Содержание
Транспортный налог и система Платон (нюансы)
Транспортный налог и система Платон, через которую собираются платежи по большегрузным авто, в период 2016–2018 годов не приводил к увеличению налоговой нагрузки на плательщика. А с января 2019 года ситуация кардинально изменилась. О том, как в этом плане увязаны сборы по транспортному налогу и системе Платон, а также о том, как обстоит дело с этими платежами на 2019-2021 годы, читайте в статье.
Правовой смысл облегченного порядка взимания платы в систему «Платон»
С началом работы системы «Платон» (в ноябре 2015 года) началась волна критики и негативных комментариев в отношении новых обязательных платежей. Кроме того, против системы «Платон» пытались бороться и юридическими методами.
Одной из основных претензий к новому сбору было то, что один и тот же объект (большегруз) облагается одновременно 2 платежами с примерно одинаковым назначением:
- транспортным налогом (гл. 28 НК РФ), одним из основных назначений которого является содержание в приемлемом состоянии автодорог;
ВНИМАНИЕ! С 2021 года порядок уплаты транспортного налога изменился.
Как организации проверить и заплатить транспортный налог с 1 января 2021 г., узнайте в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
- платой за проезд по федеральным автодорогам (постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 504), средства от взимания которой также должны направляться на ремонт дорог.
Единственным отличием между этими «поборами» было то, что транспортный налог — региональный, а платежи в «Платон» — федеральные. Но для обычных владельцев большегрузов, вынужденных платить и то, и другое, на практике такая разница роли не играла.
О том, какие авто относятся к числу большегрузов, читайте в статье «Система Платон — какие машины под нее попадают?».
В связи с этим, несмотря на то что КС РФ в своем постановлении от 31.05.2016 № 14-П/2016 заключил, что плата в системе «Платон» не содержит признаков налога, жизнь владельцам тяжелых грузовиков решено было облегчить. Сделал это закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ, внесший очередные корректировки в НК РФ и позволивший снизить нагрузку плательщика транспортного налога за счет платежей в систему «Платон».
ВАЖНО! Данный порядок расчета транспортного налога затронул и порядок отнесения его сумм на расходы для целей расчета налога на прибыль (доходы). Общий смысл изменений: на суммы, пошедшие в зачет, нельзя одновременно уменьшить налоговую базу по прибыли (доходу). В рамках данного материала мы не будем останавливаться на этом моменте.
Об особенностях бухучета платы в «Платон» за большегрузы читайте в материале «Как отразить в бухучете плату в систему «Платон» — рекомендации Минфина».
Как работает закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 2019 года описанный ниже льготный порядок взимания платежей свое действие завершил. Он вводился временно, сроком до 31.12.2018. Поэтому с 01.01.2019 за большегрузы следует платить и ТН, и авансы в «Платон». Подробности см. в материале «Вычет на «Платон» отменяется».
В соответствии с редакцией НК РФ до 2019 года владелец большегруза имел право уменьшить сумму транспортного налога, причитающуюся к уплате за налоговый период (год), на сумму платежей в систему «Платон», сделанных за тот же период.
Если сумма платы в «Платон» превышала исчисленный транспортный налог, последний не платился вовсе. Если платежи в «Платон» меньше, чем транспортный налог, доплате в региональный бюджет подлежала только разница.
Для обоснования права на уменьшение владелец грузового транспорта представлял в свою налоговую инспекцию пакет подтверждающих документов и заявление. Документы должны были содержать данные:
- о владельце транспортного средства;
- большегрузном (с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн) авто;
- уплате платежей.
ФНС для этих целей рекомендует использовать отчеты, сформированные непосредственно в системе «Платон» (письма от 09. 01.2017 № БС-4-21/65@, от 26.08.2016 № БС-4-11/15777).
О том, как получить доступ в личный кабинет системы, читайте в статье «Система «Платон» — личный кабинет пользователя (нюансы)».
Следует заметить, что для уменьшения налога не имеет значения, является плательщиком физлицо или юрлицо. Вместе с тем в порядке расчета налога есть различия: «юрики» считают налог сами, а «физиков» обсчитывает ФНС с последующей рассылкой уведомлений.
См. также «Применение вычета по платежу в «Платон» не зависит от статуса «физика» — владельца большегруза».
Транспортный налог за 2019 — 2021 годы
С 1 января 2019 года, как было отмечено выше, вычет по транспортному налогу в размере платы за вред, который транспорт с разрешенной максимальной массой свыше 12 т причиняет дорогам федерального значения, отменен. То есть на сумму платежей в «Платон» больше нельзя уменьшить сумму налога.
В связи с этим упразднено и ограничение на учет расходов по налогу на прибыль — теперь всю сумму платы в систему «Платон» можно учитывать в составе прочих расходов (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 249-ФЗ).
Какими документами подтвердить платежи в Платон, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.
До 2018 года налогоплательщики не могли уменьшить налоговую базу по этому налогу на сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам общего пользования федерального значения большегрузами, зарегистрированными в системе «Платон» (п. 48.21 ст. 270, п. 2 ст. 362 НК РФ).
Итоги
Изменения в НК РФ, внесенные законом № 249-ФЗ, были призваны снизить налоговую нагрузку для тех, кто одновременно уплачивает и транспортный налог, и платежи в «Платон». Снижение предусмотрено за счет возможности уменьшить сумму транспортного налога к уплате на платежи, внесенные в систему «Платон». Но эта возможность была временной (до конца 2018 года), и планов по продлению такого порядка больше никто не озвучивал. В 2019 — 2021 годах нагрузка на владельцев большегрузов увеличена. Они теперь платят и в систему «Платон» и транспортный налог в полном объеме. Но есть и плюсы: сумму платы в «Платон» можно учесть в расходах при подсчете налогооблагаемой прибыли.
Источники:
- Налоговый кодекс РФ
- Федеральный закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ
- Письмо ФНС России от 09.01.2017 № БС-4-21/65@
Система Платон и транспортный налог с большегрузов: изменения от 2021 года
собственнику
финдиректору
4 минуты на прочтение
08.2019″>13 августа 2019
Проверено на актуальность
Автор:
Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант 1C-WiseAdvice
Содержание
Какой порядок взимания налогов с большегрузов действовал до 2021 года?
Отмена льготы по транспортному налогу: перспективы нововведения
Порядок учета платежей в «Платон» в составе расходов по налогу на прибыль
Переплата по транспортному налогу
Начало 2019 года ознаменовалось не только увеличением ставки НДС, изменения затронули и систему «Платон». Среди нововведений — отмена вычета по транспортному налогу на сумму платежей в систему. Рассказываем, как владельцам большегрузов избежать ошибок при расчете необходимых отчислений в бюджет и каким образом вернуть переплату, если она образовалась.
До 31.12.2018 за собственниками большегрузного транспорта «закреплялись» два типа платежей:
- отчисления в систему «Платон», за счет которой ремонтируются дороги;
- региональный транспортный налог, направляемый на содержание дорог.
Кроме того, владельцы автомобилей с разрешенной max массой более 12 тонн имели возможность снизить ТН на сумму, перечисленную в «Платон».
Важно, что этим правом могли воспользоваться только собственники большегрузов, зарегистрированные в системе в качестве плательщиков ТН по данному транспортному средству (письмо налоговой службы от 11 июля 2018 года № БС-4-21/13355).
Налоговый расчет строился на следующих правилах:
- Учет велся по каждому автомобилю отдельно. Нельзя было уменьшить суммы налога за один грузовик на сумму взносов, уплаченных за другое транспортное средство.
- Уменьшение бюджетных платежей допускалось только в случае, когда в отчетном году автомобиль «изъездил» авансовые взносы в систему.
- При превышении платежей в «Платон» начисленного налога, плательщик полностью освобождался от обязательства. Разницу между суммой взносов и транспортным налогом разрешалось учитывать в налоговой базе по прибыли.
- Если оплата сбора за вред дорогам была меньше налога, в бюджет уплачивали сумму, не покрытую за счет средств, израсходованных на «Платон».
С 01 января 2019 года была отменена льгота, с помощью которой автовладельцы снижали сумму транспортного налога. Кроме того, нововведения усложнили учет расходов по «Платону». Чтобы иметь возможность включить их в общие затраты, потребуется отдельно учитывать платежи в систему.
С 2019 год размер уплаченных платежей в систему «Платон» не имеет значения для целей расчета ТН. По новым правилам, плательщики обязаны уплачивать налоги за весь имеющийся транспорт в полном объеме (письмо ФНС № БС-4-21/5227@ от 22.03.2019).
Таким образом, на всех владельцев большегрузов одновременно ложится обязанность по расчету и уплате авансовых платежей транспортного налога, а также оплата за проезд по федеральным трассам в систему «Платон».
Важно!
Статья 12.21.3 КоАП устанавливает ряд штрафов за неиспользование бортового устройства или за махинации с ним.
Итак, мы уже сказали, что с 01.01.2019 отменен налоговый вычет, который ранее предоставлялся в размере платы в систему «Платон». Все суммы сейчас могут быть учтены в налогооблагаемой базе по прибыли в полном размере в составе прочих расходов.
Правило касается не только тех, кто находится на общепринятой системе налогообложения, но и всех спецрежимников.
Факт переплаты может быть обнаружен налоговой инспекцией или самим плательщиком. По результатам сверки с бюджетом издается акт, который фиксирует размер переплаты и источники ее возникновения.
Для возврата денег потребуется предоставить контрольный расчет, первичные документы, доказательства уплаты авансовых платежей. После проверки документов ФНС примет решение о возврате или зачете. Однако при обнаружении задолженности или штрафов по иным налогам и сборам сумма излишне уплаченного ТН будет направлена на их погашение. К слову, о нюансах зачета переплаты по налогам мы подробно писали здесь.
Изменение правил налогообложения и введение новых платежей породили путаницу в расчетах многих транспортных организаций. Зачастую бухгалтер не имеет знаний или времени вести раздельный учет. Кроме того, большинство штатных бухгалтеров всеми силами стараются избегать любого взаимодействия с налоговиками и предпочитают просто «забыть» о налоговой переплате, чтобы не связываться с ее возвратом.
Среди клиентов 1C-WiseAdvice компании различных сфер, поэтому нам приходится рассчитывать не только «популярные» налоги, но и менее распространенные. Переплата тоже не проблема. Общение с налоговиками — ежедневный рутинный процесс, не представляющий для нас сложностей.
Но самое главное — учет в 1C-WiseAdvice исключает излишки или недостаточные отчисления
Всё дело в организации процесса и особых запатентованных технологиях.
Хотите читать советы налоговых экспертов и главных бухгалтеров?
Подпишитесь на обновления блога
Поделиться статьей
Наши лучшие статьи
Заказ обратного звонка
Ваше имя
Ваш телефон
Удобное время звонка
Через 30 минутВ течение дняУтром с 9 до 12Днем с 12 до 15Вечером с 15 до 19
Что вас интересует?
Бухгалтерское обслуживание
Оптимизация налогов
Расчет зарплаты и кадры
Восстановление учета
Нулевая отчетность
Другое
Нажимая на кнопку «Заказать звонок», вы даете согласие на обработку своих
персональных данных
О системе ETC
Внедрена система электронного взимания платы за проезд (ETC) «Платон» для облегчения и обработки процесса сбора платы за проезд, компенсирующей ущерб, причиненный федеральным автомобильным дорогам РФ транспортными средствами, разрешенная полная масса которых превышает 12 тонн (подкатегория HGV N3) .
Введение
Платон собирает, обрабатывает, хранит и автоматически загружает данные о передвижении грузовых автомобилей (HGV) полной массой более 12 тонн. Он охватывает все федеральные автомобильные дороги России.
2,54 ₽/km*
с 1 февраля 2022 года в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации № 843 от 29 июня 2019 г.
50 774 km
Федеральные
Highways
15 15. /11/2015
запуск
Дата
Система Platon Etc содержит следующие элементы и инфраструктуру
TOLL
Сервис
Офисы
Мобильные
Патрулирование
на Board
9007
0018 Units
Website
Control and Monitoring
Centre
Data Processing
Centre
Geoinformation
system
Automatic Payment
system
Stationary
Control
system
Круглосуточная служба
горячая линия
ЕТС оплачивается авансом, т.
е. перед началом движения большегрузного автомобиля по федеральным автомобильным дорогам РФ.
Оплатить ETC можно двумя способами:
Платный билет
Единый платный билет можно получить на портале для клиентов, через мобильное приложение или в офисе службы взимания дорожного сбора
Бортовое устройство
Для автомобилей, оборудованных с бортовыми устройствами сбор ETC рассчитывается автоматически
Владельцы большегрузных транспортных средств могут пополнить свой счет на Портале для клиентов на сайте Платона, через мобильное приложение (доступно для всех типов смартфонов), в пункте обслуживания взимания дорожного сбора или по адресу терминал сбора платы за проезд.
Оплата проезда:
- с клиентского портала в системе ETC
Способы пополнения счета:
- Платежной картой в Терминале взимания платы и в Пунктах обслуживания взимания платы
Банковский перевод оператору
Платежной картой на Портале клиентов или через мобильное приложение
Для получения Бортового устройства Владелец большегрузного транспортного средства должен заключить договор на его безвозмездное пользование с Оператором ЭТС после предоставления соответствующих документов.
Владельцы большегрузных транспортных средств самостоятельно устанавливают и активируют бортовые устройства.
При выезде ТС с бортовым устройством на федеральную трассу система определяет положение ТС с помощью ГЛОНАСС/GPS, периодически обновляет данные о местоположении и отправляет их в Центр обработки данных по сотовым сетям.
Информация за каждый 24-часовой период анализируется в Центре обработки данных, и плата за проезд рассчитывается автоматически. По мере движения HGV со счета его Владельца списывается соответствующая сумма. Если грузовой автомобиль останавливается на длительный период, бортовое устройство переходит в спящий режим.
Если транспортное средство не использует российские федеральные автомобильные дороги или использует федеральные платные дороги, система вычтет эти участки дороги из сбора ETC.
481
Стационарные
управляющие рамки
100
Мобильные
Патрулирование
2000 000
на борту
. Платежи ETC контролируются на станциях и мобильных системах. Эти системы проверяют, зарегистрированы ли большегрузные автомобили для ETC и уплатили ли их владельцы соответствующие пошлины.
Региональные
Сервисные офисы
Пограничный перекресток
Сервисные офисы
Toll Collect
Терминалы
Mobile
Приложение
Веб -сайт
24H HOTLINE Круглосуточная горячая линия службы поддержки;
Подарки «Платону»: с 1 февраля грузоперевозки станут еще дороже, но перевозчики
Автомобильный транспорт снова дорожает. С 1 февраля каждый километр дороги будет стоить на 14 копеек дороже. С 1 января 2021 года по январь 2022 года стоимость перевозки выросла, по разным оценкам, с 20% до 45%.
Дизель и запчасти дорожают, водителей не хватает — как следствие растут цены на перевозимые товары.
Елена Иванова, Наталья Сейбиль
Екатерина Болтова работает в сфере автомобильных перевозок почти 30 лет. Она основала и руководила собственной компанией. Когда я начинал в 1993 году, перспектива была. Купил квартиру, были деньги. Сейчас у нее 4 Камаза, все в лизинге. Собирается взять еще один, тоже в лизинг.
«Берём КАМАЗ, потому что брать Мерседес — это около 13-14 миллионов, только одна голова без прицепа. Новая сцепка будет стоить 15 миллионов. Лизинг автомобиля выгоден тем, кто работает с НДС», — говорит Екатерина. Однако с ростом платы за проезд по российским дорогам прибыль с каждым годом снижается, а возможности для расширения бизнеса сужаются на глазах.
Владимир Матягин , президент Национальной ассоциации грузовых автомобильных перевозок, говорит, что повышение тарифов Платона будет означать только одно — у перевозчика вырастут расходы, и он поднимет тарифы.
В итоге это ударит по карману каждого россиянина. В прошлом году цены на автомобильные перевозки выросли на 15-25%, а с этого года уже выросли на 15-25%, то есть за последние 13 месяцев рост составил от 30% до 45%
— Это связано с ростом цен на запчасти на 50% , на колеса — на 60%-70% , на сам грузовой транспорт цены выросли в разы, на «платоны» — 20 % . За последний год цена на дизтопливо выросла на 16% — 19%, и цены продолжают расти. Увеличен налог на услуги по утилизации. Постоянно растет стоимость перевозчиков. — резюмирует Матягин.
Нельзя сказать, что государство в этом году не интересовалось, почему растут цены, в первую очередь на перевозку сельхозпродукции, которая самое позднее с августа должна была подешеветь, но не подешевела, а , наоборот, дорожали и дорожали. Антимонопольная служба направила запросы, Минпромторг и Минтранс России провели встречи, чтобы выяснить, почему все дорожает, говорит вице-президент РАТС, председатель комиссии по автомобильному транспорту и дорожного хозяйства общественного совета Ространснадзора, сопредседатель рабочей группы в области транспортной безопасности при правительственной комиссии по контрольно-разрешительной деятельности Валерий Алексеев:
— Минтранс, как регулятор, и мы, как ассоциация, рекомендовали по итогам этих совещаний сделать невозможным пиковое повышение цен, чтобы на длительный период перевозчик и грузоотправитель мог рассчитать свои финансовые обязательства друг перед другом.
Как показывают последующие месяцы, это мало помогло. Но пришла запрограммированная другая беда — «Платон». Согласно постановлению правительства № 504 индексация выплат должна проводиться ежегодно на процент инфляции. Процедура индексации такова, что в августе Росавтодор публикует информацию о том, насколько вырастут цены. Разумный? Разумный. Проблема только в том, что в августе правительство не знало, какой будет инфляция, и вместо официальных 5-6% к концу года она стала почти 9%. Очевидно, это повышение не было заложено ни в какие цены, и теперь перевозчикам придется платить не на 10 копеек за километр больше, а на 14.
Екатерина Болтова, на вопрос что делать, просто говорит — завернуть в фольгу и не платить:
— Если машина накатывает около 12000 км в месяц, и у вас не одна машина, а не две, или три, то выходит очень большая сумма! Поэтому заворачивают в фольгу. Да, иногда штрафы есть, но иногда они не приходят. Оборачивают трекер фольгой, с ней все делают. Русские люди любознательны и находчивы. Если есть действие, то будет и противодействие. По воде никто ездить не будет, а вот в фольгу трекер можно обернуть.
И они поворачиваются. По данным Национальной ассоциации автомобильного грузового транспорта не более 30% автомобилей платят взятки, 70% проходят мимо Платона . Если бы собираемость была 100%, а контролирующие органы работали бы как положено, может быть, нам и не нужно было бы поднимать цены на Платон сегодня, так как через систему Платон не проходит большое количество финансов, считает Владимир Матягин, добавляя:
— Когда в 2015 году были забастовки, автоперевозчики пытались урезонить правительство и Минтранс тем, что если государство не будет следить за ценообразованием и не будет толком вникать в проблемы перевозчиков, то это приведет к падению промышленность. Вместо этого власти выдвигают все новые и новые поборы. Транспортники не понимают, почему власти дотируют нефтяную отрасль, и буквально «высасывают деньги из транспорта для других отраслей».
Собирают с транспортной отрасли в системе Платон — это идет на дорожное строительство. Акцизы на топливо также идут на дорожное строительство. Транспортный налог также идет на строительство дорог. Если мы реально берем деньги со своего сегмента, с нас берут деньги трижды за одно и то же. И ничего не дают взамен.
Перевозчики особенно жалуются на НДС. Если мы удалим 20%, это компенсирует затраты. Особенно от этого страдают самые мелкие — владельцы индивидуальных предпринимателей. Они экономят на всем. На чем нельзя экономить, так это на топливе. Екатерина Болтова не может сдержать возмущения:
— В основном все ездят на солярке. Цена солярки выше 95-го бензина! В Новосибирске дизель уже стоит 60-65 рублей за литр. Естественно, помимо платы за систему «Платон», одним из основных факторов является цена топлива. Запасные части. Все подорожало, металл подорожал. Будь добрым! Машины подорожали…
Сменить автопарк сейчас практически невозможно, б/у машины подорожали, не то что новые. Крупные компании чаще обновляют свой автопарк, мелкие – гораздо реже. В дальних перевозках ездят более молодые машины, в городе и в пригороде машины намного старше.
— По расчетам средний возраст автомобилей 17 лет . Стояла задача сделать ценообразование прозрачным и сделать обновление техники более эффективным, так как, с моей точки зрения, показатель эффективности автомобильного транспорта связан с возможностью обновления подвижного состава. Если мы не можем его обновить, значит, транспорт работает неэффективно. Обновление индикатора работы автомобильного транспорта , — говорит Валерий Алексеев .
Производитель предусматривает срок службы грузовика 10-11 лет. 20 лет, говорят другие эксперты, означает, что по дорогам России ездят списанные и небезопасные многотонные автомобили. Если их еще использовать с перезарядкой, что делают абсолютно все перевозчики, срок службы сокращается быстрее. В такой ситуации никто не думает об окружающей среде. Правда, в более богатых регионах, как в Москве, власти вводят экологические ограничения. В остальной России — все как всегда. Очень немногие транспортные компании могут позволить себе новые автомобили. Договоры лизинга заключаются, как правило, на 5 лет, процентная ставка по ним составляет 20% годовых.
В нынешних условиях купить автомобили по таким ценам и отбить их нереально, поэтому предприниматели не вкладывают средства в обновление транспортных средств уже несколько лет. С рынка уходят предприниматели в транспортной сфере, возникает дефицит транспорта, что провоцирует рост цен на грузоперевозки. — В этом уверены абсолютно все специалисты по автомобильным перевозкам.
Еще одним фактором роста цен на перевозки является нехватка водителей. Сейчас зарплата водителя составляет уже 120 тысяч рублей в месяц, а зарплаты белые — государство зорко следит за тем, чтобы все было в соответствии с законом. В итоге каждый водитель обходится работодателю в 200 тысяч рублей. Но их недостаточно, говорит Екатерина Болтова :
— Водителей довольствоваться никто не учил. Раньше водителей категории Е обучали в ДОСААФ. Кто их будет учить, предпринимателей? И почему они должны? Все растет, конечно, надо поднимать зарплату. Заработная плата рассчитывается за километр, учитываются стоянки. Бери кто работает. А вот меньше ста тысяч — тут даже не разговор. Когда они зарабатывают больше 120 тысяч, значит, работают с нарушением режима труда. Режим труда и отдыха… у нас топографы в машинах и все фиксируют. Сколько машина проехала, сколько машина отдыхала и так далее. Кто на Урал, кто в Екатеринбург, 120 тысяч реальная сумма.
В отличие от промышленности, транспорт все же регулируется рынком, здесь государство выступает как рыночный игрок. Но карты у него намного лучше, чем у транспортников.
Во всем мире существуют расчеты, которые показывают, что обслуживание всего транспорта, не только автомобильного, прямо пропорционально росту или падению ВВП. Рост трафика составляет 7% при росте ВВП на 1%. Из них половина перевозок осуществляется автомобильным транспортом.