Blog Detail

  • Home
  • Схема рулевого управления: Рулевое управление автомобиля: устройство, виды и требования

Схема рулевого управления: Рулевое управление автомобиля: устройство, виды и требования

Содержание

Система рулевого управления — механизмы, виды, регулировка, неисправности

Механизмы системы рулевого управления. Активное и адаптивное управление. Усилители руля. Базовые неисправности.

Система рулевого управления (CРУ) — это комплекс механизмов, которые позволяют водителю поворачивать колёса в нужную сторону и управлять направлением движения авто. Вместе с тормозной системой образуют систему управления автомобилем. Конструктивные особенности, состояние СРУ напрямую влияют на управляемость транспортного средства.

Устройство рулевого управления 

CРУ базируется на следующих элементах:

  • Руль (рулевое колесо) — устройство в форме круга, позволяющее задать транспортному средству направление движения автомобиля. Также в руль транспортных средств встраивают передние подушки безопасности, мультимедийные устройства, аудиорегуляторы, регуляторы круиз-контроля, рециркуляции воздуха. Рули на авто устанавливаются с 1984 года (в первых авто вместо них были рычаги). Руль через ступицу присоединен к колонке. Работа руля может осуществляться разными способами — механически (с помощью рейки, от пары “винт-гайка” — на этих аспектах мы ещё остановимся при рассмотрении типов СРУ), гидравлически (на моделях с гидроусилителями), посредством электроники.
  • Рулевая колонка – механизм в виде вала, предназначенный, в первую очередь для передачи крутящего момента от руля на рулевой механизм. Также среди функций колонки — предотвращение риска угона транспортного средства.  На колонке же крепятся замок зажигания, указатели поворота, механизмы управления светотехникой и стеклоочистителем, подрулевой переключатель указателей поворота, демпфер для ударов при езде по неровному дорожному полотну. 

  • Рулевой механизм (редуктор)
    . Выполняет сразу несколько важных  задач: увеличивает усилие, которое водитель прилагает к рулю и возвращает его при снятии нагрузки в нейтральное положение, передает усилие к приводу.
  • Рулевой привод. Нужен для того, чтобы передать усилие от рулевого механизма к поворотным кулакам колес. Компоненты узла,  рулевые тяги, рычаги и наконечники. Тяга выполняет роль связующей между рулем, колонкой, колёсами. Благодаря ей воздействие на руль превращается непосредственно в повороты колёс. Наконечник тяги (подшипник + шаровой палец + пыльник) ответственен за правильный угол поворота ведущих колес, маневренность транспортного средства.
  • Датчик крутящего момента. Позволяет высокоточно и объективно измерить крутящий момент.
  • Усилитель. Позволяет снизить мышечное усилие водителя, прикладываемое к колесу. Относится к факультативным  устройствам рулевого управления легкового автомобиля. А вот в тракторах, грузовиках  – обязательный компонент.

На рисунке вы также видите карданный вал. Схема рулевого управления не может быть рассмотрена в его “отрыве”. Но важно понимать что это уже элемент трансмиссии.

Модернизация СРУ

СРУ постоянно совершенствуется. Особенно продуктивно идёт работа над совершенствованием колонок, усилителей. Очень активно совершенствованием рулевых колонок занимается, например, компания Bosch. Постоянно идёт работа над улучшением эргономических показателей, функций устройства.

В частности, производитель смог обеспечить водителю возможность плавно регулировать положение рулевого колеса по наклону и высоте. Среди существенных достоинств современных колонок компании — и нулевой люфт, а также специальный механизм управления деформацией при аварии (это существенно увеличивает ремонтопригодность колонки, восстановить узел можно без серьёзных затрат и потерь времени).

Огромное внимание уделяется электрически регулируемым решениям, ориентированным на серьёзные нагрузки (особенно актуально для коммерческого транспорта). При этом у устройств постоянно появляются доп. функции. Начиная от автокалибровки до памяти положения колонки.
;

Виды рулевого управления

Самая распространенная классификация – по типам редуктора, установленного на авто:

1. Реечный. Популярен у легковых авто с независимой подвеской. Впечатляет владельца транспортного средства высоким КПД, низкой ценой, малыми габаритами, несложной конструкцией (сам руль + рулевая рейка, приводящая рейку в движение, средняя и боковые тяги, наконечник). При этом если езда – по неровной дороге, удары легко «отчеканивать» прямо на рулевом колесе. Среди частых неисправностей – появление стуков в рейке. Частично (но не полностью) проблема решается у реечных моделей с демпферами, монтируемыми между корпусами рулевой рейки и тягами. Таким образом, удаётся погасить вибрации. Усиление рулевого колеса может происходить механическим путём (у старых авто) или с помощью гидравлики и электроники (актуально для современного транспорта).

   

2. Червячный. В конструкции объединены вал, сошка (рычаг), картер. На сошке закреплён ролик. В нижней области вала вмонтирован червяк. Пара «червяк-ролик»  всегда находится в зацеплении. Когда водитель поворачивает руль, ролик начинает двигаться по зубцам червяка, в этот момент вал сошки также совершает поворот. На колёса и привод направляется передача поступательных движений. Автомобили, оснащенные червячными механизмами, маневренны, нет проблем при езде по плохим дорогам. Чаще всего это решение встречается у старых грузовиков, автобусов, а также у ряда легковых авто с зависимой подвеской.Так как РУ имеет большое число соединений, нужна периодическая регулировка. Это не очень удобно. При этом речение недёшево, так сложно в производстве.

  

3. Винтовой. Фактически это более усовершенствованный вариант червячного. Здесь также есть рейка. Но для запуска механизма требуется отлаженная командная работа «винт-гайка». В резьбе находятся шарики. Поэтому физически вместо трения при запуске механизма начинается качение. При изменении направления винт сдвигает гайку, рейка отклоняет сектор, также отклоняются сошка и рулевые тяги.   
 

СРУ с механизмом типа «винт-шариковая гайка» долгое время монтировались, преимущественно, на автомобилях представительского класса, а также автобусах и грузовых автомобилях. Но современные производители существенно расширили спектр применения такого механизма. Он функциональный, удобный и при этом неприхотливый в обслуживании.

В зависимости от решаемых задач рулевое управление легкового автомобиля, грузовика  может быть:

  • Активным (AFS или Active Front Steering) и динамическим. Решение позволяет  учитывать текущую скорость, угол поворота на скользкой дороге и корректировать в зависимости от них величину передаточного отношения. У AFS корректировка осуществляется  с помощью  планетарного редуктора, у динамической СРУ  – посредством волновой передачи. Динамическое РУ легко встретить на Audi, активное РУ – на BMW.

    

  • Адаптивным (DAS или Direct Adaptive Steering). Решение позволяет легко маневрировать на низких скоростях (очень ценно, когда водитель паркуется), а на более высоких скоростях – ехать мягко, не ощущая  жесткую связь между рулем автомобиля и его колесами. СРУ фактически подстраивается под индивидуальные запросы и условия движения. Достигнуть результата помогают датчики усилия на колеса и датчик угла поворота рулевого колеса. Система активно ставится на Infiniti.

    

  • Servotwin. Интегрированное электрогидравлическое решение. Направлено на целенаправленное управление задней осью. Ориентировано на улучшение маневрирования тяжёлого транспорта (грузовиков, автобусов с широкой колесной базой). Крутящий момент СРУ подстраивается к скорости движения транспортного средства, при внезапных порывах ветра корректируется положение руля. Разработчиком решения является компания Bosch. При этом оно адаптивно для транспортных средств разных производителей. В том числе, можно модернизировать ранее выпущенные автобусы, грузовики. Servotwin располагает ассистентом движения в выбранной полосе. Этот помощник уберегает от риска отклонения от своей полосы движения, а  при медленном трафике с такой системой РУ легко поддержать безопасное расстояние до впереди идущего транспортного средства.

Иногда Servotwin также называют адаптивным СРУ. Но всё-таки чаще, когда говорят просто про адаптивное рулевое управление, имеют в виду популярное решение DAS для легковых авто, а Servotwin для коммерческого транспорта выделяют в отдельную категорию.

Виды усилителей руля

СРУ может оснащаться гидравлическими, электрическими усилителями:

  • Гидравлические. Состоят из редуктора, силового гидроцилиндра и золотника. Проверенные десятилетиями конструкции. Обеспечивают оперативный отклик. При этом требуют внимания при обслуживании: важно постоянно держать под контролем уровень рабочей жидкости.
  • Электрические. Наиболее прогрессивный вариант и наиболее точная регулировка настроек. Отсутствует необходимость контролировать жидкость, как в случае использования гидравлических конструкций. Особенно на практике хорошо себя зарекомендовали электроусилители с сервоприводом. Такие решения позволяют не просто снизить мышечное усилие, но и снизить потребляемое топливо. Наиболее подходящий вариант для внедорожников, небольших грузовиков.
  • Электрогидравлические усилители. Это комбинированные системы. Задействована гидравлика, но приводятся действием, а не ДВС. Подходящий вариант для коммерческого транспорта, включая крупногабаритный транспорт.

Левый или правый руль?

В странах с правосторонним движением (таких большинство) руль монтируется слева, с левосторонним (Великобритания, Кипр, Мальта, Ирландия, Япония, Сингапур, Япония, Индия, Шри-Ланка, Индонезия, Таиланд, Малайзия, Мальдивы, Восточный Тимор, Бангладеш, Бруней, Макао, Пакистан и некоторых других) — справа.

При этом есть отдельная категория автовладельцев, которые, несмотря на то, что живут в странах с правосторонним движением, предпочитают только машины с правым рулем (и наоборот).

Плюсы правого руля (при езде в странах с правосторонним движением) и левого руля (при езде с левосторонним движением) такие:

  • Комфортнее сделать поворот в плотном потоке.
  • Лучше виден бордюр, когда водитель паркуется.
  • Специфическая особенность рулевого управления легкового автомобиля в этом случае обеспечивает идеальные условия для выхода водителя на тротуар.

Но высаживать пассажиров при руле с другой стороны очень сложно. Поэтому, если человек ездит один — проблем нет, если постоянно  с пассажирами, то им постоянно нужно напоминать, чтобы они были внимательными.

Существенная “загвоздка” —  и фары. Если вы покупаете машину с правым рулем для страны с правосторонним движением, то  фары нужно обязательно заменять, отрегулировать. Иначе то, что вы будете при ночной езде “слепить” других водителей —  это неоспоримый факт. В принципе, и ТО в большинстве стран в этом случае вы не пройдете.

Также переставлять придётся и дворники. Они изначально производителями “заточены” на левое и правое направление, исключение только отдельные транспортные средства со симметричными “дворниками” (например, некоторые модели Mercedes-Benz).

Регулировка

Для того, чтобы повысить безопасность при движении, снизить нагрузку на руки и спину водителя  механизмы рулевого управления автомобиля требуют регулировки. Регулировка может быть механической и электронной.

Чаще всего регулируется наклон рулевого колеса. Регулировка позволяет обеспечить водителю наиболее эргономичное и комфортное положение.

Самый популярный вариант — механический регулирующий механизм регулирования угла наклона рулевого колеса с нижним расположением шарнира. Он состоит из стопоров, кронштейна и блокировочного болта.

Стопоры поворачиваются. При положении рычага в заблокированном положении, выступы стопоров оказываются друг напротив друга, возникает осевое усилие, кронштейн колонки фиксируется. При положении рычага в разблокированном положении, выступы одного из стопоров оказываются в положении ровно напротив впадин другого стопора.

Очень популярен и механический механизм регулировки высоты руля.  Регулировка осуществляется за счёт совместной работы скользящего вала, блокировочного болта, стопорных клиньев.

Стопорные клинья во время поворота рычага меняют положение. При блокировке рычага стопорные клинья фиксируют скользящий вал в нужном положении. При разблокировке рычага, возникает свободное пространство между скользящим валом и стопорными клиньями, создаются идеальные условия для перемещения вала по оси.

Что же касается электрорегулировки, то самый выигрышный вариант — комбинированные решения для одновременной регулировки угла наклона и высоты посредством сервопривода.

Для водителя регулировка очень проста. Требуется просто нажимать клавиши “Вверх”, “Вниз”.  Поэтому хоть решение и не самое дешёвое, очень востребованное.

Основные неисправности

Распространённые неисправности СРУ:

  • износ шарнира наконечника тяги,
  • пробуксовка ремня привода насоса гидроусилителя,
  • потеря герметичности РМ,
  • разрушение подшипника вала,
  • ослабление крепежа.

О неполадках свидетельствуют стуки, биение или увеличенный люфт руля, шум в усилителе, течь рабочей жидкости (с РСУ с гидравликой).

Самые распространённые меры, предпринимаемыми мастерами на СТО в случае обнаружения проблем с СРУ, — замена наконечника тяги (либо тяги полностью), пыльника, жидкости гидроусилителя. Также часто может требоваться ремонт насоса гидроусилителя, рейки, редуктора.

Специальная электронная обучающая программа, которая посвящена системе рулевого управления доступна на базе платформы ELECTUDE. Учебные модули ориентированы на базовый уровень подготовки и позволяют усвоить принципы работы системы, ознакомиться с трапецией рулевого управления, гидравлическими и электрическими усилителями, разобраться, чем отличаются системы прямого и непрямого управления.

Типовые схемы рулевого управления погрузчиков


Категория:

   Электропогрузчики


Публикация:

   Типовые схемы рулевого управления погрузчиков


Читать далее:

   Рулевой механизм погрузчиков

Типовые схемы рулевого управления погрузчиков

В каждом рулевом управлении можно выделить две основные части — рулевой привод и рулевой механизм. В погрузчиках с четырехопорной схемой ходовой части применяется автомобильный тип рулевого управления, он выполняется с рулевой трапецией. В погрузчиках с трехопорной схемой рулевой привод выполнен с поворотным вертикальным валом (электропогрузчик ПТШ-3) или с поворотным стаканом (электропогрузчик 4015).

На изучаемых погрузчиках применяется рулевая трапеция разрезного типа. Такая рулевая трапеция состоит из балки, поворотных кулаков с рычагами, разрезной поперечной тяги и трехплечего рычага. Все эти детали соединяются шарнирно, так что колеса могут поворачиваться вокруг шкворней. Элементы рулевой трапеции подбирают таким образом, что при повороте колесо, находящееся с внутренней стороны поворота, поворачивается на больший угол, чем колесо, находящееся с наружной стороны.

Рулевой механизм преобразует вращение рулевого колеса в поступательное движение продольной тяги, связанной с трехплечим рычагом рулевого привода.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Дополнительные материалы по теме:

Балка управляемого моста погрузчика ПТШ-3 устанавливается в вилке вертикального поворотного шкворня. Верхний конец шкворня жестко соединяется с рычагом. Усилие рулевого механизма передается продольной рулевой тяге, а с нее через шкворен и сошку рулевого механизма на управляемую ось.

Рис. 1. Принципиальная схема рулевого управления погрузчика с четырехопорной ходовой частью:
1 — балка управляемого моста, 2 — поворотные кулаки, 3— разрезная поперечная тяга, 4 — рычаг кулака, 5 — продольная тяга, 6 — червяк рулевого механизма, 7 — рулевое колесо, 8 — зубчатый сектор рулевого механизма, 9 — трехплечий рычаг, 10— шкворни

Колесо поворачивается вместе с корпусом главной передачи, который может вращаться в неподвижном корпусе в шариковых радиально-упорных подшипниках. Поворот происходит под воздействием цепи. Она огибает диск на картере и зубчатое колесо рулевого механизма. Зубчатое колесо вращается вертикальным валом, который в свою очередь через пару зубчатых колес получает вращение от рулевого колеса.

Рассмотренные схемы рулевого управления обеспечивают поворот управляемых колес под непосредственным воздействием мускульного усилия водителя на рулевое колесо. Уменьшение этого усилия является одной из главных задач конструкторов. Однако инженерные возможности рассмотренных схем в этом отношении практически исчерпаны, так как внедренные конструкции рулевых механизмов и приводов имеют сравнительно высокий к.п.д., но тем не менее затрудняют управления погрузчиками большой грузоподъемности.

Были предприняты попытки решить эту проблему увеличением передаточного отношения рулевого механизма. Например, в рулевом правлении погрузчика ПТШ-3 между рулевым колесом и рулевым механизмом был установлен дополнительный редуктор, снизивший Требуемое усилие на рулевое колесо. Однако необходимое при этом большое число оборотов рулевого колеса не позволило принять это решение.

На электропогрузчиках семейства Ф7 грузоподъемностью 3000 кГ применена машинная схема рулевого управления. Водитель поворотом рулевого колеса воздействует на блок управления специальной гидромеханической системы, которая под воздействием высокого давления рабочей жидкости, создаваемого насосом, приводит в действие гидроусиливающее устройство, связанное с рулевым приводом.

Рис. 2. Принципиальная схема рулевого управления погрузчика ПТШ-З: 1 — продольная рулевая тяга, 2 — балка управляемого моста, 3 — колесо, 4 — рычаг поворотного шкворня, 5 — поворотный шкворень, 6,8 — рулевой механизм, 7 — рулевое колесо

Рис. 3. Принципиальная схема рулевого управления погрузчика 4015: 1 — корпус главной передачи, 2 — колесо, 3 — радиально-упорные подшипники, 4 — цепь, 5,8 — под иипники рулевого механизма, 6, 9 — зубчатые колеса рулевого механизма, 7 — рулевое колесо, 10—вертикальный вал, 11 — зубчатое колесо, 12 — ведомый диск

Схемы подвески и рулевого управления автомобиля

Шимми переднего конца

Люфт рулевого колеса

Наклоны: поворот, ускорение или торможение

Стук или скрежет под автомобилем

Вибрация рулевого колеса

Индикатор ABS горит

Рулевое колесо тянет влево или вправо

Чрезмерная утечка масла из стойки

Неравномерный или преждевременный износ шин

Втулка поперечного рычага

Верхний шаровой шарнир

Внутренняя рулевая тяга

Нижний шаровой шарнир

Ступица в сборе

Трансмиссия

Втулка поперечного рычага

Верхний рычаг

0002 Внутренняя завязка

Внешний стяжка

ДВИВЕТ

Сборки ступиц

Нижний рычаг управления

катушки

Полные сборы стойки

Стоп

Шайт

Втулка поперечного рычага

Верхний рычаг подвески

Полные стойки в сборе

Внутренняя рулевая тяга

Втулка стабилизатора поперечной устойчивости

Наружная рулевая тяга

ДВИВЕТА

Сборщики ступиц

Нижняя рука управления

Комплекты BAR BAR LING

ДВИВЕТ

Сборки ступиц

Сборки Хаб

Верхний стойчный крепление

Верхняя рука

Coil Springs

верхняя стойкая стойка

. Шаровой шарнир

Внутренняя рулевая тяга

Наружная рулевая тяга

Нижний рычаг

Нижний шаровой шарнир

Полные стойки в сборе

Втулка поперечного рычага

верхняя рука управления

Верхний шаровой шарнир

Полные сборы на стойке

Внутренний стержень

Внешний ход

Нижний рычаг управления

Нижний шаровой шарнир

Веса управляющего рука

Нижний шаровой шарнир

Ступица в сборе

Трансмиссия

Втулка поперечного рычага

Верхний рычаг подвески

Внутренняя рулевая тяга

Наружная рулевая тяга

Drivelline

Сборки ступиц

Нижняя рука управления

Стучающие пружины

Полные сборы стойки

Стоковая втулка

Стоковая штука рычаг

Полные стойки в сборе

Внутренняя рулевая тяга

Втулка стабилизатора поперечной устойчивости

Наружная рулевая тяга

Трансмиссия

Ступицы в сборе

Нижний рычаг управления

Наборы для борьбы с барной стойкой. тяга

Наружная рулевая тяга

Нижний рычаг

Нижний шаровой шарнир

Полные стойки в сборе

Втулка рычага

Верхний рычаг

Верхний шаровой шарнир

Стойки в сборе

Внутренняя рулевая тяга

Наружная рулевая тяга

Нижний рычаг

Нижний шаровой шарнир

:title’] }}

СХЕМА РУЛЕВЫХ ЧАСТЕЙ — Classic Alfa

Вот схема, показывающая расположение некоторых деталей этой категории.

Текущий запас:

  • сопутствующие товары
  • Клиенты также просмотрели
Схема деталей карданного вала

Вот схема, показывающая расположение некоторых частей этой категории.

SU132/1 ПОЛНЫЙ НАБОР ИЗ 6 НАКОНЕЧНИКОВ ТРАК…

Полный набор наконечников рулевых тяг LEMFORDER — 4 внешних с левой и правой резьбой и 2 внутренних с левой и правой резьбой для замены всех наконечников рулевых тяг в автомобилях серии 105.

194,87 €

Схема деталей карданного вала

Вот схема, показывающая расположение некоторых частей этой категории.

SU132 ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ ИЗ 6 НАКОНЕЧНИКОВ ТРАК

Полный набор наконечников поперечной рулевой тяги — 4 внешних с левой и правой резьбой и 2 внутренних с левой и правой резьбой для замены всех наконечников рулевой тяги в автомобилях серии 105.

Write a comment