Содержание
кто виноват? Практика и схемы
Показать содержание
- 1.
Законодательная база – что говорят ПДД? - 2.
Разбор ДТП №1: повернул налево с правого ряда на перекрёстке- 2.1.
Если нет полос - 2.2.
А если с левой полосы можно налево? - 2.3.
Если поворот всем авто разрешён только налево
- 2.1.
- 3.Важное замечание!
- 4.
Разбор ДТП №2: из левого ряда в правый- 4.1.
Если на перекрёстке есть разметка движения по полосам
- 4.1.
- 5.
Разбор ДТП №3: уступить встречному транспорту- 5.1.
Если встречный едет на жёлтый или красный - 5.2.
Если встречный поворачивает направо на в свою полосу
- 5.1.
- 6.
Важные тонкости любого ДТП
Простая ситуация: вы поворачиваете налево на перекрёстке или вне его, как вдруг (чаще всего внезапно) происходит столкновение с другим автомобилем. Что делать в таких случаях, кто виноват и какими пунктами Правил оперировать? Последствия и виновность в ДТП при повороте налево прямо зависят от объяснений его участников на самом первом этапе – при оформлении. Сотрудникам ГИБДД нужно правильно составить схему с ваших слов, а вам – правильно указать траекторию движения, наличие поворотников и другие обстоятельства. В статье мы проведём разбор различных ситуаций со схемами, ссылками на пункты ПДД, актуальными на 2022 год.
Законодательная база – что говорят ПДД?
Итак, в вопросе левых поворотов нам требуются, в основном 2 важных раздела Правил дорожного движения:
- раздел 8 ПДД, регламентирующий общий порядок маневрирования и траекторий движения при повороте налево,
- раздел 13, регулирующий правила проезда перекрёстков – как регулируемых со светофорами, так и нерегулируемых.
Итак, в Правилах есть правило помехи справа (пункт 8.9), но действует оно только тогда, когда траектории движения автомобилей пересекаются, а порядок проезда этих траекторий ПДД чётко не указывают.
Кроме того, есть и правила поворотов (в порядке важности):
- обязанность занять крайнее положение при повороте налево (пункт 8. 5 ПДД),
- правило помехи справа (п. 8.9),
- и исключение из этой обязанности, когда из-за габаритов или по иным причинам этого сделать невозможно (п. 8.7),
- обязанность уступить дорогу встречному транспорту (п. 13.4),
- но при этом возможность завершить манёвр на красный светофор на перекрёстке, если он начат на зелёный (п. 13.7 и 13.8),
- обязанность поворачивающему направо двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части (п. 8.6)
- обязанность уступить дорогу при перестроении (а оно может быть неочевидным даже при левом повороте) – п. 8.4,
- прямой запрет Правилами выезжать на встречку при завершении поворота (п. 8.6),
- обязанность включать поворотники (п. 8.1),
- необходимость уступать дорогу всем при движении по стрелке (п. 13.5).
Это не все нужные пункты – при разборе ДТП каждое дело рассматривается сотрудниками ГИБДД или судом в комплексе со всеми другими. Также мы не осветили наиболее очевидные пункты, обязывающие поворачивающему по второстепенной дороге налево уступить тем, кто движется по главной и другие.
Итак, давайте теперь выясним в различных схемах дорожного движения, кто будет виноват при повороте налево касаемо рядности и обязанности уступить дорогу, на перекрёстках и вне их.
Разбор ДТП №1: повернул налево с правого ряда на перекрёстке
Довольно типичная ситуация, схема ДТП при которой выглядит следующим образом:
Кто здесь виноват, очевидно не всем! Увы, но многие водители пытаются увидеть здесь правило помехи справа, следуя которому, синий обязан уступить дорогу красному. На самом же деле здесь действует пункт 8.5 (8.7 при наличии «иных причин») для красного.
Красному в данной ситуации будет выписан штраф за то, что тот не занял крайнее положение перед поворотом налево. Это же станет причиной ДТП. Наличие или отсутствие светофора роли не играет.
Если нет полос
Тогда нужно просто занять крайнее левое положение. Напомним, что по ПДД при наличии двустороннего движения и отсутствии разметки дорога делится пополам. Следовательно, вам необходимо встать так, чтобы окажись кто-либо левее вас, он был бы уже на встречном направлении.
Вот неочевидная ситуация ДТП, когда водитель не занял крайнее левое положение перед поворотом в отсутствие полос для движения.
А если с левой полосы можно налево?
Но вышеприведённая схема организации дорожного движения бывает редко. Чаще всего установлены знаки движения по полосам или аналогичная разметка. Если из правой полосы повернуть налево запрещено ПДД, то здесь всё понятно. Но что, если можно, вот так:
Здесь ситуация уже более спорная – с одной стороны, нигде ничего в Правилах не указывает, что знаки особых предписаний отменяют действие пункта 8.5, обязывающее занять крайнее левое положение. С другой, оба транспортных средства совершают поворот по разрешённой траектории.
И здесь есть 2 лагеря сторонников противоположных мнений (в их числе и инспекторы ГИБДД, проводящие разборы ДТП):
- первые утрвеждают, что знаки движения по полосам нисколько не отменяют предписание пункта 8. 5 ПДД занять крайнее левое положение перед поворотом,
- вторые – что оба автомобиля движутся по разрешённой для каждого траектории и ничего не нарушают, а, значит, для водителя синей машины здесь действует правило помехи справа (пункт 8.9).
Соответственно и судебная практика 2022 года пестрит прямо противоположными решениями при таких ДТП с поворотом налево по разным рядам на перекрёстке. Поэтому, если такая авария произошла и в вашем случае, то здесь какой инспектор или судья попадутся.
Аналогичная ситуация происходит и при других схемах движения:
- если полос больше 2,
- если это односторонняя дорога.
Если поворот всем авто разрешён только налево
Здесь ситуация аналогична самой первой – то, что на данном участке дороги поворот вообще разрешён только налево, ещё не означает, что не нужно соблюдать тот же пункт 8.5 Правил. Виноват будет водитель красного автомобиля.
Важное замечание!
Разбор ДТП №2: из левого ряда в правый
Ещё одна типичная ситуация – вы поворачивали налево с крайнего левого положения, но повернули сразу в правый ряд. Вот по такой схеме:
Данную ситуацию многие автолюбители также трактуют неверно, опираясь на то, что каждый должен двигаться из своей полосы в свою полосу. Но здесь ничего не запрещает водителю синей машины повернуть из крайнего левого ряда в правый ряд на выходе с перекрёстка.
Аналогичную обязанность предписывает только пункт 8.6 при повороте направо, но это уже совсем другая история!
А вот при ответе на вопрос, кто виноват в ДТП при таком повороте налево, возможны 2 варианта:
- в отсутствие разметки красный нарушил 8.5 ПДД, поэтому виновен в любом случае он,
- если разметка и/или знаки разрешают поворот из правого ряда налево, то снова видим 2 лагеря оппонентов практики ПДД:
- с одной стороны, 8.5 не делает исключение для красного занять крайнее положение, даже если левый поворот ему разрешён по его траектории,
- с другой – практика ДТП показывает, что «виноватят» синего за нарушение движения по полосам (хотя данного нарушения здесь нет, так как не размечены полосы).
Если на перекрёстке есть разметка движения по полосам
А вот синий виновен будет только в том случае, если на перекрёстке нанесена разметка траектории движения: левому в левый ряд, правому – в правый, так как синий пересечёт разметку:
Как видим, при таком манёвре поворота налево совершается пересечение разметки 1.7 движения по полосам на перекрёстке, поэтому в ДТП виноват уже водитель синего авто.
Разбор ДТП №3: уступить встречному транспорту
Ещё одна типичная ситуация, когда вы не пропустили встречную машину (машины) при левом повороте:
Здесь виновность в ДТП при повороте налево должна быть также очевидна для любого водителя в зависимости от наличия светофора и знаков приоритета:
- если перекрёсток регулируемый (есть светофор или регулировщик) и обоим горит зелёный, то виноват красный (нарушение п. 13.4 ПДД), аналогично, если обоим горит красный сигнал, и, соответственно, оба нарушают,
- если перекрёсток нерегулируемый и главная проходит прямо для синего, то виноват красный; если главная поворачивает налево по траектории красного авто, то синий виноват.
Если встречный едет на жёлтый или красный
То всё будет зависеть уже от разрешённости движения для синего по последней схеме. Так, если он выехал на перекрёсток уже на красный, то обязанность уступить ему дорогу у красного пропадает (уступать можно только тому, кто имеет приоритетное право движения, если синий не имеет права на движение, то и приоритета у него нет по определению пункта 1.2 ПДД).
А вот если на жёлтый, то всё будет зависеть от разбора ДТП. Отметим лишь, что на практике ДТП в ГИБДД и судебной всё будет зависеть от доказанности участниками аварии своей позиции, ведь водитель синего может указать на то, что двигался на зелёный (чаще всего все так и делают). И от наличия видеорегистратора и свидетелей будет завиесть реальный исход по определению виновника.
Вот, к примеру, в данном случае в случившемся ДТП был бы винован водитель, проехавший на жёлтый.
youtube.com/embed/2bxcAn_eKFY»>
Если встречный поворачивает направо на в свою полосу
Ещё одна типичная ситуация: синий обязан при повороте направо двигаться возможно правее, но он лезет в левую полосу – туда, куда движется и красный:
В случае, если красному нужно на выезде с перекрёстка в правый ряд, то обязанность уступить синему для него регулируется пунктом 13.4 Правил дорожного движения. Но что, если наоборот – синий хочет в левую полосу, а красный – тоже в левую, кто будет виноват в таком ДТП?
Здесь кроется неоднозначность 8.6 ПДД. Дело в том, что он указывает синему двигаться как можно правее лишь по возмножности:
При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Таким образом, видим, что если у синего была возможность двигаться правее, а он ей не воспользовался, то он и нарушил и виновен в ДТП. Обязанности красного здесь уступать дорогу не было, так как синий не имел права на движение в намеченном направлении, а, значит, и не имел приоритета.
Что такое «возможность» в контексте пункта 8.6? Этого неизвестно никому. Является ли, например, пешеход на правой полосе причиной отсутствия такой возможности? Или тот факт, что на следующем перекрёстке синему нужно будет повернуть налево, поэтому он сразу решил занять крайнее левое положение уже при повороте на эту дорогу направо.
Но ясно одно: практика разборов ДТП в ГИБДД здесь ведёт в сторону виновности водителя красного автомобиля, потому что синий может указать на то, что возможности не было (препятствие, остановившийся другой автомобиль и тому подобное). Поэтому при отсутствии записи видеорегистратора у красного доказать иное будет сложно.
Важные тонкости любого ДТП
Первую тонкость, которую необходимо запомнить – не всегда нарушение именно пунктов маневрирования или движения по перекрёсткам становится причиной ДТП. Важно помнить про пункт 10.1 ПДД, когда при превышении скорости можно стать виновником, вне зависимости от обязанности уступить дорогу другим участником движения.
Второй нюанс заключается в динамике ДТП – ведь именно в динамике его рассматривают сотрудники ГАИ и судьи (при наличии видеорегистраторов особенно). Например, если нарушающий правила уже проехал первый, и вы в него въехали сзади, то далеко не всегда виновным признают именно его, так как если он уже проехал, то не его нарушение привело к аварии, а то, что вы его догнали, когда тот был в своей полосе. Но речь идёт, конечно же, о случаях, когда вы успели бы затормозить и избежать столкновения. Например, в ситуации как на видео ниже (это не поворот налево, но описанный случай в нём ярко выражен).
Можно ли маршруткам налево из правого ряда? — Блог Артема Краснова
Наш проект «Лови маршрутку» потихоньку раскочегаривается. Предсказуемо, есть нарушения-лидеры, и для маршруток — это проезд на красный и повороты из неправильного ряда. Насчет последнего читатели организовали холивар на тему: а можно ли маршруткам нарушать знаки движения по полосам?
Вот характерный пример: массовый поворот налево из ряда, который разрешает движение только прямо. Как следствие — создание помех тем, кто движется по этому ряду, а также перекрытие обзора соседним машинам, поворачивающим налево.
В Правилах есть ремарка о том, что действие знаков 5.15.1 и 5.15. 2 (направление движения по полосам) не распространяется на маршрутные транспортные средства. Означает ли это, что маршрутка может на восьмиполосной дороге повернуть налево с правого ряда?
Есть люди, которые указывают на безусловность «индульгенции» для маршруток: дескать, раз правила разрешают игнорировать знаки 5.15 — то и говорить не о чем. Но я не мог отделаться от скепсиса, поэтому я позвонил в ГИБДД. Там пояснили следующее:
— При наличии согласованного маршрута общественный транспорт может игнорировать требования знаков движения по полосам, например, на перекрестке улиц Доватора и Воровского при движении от железнодорожного вокзала ряд автобусов и маршруток имеют право поворачивать налево, хотя знаки движения по полосам предписывают движение только прямо. В остальных случаях маршрутный транспорт обязан выполнять все требования ПДД, включая необходимость занять правильную полосу перед тем или иным маневром.
В инспекции подчеркнули, что маршрут никогда не согласуется таким образом, чтобы пересекались траектории общественного транспорта и прочих автомобилей, которые выполняют требования знаков 5.15.1 или 5.15.2. Например, если три полосы разрешают поворот направо, маршрутному транспорту не согласуют проезд прямо с правой полосы. Ведь откуда прочим водителям знать о том, как именно проложен маршрут автобусам, если он идет вразрез с требования знаков, а иных инструкций на этот счет нет?
Маршрутчики — народ хитрый, и в основном нарушают знаки движения по полосам таким образом, чтобы не создать явных помех соседям. Например, на видео выше — левый ряд предназначен только для поворота налево, соседний — только для движения прямо. Поворот с него не приводит к пересечению траекторий, и вроде бы теоретически его могли бы и разрешить.
Насколько я понял объяснения ГИБДД и юристов, к которым обратился, поблажки для маршрутного транспорта сделаны для случаев, когда без нарушения знаков движения по полосам невозможно следовать проложенному маршруту. Например, знаки полностью запрещают поворот, но специалисты управления транспорта и ГИБДД согласовали его для автобусов, имея в виду, что он не должен провоцировать помех и аварий. В местах, где поворот в принципе возможен, эти исключения уже не действуют.
На маршрутки, как и на любой транспорт, распространяется требование п. 8.5, цитирую: «перевод поворотом […] водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части». Исключение — только для круговых перекрестков.
Правда, автоэксперт Юрий Панченко упомянул прецеденты, когда автобус сталкивался с автомобилем: первый шел прямо по полосе для поворота направо, второй — поворачивал со второго ряда по знаками движения по полосам. И вроде бы суд встал на сторону водителя автобуса, коль скоро тот имел право игнорировать знаки 5.15 и двигался по согласованному маршруту.
Как я понимаю, такие происшествия нужно списать на российскую специфику, когда маршрут согласуется диким образом и потому противоречит интуиции и здравому смыслу. И, возможно, если у водителя автобуса была инструкция ехать именно так, судиться нужно не с ним, а с автором инструкции.
Но если учитывать «дух закона», и не только ПДД, но и, например, правил обеспечения безопасности перевозок, то в приоритете все же не скорость проезда трудных перекрестов, а безаварийность. И рутинные нарушения знаков 5.15.1 и 5.15.2 недопустимы: обязанность занимать правильное положение перед маневром с машрутчиков никто не снимал.
А если зайти в этом вопросе слишком далеко, то получится совсем грустная картина. Тогда на широченных перекрестках при движении прямо по знаку 5.15 каждый водитель должен будет убедиться, не решит ли какой-нибудь маршрутчик сигануть слева направо или наоборот. Как по мне, это слишком уж абсурдно даже для наших реалий.
Правила дорожного движения — Повышение квалификации
Для многих водителей прошло много лет или даже десятилетий с тех пор, как они задумывались о своих знаниях правил дорожного движения. Здесь мы рассмотрим некоторые правила, применимые к поворотам транспортных средств.
Повороты
Повороты налево
• При повороте налево на перекрестке расположите автомобиль так, чтобы он был ближе к левой стороне дороги.
• При наличии полосы объезда левый поворот должен выполняться с полосы объезда.
Поворот налево на многополосной дороге со стрелками.
Когда вы поворачиваете налево на перекрестке с многополосной дороги, вы должны подъезжать и въезжать на перекресток с левой полосы, за исключением случаев, когда:
• есть полоса объезда для левых поворотов
• есть препятствие на левой полосе
• дорожная разметка позволяет выполнять поворот с другой полосы
Правые повороты
При повороте направо на дорогу с двусторонним движением , держитесь левее центра дороги, на которую вы въезжаете. Если дорога отмечена линиями поворота, чтобы показать путь при повороте, следуйте линиям поворота.
Поворачивая направо с улицы с односторонним движением , подъезжайте к перекрестку, держа автомобиль ближе к правой стороне и параллельно обочине.
При повороте направо с улицы с односторонним движением необходимо повернуть, как указано стрелками.
Поворот с однополосной дороги на многополосную. : Вы можете выбрать, на какую полосу повернуть, если нет отмеченных линий поворота, указывающих конкретный путь. Вы должны уступить дорогу транспортным средствам на полосе, на которую вы поворачиваете, или пешеходам, переходящим дорогу, на которую вы въезжаете.
Поворот направо на немаркированных перекрестках
Когда вы поворачиваете направо с дороги с двусторонним движением на немаркированном перекрестке, проезжайте направо от центра перекрестка, если линии поворота не указывают иначе.
Применяются правила уступки.
Вы должны делать разворот только в случае необходимости.
Вы можете развернуться, если:
• вы хорошо видите приближающийся транспорт
• вы уступаете дорогу всем транспортным средствам и пешеходам, в том числе транспортным средствам, движущимся лицом к знакам «СТОП» или «Уступите дорогу»
• вы можете безопасно развернуться -разворот, не препятствующий свободному движению транспорта
• отсутствуют знаки и дорожная разметка, запрещающие разворот.
Не делайте разворот на светофоре, если нет знака, запрещающего это делать.
Поворот через окрашенные островки безопасности
Вы можете проехать по окрашенному островку, окруженному одной непрерывной линией, на расстояние до 50 м, чтобы въехать на дорогу
или съехать с нее или выехать на полосу поворота, которая начинается сразу после нарисованный остров.
Вы не должны двигаться по окрашенному острову или над ним, окруженному одной непрерывной линией, если остров находится в точке слияния и разделяет транспортные средства, движущиеся в одном направлении, или если остров разделяет части дороги для создания полосы объезда .
Источник: Ваши ключи от вождения в Квинсленде, апрель 2019 г. № 18.3
Как правильно поворачивать на дорогах в Иллинойсе
Законы штата Иллинойс
регулируют и подробно описывают, как водители должны вести себя в условиях дорожного движения. Это так называемые «Правила дорожного движения», часть которых объясняет, как правильно и законно поворачивать на автомагистралях и дорогах.
Правые повороты
При повороте направо водитель должен:
- Подавать сигнал правого поворота с соответствующей полосы поворота.
- Соблюдайте дорожные знаки и сигналы.
- Уступайте дорогу пешеходам, машинам скорой помощи и другим транспортным средствам на перекрестке.
- Проверить приближающийся слева транспорт.
- При повороте направо двигайтесь по основному изгибу бордюра. Водитель должен оставаться как можно ближе к бордюру.
- Поверните на правую полосу проезжей части, на которую въезжает водитель.
- Имейте в виду, что грузовым автомобилям и автобусам может потребоваться больше места для поворота направо.
Левые повороты
При выполнении левого поворота водитель должен:
- Подавать сигнал левого поворота с соответствующей полосы поворота.
- Соблюдайте дорожные знаки и сигналы.
- Уступайте дорогу пешеходам, машинам скорой помощи и другим транспортным средствам на перекрестке.
- Проверить весь приближающийся транспорт.
- Направьте колеса прямо вперед до начала поворота.
- Завершите поворот на полосу, ближайшую к намеченному направлению.
Изменение полосы движения
При перемещении автомобиля с правой полосы на левую полосу водители должны проверять движение позади автомобиля и влево, поворачивая голову и визуально оценивая местность. Если участок свободен, водитель должен подать сигнал левого поворота и осторожно перестроиться в левую полосу.
При перемещении транспортного средства с левой полосы на правую полосу водители должны проверять наличие движения позади транспортного средства и справа, поворачивая голову и визуально оценивая местность.