результаты? И есть ли связь между ксеноном и выработкой организмом эритропоэтина (ЭПО)?

Ксенон и улучшение спортивных результатов

Исследования показывают, что вдыхание ксенона повышает выработку в организме белка, известного как HIF1 Alpha (HIF1A). Если вы хотите узнать больше о HIF1A и о том, как он работает, вы можете прочитать эти статьи, которые мы опубликовали в прошлом году, но упрощенная версия заключается в том, что HIF1A, по-видимому, действует, стимулируя выработку других соединений в организме, включая ЭПО.

Напомню, ЭПО — это гормон, который регулирует выработку эритроцитов в организме. Стимулируйте выработку ЭПО, и вы получите больше эритроцитов; получите больше эритроцитов, и вы увеличите способность крови переносить кислород по телу. Повышенная способность транспортировать кислород теоретически может привести к увеличению спортивных результатов, особенно когда мы говорим о видах спорта с высокой выносливостью, таких как велоспорт. (Нажмите здесь, чтобы узнать больше о том, как работает ЭПО).

В то время как было проведено много исследований ксенона и его использования в качестве анестетика, мало что было сделано для его способности улучшать спортивные результаты. Но в России есть те, кто клянется ксеноном и его преимуществами для спортсменов, занимающихся выносливостью.

Применение ксенона в России

20 марта 2006 г. президент Олимпийского комитета России направил письмо директору ЗАО «Атом-Мед Центр» с благодарностью исследователю и его команде за помощь в «подготовке» сборной России для Зимних Олимпийских игр 2006 года в Турине (см. изображение ниже). Из 22 российских спортсменов, завоевавших медали на этих Играх, 15 использовали смесь газов на основе ксенона в рамках подготовки — программа подготовки, официально утвержденная правительством России.

В презентации, подготовленной в 2010 году ЗАО «Атом-Мед Центр», говорится, что «методика восстановления на основе ксенона поможет российским спортсменам на Олимпийских играх в Лондоне (2012) и Сочи (2014)». Действительно, в последние недели было много слухов о том, что российские зимние олимпийцы использовали ксенон при подготовке к Играм в Сочи.

Хотя российские официальные лица не подтвердили, были ли такие подозрения правдой, они заявили, что «ничего страшного» не будет, если спортсмены были с ксеноном. Точно так же ЗАО «Центр «Атом-Мед» — научно-исследовательский центр с более чем десятилетним опытом использования газов, таких как ксенон, для улучшения результатов в спорте высших достижений — почти не пытается скрыть тот факт, что они используют ксенон для улучшения работоспособности спортсменов. производительность на годы. На самом деле работа компании в этой области отмечена.

Но улучшает ли ксенон спортивные результаты?

В упомянутой выше презентации ЗАО «Центр «Атом-Мед» 2010 года цитируется исследование, в ходе которого проверялись спортивные результаты ряда профессиональных спортсменов до и после применения ксенона, включая использование плацебо в случае некоторых спортсменов. Сообщается, что исследование показало, что MedXenon, торговая марка газовой смеси ксенона, принадлежащая ЗАО «Атом-Мед Центр», действует всего через пять минут после нанесения и имеет продолжительный эффект до 80 часов.

Несмотря на то, что в данном случае трудно оценить, насколько строгими являются исследовательские испытания, особенно с учетом того, что тестируемый продукт принадлежит агентству, занимающемуся его производством и продажей, российское правительство признает работу, проводимую в ЗАО «Атом-Мед Центр». и поддержал использование ксенона для российских спортсменов. Действительно, в документе, созданном в 2010 году Российским государственным научно-исследовательским институтом Министерства обороны, есть следующий абзац (в переводе с русского оригинала) о том, как лучше всего давать ксенон спортсменам:

Ингаляции можно вводить в виде разовой дозы или в несколько приемов (этапно), в зависимости от продолжительности физической нагрузки. Установлено, что ингаляции, выполняемые в несколько этапов, более эффективны. Эффекты ингаляции проявляются в течение 48-72 часов после процедуры и затем уменьшаются.

Процедуру ингаляции рекомендуется проводить два-три раза в течение семи-десяти дней. Для повышения эффективности процедуры рекомендуется проводить процедуру не менее чем за 24 часа до начала соревнований, за два-три часа до отхода ко сну.

Слайд из ЗАО «Атом-Мед Центр», показывающий, как следует давать ксенон спортсменам.

В документе указано, что введение двух-трехлитровой смеси, содержащей газообразный ксенон в концентрации от 30 до 60%, занимает от 45 секунд до трех минут. Концентрация зависит от того, как субъект ранее реагировал на пробные ингаляции.

При исследовании этой статьи единственным другим соответствующим исследованием, которое мы смогли найти, была статья, опубликованная в 2009 году группой британских и китайских исследователей. В документе показано, что мыши, которым давали смесь газов, содержащую 70% ксенона, в течение двух часов, имели удвоенное количество HIF1A и EPO в их организме через 24 часа.

Во-первых, это открытие не означает, что такой же результат будет наблюдаться у здоровых людей, и такие исследования на спортсменах никогда не разрешаются. Большинство исследований ЭПО, как правило, проводятся на больных пациентах, которым ЭПО необходим в качестве терапевтического препарата, и дозы, используемые в таком клиническом контексте, как правило, намного выше, чем предположительно используемые в таких видах спорта, как езда на велосипеде.

Во-вторых, связь между уровнями ЭПО (особенно при внешнем введении) у людей и спортивными результатами до сих пор не решена. Существующие исследования еще не исключили эффект плацебо, особенно в низких дозах, которые, как сообщается, используются в современном велоспорте. Таким образом, даже если открытие в 2009 г.повторить исследование на людях, неясно, как это повлияет на спортивные результаты.

Использование ксенона в велоспорте

Как уже упоминалось, неясно, может ли газ ксенон улучшить работу велосипедистов. Но если предположить, что ЭПО способен творить якобы чудеса производительности, нет никаких причин, по которым газ ксенон не мог бы делать то же самое.

Кроме того, исходя из того, что мы знаем о ксеноне и EPO, ксенон, вероятно, будет намного безопаснее (хотя и намного дороже) в использовании. Но может быть очень практическое ограничение на использование газа ксенона для езды на велосипеде — немного менее обременительно носить с собой небольшой предварительно заполненный шприц с ЭПО и не вызывать подозрений, чем таскать с собой огромную канистру с газом ксенон. .

Наше исследование показывает, что до сих пор сообщалось об использовании ксенона только российскими спортсменами, но неясно, относятся ли они к российским велосипедистам или нет.

CyclingTips связались с тремя российскими велосипедистами, выступавшими за свою страну на Олимпийских играх в последние годы: Александром Колобневым, бронзовым призером шоссейной гонки на Олимпиаде-2008 в Пекине; Михаил Игнатьев, золотой призер в гонке по очкам на Олимпийских играх 2004 года в Афинах; и Евгений Петров, выступавший за Россию в шоссейной гонке в Афинах. Пресс-атташе команд гонщиков (Катюша для первых двух и Тинькофф-Саксо для Петрова) нам сказали, что гонщики не заинтересованы в том, чтобы отвечать на наши вопросы.

Абзац на сайте «МедКсенон» — марки ксенон-газовой смеси, производимой и реализуемой ЗАО «Атом-Мед Центр». Этот абзац был переведен с помощью Google Translate.

На прошлой неделе главный врач Garmin-Sharp Прентис Штеффен сообщил Cycling News, что команда, в которой он когда-то работал, рассматривала возможность предоставления ксенона гонщикам, но отказалась от этого: в итоге решил не использовать. На самом деле нет ничего хорошего с точки зрения безопасности или спортивного прогресса, а потом вы добавляете этические соображения. Я лично считаю, что это переходит черту и что это неэтично, поэтому мы решили не продолжать. Мы пытались подумать о том, какими будут положительные стороны, но это чистая спекуляция, потому что по этому поводу нет исследований.

Мало что известно о том, используется ли ксенон велосипедистами.

Законность и этика приема ксенона

Искусственное введение ЭПО или прием таких веществ, как стабилизаторы HIF, может быть запрещено ВАДА, но высотные тренировки или гипоксические тренировочные палатки оказывают такое же влияние на ЭПО и не запрещены. В настоящее время в антидопинговом кодексе ВАДА нет ничего, что конкретно запрещало бы использование ксенона профессиональными спортсменами. Но должно ли быть?

Возможно, случай другого вещества «серой зоны», инсулиноподобного фактора роста 1 (или ИФР-1), может помочь нам понять загадку ксенона.

ИФР-1 — это белок, который содержится в коровьем молоке и рогах оленя и используется в народной медицине в качестве тонизирующего средства для повышения иммунитета. Хотя коровье молоко и рога оленя сами по себе не запрещены, сам ИФР-1 запрещен.

Письмо правительства России в ЗАО «Атом-Мед Центр» об официальном разрешении применения ксенона у спортсменов.

Гольфист Виджай Сингх недавно был втянут в PGA Tour (и WADA) по поводу IGF-1, когда он признался, что использовал «натуральный спрей», сделанный из оленьих рогов. Хотя Сингха изначально отстранили от занятий за употребление запрещенного вещества, тур прекратил дело против него, вероятно, под влиянием того факта, что было бы трудно определить, какая часть ИФР-1 в организме Сингха могла быть получена из оленьих рогов, а не из рога оленя. употребление молока, обычного напитка.

Как и ИФР-1, ксенон встречается в природе. И учитывая, что ВАДА определило, что ИФР-1 не следует запрещать, следует ли запретить газ ксенон?

Раздел S-0 Запрещенного списка веществ и методов ВАДА запрещает использование любых веществ, не одобренных для использования человеком. Учитывая, что газ ксенон использовался в клинической практике на протяжении десятилетий, раздел S-0, по-видимому, не может применяться для запрета ксенона. Другой возможной частью списка ВАДА, которая может быть использована для запрета ксенона, является раздел M1-2, который запрещает следующее:

Искусственное усиление поглощения, транспорта или доставки кислорода, включая, помимо прочего, перфторированные химические вещества, эфапроксирал (RSR13) и продукты с модифицированным гемоглобином (например, кровезаменители на основе гемоглобина, микрокапсулированные продукты гемоглобина), за исключением дополнительного кислорода.

Поскольку газ ксенон конкретно не указан в списке, если будет задействован раздел M1-2 запрещенного списка, было бы непоследовательно разрешать использование высотных или «гипоксических» палаток (которые имитируют большую высоту для стимуляции выработки эритроцитов). ). Кроме того, толкование таких юридических универсальных правил может быть оспорено в Спортивном арбитражном суде (CAS).

Немецкое антидопинговое агентство недавно проиграло дело на этом основании, когда CAS оспорил запрет на обработку крови ультрафиолетовым светом, который, по мнению некоторых людей, затрудняет обнаружение допинга эритропоэтином. Когда случай CAS с УФ-светом и случай IGF-1 для Виджая Сингха взяты в контекст, это предполагает две вещи.

Во-первых, для того, чтобы ВАДА успешно возбудила уголовное дело о нарушении антидопинговых правил в отношении газа ксенона в CAS, CAS должен быть «спокойно удовлетворен» тем, что научно доказано, что процедура увеличивает перенос кислорода. Как обсуждалось выше, современные научные данные о влиянии газообразного ксенона на перенос кислорода в лучшем случае незначительны.

Во-вторых, как и ИФР-1, газ ксенон вездесущ (в окружающем нас воздухе), он не утилизируется и не вырабатывается организмом, проходит через клеточные мембраны и свободно обменивается между кровью и тканями. Большая часть газообразного ксенона, поступающего в кровоток при одном дыхании, возвращается в легкие и выдыхается после однократного прохождения через периферический кровоток.

Аппарат, используемый для введения ксенона спортсменам, как указано в документе 2010 г. Российского государственного научно-исследовательского института Министерства обороны.

Опираясь на обоснование, использованное ВАДА при определении статуса Виджая Сингха и спрея IGF-1 из оленьих рогов, ВАДА, таким образом, будет нести бремя доказывания в CAS того, что спортсмен, который предположительно использовал газ ксенон, получил от него пользу. . Это предполагает, что концентрация газа ксенона может быть обнаружена даже в организме спортсмена.

Может ли ВАДА запретить?

Итак, если ксенон в настоящее время не указан в разделах S-0 или M1-2 в списке ВАДА, должен ли он быть включен в список запрещенных как конкретное вещество и/или метод? Чтобы газ ксенон был включен, ВАДА должно (теоретически) показать, что ксенон соответствует двум из трех следующих критериев:

1. Неблагоприятно влияет на здоровье
2. Повышает работоспособность
3. Противоречит духу спорта.

Учитывая, что газ ксенон обладает органозащитным действием, имеет очень хороший профиль безопасности и считается новым рубежом в лечении болезни Паркинсона, любые потенциальные неблагоприятные последствия для здоровья могут быть незначительными по сравнению с его полезными эффектами. И вопрос о том, оказывает ли ксенон эффект повышения производительности, до сих пор не решен. Опять же, это никогда не мешало ВАДА включать субстанции только на основании их потенциал для повышения производительности. Возьмем, к примеру, предыдущие запреты на терапевтические лекарства от астмы.

Но противоречит ли это спортивному духу? Если гипоксические палатки не запрещены ВАДА, а ксенон потенциально может работать через тот же физиологический механизм, то заявление о том, что использование ксенона противоречит духу спорта, будет разумно рассматриваться как непоследовательное.

В любом случае, ВАДА, безусловно, теперь знает об использовании ксенона и о загадке, которую оно создает для борьбы с допингом. Бывший президент ВАДА Дик Паунд недвусмысленно интерпретировал использование ксенона элитными спортсменами: «Давайте без сомнений осознаем, что это допинг, и в этом процессе нельзя сказать, что правила не ясны».

Тем временем действующий президент ВАДА Крейг Риди заявил, что проблема ксенона будет рассмотрена на следующем заседании ВАДА. Мы с нетерпением ждем, что они решат.

Авторы выражают огромную благодарность Владимиру Цырлину за неоценимую помощь в переводе документов с русского на английский для нас.

Об авторах

Д-р Бен Кох — спортивный врач со степенью доктора медицинских наук по стратификации рисков в контексте использования традиционной, дополнительной и альтернативной медицины (CAM) в спорте высшего уровня. Его исследование также сосредоточено на юридических последствиях и том, как руководящие принципы кодекса ВАДА могут сбивать с толку спортсменов в этой области, и насколько риск непреднамеренного допинга выше, чем это признается в литературе. Доктор Кох также имеет аспирантуру по психологии и изучает юриспруденцию.

Доктор Кох ранее был элитным спортсменом, и ему предлагали многочисленные спортивные стипендии. Хотя первоначально он обучался как хирург-ортопед, его последующий опыт в области неотложной медицины и спортивной медицины в сочетании с его культурным опытом и знакомством с CAM предоставили ему инструменты для реализации своей исследовательской страсти в области, где спорт элитного уровня, медицинские риски, использование аллопатических медицина и САМ пересекаются.

Write a comment