Содержание
Необслуживаемый аккумулятор: как восстановить
Главная » Обслуживание
Технологии не стоят на месте, и с их развитием в нашу жизнь входят новые предметы, еще совсем недавно казавшиеся невозможными. Один из них — устройство питания для автомобиля, не требующее дополнительного обслуживания от владельца или специалистов. Необслуживаемый аккумулятор, как принято называть это устройство, и в самом деле кажется огромным шагом вперед по сравнению с предыдущими видами автомобильных батарей. Но все ли так радужно, как кажется?
Содержание
- Что это такое
- Особенности обслуживания и работы
- Долив воды и срок службы
Необслуживаемые аккумуляторы появились еще в конце 80-х годов ХХ века в США. Их принципиальные конструктивные отличия коснулись материала, из которого изготавливаются перемычки и электроды батарей. Создание сплава, содержащего небольшие доли кальция и олова, вместо использования чистого свинца позволило создать источник энергии, медленнее теряющий заряд и почти не требующий заливать в него воду. Эти конструкции могли работать до 2 лет без подзарядки и вмешательства человека и быстро получили название «необслуживаемые».
В конце 90-х годов состав сплава, из которого изготавливают зарядные устройства такого типа, поменялся еще раз. В него включили еще и серебро, сурьму, алюминий. Сплав также стал более чистым, чем его предшественник. Параллельно с изменением материала поменялась и конструкция аккумулятора. В нем появились разделители, механизм, удерживающий свинцовый шлам, и пропали отверстия для залива воды и оценки уровня электролита. Собственно говоря, надобность в них практически отпала. Большинство современных автомобильных аккумуляторов относятся к свинцово-кислотным. Это означает, что внутри устройства есть свинцовые пластины, опущенные в смесь воды и серной кислоты.
Какой аккумулятор лучше — обслуживаемый или необслуживаемый? Несмотря на то, что необслуживаемый является технологически более современным устройством, у каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы.
Во-первых, разобрать усовершенствованный вариант батареи очень сложно, так как он был создан с расчетом на отсутствие дозаправки. Это, в свою очередь, создает определённые трудности при его зарядке. Во-вторых, и это, пожалуй, главная особенность, которой отличается необслуживаемый аккумулятор, —для корректной работы ему требуется постоянное напряжение, колеблющееся в пределах не более 0,1 В. Правильная работа такого устройства обеспечивается электронными механизмами регулировки.
Но эта особенность делает установку такой батареи на автомобили старой конструкции или на сильно изношенные — делом трудоемким, требующим дополнительных затрат. Чтобы современная батарея могла работать на такой машине, понадобится поставить современный генератор, способный осуществлять контроль зарядки и напряжения с помощью микропроцессора. Поэтому установка необслуживаемого аккумулятора на старый автомобиль может оказаться не очень хорошей идеей.
Отсутствие возможности вскрыть корпус аккумулятора и проверить содержание в нем электролита определяет взаимоотношения автовладельца с источником энергии его автомобиля. В идеале, единственное, что может и должен делать хозяин авто — зарядка необслуживаемого автомобильного аккумулятора.
В зависимости от того, в каком состоянии находится батарея, заряжать ее можно одним из двух способов:
- Частичная зарядка. Это более быстрый процесс, при котором достижение 100% заряда аккумулятора займет около трех часов. Если настроить все правильно, контроль над процедурой не потребуется. Чтобы зарядить батарею таким способом, понадобится зарядное устройство, способное обеспечить постоянную подачу одинакового напряжения. Идеальные настройки — напряжение, равное 13,9 – 14 вольт, сила тока — 25 ампер.
- Полная зарядка. Для этого процесса нужна возможность постоянной подачи тока, чья сила будет равняться 10% от емкости аккумулятора. Это долгая процедура, обычно длящаяся около суток и требующая постоянного контроля. Существует небольшая вероятность того, что под конец зарядки на пластинах образуется некоторое количество газа, после чего в газообразное состояние может перейти все содержимое батареи. Это опасно, так как отверстий в необслуживаемом аккумуляторе не предусмотрено, а значит может произойти взрыв. После зарядки нужно проверить напряжение на клеммах. Правильный показатель — 12 вольт.
Несмотря на то, что современные аккумуляторы имеют высочайшие характеристики качества и надежности, они все страдают от одной проблемы — уязвимость к холоду в условиях неполного заряда или почти полного разряда. Причем это приводит не только к тому, что после пары поездок с не полностью заряженным аккумулятором при минусовой температуре авто просто не заведется, но и к сокращению срока службы самой батареи. Вполне возможно, что в итоге придется искать способ, как восстановить ее.
Для аккумуляторов старых моделей эта проблема решалась проще — была инструкция, в которой было указано, как контролировать соотношение воды и серной кислоты в электролите. Так автомобиль мог без проблем работать на морозе. Для новых аккумуляторов долив воды конструкционно не предусмотрен, и это создает определенные проблемы.
Чтобы определить, нужна ли дополнительная вода аккумулятору, для начала нужно выяснить, как проверить уровень электролита в аккумуляторе. Обычно это несложно, так как производители либо делают специальное прозрачное окошко, либо оставляют корпус одной из батарей целиком полупрозрачным.
После того, как необходимость увеличить количество воды в электролите стала очевидной, возникает следующий вопрос — как долить дистиллированную воду в необслуживаемый аккумулятор автомобиля? Хотя это действие и не предусмотрено производителями, народная смекалка нашла выход.
Для проведения этой операции нужно:
- дистиллированная вода;
- острый и тонкий инструмент наподобие шила;
- шприц, лучше взять с длинной иглой;
- герметик.
Порядок выполнения работ:
- Снять наклейку с крышки батареи. Не стоит вскрывать саму крышку — вернуть ее потом на место будет весьма проблематично.
- Внимательно осмотреть внутреннее устройство агрегата. Определить расположение банок с электролитом и как можно точнее сделать над ними отверстия.
- Первым делом необходимо заняться банкой, на которой есть индикатор плотности. Понемногу доливать через шприц дистиллированную воду до тех пор, пока индикатор плотности не станет черным или зеленым. После этого добавить еще 20 мл.
- Опустить иглу, укрепленную на шприце, внутрь банки и начинать понемногу затягивать электролит внутрь. Как только он появился в полости шприца — вынуть шприц и маркером отметить уровень погружения иглы.
- Повторить процедуру с остальными банками, заполняя их электролитом до отметки на игле.
- Встряхнуть аккумулятор, чтобы электролит хорошо перемешался.
- Загерметизировать отверстия.
Один из вопросов, возникающих у владельцев автомобилей, на которых установлены необслуживаемые аккумуляторы, — это сколько они служат. В среднем срок службы батареи такого типа, в случае, если она находится в хороших условиях, может составить до 3 – 5 лет. Но для этого необходимо знать, как правильно обслуживать батарею, применять эти знания на практике, не допускать долгой работы аккумулятора в экстремальных условиях. Гарантийный срок эксплуатации обычно 1 или 2 года.
В случае если с аккумулятором все-таки случилась беда, возникает вопрос, как восстановить устройство. Существует несколько вариантов этой процедуры, но те, которые связаны с полной заменой электролита или заполнением аккумулятора стимулирующими растворами, для необслуживаемых устройств не очень подходят. Оптимальный вариант в таком случае — несколько подзарядок слабым током. Восстановление аккумулятора в таком случае происходит благодаря разжижению самых плотных участков электролита. Повторять серию подзарядок понадобится до восьми раз, делая перерыв после того, как напряжение достигнет 2,5 вольта, а плотность нормализуется.
Необслуживаемые аккумуляторы, бесспорно, являются самым современным вариантом автомобильных батарей. Но, как и любая техника, они несовершенны. Обслужить такой вид аккумулятор правильно и своевременно — более легкая задача, чем восстанавливать его после поломок.
Как вам статья?
Похожие статьи
Рейтинг
( Пока оценок нет )
необслуживаемый аккумулятор
Необслуживаемые автомобильные аккумуляторы – правила эксплуатации
Речь идёт об особой разновидности автомобильного источника энергии, не требующего внимания на протяжении всей эксплуатации, как заявляют производители. Что значит «необслуживаемый аккумулятор»? Характерная особенность таких источников энергии – полная герметичность изделия, не позволяющая «ознакомиться» с его содержимым. Отличить необслуживаемый автомобильный аккумулятор несложно: верхняя панель у него гладкая, пробки отсутствуют. Обычно имеется гидрометр-индикатор да небольшие отверстия под выход газообразных веществ.
Содержание
- Устройство необслуживаемой аккумуляторной батареи
- Пластины-электроды
- Прослойки
- Клеммы полюсов
- Корпус
- Крышка
- Разновидности необслуживаемых батарей
- Плюсы и минусы необслуживаемых аккумуляторных батарей
- Достоинства необслуживаемых аккумуляторов
- Отрицательные стороны необслуживаемых аккумуляторов
- Правильная эксплуатация и нюансы минимального обслуживания
- Особенности зарядки необслуживаемой АКБ
- ТОП лучших необслуживаемых батарей
Устройство необслуживаемой аккумуляторной батареи
По конструкции, принципу выработки энергии необслуживаемые АКБ схожи с обычными изделиями. В батарею входит ряд основных элементов, каждый из которых стоит рассмотреть подробнее.
Пластины-электроды
Являются поставщиками энергии. Бывают плюсовыми и минусовыми, соединяются последовательно через перемычки и разделяются перегородками. По внешнему виду это свинцовые решётчатые пластинки, способные выдерживать многочисленные циклы заряда-разряда. Электроды погружены в раствор серной кислоты (38 %) и дистиллята, представляющие собой жидкость, проводящую электричество.
Прослойки
Чтобы плюсовые и минусовые электроды не оказались замкнутыми накоротко, между ними размещают сепараторы – прослойки, изготовленные из диэлектрического материала – микропористого пластика. Они надеваются на плюсовые пластины и имеют вид конверта. Такая форма не даёт активной массе выпадать на днище корпуса и касаться противоположно заряженных электродов.
Клеммы полюсов
Их делают из свинца: плюсовый контакт имеет несколько больший диаметр. Это предохранит от ошибочного подключения при установке батареи. За клеммами рекомендуется изредка ухаживать: протирать чистой ветошью и смазывать специальным составом.
Корпус
Для его изготовления применяют кислотоупорные виды пластика, чаще всего синтетический полипропилен. Основные требования к корпусу:
- выдерживание температурных перепадов;
- стойкость к воздействию химических веществ;
- прочность, устойчивость к тряске, вибрациям.
Крышка
Её предназначение – герметизация внутренних электрических соединений банок-секций. Как вскрыть необслуживаемый аккумулятор? Нужно поддеть верхнюю панель, где увидите плотно заклеенные крышки (вместо них могут быть только контуры, по которым можно определить местонахождение банок). Верхняя часть выполняет и ещё одну функцию: собирает водяные испарения и отправляет их обратно, благодаря наличию лабиринта. Ещё в крышке имеются газоотвод и защита от воспламенения. Последняя представляет собой фритт – круглый диск, пропускающий газы наружу, а при загорании не дающий проникать огню в АКБ, что чревато взрывом изнутри.
Разновидности необслуживаемых батарей
Современный рынок предлагает 4 вида аккумуляторов описываемого типа. Среди них:
- Кислотные свинцово-кальциевые. Наиболее распространённый вариант изделий. Для изготовления пластин применяется кальций, снижающий коррозионную опасность, уменьшающий саморазряд и кипение АКБ.
- AGM. По конструкции схожи с предыдущим типом. Отличие в том, что раствор не находится в жидком виде: он упрятан в стекловолокнистые сепараторы. Такая конструкция позволяет переносить батарее даже очень сильные разряды без последствий. В итоге эксплуатационный ресурс увеличивается до 8–10 лет.
- EFB. Этот вид имеет более толстые электроды-пластины, каждая из которых находится в особой упаковке из материала, пропитанного кислотным раствором. Подобная технология продлевает срок службы АКБ до 10 лет и отодвигает время наступления сульфатации.
- GEL. Это батареи, внутри которых раствор не в виде жидкости, а в виде геля.
Плюсы и минусы необслуживаемых аккумуляторных батарей
Изначально кажется, что батареи, не требующие обслуживания, просто находка для автомобилистов, особенно «чайников». Однако с выводами торопиться не стоит: и у той, и у другой категории АКБ есть свои минусы и плюсы.
Достоинства необслуживаемых аккумуляторов
Самое главное из них, как и следует из названия, отсутствие необходимости постоянного контроля над состоянием изделия, выражающегося в периодической проверке уровня электролита и его плотности, напряжения на клеммах под нагрузкой и без неё и т. д. Есть и иные положительные стороны:
- Терпеливость при эксплуатации: необслуживаемые АКБ успешно противостоят морозам (но не чрезмерным), перепадам температуры, сильному разряду.
- Отсутствие испаряемости воды из-за герметичной конструкции.
- Возможность установки батареи в любом положении: жидкий раствор не потечёт.
- Увеличенный эксплуатационный ресурс.
Сегодня подавляющее количество автомобилей сходит с конвейера с аккумуляторами необслуживаемого типа. Однако специалисты рекомендуют периодически ставить на зарядку источник энергии, особенно если вы постоянно разъезжаете в городе, когда батарея не успевает восстановиться.
Отрицательные стороны необслуживаемых аккумуляторов
Минусов не так много, но они есть. И самый главный среди них – сравнительно высокая стоимость. Второй момент – невозможность восстановить аккумулятор путём проникновения в его закрытую часть. Например, непонятно, как долить воду в необслуживаемый аккумулятор, не портя корпус. В принципе это возможно, но 100-процентное восстановление работоспособности после вскрытия корпуса вряд ли возможно. А при постоянном использовании в жарком климате проблема, как долить дистиллированную воду в необслуживаемый аккумулятор, обязательно возникнет. И ещё один недостаток заключается в необходимости применения для заряжания автоматического устройства. Конечно, можно обойтись и обычным ЗУ, но это потребует времени, опыта и терпения.
Правильная эксплуатация и нюансы минимального обслуживания
Как обслужить необслуживаемый аккумулятор, чтобы увеличить его ресурс? Залогом длительной эксплуатации необслуживаемой батареи в первую очередь можно смело назвать исправность электрооборудования автомобиля. Если его бортовые системы работают нормально, значит, на клеммы АКБ будет подаваться оптимальное напряжение и сила тока. Перебои в работе генератора, замыкания в электроцепях авто – всё это отрицательно сказывается на здоровье батареи. При длительном хранении аккумулятора поставьте его в прохладное место, чтобы уменьшить саморазряд, понизив активность химических процессов.
Как проверить необслуживаемый аккумулятор? Хорошо, если вы приобрели батарею с более-менее прозрачным корпусом. На таких изделиях ставят метки, по которым можно определить уровень электролита в текущий момент. В иных случаях обращайте внимание на «глазок»-гидрометр: он должен быть зелёным. Придя утром в гараж или на стоянку, не поленитесь захватить с собой мультиметр, чтобы измерить напряжение на выводах батареи: U = 12,6–12,7 В. Если оно в районе 11 В, необходима подзарядка аккумулятора. Как её провести правильно, рассказывается далее.
Особенности зарядки необслуживаемой АКБ
Практически во всех легковых автомобилях бортовая сеть выдаёт U = 14,4–14,8 В. Данное значение получено опытным путём: при большем напряжении активизируется водяной гидролиз, что ведёт к повышенному расходу жидкости. Как восстановить необслуживаемый аккумулятор? Применяя стационарное ЗУ, не ставьте напряжение более 15 В. Лучший вариант, когда U = 14,5 В, так как не все необслуживаемые батареи имеют отверстия для выхода газов. Если же вы хотите быть уверенным на 100 %, что ваш аккумулятор будет заряжен правильно, используйте автоматические устройства, которые не требуют постоянного контроля над процессом и по достижении требуемого уровня заряда отключаются сами.
Если же у вас обычное бюджетное ЗУ с возможностью изменения I и U, придерживайтесь следующего алгоритма:
- Подсоединив АКБ, выставьте I = 1/10 от ёмкости батареи.
- При этом U = 14,5 В.
- Следите за током, пока его значение не упадёт до 0,1–0,2 А.
- Выставьте U = 12,5–13 В, а I = 1/20 от ёмкости АКБ.
- Закончите процесс, когда при отсоединённом ЗУ напряжение будет равно 12,6–12,7 В.
ТОП лучших необслуживаемых батарей
Хотя до сих пор нет единого мнения о том, стоит ли переходить на необслуживаемый тип батарей, эти изделия потихоньку завоёвывают рынок, производители представляют всё новые модели, часть из которых пользуется популярностью. Ниже – рейтинг АКБ, заслуживших наибольшее доверие покупателей.
Свинцово-кислотные:
- Здесь лидирует немецкое качество: в ФРГ делают батареи Bosch Silver с использованием серебра, что гарантирует длительную службу и хороший пусковой ток.
- Varta Blue Dynamic. В ней тоже есть серебро, но лучшее качество достигается особым способом размещения пластин-электродов. Отличается очень незначительным током саморазряда.
- Mutlu. Турецкая батарея может прослужить до 7 лет. Невосприимчива к частому перезаряжанию.
AGM:
- Возглавляет список, опять же, Bosch 5951. Характеризуется быстрым восстановлением работоспособности после зарядки.
- «Кайнар» Bars Premium. Недорогая АКБ от казахстанского производителя.
- Optima Yellow Top (гелевая). Выдаёт уникально большой ток в 765 А при малой ёмкости 55 А*ч.
В заключение стоит отметить: принципиальных отличий у обслуживаемых и необслуживаемых батарей нет. Выбор того или иного изделия зависит от покупателя и его финансовых возможностей. Зная, как обслуживать необслуживаемый аккумулятор, вы значительно продлите его ресурс. При этом будет совсем нелишним изучить рейтинги, а также плюсы и минусы обоих видов АКБ.
Как отремонтировать необслуживаемый аккумулятор? — Знание
30 августа 2019 г.
1, Очистка
Перед обслуживанием аккумулятора сначала очистите от пыли поверхность ремонтируемого аккумулятора и удалите пятна и ржавчину на клемме.
2. Откройте выпускной клапан и осмотрите электролит внутри аккумулятора.
Подденьте приклеенную или запаянную крышку батарейного отсека, чтобы открыть резиновый выпускной клапан необслуживаемой батареи. Осторожно снимите выпускной клапан и сохраните его. Следите за внутренним состоянием батареи. Добавьте в аккумулятор от 0,1% до 0,5% электролита, и на аккумуляторе останется только текущий электролит. При этом проверьте, не состоит ли он из черных примесей. Если есть очевидные черные мутные примеси, положительная пластина батареи явно размягчилась, и вероятность ремонта батареи относительно мала. Если черной мути нет, подождите 4 часа и вода хорошо впитается в батарею. Если емкость аккумулятора снижается только из-за длительного времени деактивации, и этот шаг не требуется, вам следует сразу перейти к шагу 3 для предварительной зарядки.
3, Предварительная зарядка
Постоянное напряжение, ограничивающее ток зарядки аккумулятора. В начале заряжается током от 0,1С до 0,25С. После 16,2В зарядное напряжение поддерживается за счет снижения тока до тех пор, пока зарядный ток не упадет до 0,03С. Обратите внимание, что при зарядке из вентиляционного отверстия будет выходить газ, несущий электролит. Чтобы не загрязнять окружающую среду, аккумулятор следует помещать в специальную емкость. После зарядки наблюдайте, есть ли внутри батареи свободные молекулы. Если нет, нужно довести раствор до 0,1%, пока не появится несколько свободных молекул. Если в каждой ячейке есть свободные молекулы, используйте заливку и пипетку для аспирации видимых свободных молекул, чтобы поддерживать батарею в квазибедном состоянии. После окончания зарядки, после того как батарея постоит еще полчаса, измерьте напряжение холостого хода батареи. Напряжение должно быть выше 12В. Если напряжение аккумулятора ниже 12 В, особенно ниже 10,8 В, возможно, в аккумуляторе произошло внутреннее короткое замыкание. Аккумулятор не имеет значения обслуживания.
4, Ремонт
Подключите положительный и отрицательный выходы ремонтника к положительному и отрицательному полюсам аккумулятора, включите ремонтник и отремонтируйте аккумулятор. Время первого ремонта должно быть не менее 48 часов.
5, Проверка емкости
Аккумулятор разряжался током 0,1 С, время разряда фиксировалось. Ток разряда, умноженный на количество часов, является емкостью ремонта аккумулятора. Если емкость Чунцинского аккумулятора достигает более 70% от номинальной, ремонт прекращается. Если емкость не достигает 70% от номинальной, продолжить зарядку согласно шагу 3. После зарядки ремонт продолжают. Как правило, батарею, которая хранилась в течение одного года, необходимо дважды отремонтировать, прежде чем ее можно будет восстановить до состояния, предшествующего просроченному хранению.
Действительно ли он не требует обслуживания? Советы и рекомендации по уходу за необслуживаемой батареей
Несмотря на то, что батарея остается спрятанной под капотом, она все равно подвергается ударам. В рамках планового технического обслуживания внимательно осмотрите батарею.
Вы уже сняли кабели, но осмотрите их и убедитесь, что они не изношены и не сломаны. Аккумуляторные кабели обычно служат от 50 000 до 100 000 миль. Но как только они сломаны или повреждены, их, как правило, невозможно отремонтировать.
Теперь, что касается самой батареи, вы ищете грязь и коррозию. Коррозия представляет собой твердое пепельное вещество, которое скапливается вокруг клемм аккумуляторной батареи и концов кабелей. Вы, вероятно, также найдете немного грязи на корпусе батареи.
Ищите трещины в корпусе батареи и крышках ячеек. Если дело треснуло, не тратьте время на поиски чего-то еще. Вам нужно будет заменить батарею.
Наконец, проверьте прижимы. По одному с каждой стороны, и они закрепляют аккумулятор в своем отсеке или лотке.
Видите, как это было просто? Вы, вероятно, задаетесь вопросом об уровне воды, так как вы видели, как ваш отец проверял его в своей машине, когда вы были ребенком.
Не беспокойтесь об уровне воды
Здесь все становится интереснее! Одним из преимуществ необслуживаемых аккумуляторов является то, что вам больше не нужно проверять уровень воды.
Батареи, изготовленные до 1971 года, теряли воду из-за выделения газов. Дегазация вызвана:
– обычной перезарядкой
– перезарядкой
– Испарение
Когда-то, когда в вашей батарее заканчивалась вода, вы могли наполнить ее водопроводной водой или водой из садового шланга. Водопроводная вода содержит минералы и другие примеси, которые могут повредить аккумуляторные элементы.
К счастью, современные аккумуляторы не требуют заправки. На самом деле, они поставляются с герметичными вентиляционными крышками, которые не позволяют вам даже проверять уровень воды. В некоторых случаях вы можете аннулировать гарантию, если очевидно, что вы приподняли вентиляционные заглушки.
Обычно потеря воды не является большой проблемой для этих аккумуляторов, если только вы не живете в очень жарком климате. Или моторный отсек вашего автомобиля сильно нагревается. Чрезвычайно высокая температура в моторном отсеке обычно возникает, когда вы эксплуатируете автомобиль в условиях постоянных остановок и остановок.
Даже в этом случае вы можете водить машину со спокойной душой, которой не было у вашего отца и деда, если поддерживать чистоту аккумулятора.
Обычная очистка аккумулятора
Пожалуй, единственный уход, в котором нуждается необслуживаемый аккумулятор, — это тщательная очистка внешних компонентов.
Эту коррозию вы заметили, когда вынимали аккумулятор из машины? Вам нужно всего несколько вещей, чтобы избавиться от него, и одна из тех, которые вы можете найти в кухонном шкафу.
Пищевая сода, прохладная вода и проволочная щетка — все, что вам нужно для удаления корки снаружи аккумулятора. Вы также можете приобрести спрей для очистки клемм аккумулятора, если вам не нравятся самодельные чистящие средства.
Это основные инструменты для очистки, но вы можете собрать комплект для обслуживания батареи, который включает в себя еще несколько предметов.
Подходящие инструменты
Эти инструменты не нужны для поддержания автомобильного аккумулятора в отличном состоянии. Но они могут помочь вам выполнить работу быстрее и с меньшим беспорядком.
Мы уже упоминали спрей для очистки клемм, но вы также можете приобрести щетку для клемм аккумулятора. Большинство людей удивляются, когда слышат, что грязные кабели аккумулятора являются основной причиной проблем с запуском и зарядкой. Щетка для клемм аккумуляторной батареи очищает как клеммные колодки, так и внутреннюю часть кабельных зажимов.
После очистки проволочной щеткой и чистящим раствором нанесите на все соединения защитное средство для клемм аккумулятора. Вы только что удалили коррозию, теперь защитите ее от повторного появления.