Флот, вооруженный камерами, борется с плохой парковкой
Когда дело доходит до парковки, в Москве уже давно царит анархия. Любой, кто гулял по городу, подтвердит, что водители обычно паркуют свои машины везде, где есть место: на тротуарах, в подъездах и даже на второй и третьей полосах оживленных магистралей.
Но в последние месяцы назревала маленькая революция. Двойным шагом мэрия прошлым летом увеличила штраф за незаконную парковку в десять раз до 3000 рублей (100 долларов США) и приобрела парк из более чем сотни автомобилей, которые ездят по городу с камерами на приборных панелях, фиксирующими незаконно припаркованные автомобили.
Машины наблюдения собирают номерные знаки и местонахождение припаркованных транспортных средств с помощью спутникового позиционирования, совершая круговые движения примерно по 200 маршрутам. Они могут работать со скоростью 40 километров в час, то есть им не нужно тормозить для нарушителей.
Данные обрабатываются автоматически под контролем гражданских сотрудников городского департамента транспорта. Личного контакта между нарушителями и ГИБДД, известными коррупцией, нет. Затем полиция рассылает штрафы за парковку, называемые по-русски «счастливыми письмами», владельцам транспортных средств заказным письмом.
Названная по-русски «Паркон», система, как известно, не была принята ни в одной другой стране мира, — сказал ее изобретатель Илья Барский.
Барскому, генеральному директору петербургской фирмы «Симикон», специализирующейся на камерах контроля скорости и другом оборудовании ГИБДД, пришла в голову эта идея в 2010 году, когда к нему обратился начальник ГИБДД Казани. Его система впоследствии была установлена в татарской столице.
Москва последовала их примеру в апреле прошлого года, и тем временем фирма Барского продала «Паркон» местным властям во Владивостоке, Туле и Иваново.
Барский утверждает, что его система правильно решает уникальный характер проблемы парковки в стране: «Размер настолько велик, что мы не добьемся успеха даже с армией [парковочных] инспекторов, как на Западе», — сказал он по телефону из Санкт-Петербург.
Он объяснил, что с этой задачей справится только полностью автоматизированная система.
Но критики говорят, что эта система несправедлива, полна лазеек и, в принципе, незаконна. Хуже того, они утверждают, что уровень оплаты удручающий и что мэрия будет вынуждена пересмотреть свою стратегию.
Неудивительно, что система привела к потоку штрафов. В период с 1 июля по 1 декабря город выписал 108 212 из 3 000 рублевых штрафов на ошеломляющую сумму в 324,6 миллиона рублей (10,5 миллиона долларов США), согласно ответу городской ГИБДД на вопросы блогеров Дениса Терновского и Александра Шумского, опубликованному в Декабрь.
В июле мэрия объявила тендер на размещение штрафов за нарушение правил дорожного движения, согласно которому власти рассчитывали ежегодно отправлять 21,9 миллиона писем. Однако сразу не стало ясно, сколько билетов было оплачено.
В своем ответе блогерам ГИБДД сообщила лишь, что около 60 процентов из всех 4 миллионов штрафов за этот период, включая штрафы за превышение скорости и проезд по полосе на общую сумму 3 миллиарда рублей (97 миллионов долларов), оплачены.
Городская ГИБДД не ответила на письменные вопросы, присланные по факсу в среду.
Петр Шкуматов, координатор организации по защите прав автомобилистов «Синие ведерки», утверждал, что уровень оплаты парковочных талонов составляет всего 20 процентов. «По нашим оценкам, только каждый пятый водитель платит», — сказал он, добавив, что, напротив, четыре из пяти платят штрафы за превышение скорости. «Вы знаете, когда собирались поститься. Но система парковки отличается», — сказал он.
По закону уплата штрафа за нарушение правил дорожного движения может быть осуществлена судебными приставами, которые имеют право налагать арест на имущество. Однако, по словам Шкуматова, правоприменение в основном возложено на пограничников, которые запрещают гражданам покидать страну, когда на их экранах появляется предупреждение.
На сайте судебных приставов в пятницу было перечислено 1588 лиц и организаций, разыскиваемых для исполнительного производства в Москве.
Активисты отмечают, что многие люди не знают об ограничениях на парковку даже в своем районе. «Наказание должно быть справедливым. А здесь у большинства людей создается впечатление, что их грабят», — сказал Шкуматов.
В Москве меньше дорожных знаков, чем в городах Европы и США. Ограничения парковки обычно обозначаются одним знаком в самом начале улицы, который повторяется только после следующего перекрестка. Цветные обозначения на асфальте, как в Британии, редкость.
Большинство жителей перестали заботиться о законной парковке, потому что мэрия долгое время игнорировала соблюдение правил. Основная причина заключалась в том, что штрафы в размере 300 рублей (10 долларов США) не давали стимула для принудительного исполнения. Василий Кичеджи, начальник транспорта при бывшем мэре Юрии Лужкове, даже с гордостью заявил в 2010 году, что Москва — единственная в мире столица с бесплатной парковкой.
Мэр Сергей Собянин, пообещавший решить городские проблемы с дорожным движением, сменив Лужкова в 2010 году, в прошлом году представил первую в городе парковочную зону только для жителей.
Он признал, что новые штрафы не будут популярны, но заявил, что водители не откажутся от привычки парковаться там, где хотят, когда они могут делать это безнаказанно.
«Убежден, что большинство москвичей их поддерживает, потому что необходимость наведения порядка на улицах стала очевидной для всех в нашем городе», — заявил он в Октябрьской городской думе.
Собянин также отрицает, что штрафы предназначены для пополнения городского бюджета.
Город планирует расширить программу Parkon. Текущий парк из 110 автомобилей увеличится до 300–400, согласно веб-сайту транспортного отдела.
Шкуматов сообщил, что по его данным их количество может возрасти до 1000 автомобилей.
Мэрия также объявила, что камеры будут установлены на автобусах и дорожно-ремонтных транспортных средствах, таких как снегоочистители, которые ездят по окрестностям в ночное время.
Тем временем водители не обязательно меняют свои привычки. Некоторые покрывают части своих номерных знаков грязью, снегом и даже бумагой. Это, однако, не очень хорошая идея, так как водители рискуют получить дополнительный штраф в размере 5000 рублей, согласно закону, специально принятому вместе с повышенными штрафами гордумой прошлым летом.
Шкуматов сказал, что водителям лучше вообще снять номерные знаки — что, в отличие от их закрытия, не является нарушением закона, пока машина стоит.
Еще одна хитрость — снять машину с учета и получить так называемые транзитные номерные знаки с небольшим желтым полем справа. Владельцев транспортных средств, снятых с учета, найти невозможно, но срок действия транзитных номеров истекает через 20 дней. Однако ГИБДД редко соблюдает это правило для штрафа, поскольку езда с просроченными номерами составляет всего 300 рублей, пояснил Шкуматов.
Он также сказал, что автомобилистов незаконно оштрафовали за многократное наблюдение. Департамент транспорта города заявил, что владельцы будут оштрафованы только один раз в день, а когда автомобиль попадет в поле зрения камеры, как минимум дважды, причем интервал между первой и последней записью будет указан в штрафе.
Но Шкуматов сказал, что автомобили будут оштрафованы, если они будут найдены на том же месте в другой день — что незаконно.
Активист также утверждал, что вся система была незаконной, потому что она не была включена в список разрешенных устройств для ГИБДД. Он сказал, что это еще не оспаривалось в суде из-за громоздкой судебной бюрократии. «Для этого нужно пройти пять кругов ада», — сказал он.
Однако изобретатель Барский это отрицал. Он сказал, что список ГИБДД предназначен только для измерительных устройств, таких как алкотестеры и камеры контроля скорости. «Паркон ничего не измеряет. Он только записывает данные», — сказал он.
Связаться с автором по адресу [email protected]
«Избавили от петли»: краудфандинг помогает российским антивоенным протестующим оплатить штрафы
Антивоенный протест в Екатеринбурге.
Марина Молдавская / Коммерсантъ
Штраф в размере 30 000 рублей (497 долларов США), наложенный на Сергея Стафеева российским судом ранее в этом году за нарушение законов о цензуре военного времени, превысил его месячную пенсию.
Имея небольшие сбережения, пенсионер из отдаленного села Бутырка у Уральских гор не знал, где найти деньги, и впал в отчаяние, когда из-за отказа в апелляции ему грозил тюремный срок за неуплату.
Именно тогда Стафеев узнал о РОСштрафе — краудфандинговой инициативе помощи осужденным по «политическим» делам. После того, как он связался с ними, деньги, необходимые для оплаты штрафа за «дискредитацию российской армии», были собраны чуть более чем за час.
«Это неописуемо; Я был избавлен от петли», — сказал 63-летний Стафеев The Moscow Times. — Это была помощь утопающему.
РОСштраф — одна из нескольких краудфандинговых инициатив, помогающих россиянам, подвергшимся судебному преследованию в соответствии с драконовскими законами о цензуре военного времени, которые наказывают правонарушителей крупными штрафами, а в некоторых случаях и длительными сроками тюремного заключения.
Эти проекты, которые часто координируются из-за пределов России, используют онлайн-обращения и децентрализованную структуру, чтобы избежать закрытия властями.
РОСштраф, которым управляет небольшая команда волонтеров, использует приложение для обмена сообщениями Telegram, где у них более 4500 подписчиков, для проведения регулярных краудфандинговых кампаний.
Каждый пост содержит трогательную историю акции протеста, которая привела к штрафу, и предоставляет реквизиты банковского счета протестующего для прямых переводов.
Сотрудники ОМОНа у Государственной Думы в Москве.
Сергей Ведяшкин / Агентство новостей «Москва»
Стафеев был оштрафован за организацию одиночного пикета после того, как украинский город Запорожье, где жили несколько его двоюродных братьев, подвергся обстрелу российских ракет, и он ненадолго потерял с ними связь.
Несмотря на то, что РОСштраф был создан до вторжения России в Украину, он предназначался для помощи таким людям, как Стафеев, с ограниченными финансовыми возможностями.
«Иногда суммы [штрафов] могут показаться не очень большими, но для… людей с низким доходом любые деньги имеют значение», — заявил «Новой газете» в 2019 году, вскоре после запуска проекта, активист и основатель РОСштрафа Федор Крашенниников.
Другие российские группы, использующие краудфандинг для оплаты штрафов за акции протеста, включают нобелевский лауреат «Мемориал», а также правозащитные группы «РосКомСвобода» и «ОВД-Инфо».
Как и РОСштраф, онлайн-платформы «Пикетман» и «Заодно» («Вместе») сосредоточены исключительно на оказании финансовой помощи преследуемым инакомыслящим.
Двое мужчин, получивших помощь из Заодно — Валерий Крайнуков, 35 лет, из присоединенного к Москве Крыма, и Артем Каллас, 31 год, из центральной России — были потрясены, когда увидели, сколько денег было собрано краудфандингом.
Это был «подъем морального духа», сказал Крайнуков, который был оштрафован на 30 000 рублей после того, как его сосед сообщил о нем властям за антивоенные посты в социальных сетях и наклейки на бампер.
«Я вижу, что на самом деле никто ничего не делает для провоенного дела, но люди делают что-то для жертв нашего государства», — сказал он The Moscow Times.
Каллас, который получил два штрафа на общую сумму 60 000 рублей (982 доллара США) за наклейку антивоенной наклейки на бампер своей машины, сказал, что был впечатлен эффективностью Заодно.
«Концепция и исполнение были потрясающими, я не могу подобрать других слов, чтобы описать это», — сказал он The Moscow Times.
«Такая самоорганизация и поддержка друг друга, несомненно, важны».
«Не было войны!» граффити на стене дома в Москве.
Александр Миридонов / КоммерсантЪ
По данным мониторинговой группы ОВД-Инфо, за первые восемь месяцев вторжения России на антивоенных митингах было задержано более 19 тысяч человек, милиция возбудила 4777 административных и более 300 уголовных дел.
Хотя общедоступных данных о количестве — или общей денежной сумме — штрафов, вынесенных российскими судами, нет, «Заодно» и «РОСштраф» утверждают, что совместно собрали 11 миллионов рублей (180 866 долларов США) для 385 человек.
Обе организации избегают сбора взносов на один банковский счет. Вместо этого они просят жертвователей перевести деньги непосредственно оштрафованному человеку.
«Если [у вашей организации] есть счет в банке, его могут заблокировать, отобрать деньги или вас могут шантажировать», — сказал 34-летний Михаил Лебедев, основатель Zaodno.