Blog Detail

  • Home
  • Нужны на мопед права или нет: Нужны ли права на мопед (скутер) в 2022 году?

Нужны на мопед права или нет: Нужны ли права на мопед (скутер) в 2022 году?

Нужны ли права на скутер до 50 кубов?

allmopeds.ru

Нужны ли права на скутер
до 50 кубов?

Закон говорит «да», но не всем нужно сразу бежать в ГИБДД

Если вам приходилось в 90-х или начале 2000-х годов ездить на скутере, наверняка помните, что для этого не требовалось наличие прав. Сейчас все иначе.

С 5.11. 2013 в действие вступили изменения в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». В частности, в пункте 1 статьи 25 196-ФЗ (в нем перечислен транспорт, для езды на котором «предоставляется специальное право») с этого момента вводится категория «М». К ней отнесены мопеды и легкие квадрИциклы (не путать с квадрОциклами). И для езды на этом транспорте требуется получение соответствующего ВУ.

А причем здесь скутеры?

Если «проштудировать» ПДД, 196-ФЗ и другие руководящие документы, то такого понятия как «скутер» ни в одном из них вы не найдете.

Выходит, что и права на него не нужны, раз такое ТС нигде не упоминается?

Конечно же, нужны. То, что мы привыкли называть скутером, по всем параметрам подходит под определение мопеда.

Если обратиться к пункту 1.2 ПДД («Основные понятия и определения») и найти там термин «Мопед», вы поймете, что все это относится и к скутерам:

  • Это 2- или 3-колесное механическое средство? Да (скутеры тоже бывают на 3 колесах).
  • Объем его мотора не более 50 см3. Да.
  • Конструктивная максимальная скорость не более 50 км/ч. Да.

Кстати, если у вас электроскутер с движком мощностью от 0.25 до 4 кВт, он тоже относится к категории мопедов со всеми вытекающими…

Выходит, что и права на него не нужны, раз такое ТС нигде не упоминается?

Если взглянуть на одометры некоторых скутеров, могут возникнут сомнения по поводу того, относятся ли они к мопедам. У подавляющего большинства моделей на спидометре указана максимальная цифра 60 км/ч. Есть и скутеры, у которых она еще больше. Например, у Irbis LX50 «нарисовано» 75 км/ч.

Важно понимать, что к конструктивной скорости эти цифры никак на относятся. Она определяется производителем техники и указывается в спецификациях. Можете быть уверены, если у вашего скутера объем ДВС не более 50 куб. см, то и максимальная скорость, указанная производителем, будет не более 50 км/ч (за очень редким исключением – но такую технику на нашем рынке найти крайне сложно). Производители же тоже не дураки. И они не будут ставить под угрозу продажи из-за привлечения покупателей максимальной скоростью.

Какие права требуются на скутер до 50 куб. см, кому нужно и можно их получить

Право управления скутерами с мотором до 50 см3 дает ВУ категории M.

Стать его обладателем можно с 16 лет. Для этого требуется обучение в авто- или мотошколе и сдача соответствующего квалификационного экзамена. Некоторые учебные заведения берут на обучение с 14 лет. Но допуск к экзаменам все равно возможен только по достижении 16-летнего возраста.

Кому не нужны права на скутер

Если у вас есть права категории А и «старше», отдельно получать ВУ на скутер не нужно. Убедиться в этом можно, ознакомившись с пунктом 7 ст. 25 196-ФЗ.

Т.е. мотоциклистам, автомобилистам, водителям автобусов, большегрузов и пр. можно смело садиться за руль скутера.

А вот обладателям удостоверения тракториста-машиниста не стоит расслабляться. Если кроме него у вас нет ВУ категории А и «старше», получить права категории М на скутер придется. Не верите? Смотрите тот же пункт (7 ст. 25 196-ФЗ) – удостоверения тракториста-машиниста там и в помине нет.

Какие еще документы, помимо прав, нужны скутеристу

Ставить на учет и страховать такое транспортное средство не нужно. Не верите? Откройте п. 2.1.1 главы 2 «Общие обязанности водителей». Там вы найдете пометку «кроме мопедов». Оно и понятно, ведь ПТС для данного типа техники не предусмотрено.

Опыт скутеристов показывает, что помимо ВУ М-категории, сотрудники ГИБДД проверяют еще и право собственности на технику. Договора купли-продажи будет более чем достаточно.

В общем, если вы решили пополнить ряды скутеристов, знайте – права на эту технику обязательны. При наличии ВУ А и более «старших» категорий можно смело садиться за руль. Если же у вас его нет, придется получать водительское удостоверение.

ВС разъяснил, как забрать мопед со штрафстоянки

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Летом 2020 года инспектор ДПС остановил скутер Corsa на лесной дороге у деревни Качки в Пермской области. Мопедом управлял несовершеннолетний Денис Петров*, у которого при себе не оказалось никаких документов на транспортное средство. На скутере также не было госномера. 

Полицейский составил протокол об административном нарушении в отношении Петрова на основании ст. 12.7 КоАП «Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления им». Инспектор также изъял скутер и передал его на штрафстоянку. На следующий день полиция прекратила производство по административному делу в отношении Петрова, так как на момент правонарушения ему не было 16 лет. 

Потребители

Через три дня после случившегося к начальнику отдела ГИБДД по Пермскому району с заявлением обратился дедушка несовершеннолетнего Василий Петров*. Он требовал признать изъятие мопеда незаконным вернуть транспорт ему. К заявлению Петров приложил письменные свидетельские показания, которые подтверждали, что с 2007 года он владеет мопедом. Начальник отказался возвращать скутер дедушке. Полиция посчитала, что действия инспектора соответствуют нормативным актам и инструкциям ДПС. 

Тогда Петров решил обжаловать принудительную эвакуацию мопеда в Пермском районном суде Пермского края. В своем заявлении истец указал, что его внук помогал перегнать сломанный мопед до места ремонта в соседнее село. Но на лесной дороге ребенка встретили сотрудники ГИБДД. По словам истца, на момент задержания его внук дожидался своего отца и полиция не предоставила каких-либо доказательств, что он управлял скутером. Кроме того, силовики в итоге не стали возбуждать административное дело, поэтому изъятие имущества незаконно, считает заявитель. 

Вопрос доказывания 

Пермский райсуд не счел доводы истца убедительными. Первая инстанция решила, что несовершеннолетний нарушил положения ст. 12.7 КоАП, которые запрещают управлять транспортным средством лицу без водительских прав. Это подтверждается показаниями свидетелей, записью видеорегистратора, на котором отчетливо слышен звук работающего мотора, а также тем, что ребенок находился за рулем скутера при подъезде патрульной машины, указал суд. 

Районный судья также обратил внимание, что истец не представил правоустанавливающие документы на скутер. Свидетельские показания не могут доказывать, что Петров-старший действительно собственник мопеда, посчитала первая инстанция.  

В итоге суд признал действия инспектора правомерными и отказал в возврате мопеда. Такой вывод оставили без изменения апелляция и кассация. После чего Петров решил обжаловать эти судебные акты в Верховном суде.

Возврат без документов

Дело № 44-КАД21-12-К7 рассмотрела «тройка» под председательством судьи Владимира Хаменкова. В своем определении административная коллегия указала, что водитель должен представить правоустанавливающие документы на транспорт только в тех случаях, когда это предусмотрено законом. В рассматриваемом случае мопед истца не подлежал обязательной регистрации по его техническим характеристикам, поэтому после прекращения производства по административному делу сотрудники ДПС должны были вернуть скутер владельцу, обратил внимание ВС. Даже если тот не показал документы, подтверждающие право собственности на такое имущество.

Потребители

Административная коллегия также указала, что нижестоящие инстанции оставили без внимания довод Петрова-старшего, что у него не сохранились чек и договор купли-продажи из-за давности приобретения мопеда. Согласно ст. 493 ГК при отсутствии у покупателя документов, которые подтверждают факт приобретения товара, он может ссылаться на свидетельские показания, чтобы подтвердить заключение договора и его условий. Учитывая это, вывод, что истец не смог подтвердить владение скутером свидетельскими показаниями, ошибочный, решил ВС. 

В итоге «тройка» отменила акты нижестоящих инстанций и вернула дело на новое рассмотрение в первую инстанцию (пока еще не рассмотрено. —Прим. ред.). 

Значимая практика

Закон не требует ставить на учет транспорт, который не способен развивать скорость выше 50 км/ч и имеет объем двигателя меньше 50 см³, поясняет Софья Волкова, юрист  Адвокатское бюро Asterisk

Адвокатское бюро Asterisk

Федеральный рейтинг.

группа
Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market)

группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты

группа
Банкротство (включая споры) (mid market)

группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции

5место
По выручке на юриста (менее 30 юристов)

30место
По выручке

К таким объектам можно отнести мопеды, скутеры и мощные электросамокаты. Они не считаются транспортными средствами по смыслу ст. 12.1 КоАП. 

Но малоскоростной транспорт все равно может оказаться на штрафстоянке, ведь его водители тоже попадают в ДТП и совершают административные правонарушения. По словам экспертов, вернуть такое имущество бывает непросто, если у его собственника нет правоустанавливающих документов. Учитывая это, ВС верно обратил внимание, что закон не запрещает доказывать наличие права собственности разными доказательствами, включая показания свидетелей, говорит Любовь Шебанова, руководитель практики уголовного и административного праваНациональная Юридическая Служба АМУЛЕКС

Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС

Федеральный рейтинг.

Эксперты отмечают, что судебная практика по такой категории дел отсутствует. По словам Шебановой, после отказа выдать транспортные средства люди зачастую не обращаются в судебные органы за защитой, так как стоимость удерживаемого имущества часто не высока. Многие граждане также не знают, что право собственности на вещь можно доказать даже без документов, отмечает эксперт.

Шебанова уверена, что определение ВС по этому делу станет значимым для судебной практики. Оно сможет помочь многим гражданам отстоять свои права и получить имущество, которое у них изъяли незаконно, поясняет эксперт. Но этот судебный акт все же не станет руководящим документом для сотрудников ГИБДД, которые продолжат трактовать закон формально, считает Екатерина Назарова, руководитель практики административного и страхового права ССП-Консалт

ССП-Консалт

Федеральный рейтинг.

* Имя и фамилия изменены редакцией.

Законы штата Калифорния о мопедах, скутерах и других моторизованных велосипедах

Найдите дешевые предложения по страхованию мотоциклов в вашем районе

Мопеды, скутеры и моторизованные велосипеды определяются и трактуются по-разному в соответствии с законодательством Калифорнии. В Калифорнии вам не нужна лицензия на мотоцикл или регистрация DMV для скутеров и мотороллеров. С другой стороны, для езды на мопеде требуется как действующая регистрация, так и лицензия M1 или M2. Управление мопедом на дорогах Калифорнии также требует страхования ответственности.

  • Калифорнийские законы о мотороллерах
  • Калифорнийские законы о мопедах
  • Законы Калифорнии об электрических и моторизованных велосипедах
  • Другие моторизованные транспортные средства
  • Вам нужна страховка для мопеда или скутера в Калифорнии?

Законы Калифорнии о мотороллерах

В Калифорнии мотороллер (также называемый электрическим скутером) определяется как транспортное средство, которое имеет:

  • Два колеса
  • Руль
  • Половая доска, на которую можно встать во время езды
  • Двигатель, который приводит в движение транспортное средство

В мотороллере может быть место для водителя, но это не является определяющей чертой скутера в соответствии с законодательством Калифорнии.

Вы можете управлять скутером с любым классом водительских прав в Калифорнии. Это означает, что вам не нужны права специально для скутеров , но вам нужно иметь обычные водительские права. И хотя мотороллеры разрешены для движения по дорогам общего пользования, они не должны быть зарегистрированы в DMV или иметь номерные знаки.

Находясь в дороге, водители мотороллеров должны соблюдать те же правила дорожного движения и безопасности, что и все другие транспортные средства. Однако в Калифорнии также действуют некоторые ограничения для скутеров:

  • .
    Водитель должен постоянно носить шлем, соответствующий требованиям Министерства транспорта США.
  • На скутерах нельзя ездить по дорогам с ограничением скорости более 25 миль в час, если нет велосипедной дорожки, и в этом случае на скутере можно ездить только по ней.
  • Как и другие транспортные средства, мотороллеры не должны эксплуатироваться на тротуарах.
  • На скутере не может быть пассажира, только водитель.
  • Мотороллеры не должны двигаться со скоростью более 15 миль в час по дороге.

Эти правила применяются к стандартным мотороллерам. С другой стороны, мобильные скутеры могут двигаться со скоростью до 30 миль в час по дороге. Однако этот закон применяется только к самокатам, которыми управляют пожилые люди или люди с ограниченными физическими возможностями.

Законы Калифорнии о мопедах

Мопед в Калифорнии — это транспортное средство со следующими характеристиками:

  • Два или три колеса — четырехколесные транспортные средства обычно считаются автомобилями или внедорожниками.
  • Электродвигатель и автоматическая коробка передач. Мопед также может иметь педали, если он не полностью приводится в движение двигателем.
  • Максимальная скорость менее 30 миль в час на ровной поверхности

Если ваше транспортное средство называется «мопед», но не развивает скорость более 20 миль в час, оно, скорее всего, будет считаться моторизованным велосипедом в соответствии с законодательством штата. Такие «мопеды» могут относиться к разным категориям в зависимости от максимальной скорости, поэтому вам следует уточнить возможные требования в DMV, прежде чем эксплуатировать их на дорогах общего пользования.

Чтобы управлять мопедом на дорогах общего пользования, вам необходимо иметь права на мотоцикл M1 или M2. Вам также необходимо зарегистрировать свой мопед в DMV и получить для него номерной знак. В отличие от регистрации автомобиля, регистрация мопеда — это разовая процедура, не требующая продления.

При регистрации мопеда вы также получите удостоверение личности мопеда или регистрационную карточку, которая служит доказательством вашего права собственности. Вы должны всегда иметь при себе идентификационную карточку мопеда, управляя мопедом. Водители мопедов также должны носить одобренный защитный шлем при езде по дорогам общего пользования.

Законы Калифорнии об электрических и моторизованных велосипедах

Моторизованные велосипеды (также называемые электрическими велосипедами) аналогичны мопедам, но законы Калифорнии относятся к ним иначе. Моторизованный велосипед определяется наличием педалей и электродвигателя мощностью менее 750 Вт . Существует три разных класса электрических велосипедов:

,

    ,

  • .
    Электрический велосипед класса 1: Велосипед с электродвигателем, который включается, когда велосипедист крутит педали, и отключается, когда велосипед достигает скорости 20 миль в час.
  • Электрический велосипед класса 2: Велосипед с электродвигателем, который может приводить велосипед в движение без вращения педалей водителем. Мотор не может оказать помощь, когда велосипед достигает скорости 20 миль в час.
  • Электрический велосипед класса 3: Велосипед со спидометром и электродвигателем с педальным приводом, который прекращает подачу энергии, когда велосипед достигает скорости 28 миль в час. Вам должно быть не менее 16 лет, чтобы управлять электрическими велосипедами класса 3.

Электрические велосипеды разрешены для использования на улицах Калифорнии, но вам не нужна лицензия или регистрация, чтобы ездить на них по дорогам. Тем не менее, водители электрических велосипедов должны носить защитный шлем, одобренный DOT, если они моложе 18 лет или управляют электрическим велосипедом третьего класса. Кроме того, на электровелосипедах может ездить только один человек за раз — перевозить пассажиров нельзя.

Другие моторизованные транспортные средства

Существует несколько дополнительных классов моторизованных транспортных средств, некоторые из которых разрешены для использования на дорогах Калифорнии.

Мотоциклы Да Мотоцикл определяется как транспортное средство с двумя или тремя колесами и двигателем объемом 150 кубических сантиметров (см3) или больше. Чтобы ездить на мотоцикле в Калифорнии, вам обычно нужны права на мотоцикл M1, страховое свидетельство и одобренный DOT шлем. Если у вашего мотоцикла три колеса или коляска, вам нужны только права класса C.
Мотоцикл Только местные дороги Велосипед с приводом от двигателя подобен мотоциклу, но с двигателем объемом 149 куб. см или меньше, поэтому на нем нельзя ездить по автострадам. Для езды на мотоцикле требуется регистрация DMV и лицензия на мотоцикл M1.
Мотоцикл для бездорожья В основном нет Регулирование мотоциклов для бездорожья в Калифорнии представляет собой сложную ситуацию, включающую стандарты выбросов, годы выпуска и необходимые модификации. Уточните в DMV, подходит ли ваш велосипед для уличного использования.
Мини-велосипеды Также называемые карманными велосипедами или мини-мотоциклами, мини-байки не разрешены к использованию на улицах Калифорнии.

Вам нужна страховка для мопеда или скутера в Калифорнии?

Для езды на мопеде в Калифорнии требуется страховка, а для езды на мотороллере — нет.

Вы не обязаны иметь страховку при управлении мотороллером в Калифорнии — это страховое покрытие не является обязательным. С другой стороны, мопеды имеют те же требования к страхованию, что и мотоциклы. Для того, чтобы ездить на мопеде в Калифорнии, необходимо иметь минимальную сумму страховки ответственности:

  • 15 000 долларов покрытия телесных повреждений на человека
  • Страхование телесных повреждений в размере 30 000 долларов США за несчастный случай
  • Страхование материального ущерба в размере 5000 долларов США за несчастный случай

Если вы арендовали или профинансировали свой мопед, ваш кредитор может ввести свой собственный набор страховых требований в рамках кредитного договора. Эти требования могут обязывать вас приобретать страховое покрытие сверх минимального уровня штата.

Нужны ли вам права на мотоцикл для вождения мопеда?

Симпатичный и забавный, экономичный и модный мопед — уникальный способ передвижения. Но нужны ли права на скутер или мопед? Ответ сложнее, чем вы думаете!

В 44 из 50 штатов для вождения мопеда или скутера необходимы права. В шести из них нет. В каждом штате есть свои требования к лицензированию, требования к оборудованию, требования к регистрации и законы для скутеров и мопедов.

Вам нужны права на мотоцикл для мопеда?

В некоторых, но не во всех, штатах требуется, чтобы вы получили специальное право класса M или мотоциклетные права для вождения мопедов, скутеров и мотоциклов. Однако гораздо больше просто требуют, чтобы у вас были общие водительские права. Проверьте список ниже.

Штаты, в которых вам нужны права на мопед

  • Алабама : вам нужны права на мотоцикл с ограничением категории «B». Минимальный возраст 14 лет.
  • Аляска : Вам необходимы права на мотоцикл одного из трех классов. Минимальный возраст 14 лет.
  • Аризона : Вам нужны права на мотоцикл. Минимальный возраст 16 лет.
  • Калифорния : Лицензия не требуется, если транспортное средство не может развивать скорость 20 миль в час. Для мопедов нужна лицензия M1 или M2.
  • Коннектикут : Вам необходимы общие базовые водительские права (класс D).
  • Делавэр : Вам нужны водительские права.
  • Грузия : Вы должны иметь как минимум водительские права и быть не моложе 15 лет. Водители скутеров могут зарегистрироваться в программе отказа от лицензии.
  • Гавайи : Вам нужны водительские права.
  • Айдахо : Вам нужны действительные водительские права.
  • Иллинойс : Для скутеров и мопедов определенного размера требуется только действующее водительское удостоверение штата.
  • Индиана : Вам нужен один из трех различных вариантов лицензий.
  • Айова : Вам понадобятся права на мотоцикл.
  • Канзас : Вам нужны обычные водительские права.
  • Кентукки : Вам нужны либо обычные водительские права, либо специальные права на мопед.
  • Луизиана : Вам нужны обычные водительские права.
  • Мэн : У вас может быть водительское удостоверение и вам должно быть не менее 16 лет.
  • Мэриленд : Вам нужны водительские права.
  • Массачусетс : Вам необходимо иметь водительские права и быть не моложе 16 лет.
  • Мичиган : В вашем удостоверении личности водителя должно быть подтверждение мотоцикла.
  • Minnesota : Вам нужна либо лицензия, либо разрешение.
  • Миссисипи : Вам необходимо подтверждение в ваших водительских правах.
  • Миссури : Вам нужны права на мотоцикл.
  • Монтана : Вам нужны действительные водительские права.
  • Небраска : Вам необходимы действующие водительские права для движения по дорогам общего пользования, а также права на мотоцикл для мотороллеров.
  • Невада : Вы можете иметь водительские права любой категории для использования мопеда на общественных улицах.
  • Нью-Гэмпшир : Вам необходимы действительные водительские права или права на мопед.
  • Нью-Джерси : Вам необходимо подтверждение мотоцикла на их водительских правах или отдельное водительское удостоверение.
  • Нью-Мексико : Вам необходимы действительные водительские права.
  • Нью-Йорк : Моторизованные велосипеды, которые могут развивать максимальную скорость 30 миль в час, нуждаются в правах класса M, в то время как для скутеров и мопедов просто нужны водительские права любого класса.
  • Северная Дакота : Вам необходимо иметь действующие водительские права и быть не моложе 14 лет.
  • Огайо : Вам необходимо подтверждение мотоцикла в ваших водительских правах или отдельное водительское удостоверение. Вам также должно быть не менее 16 лет.
  • Оклахома : Вам необходимы права класса A, B, C или D.
  • Орегон : Вам нужны водительские права.
  • Pennsylvania : Вам необходимы действующие водительские права категории C. Для моторизованных велосипедов потребуются права класса M.
  • Род-Айленд : Вам нужны стандартные водительские права.
  • Южная Каролина : Для управления мопедом необходимы права класса D, G или M. Водителям скутеров нужны права класса M.
  • Южная Дакота : Вам необходимы действующие водительские права 1-го класса.
  • Теннесси : Вам необходимы действующие водительские права; одобрение мотоцикла не требуется.
  • Техас : Для мопедов с максимальной скоростью 30 миль в час на ровной поверхности требуется лицензия на мотоцикл класса M.
  • Юта : Вам нужны права на мотоцикл.
  • Vermont : Вы можете управлять мопедом с водительскими правами категории C.
  • Вашингтон : Вам необходимы действительные водительские права.
  • Западная Вирджиния : Вам нужны действительные водительские права.
  • Wisconsin : вам нужны либо обычные водительские права, либо специальные права только для мопедов.

Штаты, в которых не требуется лицензия на мопед

  • Арканзас : Лицензия не требуется.
  • Колорадо : требуется регистрация, но не лицензия.
  • Флорида : Вам не нужна лицензия.
  • Северная Каролина : Вам не нужны права для вождения мопеда.

Write a comment