Blog Detail

  • Home
  • При переключении акпп удары: Стук при переключении передач АКПП: причины

При переключении акпп удары: Стук при переключении передач АКПП: причины

Содержание

Удары при переключении передач в автоматической трансмиссии.

Бьет – значит любит…

         Автомобилем, оборудованным автоматической коробкой передач (АКП или на иноземный мотив — АКПП), в нынешнее время никого уже не удивишь, ну разве только это не продукция ВАЗа (шутка). Продажи машин с АКП уже давно не редкость.  Однажды  отказавшись от ручного стартера для запуска двигателя в пользу электрического мотора, автовладельцы так же уверенно теперь голосуют «рублём» и за уход в прошлое механической трансмиссии и «третьей» педали.

Самыми распространёнными причинами проведения автотехнических экспертиз современных автоматических трансмиссий являются удары, толчки, пинки, выбеги и прочие «описательные термины» из словаря Даля. И при проведении курса по диагностике АКП мне также часто приходится отвечать на вопросы: откуда берутся удары в АКП после проведенного ремонта?

Если вы в своей практике сталкивались с диагностикой и ремонтом АКП, то наверняка должны были выслушать версии о причинах возникновения ударов от ремонтного персонала, например, при переключении со 2-й на 3-ю передачу. Так в чем же действительно скрывается причина? Спросив любого механика-агрегатчика, откуда берутся удары в АКП после ее переборки,  Вы вероятнее всего услышите:

 — ну, уровень масла в коробке не выставили…

— наверное  зазоры в пакетах муфт и тормозов неверно отрегулировали…

— какой-нибудь клапан в гидроблоке или в мехатронике АКПП подвисает… 

— видимо, такой-то соленоид неисправен… 

— регулятор давления надо бы подкрутить… 

— жгут проводов заменить надо бы на новый… 

— похоже, надо копить денежку на электронный блок…  

 Знакомо, не правда ли? 

 Вот только парадокс заключается в том, что признак неисправности  «удары в АКПП» всего один, а причин тому может быть великое множество…

Предлагаю разобраться с этим вопросом сейчас на доступном уровне, а уже позже закрепить эту информацию в объеме курса АКПП или других тематических встреч. Давайте рассмотрим такой пример  —  какова природа удара при переключении в классической гидромеханической автоматической трансмиссии? Её принципиальная схема представлена на рисунке 1.

 Процесс переключения передач заключается в изменении передаточного отношения. Различают два переключения при прямолинейном движении: повышающее и понижающее. Из курса физики нам всем известен факт, что с 1-й на 2-ю или со 2-й на 3-ю — это повышающие переключения, а вот с 4-й на 2-ю – понижающее переключение.

При переключении передач в автоматической трансмиссии принято считать, что угловая скорость выходного вала (передающего крутящий момент на ведущий мост) кинематики постоянна. Инерция движущегося автомобиля позволяет в отведенное время сохранить значение скорости в определенном диапазоне. Так что же при этом происходит? А происходит следующее —  смена передач и изменение угловой скорости турбинного и насосного колёс гидротрансформатора, а так же частоты вращения коленчатого вала.  Схема на  рисунке 1 иллюстрирует данный процесс —  жёлтым цветом отмечена турбина гидротрансформатора  и входной вал кинематики трансмиссии.

На рисунке 2 наглядно представлен процесс двух переключений с позиции изменения угловой скорости турбины и давлений, возникающих во включаемой и выключаемой муфтах АКПП. Происходящее  целиком и полностью контролируется электроникой и имеет свои особенности, которые требуют отдельного детального изложения.

 Многие владельцы при обращении к экспертам  для проведения автотехнической экспертизы жалуются на проблемы в автоматической трансмиссии, но при этом с грустью в глазах констатируют факт отсутствия кодов неисправностей в блоке управления АКПП.  Дилеры же в ответ на призыв устранить неисправность  разводят руками и говорят, что «нет ошибок  — нет проблем». Тут нужно разбираться последовательно в причинах и следствиях. Удар при переключении – признак неисправности процесса переключения, который установлен или зафиксирован органолептическим методом, т.е., как правило, «пятой точкой» опоры водителя. Неисправность в виде удара «появляется» на кузове автомобиля и «не появляется» в виде кодов неисправностей по факту диагностики с применением сканера. Производители АКПП пока ещё не создали систему контроля процессов в АКПП с датчиком ускорения, которая бы фиксировала удары и анализировала бы природу их появления.

 Откуда же берётся сила, которая может через воздействие на кузов создать некомфортные условия для водителя? Удар при переключении идёт от силового агрегата. Именно он перемещается на опорах и создает условия для передачи энергии на кузов и последующих затухающих колебаний. А что именно смещает агрегат? В попытке дать ответ обычно начинается перечисление возможных причин из списка, озвученного ранее механиком – агрегатчиком. Так вот — такая сила может возникнуть только в случае присутствия запасённой энергии, которая при переключении перераспределилась в потенциальную, переместив агрегат на опорах. Большой запас энергии после разгона автомобиля на предшествующей переключению передаче накапливается в виде собственного момента инерции турбинного колеса гидротрансформатора. Вспомните крутящийся волчок – игрушку  из детства. Легко ли его было остановить или отклонить от оси вращения? То-то же… Ведь именно турбинное колесо меняет свою угловую скорость в процессе переключения передач. И вот какой интересный факт:  если менять время переключения передач (что мы всегда  демонстрируем на нашем курсе АКПП), то можно органолептическим  методом в реальном времени воспринимать  изменяющееся качество переключения передач.

Чем быстрее турбинное колесо гидротрансформатора меняет свою угловую скорость, тем большее количество энергии высвобождается! А если процесс изменения угловой скорости  управляется не в соответствии требованиям производителя, то, конечно же, пульсирующее высвобождение энергии будет приводить к некомфортному переключению. 

Все  удары в АКПП, вне зависимости от источников их возникновения,  являются именно следствием нарушения одного процесса  — изменения угловой скорости турбины гидротрансформатора в момент переключения передач, который в свою очередь и создаёт   некомфортные условия для водителя.

Несомненно то, что в процессе обучения не будут обделены вниманием  темы о том, как правильно регулировать зазоры в муфтах и производить дефектовку соленоидов или гидроблока, но смысл данной статьи – кратко донести информацию об истинных  причинах некачественного переключения передач в АКПП. Понимание сути данного процесса дает возможность специалисту по ремонту АКПП  развивать свои профессиональные навыки и самостоятельно в дальнейшем разбираться в причинах проявления неисправностей, что и является лучшим доказательством ценности нашего курса подготовки.

 Опытные диагносты, прочитав данную статью и вспомнив случаи из своей практики по выявлению причин ударов при переключении,  сразу вспомнят автомобиль одного из немецких концернов, в АКПП которого причиной жёстких переключений являлся  гидротрансформатор, а именно — муфта его блокировки. Так вот: теперь всё встаёт на свои места — именно эта неисправность  мешает плавно менять угловую скорость турбинного колеса. 

 Благодаря опыту проведения автотехнических экспертиз в области исследования причин отказа автоматических трансмиссий, опыту исследования электронных систем управления АКПП, практике по диагностике и переборке современных АКПП и был создан наш тематический курс. Если Вам интересны диагностика и ремонт АКПП, а так же всё, что с этим связано — будем рады видеть Вас на нашем обучении. Надеюсь, что данная информация получилась доступной, интересной и простой для восприятия. Если у Вас возникли вопросы —  мы с радостью ответим на них на нашем форуме… Ждём Вас на наших курсах!

 

Специалист по автотехнической экспертизе     Алексей (ник на форуме Aleksey).

Удар в АКПП при переключении 2-3 передачи — «Моя Соната»

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей

Injener861

Новичок
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 25 апр 2015, 22:12
Авто:

Удар в АКПП при переключении 2-3 передачи

Сэкономьте на ремонте автомобилей Получить предложение