Blog Detail

  • Home
  • Надо ли уступать автобусу отъезжающему от остановки: Что будет, если не уступить дорогу автобусу, отъезжающему от остановки

Надо ли уступать автобусу отъезжающему от остановки: Что будет, если не уступить дорогу автобусу, отъезжающему от остановки

Содержание

Нужно ли пропускать автобусы и маршрутки, отъезжающие от остановки?

Мы в Twitter:

Вход Регистрация

Новости автоправа

Минздрав утвердил новый порядок медосмотра водителей Диагностическая карта для ОСАГО больше не нужна Центробанк обновил методику установления ущерба по ОСАГО Приняты Правила движения большегрузов в зоне автоматического весового контроля ФНС утвердила форму заявления о гибели или уничтожении транспортного средства В России запретили высаживать детей без билета из автобусов В ПДД введен новый знак 6.22 – «фотовидеофиксация» Сдачу анализов на алкогольную зависимость отложили еще на год Минздрав обновил требования к комплектации автомобильных аптечек Минтранс утвердил порядок и сроки хранения диагностических карт ТО

/ Юридические статьи на тему автомобильного права / Вопросы ПДД и безопасности / Нужно ли уступать автобусу, отъезжающему от остановки?

Нужно ли уступать автобусу, отъезжающему от остановки?

Водители, живущие в крупных городах, практически ежедневно сталкиваются с ситуацией, когда во время движения по своей полосе справа, от остановки общественного транспорта, на дорогу начинает выруливать автобус или маршрутка.

К сожалению, многие водители до сих пор не знают, как нужно вести себя в этом случае. Сегодня мы разберем эту ситуацию с юридической точки зрения с тем, чтобы, прочитав эту статью, вы четко знали, кто должен уступить — автобус или автомобиль.

Автобус отъезжает от остановки – что говорит закон?

В пункте 18.3 Правил дорожного движения России говорится о том, что водители в населенных пунктах должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

Из анализа этой нормы мы можем вывести главные условия, при наличии которых, отъезжающий от остановки автобус или троллейбус имеет преимущество в движении:

  • Дело происходит в населенном пункте (на междугородных трассах это правило не действует)
  • Остановка общественного транспорта должна иметь обозначения (соответствующий знак или спецразметка)
  • Для водителя автомобиля должно быть очевидным, что общественный транспорт начал движение (с обязательным обозначением маневра указателем поворота)
  • Водитель автобуса должен быть уверен в том, что попутные автомобили уступают ему дорогу

Нужно ли пропускать автобус отъезжающий от остановки вне населенного пункта?

С автобусами и маршрутками в городах мы определились, а теперь разберемся, как обстоит дело на загородных трассах, где тоже есть общественный транспорт и остановки на обочинах.

Правилами дорожного движения установлена обязанность водителей уступать дорогу автобусам, отъезжающим от остановки в населенном пункте, а вот по поводу аналогичной ситуации вне населенного пункта не говорится ничего. Отсюда следует однозначный вывод о том, что на загородной трассе, вне пределов города (села, поселка), у общественного транспорта, выезжающего от остановки, нет никакого преимущества.

Кого признают виновным в случае ДТП?

Универсального ответа на этот вопрос не существует. В случае столкновения между попутным автомобилем и отъезжающим от остановки автобусом, вина в аварии определяется, исходя из конкретных обстоятельств ДТП.

Разбирательство по факту таких ДТП имеет массу нюансов, от которых может зависеть исход дела. К числу самых сложных относятся ситуации, когда автобус начинает выезжать с остановки, почти не оставляя попутному транспорту времени на снижение скорости.

Нужно ли пропускать автобус, который выезжает с остановки

Дорожная ситуация в городе всегда непредсказуема. Оценить ее бывает трудно даже опытным водителям. Одной из таких проблем является перестраивающиеся в полосу движения маршрутные транспортные средства (автобусы, маршрутки и т. д.). Зачастую они считают, что имеют приоритет при движении в любом направлении. Пункт ПДД о том, что нужно уступать дорогу маршрутным ТС, отрабатывается это ещё при обучении в автошколе и на сдаче экзаменов в ГИБДД. Хотя в реальности довольно немногие водители соблюдают это правило, поскольку для манёвра и разгона автобуса потребуется определённое время, а легковому ТС придётся перестраиваться и выполнять манёвр опережения, что только приведёт к затратам времени. Да и сами водители автобусов зачастую не используют этот пункт правил.

Трактовка ситуации по ПДД. В пункте 18.3. ПДД указано, что автобус (маршрутное транспортное средство), которое выезжает с участка, являющиеся автобусной остановкой (обозначено соответствующими знаками или разметкой), имеет приоритет в движении, то есть вы обязаны ему уступить и позволить закончить манёвр. Но при этом автобус должен обязательно включить левый поворотник и в этом случае случае вы обязаны снизить скорость вплоть до полной остановки, уступая тем самым дорогу.

Определение автобусных остановок не является чем-то затруднительным. Они имеют обозначение в виде разметки или специального знака (5.16 ПДД). Разметка должна иметь жёлтый цвет и зигзагообразную форму. Важным моментом в пункте 18.3 также является то, что водитель маршрутного ТС обязан убедиться, что сможет безопасно совершить перестроение.

Приоритет в перестроении. Общие правила приоритета при перестроении регулирует пункт 8.4 ПДД, в котором водитель автомобиля обязан уступать транспортным средствам, движущимися попутно в своей полосе движения. В случае совершения манёвра перестроения обоих ТС, стоит помнить, что уступать нужно транспортным средствам, перестраивающимся справа.

В каких случаях имеется приоритет при перестроении? На автобусы и другие маршрутные транспортные средства в равной степени распространяются правила ПДД. Автобус имеет равный приоритет с другими транспортными средствами, поэтому если вы движетесь в своей полосе без перестроения, то маршрутному ТС справа (если он не на автобусной остановке) уступать дорогу не нужно.

Итог. Пункт 18.3 ПДД РФ требует уступить дорогу маршрутному ТС, находящемуся на автобусной остановке, обозначенной соответствующим знаком и разметкой, при этом водитель автобуса должен подать левый сигнал поворота, чтобы обозначить будущий манёвр. В таком случае водитель ТС, движущегося по соседней полосе, обязан вплоть до полной остановки предоставить приоритет движению автобуса. В остальных же случаях, исключая полосы для движения маршрутных транспортных средств и соответствующих знаков, водитель автобуса имеет равный приоритет перед другими участниками дорожного движения. Знание правил поможет с уверенностью водить в городских условиях и не иметь к себе претензий от сотрудников ГИБДД.

Распространяется ли пункт 18.3 ПДД на маршрутки?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего, необходимо выяснить, что такое «маршрутка» и к какой категории транспорта она относится.

В ПДД такого понятия, как «маршрутка», «маршрутное такси» не имеется. Это, скорее, народное название, под которым, обычно, понимается небольшое ТС, относящееся к типу микроавтобусов, осуществляющее пассажирские перевозки в черте города.

Что касается Правил, то в них говорится о «маршрутном транспортном средстве, под которым понимается ТС общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

В свою очередь, пункт 18.3 ПДД, предоставляет преимущество в движении маршрутным ТС, относящимся к автобусам и троллейбусам.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», к классу автобусов относятся ТС категории М2 и М3, которые используются для перевозки пассажиров с количеством мест более 8, не считая водителя.

Таким образом, если маршрутки, относящиеся к категории «автобус», осуществляют пассажирские перевозки по установленному маршруту, на них в полной мере распространяется пункт 18.

3 ПДД РФ и водители обязаны пропускать их при выезде с остановки

Нужно ли пропускать маршрутки, отъезжающие от остановки?

В этой главе мы постараемся дать ответ на еще один интересующий многих водителей вопрос — нужно ли уступать дорогу маршрутному такси, отъезжающему от остановки?

Говоря формально, в ПДД вообще не существует таких понятий, как «маршрутное такси» или «маршрутка», а говорится лишь о том, что водитель должен уступать дорогу автобусам и троллейбусам, отъезжающим от остановки.

Соответственно, весь вопрос заключается в том, относится ли маршрутка к автобусам или нет. Попробуем разобраться.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», к автобусам относятся ТС категории М2 и М3, используемые для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения более 8 (не считая водителя).

Таким образом, следует констатировать, что маршрутки, курсирующие по улицам наших городов, в соответствии с законом попадают под понятие «автобус», и соответственно, водители также обязаны пропускать маршрутку, выезжающую с остановки.

Требования правил дорожного движения

По статистике большинство аварии с маршрутками происходит именно при отъезде их от остановки. Часто водители таких маршруток внаглую начинают отъезжать от остановки, не убедившись в безопасности такого маневра, другие водители, не зная правил дорожного движения, не предоставляют им преимущественное право проезда, что и приводит к дорожно-транспортным происшествиям.

В соответствии с действующим правилами водители должны уступать дорогу общественному транспорту, который отъезжает от остановки. К такому общественному транспорту также относятся маршрутки, которые ходят по заранее утвержденному маршруту. Тогда как водители маршруток должны по правилам начинать движение, включив поворот, а также убедившись в безопасности совершаемого ими маневра.

Обоюдная вина водителей

Несмотря на преимущественное право проезда маршруток, которые отъезжают от остановок, всё же часто при рассмотрении дела по такой аварии в ГИБДД или же непосредственно инспектор ДПС на месте выносит решение об обоюдной вине водителей. «Гаишники» руководствуются тем, что водитель машины должен был предоставить преимущество отъезжающей от остановки маршрутки. Тогда как водитель маршрутки, начиная движение, не удостоверился в безопасности своего маневра.

К сожалению, из-за обоюдной вины водителей появляются определенные проблемы при получении страхового возмещения по ОСАГО. Так как четко определенного виновника такой аварии нет, то страховая компания на вполне законных основаниях может отказать в выплате. Чтобы избежать подобных сложностей, водителю необходимо всё же сохранять максимальную внимательность проезжая такие остановки общественного транспорта, в особенности, если он видит что автобус, троллейбус или маршрутка отъезжают от остановки.

Помните, что пропускать такие маршрутные автомобили можно в том случае, если они остановились в специально отведенных на то местах, которые имеют соответствующий знак. Если же маршрутка останавливается просто на обочине или у светофора, то в подобном случае водитель такого транспорта нарушает правила дорожного движения, в таком случае в начале движения пропускать другие водители маршрутку не обязаны.

Подведём итоги

По действующим правилам дорожного движения требуется пропускать любой общественный транспорт, к которому относятся также маршрутки, отъезжающие от остановки. При этом водитель маршрутки должен удостовериться в безопасности совершаемого им маневра. Часто в таких ДТП признают виновными обоих водителей, так как один не предоставил преимущество маршрутке, а второй не убедился в безопасности выполняемого маневра. Соответственно, появляются сложности с получением возмещения по ОСАГО. Также помните о том, что пропускать маршрутки обязательно лишь в том случае, если они отъезжают от остановки, которая имеет соответствующие дорожные знаки.

По правилам дорожного движения маршрутки относятся к общественному транспорту, поэтому их требуется пропускать, когда они отъезжают от обозначенных остановок.

17.02.2021

Автобус отъезжает от остановки | AVTONAUKA.RU


Комментариев нет

Вопрос. Автобусная остановка расположена в кармане. Я еду по правой полосе, перестроиться налево не могу, потому что рядом слева едут другие машины. От остановки отъезжает микроавтобус (маршрутка). Нужно ли ей уступать дорогу?

Ответ. Да, необходимо уступить дорогу маршрутке, отъезжающей от остановки, если событие происходит в населенном пункте. Данное требование прописано в пункте 18.3 ПДД. Этот же пункт ПДД обязывает водителей маршрутных ТС убедиться в том, что им уступают дорогу.

Маршрутный автобус (микроавтобус) это маршрутное транспортное средство, потому что движется по установленному маршруту с обозначенными остановками. Почему это так, можно прочесть в статье Приоритет транспорта общего пользования.

Если рейсовый автобус (микроавтобус) отъезжает от остановки, и при этом преграждает вам путь (так бывает, когда вы движетесь по крайней правой полосе), то здравый смысл подсказывает, что необходимо притормозить, и уступить дорогу этому автобусу (микроавтобусу) хотя бы для того, чтобы избежать столкновения.

Почему так происходит, что маршрутчики иногда не смотрят на дорогу, когда отъезжают от остановки? — пусть они сами ответят на этот вопрос. Это претензия не ко всем водителям, но сей факт имеет место быть.

На самом деле, причины таких поступков не важны. Водитель везет пассажиров — мало ли чего там, в салоне автобуса, может произойти. Ему приходится отвлекаться и на дорогу, и на то, что происходит внутри автобуса.

Вам, в свою очередь, за рулем собственного автомобиля, необходимо действовать по обстоятельствам, с таким учетом, чтобы избежать ДТП с отъезжающей от остановки маршруткой (автобусом).

Если вы видите, что впереди по движению от остановки отъезжает автобус, то целесообразно либо снизить скорость и «выпустить» его с остановки, как требует пункт 18.3, либо перестроиться левее, на соседнюю полосу, и продолжить движение по ней, если есть такая возможность.

 

Осуществляя перестроение, необходимо помнить, что в соответствии с пунктом 8.4 ПДД уступает тот, кто перестраивается. При одновременном перестроении преимущество у того, кто располагается справа. Подробности — в статье Одновременное перестроение. Теория и практика.

Еще необходимо учесть такой момент, что маршрутное транспортное средство (как автобус, так и троллейбус), непосредственно от остановки может начать движение с перестроением сразу во второй ряд. Это может быть связано с дальнейшим направлением маршрута.

В таких обстоятельствах, также необходимо уступить дорогу автобусу, отъезжающему от остановки с перестроением во второй ряд. Похожий вопрос рассмотрен в статье Проезд мимо остановки маршрутных ТС.

Если между вашим автомобилем и маршрутным автобусом произойдет ДТП в тот момент, когда автобус отъезжает от остановки МТС, то виновников будут определять по характеру столкновения.

Ваша вина в ДТП будет 100%-я, поскольку вы не уступили дорогу, ну а вина водителя автобуса будет рассмотрена по обстоятельствам. Часто вина в ДТП бывает обоюдной.

Дело в том, что рассуждая о возможном ДТП, любой человек оперирует «возможными» вариантами развития событий. А каждое столкновение всегда конкретно. Поэтому виновного находят исходя из конкретики каждого случая.

Важно учесть обстоятельства конкретной ситуации, и принять необходимые меры, чтобы не попасть в ДТП. Для этого необходимо постоянно контролировать дорожную ситуацию.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Traffic Q&A: Транзитные автобусы имеют преимущественное право проезда при выезде с остановки

Автомобилисты должны уступать дорогу автобусам, отъезжающим с остановок. Штраф за неуступку транзитному транспортному средству в городе Такома составляет 136 долларов.

Дин Дж. Копфлер

[email protected]

В: Что говорит закон об уступке проезда транзитным автобусам? — Грег В. , Такома

A: Здесь сказано, что ты должен, Грег.

И мы имеем в виду «должны».

Вот формулировка из RCW 46.61.220, озаглавленная «Транзитные транспортные средства»:

«Водитель транспортного средства должен уступить дорогу транзитному транспортному средству, движущемуся в том же попадание в поток транспорта».

А это из Washington Driver Guide:

«Вы должны уступить дорогу любому транзитному транспортному средству (автобусу), который подал сигнал и съезжает на проезжую часть».

На задней части многих автобусов красуется небольшой знак «уступи дорогу», напоминающий нам о требовании.

А если это не сработает, штраф за неуступку транзитному транспортному средству в городе Такома составляет 136 долларов.

Грег был вынужден написать нам в штаб-квартиру отдела вопросов и ответов по дорожному движению после того, как в прошлом месяце стал свидетелем сомнительного поведения оператора Pierce Transit.

Это было во время утренней поездки в Норт-Проктор и Норт-21 в Такоме.

Мы позволим Грегу взять его отсюда:

«Автобус 306 14-го маршрута подъехал к автобусной остановке, минуя длинную вереницу машин на светофоре. Не открывая двери, он сразу же включил поворотники и отъехал назад (пробивной путь) в поток, когда включился свет. Автобус двигался с такой самоотдачей, что машина впереди меня была бы сбита, если бы она не затормозила».

Так что, водитель автобуса просто пытался пробиться?

Мы задаем вопрос пресс-секретарю Pierce Transit Александре Фастл.

Сказал Фастл:

«Насколько я понимаю, водители часто подъезжают к зонам, чтобы убедиться, что они не пропустят никого, кто может быть невидимым, но может ждать. Мы скорее съедем в пустую зону, чем проедем мимо и пропустим пассажира.

«Деревья и другой пешеходный трафик могут затруднить расшифровку того, кто может ждать, поэтому обычно прибегают к въезду в зону для верности».

Она продолжила:

«Мы совершенно уверены, что не будучи там, это не было попыткой обойти пробки. Водители знают, что в долгосрочной перспективе это не сэкономит им время».

Помните, что если вы не пустите автобус в пробку, это накажет не только водителя, но и тех, кто находится на борту, людей, которые в противном случае могли бы вести свои машины, соревнуясь с вами за место на полосе движения и парковку.

И должен значит должен.

ВЕЛОСИПЕДИСТЫ ПОЛУЧАЮТ СКИДКИ

Чтобы привлечь больше людей на велосипедах в центр города Такома, Downtown On the Go координирует программу, которая предоставит велосипедистам скидки в нескольких компаниях.

В этом месяце дела пойдут в гору на Старой фабрике спагетти, где велосипедисты смогут бесплатно получить чесночный сырный хлеб при покупке основного блюда. В апреле это будет The Hub, где велосипедисты смогут получить бесплатную закуску при покупке основного блюда.

Каждый месяц будет представлен новый бизнес, и каждый магазин или ресторан будет оборудован стойками для велосипедов, воздушными насосами и дополнительными замками, чтобы упростить работу.

Мы ожидаем, что все расписание скоро будет опубликовано на сайте centeronthego.com.

Эта статья была первоначально опубликована 5 марта 2017 г., 15:00.

Должны ли водители Западной Австралии уступать дорогу автобусам, возвращающимся в движение

Закон штата Вашингтон требует, чтобы водители уступали дорогу транзитным автобусам, которые заявили о своем намерении войти в движение.

Эван Абелл

[email protected]

Вопрос: В задней части транзитных автобусов есть мигающий желтый свет и табличка «Пожалуйста, уступайте дорогу», поэтому я уступаю им дорогу, когда они отъезжают от автобусных остановок, но вижу, что многие водители этого не делают. «Пожалуйста, уступите дорогу» — это просьба к водителям быть вежливыми или это закон?

Ответ: Вы не видите много «пожалуйста» в юридическом кодексе, не так ли? Родители, читающие это: использовали ли вы «пожалуйста» в предложении, когда у вашего ребенка не было возможности отказаться? Например, вы говорите: «Пожалуйста, убери свою комнату», но вы имеете в виду: «Ты уберешь свою комнату, или я не отвезу тебя на вечеринку по случаю дня рождения Бена, и там будет надувной домик». Вы говорите «пожалуйста», потому что хотите, чтобы ваш ребенок любил вас, но у вас все еще есть ожидаемое поведение и последствия за его игнорирование.

Вот на что похож этот знак «Пожалуйста, уступите». Просьба вежливая, но закон, стоящий за ней, реален. Пересмотренный Кодекс штата Вашингтон гласит: «Водитель транспортного средства должен уступить право проезда транзитному транспортному средству, движущемуся в том же направлении, которое подало сигнал, и вновь входящему в поток движения». В то время как знак говорит «пожалуйста», закон говорит «должен». Для людей, интересующихся юридической грамматикой (теперь я действительно сужаю свою аудиторию), should — императивная команда; это указывает на то, что определенные действия являются обязательными, а не разрешительными.

Да, это особая привилегия для водителей автобусов, которой мы не получаем, когда ведем машину. Для остальных из нас закон требует, чтобы перед выездом на проезжую часть мы должны убедиться, что «такое движение может быть выполнено с разумной безопасностью». Этот и некоторые другие законы возлагают основную ответственность за безопасность на водителя, въезжающего в полосу движения или меняющего ее. Просто мы должны уступать транспортным средствам, уже находящимся на дороге.

Кому-то это может показаться несправедливым или двойным стандартом. Я думаю об этом больше как о практическом соображении. Когда я еду куда-то, я выезжаю на проезжую часть или съезжаю с нее только в начале и в конце поездки. При этом водители автобусов проводят на остановках около 20% своего времени, а иногда и больше. Я только что посмотрел случайный автобусный маршрут, и у него было 35 остановок за 35 минут. 40-футовому транспортному средству приходится много возвращаться в пробку, а слияние — маневр, чреватый конфликтами. Когда мы уступаем автобусам, время в пути становится более постоянным, и, что более важно (с моей точки зрения), это помогает предотвратить аварии.

Часть закона об уступке автобусам включает требование о том, чтобы водители автобусов сигнализировали о своем намерении. Использование сигнала поворота не дает водителям автобусов возможности небрежно выехать на полосу движения. Во второй части закона говорится, что водители автобусов должны управлять автомобилем «с должным вниманием к безопасности всех лиц, пользующихся проезжей частью». В основном я упомянул об этом, чтобы указать, что это верно и для водителей, не пользующихся общественным транспортом. Сигнал поворота не гарантирует вам место, куда вы хотите отправиться; это позволяет другим водителям узнать о ваших намерениях. Я говорю с тобой, парень в сером седане, который включил твой сигнал одновременно с перестроением и ни разу не обернулся, чтобы увидеть, что там, куда ты направляешься, стоит машина.

И еще: спасибо, что уступили место автобусам, даже если не были уверены, что это требуется по закону. Соблюдать закон — это здорово (очевидно), но если вы действительно хотите сделать чей-то день в дороге, доброта — это то, что вам нужно.

Задайте вопрос Правилам дорожного движения, используя нашу форму.

Write a comment