Содержание
Применение дорожных знаков РК
Предупреждающие знаки применяют для информирования участников движения о характере опасности и расположении опасного участка дороги, движение по которому требует принять меры, соответствующие обстановке.
Вне населенных пунктов предупреждающие знаки, кроме знаков 1.3.1-1.4.6, 1.31.1-1.31.5, 1.32.1-1.32.3 в зависимости от скорости движения, условий видимости и возможности размещения должны устанавливаться на расстоянии от 150 м до 300 м, а в населенных пунктах — на расстоянии от 50 м до 100 м от начала опасного участка.
При необходимости (начало опасного участка скрыто от водителя крутым поворотом, переломом продольного профиля, зданием и т.п.) допускается устанавливать предупреждающие знаки на ином расстоянии, указываемом в этом случае на табличке 7.1.1.
Если между предупреждающим знаком и началом опасного участка имеется перекресток, за этим перекрестком допускается устанавливать повторный предупреждающий знак с табличкой 7. 1.1. Если расстояние между началом опасного участка и перекрестком менее 20 м, то на пересекающей дороге допускается устанавливать соответствующий знак с табличкой 7.1.3 или 7.1.4 на расстоянии до 50 м от перекрестка.
Знаки 1.1, 1.2, 1.9, 1.10, 1.21 и 1.23 должны повторяться вне населенных пунктов, а знаки 1.21, 1.23 — и в населенных пунктах. Второй знак должен быть установлен на расстоянии не менее 50 м от начала опасного участка.
Знаки приоритета применяют для указания очередности проезда нерегулируемых перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог.
Запрещающие знаки применяют для введения ограничений движения или их отмены. Запрещающие знаки, кроме специально оговоренных настоящим стандартом случаев, должны устанавливаться непосредственно перед участками дорог, на которых необходимо ввести соответствующие ограничения.
Примечание: знаки 3.2 — 3.9 должны устанавливаться на каждом въезде на участок дороги или территории, где запрещается движение соответствующих видов транспортных средств, при этом перед боковыми выездами на дорогу знаки должны применяться с одной из табличек 7. 3.1 — 7.3.3.
Примечание: При установке одного из знаков 3.11-3.15 на участке дороги между перекрестками в начале участка должен быть установлен такой же предварительный знак с табличкой 7.1.1.
Примечание: на дорогах с двумя и более полосами для движения в данном направлении дублирующие знаки 3.18.2 и 3.19 должны устанавливаться над левой из полос, по которым движение осуществляется в сторону перекрестка, на дорогах с разделительной полосой — на разделительной полосе. На дорогах без разделительной полосы, при числе полос для встречного движения не более двух, допускается установка дублирующего знака на левой стороне дороги.
Примечание: знаки 3.32 и 3.33 должны устанавливаться на загруженных дорогах в густонаселенных районах при наличии дублирующих маршрутов перевозки опасных грузов, в местах массовых скоплений людей и т.д.
Действие знаков 3.1-3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.27 не распространяется на маршрутные транспортные средства. Действие знаков 3. 26, 3.3, 3.28-3.30 не распространяется на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп или перевозящие таких инвалидов. Действие знаков 3.2-3.8 не распространяется на соответствующие транспортные средства, обслуживающие предприятия, находящиеся в обозначенной зоне, а также обслуживающие или принадлежащие гражданам, проживающим или работающим в этой зоне. Такие транспортные средства должны въезжать в обозначенную зону и выезжать из нее на ближайшем к точке притяжения перекрестке.
Действие знаков 3.16, 3.20, 3.22, 3.24, 3.26-3.30 распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за знаком, а в населенном пункте при отсутствии перекрестка — до конца населенного пункта.Указанные знаки должны быть повторно установлены после окончания населенного пункта или непосредственно за перекрестком при необходимости сохранить ограничения, введенные знаком, установленным соответственно до перекрестка или конца населенного пункта.
При необходимости зону действия знаков допускается уменьшать:
— для знаков 3. 16 и 3.26 — применением таблички 7.2.1;
— для знаков 3.20, 3.22, 3.24 — установкой в конце зоны их действия соответственно знаков 3.21, 3.23 или 3.25 (что является предпочтительным) или применением таблички 7.2.1. Зону действия знака 3.24 допускается уменьшать установкой знака 3.24 с другим значением максимальной скорости движения;
— для знаков 3.27-3.30 — установкой в конце зоны их действия повторных знаков 3.27-3.30 с табличкой 7.2.3 (что является предпочтительным) или применением таблички 7.2.2.
Предписывающие знаки применяют для введения необходимых режимов движения.
Предписывающие знаки должны устанавливаться непосредственно перед соответствующими участками дорог.
Знаки 4.5.4 и 4.5.5 «Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения» применяют для обозначения дорожек, предназначенных для совместного движения пешеходов и велосипедов, когда потоки пешеходов и велосипедов разделяются на самостоятельные потоки.
Основные знаки 4.5.4 и 4.5.5 устанавливают в начале дорожки, повторные — после каждого пересечения с дорогой, пешеходной или велосипедной дорожкой, а также дорожкой для совместного движения пешеходов и велосипедов.
Знаки 4.5.6 и 4.5.7 «Конец пешеходной и велосипедной дорожки с разделением движения» устанавливают в конце дорожки, предназначенной для совместного движения пешеходов и велосипедов.
Информационно-указательные знаки применяют для информирования участников движения об особенностях режима движения или о расположении на пути следования населенных пунктов и других объектов.
Знаки 5.8.3 «Начало полосы» и 5.8.3а «Обязательная минимальная скорость на различных полосах движения» должен применяться для обозначения начала дополнительной полосы на подъеме или полосы торможения на пересечениях в одном или разных уровнях и устанавливаться непосредственно перед началом отгона такой полосы.
Знак 5.8.3 и 5.8.3а с изображением знака 4.7 должен применяться в случаях, когда необходимо установить минимально допустимую скорость на левой полосе, ведущей на подъем.
В качестве минимально допустимой скорости на знаке указывают скорость, которую превышают 50% транспортных средств, движущихся на подъем. Скорость измеряют в конце подъема, полученную величину округляют в меньшую сторону до значения, кратного 10.
Знак 5.8.4 «Начало полосы» должен применяться для обозначения начала участка средней полосы, предназначенного для движения в данном направлении, на трехполосных дорогах, размеченных таким образом, что две полосы выделяются поочередно для каждого из направлений, при этом знак должен устанавливаться у начала переходной линии разметки. Знак 5.8.4 допускается применять для обозначения полосы торможения, предназначенной для поворота налево или разворота.
Знак 5.8.4а «Начало полосы» должен применяться для обозначения начала участка средней полосы трехполосной дороги, предназначенного для движения в данном направлении. Если на знаке 5.8.4а изображен знак, запрещающий движение каким-либо транспортным средствам, то движение этих транспортных средств по соответствующей полосе запрещается.
Знак 5.8.5 «Конец полосы» должен применяться для обозначения конца дополнительной полосы на подъеме или полосы разгона на пересечении в одном или разных уровнях и устанавливаться на расстоянии 50 м от конца полосы.
Знак 5.8.6 «Конец полосы» должен применяться на трехполосных дорогах для обозначения конца участка средней полосы, предназначенного для движения в данном направлении и обозначенного знаками 5.8.4 и 5.8.4а, при этом знаки должны устанавливаться у начала переходной линии разметки.
Знаки 5.8.7 и 5.8.8 «Направление движения по полосам» должны применяться для указания числа полос и направления движения по каждой из полос: с тремя стрелками — на трехполосных дорогах при организации движения в одном направлении по двум полосам, с четырьмя и более стрелками — на дороге при организации движения в одном направлении по большему числу полос, чем во встречном, и устанавливаться за каждым перекрестком на протяжении всего участка дороги.
Знак 5.8.8а «Направление движения по полосам» с двумя стрелками допускается устанавливать на участках двухполосных дорог (проезжих частей), когда организация движения (одно- или двустороннего) может неоднозначно восприниматься водителями.
Знаки 5.8.7, 5.8. 8 и 5.8.8а с изображением знака, запрещающего движение одного из видов транспортных средств, должны применяться при необходимости запрещения движения указанных транспортных средств по соответствующей полосе.
Допускается применение знаков 5.8.7, 5.8.8 и 5.8.8а со сменным изображением для организации реверсивного движения, знаки в этом случае должны устанавливаться за каждым перекрестком на протяжении всего участка дороги.
Знак 5.8.9 «Ограничения скорости, действующие на различных полосах движения» должен применяться для указания числа полос в данном направлении и максимальной скорости, с которой осуществляется движение на данном участке дороги по полосам движения.
Знак 5.8.9 должен устанавливаться вне населенных пунктов на расстоянии от 150 до 300 м, в населенных пунктах — на расстоянии от 50 до 150 м от начала участка дороги, на котором соответствующими знаками с табличками 7.14 вводятся режимы движения по полосам.
Знак 5.8.9 устанавливают над проезжей частью.
Знак допускается устанавливать справа от дороги вне населенных пунктов на дорогах, имеющих перед перекрестком не более трех, а в населенных пунктах — не более двух полос движения в данном направлении.
Знак 5.9 «Полоса для маршрутных транспортных средств» должен применяться для обозначения полосы, предназначенной для движения только маршрутных транспортных средств, если движение по такой полосе осуществляется попутно общему потоку транспортных средств.
Знак 5.9 должен устанавливаться над обозначаемой полосой. Допускается знак, обозначающий правую полосу, устанавливать справа от дороги.
Знак должен повторяться за каждым перекрестком на протяжении всего участка дороги, где движение маршрутных транспортных средств организовано по обособленной полосе.
Знак 5.9.1 «Конец полосы для маршрутных транспортных средств» устанавливают в конце полосы, по которой осуществляется движение маршрутных транспортных средств.
Знак 5.10.1 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» должен применяться для обозначения дороги, по которой движение маршрутных транспортных средств осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.
Знак должен устанавливаться в начале дороги над проезжей частью или с обеих сторон дороги; допускается повторять знак после перекрестков.
Знаки 5.10.2 и 5.10.3 «Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств» должны применяться для обозначения выезда на дорогу, по которой движение маршрутных транспортных средств осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств, и устанавливаться перед всеми боковыми въездами на дорогу.
Знак 5.10.4 «Конец дороги с полосой для маршрутных транспортных средств» должен применяться для обозначения конца дороги, обозначенной знаком 5.10.1.
Знак 5.10.5 «Дорога с полосой для велосипедистов» применяют для обозначения дороги, на которой движение велосипедов осуществляется по велосипедной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.
Знак устанавливают в начале участка дороги над проезжей частью или с обеих сторон дороги.
Знак 5.10.7 «Конец дороги с полосой для велосипедистов» устанавливают в конце дороги с полосой, обозначенной знаком 5.10.5.
Знаки 5.10.8 и 5.10.9 «Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов» применяют для обозначения выездов на дорогу, обозначенную знаком 5. 10.5, и устанавливают перед всеми боковыми выездами.
Знаки 5.11.1 «Место для разворота» и 5.11.2 «Зона для разворота» должны применяться для обозначения разрывов в разделительной полосе, где разрешен разворот, а на дорогах без разделительной полосы — мест, предназначенных для разворота.
Знаки 5.20.1, 5.20.2 «Предварительный указатель направлений» должны применяться для указания направления движения к населенным пунктам или другим объектам.
Знак 5.20.1 должен применяться также для указания схемы маршрута объезда участков дорог, на которых установлен один из запрещающих знаков 3.11-3.15. На знаке должна быть нанесена схема маршрута объезда по аналогии со знаком 5.31 и изображение соответствующего запрещающего знака.
Знак 5.20.1 должен устанавливаться на расстоянии не менее 300 м от перекрестка или начала полосы торможения вне населенных пунктов и не менее 50 м — в населенных пунктах. На автомагистралях должен быть установлен предварительный знак на расстоянии не менее 800 м от пересечения или начала полосы торможения. Допускается устанавливать знак над проезжей частью.
Знак 5.20.2 должен применяться на дорогах с двумя и более полосами для движения в одном направлении.
Знак 5.20.2 должен устанавливаться над проезжей частью дороги непосредственно перед началом полосы торможения, а при ее отсутствии — на расстоянии не менее 100 м от перекрестка вне населенных пунктов и не менее 50 м — в населенных пунктах.
На дорогах с двумя или тремя полосами для движения в обоих направлениях применение знаков 5.20.2 допускается на участках дорог, где установка знаков 5.20.1 затруднена (высокие насыпи, глубокие выемки, наличие построек, зеленых насаждений), а также перед перекрестками, где для лево- и правоповоротного потока отводятся самостоятельные полосы. В этом случае знаки 5.20.2 должны устанавливаться на расстоянии не менее 300 м от перекрестка или начала полосы торможения вне населенных пунктов и не менее 50 м — в населенных пунктах, а на автомагистралях, кроме того, и на расстоянии не менее 800 м от перекрестка или начала полосы торможения.
Знак 5.20.3 «Схема движения» должен применяться при необходимости указать маршрут движения, если на перекрестке движение в отдельных направлениях запрещено, или указать разрешенные направления движения на перекрестке со сложной планировкой.
Знак 5.20.3 должен устанавливаться непосредственно перед перекрестком. Допускается устанавливать предварительный знак в населенных пунктах на расстоянии от 50 до 100 м, а вне населенных пунктов — от 150 до 300 м от перекрестка.
Знаки 5.21.1 «Указатель направления» и 5.21.2 «Указатель направлений» должны применяться для указания направлений движения к населенным пунктам или другим объектам.
Знаки 5.21.1 и 5.21.2 должны устанавливаться непосредственно перед перекрестком или съездом с дороги. Перед съездами на дорогах с одной или двумя полосами для движения в обоих направлениях, а также перед перекрестками, где каждая из пересекающихся дорог имеет не более двух полос для движения в обоих направлениях, допускается установка знаков 5.21.1 и 5. 21.2 слева от дороги.
В населенных пунктах допускается применять знак 5.21.2 в качестве предварительного указателя направлений (вместо знаков 5.20.1, 5.20.2), устанавливая его в соответствии с требованиями 5.6.31.
Знаки 5.22, 5.22а «Начало населенного пункта» и 5.23, 5.23а «Конец населенного пункта» должны применяться для обозначения населенного пункта (соответственно начала и конца), в котором действуют специальные требования, регулирующие порядок движения в населенных пунктах, и устанавливаться на административной границе территории населенного пункта.
На дорогах с одной, двумя или тремя полосами для движения в обоих направлениях знаки 5.23 и 5.23а допускается располагать слева, на оборотной стороне знаков 5.22 и 5.22а, предназначенных для встречного движения.
Знак 5.22 применяется совместно со знаком 5.22а, а знак 5.23 — со знаком 5.23а.
Знаки 5.24 «Начало населенного пункта» и 5.25 «Конец населенного пункта» должны применяться для обозначения населенного пункта, соответственно начала или конца, в котором на данной дороге, исходя из условий движения, нецелесообразно вводить специальные требования, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах.
На дорогах с одной, двумя или тремя полосами для движения в обоих направлениях знак 5.25 допускается располагать слева, на оборотной стороне знака 5.24, предназначенного для водителей транспортных средств, движущихся во встречном направлении.
Знаки 5.29.1 и 5.29.2 «Номер маршрута» должны применяться для указания номера дороги (маршрута), утвержденного в установленном порядке. Знак 5.29.1 должен устанавливаться в начале дороги и повторяться через (15-20) км, а знак 5.29.2 — перед перекрестком.
Знаки 5.30.1-5.30.3 «Направление движения для грузовых автомобилей» должны применяться для указания рекомендуемого маршрута транспортным средствам, движение которых в одном из возможных направлений запрещено на перекрестке.
На протяжении объездного маршрута знаки 5.30.1-5.30.3 должны устанавливаться перед каждым перекрестком. Знаки 5.30.1-5.30.3 перед перекрестком, где начинается маршрут, допускается устанавливать предварительно на расстоянии от 100 до 150 м от перекрестка.
Знаки 5. 32.1-5.32.3 «Направление объезда» должны применяться для указания направления объезда участка дороги, временно закрытого для движения.
Знаки 5.32.2 и 5.32.3 должны устанавливаться перед началом объезда. Если маршрут объезда проходит по сети существующих дорог, то знаки 5.32.1-5.32.3 должны устанавливаться перед каждым перекрестком, находящимся на маршруте.
Знаки 5.34.1 и 5.34.2 «Предварительный указатель перестроения на другую проезжую часть» должны применяться на дорогах с разделительной полосой соответственно для указания направления объезда закрытого для движения участка проезжей части и направления движения для возвращения на правую проезжую часть.
Знак 5.34.1 с табличкой 7.1.1 устанавливают на расстоянии от 50 до 100 м, а вне населенных пунктов, кроме того, и за 500 м до разрыва в разделительной полосе, по которому осуществляется переезд на проезжую часть, предназначенную для движения во встречном направлении.
Знак 5.34.2 с табличкой 7.1.1 устанавливают на разделительной полосе на расстоянии от 50 до 100 м до разрыва в ней, по которому осуществляется переезд на правую проезжую часть.
Знаки 5.44 «Зона с ограничениями стоянки» и 5.46 «Зона с ограничением максимальной скорости» применяют для обозначения территории (участка дороги), в пределах которой регламентирована стоянка или ограничена максимальная скорость движения.
Знаки устанавливают на всех въездах на территорию (участок дороги).
Ограничение максимальной скорости для всего населенного пункта не допускается.
Информацию о видах транспортных средств, на которые распространяется соответствующее ограничение, времени действия, способе постановки транспортного средства на стоянку, ее продолжительности и т.п. размещают на табличках под знаками или в нижней части знаков 5.44, 5.46 с помощью изображений табличек по СТ РК 1125.
Знак 5.48 «Пешеходная зона» применяют для обозначения территории (участка дороги), на которой разрешено движение только пешеходов.
Знак устанавливают в местах, где возможен въезд транспортных средств на территорию (участок дороги).
Знаки 5.45 «Конец зоны с ограничениями стоянки», 5. 47 «Конец зоны с ограничением максимальной скорости» и 5.49 «Конец пешеходной зоны» применяют для указания конца территории (участка дороги), обозначенной соответственно знаками 5.44, 5.46 и 5.48.
Знаки устанавливают на всех выездах с территории (участка дороги). Знаки 5.45, 5.47 и 5.49 допускается размещать на оборотной стороне знаков 5.44, 5.46 и 5.48 соответственно.
Знаки дополнительной информации применяют для уточнения или ограничения действия других дорожных знаков. Таблички должны применяться только совместно со знаками. Располагаться они должны непосредственно под знаком, за исключением табличек 7.2.2 — 7.2.4, 7.13. С одним знаком, за исключением знака 5.15, допускается применять не более двух табличек.
Таблички 7.4.8а и 7.21.1 «Вид маршрутного транспортного средства» применяют со знаком 5.15 для указания площадки для стоянки транспортных средств у станции метро, остановки автобуса и (или) троллейбуса, трамвая.
В ПДД Казахстана внесены поправки и новые знаки
Изменения в Правила вступят в силу с 11 ноября 2017 года. Изменений вагон и маленькая тележка, но мы собрали всё, что действительно нужно знать водителям.
Поправки утвердили постановлением правительства № 667 (то самое, благодаря которому на прошлой неделе поднялась новая волна обсуждения про знак «Шипы»). Существенных изменений в ПДД не произошло, а часть пунктов и вовсе вернулась из версий Правил, по которым ездили 10 лет назад. Тем не менее в них появились и новые, важные на наш взгляд, моменты.
В разделе «Общие положения» дали расширенные толкования нескольким понятиям, подкорректировали старые, а также появились новые термины.
«Обгон» в новой редакции пишется так: «Опережение движущегося впереди одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу». В текущей редакции обгоном считалось всё то же самое, только без возвращения на занимаемую полосу.
Понятие «перекрёсток» снова изменили: «Место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удалённые от центра перекрёстка начала закруглений проезжих частей дорог. Не считаются перекрёстками выезды с прилегающих территорий, а также места пересечения (примыкания) с полевыми, лесными, выездами из жилых зон и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены знаки приоритета». Наконец-то всё вернулось на круги своя. Ещё 6 лет назад в ПДД именно так и звучал этот пункт. После его «разукомплектации» появилась масса споров при определении зоны действия знаков, а также в случае аварии.
С 11 ноября снова стоит помнить, что ограничение, к примеру, скорости будет действовать до следующего перекрёстка, а выезд со двора перекрёстком уже не является.
Появились в дополнении к этой теме в Правилах и совсем новые понятия:
«Прилегающая территория — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств. Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
«Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей, чем скорость движения транспортного средства, движущегося по соседней полосе, одного направления.
Права и обязанности
Вы уже слышали из закона РК «О дорожном движении» о том, что полицейский в случае остановки должен «незамедлительно подойти к транспортному средству, разъяснить причины остановки и предъявить по требованию водителя для ознакомления и установления фамилии и должности служебное удостоверение без его передачи водителю. А в случае если нарушение ПДД зафиксировано сертифицированными специальными техническими средствами и приборами, предъявить водителю соответствующие материалы для ознакомления». Теперь эту обязанность прописали и в ПДД.
Также из Правил исключили спорный пункт, обязывающий пассажиров оставаться в салоне автомобиля, пока гаишник не разрешит им выйти (п. 1.1 разд. 4).
Как ездить
Пункт, который опустошил не один карман и оставил без прав тысячи водителей наконец подробно расписан и в ПДД. В разделе 9 «Расположение транспортных средств на проезжей части дороги» пункт 2 изложили в следующей редакции:
«На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрёстках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой». Напоминаем, что с 15 июля 2017 года поворот и разворот в данной ситуации — это лишение прав на один год (ч. 3 ст. 596 КоАП).
Раздел 8 «Маневрирование» дополнили пунктом 13: «Движение задним ходом разрешается при условии, что манёвр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. Движение задним ходом запрещается на перекрёстках и в местах, где запрещён разворот».
Появилось в Правилах послабление для заказных автобусов. В частности, убрали норму, запрещающую нерегулярные перевозки пассажиров и багажа автобусами и микроавтобусами в междугородном, межобластном, межрайонном (междугородном внутриобластном) и международном сообщениях в ночное время (с 23:00 до 06:00).
Кому положены маячки
Расширили перечень оперативных и спецслужб, транспорт которых подлежит оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами и окраске по специальным цветографическим схемам. С 10 ноября маячки синего или красного цвета можно устанавливать и на машины:
- оперативных подразделений Службы экономических расследований;
- оперативной службы антикоррупционной службы;
- Государственной фельдъегерской службы Республики Казахстан.
Кроме того, разработчики поправок дополнили перечень машин, которые имеют право оснащаться проблесковым маячком оранжевого или жёлтого цвета, это:
- специализированные транспортные средства служб инкассации при выезде на маршрут для инкассации ценностей;
- транспортные средства, сопровождающие организованные группы велосипедистов.
Знаки свыше
В Казахстане появятся новые знаки, а у некоторых подкорректировано назначение.
Этот раздел ПДД подвергся изрядной переделке.
Знаки 4.1.2 «Поворот направо» и 4.1.3 «Поворот налево» теперь будут выглядеть вот так:
Уточнили зону действия знака 4. 1.1 «Движение прямо», установленного в начале участка дороги: он также распространяется до ближайшего перекрёстка, при этом знак не станет запрещать поворот направо на прилегающие территории.
Знак «Движение транспортных средств с прицепом запрещено» станет ограничивать в том числе буксировку механических транспортных средств.
Опознавательный знак «Шипы» разрешили устанавливать по желанию водителя.
Вскоре на дорогах могут быть замечены новые предупреждающие знаки:
1.33 «Опасная обочина». В текущих Правилах есть только табличка с похожим значением и применялась вместе со знаком «Дорожные работы»;
1.34 «Затор». Знак, который появится перед участками дорог, славящихся своими пробками;
3.17.3 «Контроль». Похожий знак тоже есть (сервисный), только называется он «Пост транспортного контроля». Новый знак будет запрещать проезд без остановки через контрольные пункты.
У «Информационно-указательных знаков» появились дополнительные:
5.8.2а «Направление движения по полосам»;
5.8.3а «Обязательная минимальная скорость на различных полосах движения»;
5.8.4а «Начало полосы»;
5.8.8а «Направления движения по полосам»;
5.8.9 «Ограничение скорости, действующее на различных полосах движения». Полезный знак для широких проспектов, где имеются ограничения скорости на крайних полосах;
5.9.1 «Конец полосы для маршрутных транспортных средств». Конец полосы, предназначенной для движения только маршрутных транспортных средств и другого общественного транспорта, движущихся попутно общему потоку транспортных средств;
5.22а «Начало населённого пункта»;
5.23а «Конец населённого пункта»;
5.40 «Общие ограничения максимальной скорости»;
5. 41 «Площадка для аварийной остановки»;
5.42 «Фотовидеофиксация». Долгожданный знак каждого второго автомобилиста Казахстана, т. к. он сообщает о приближении к участку, где производится фиксация нарушений Правил стационарным сертифицированным специальным техническим средством и прибором. Но к мобильным комплексам типа «Крис-П» этот знак отношения иметь не будет.
ополнение случилось и в разделе «Знаки сервиса»:
6.3а «Автозаправочная станция на сжиженном нефтяном газе (СНГ)»;
6.3б «Автозаправочная станция на сжатом природном газе (СПГ)»;
6.14 «Полиция»;
6.15 «Зона приёма радиостанции, передающей информацию о дорожном движении»;
6.16 «Зона радиосвязи с аварийными службами»;
6.17 «Бассейн или пляж»;
6.18 «Туалет».
В разделе «Знаки дополнительной информации (таблички)»:
7. 4.8а «Вид маршрутного транспортного средства»;
7.21.1 «Вид маршрутного транспортного средства».
К слову, в обновлённых Правилах появилось интересное разъяснение, как ставить знаки ограничения скорости: «Ступенчатое снижение скорости с шагом не более 20 км/ч, путём последовательной установки знаков, удалённых друг от друга на расстоянии от 100 до 150 м». Ранее об этом было написано только в ГОСТах, теперь же решили это сообщить и обычным водителям. Надеемся, с появлением этого требования лепить на трассе, по которой все едут 100 км/ч, знак «50» будет нельзя. Обязательным станет планомерное снижение — 80, 60 и только потом 40. Правда, ступенчатое ограничение скорости не станут применять «перед населёнными пунктами, если видимость знаков составляет не менее 150 м».
Про техническое состояние автомобилей
Корректировке подверглись также некоторые разделы Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации.
Главная новость: и из них исключили норму, запрещающую аэрографию.
В этом приложении к ПДД теперь уточняется, что запрещена эксплуатация автомобилей, у которых в том числе установлены дополнительные предметы, ограничивающие обзорность с места водителя (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесённых или встроенных в стёкла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла), влекущие опасность травмирования участников дорожного движения; нанесены покрытия либо наклеены прозрачные цветные плёнки на ветровых и (или) передних боковых стёклах кабины (салона) механического транспортного средства.
Кроме того, выезд на дорогу запрещён, если на государственных регистрационных номерных знаках установлены элементы (устройства), позволяющие скрывать буквенные и цифровые обозначения. Раньше в ПДД говорилось только о шторках, что давало хитрым автовладельцам повод проявлять свою изобретательность.
Важное для велосипедистов. И автомобилистов тоже
Наконец дождались своего часа велосипедисты. Им, а также водителям мопедов при отсутствии велополос или велодорожек с 10 ноября 2017 года разрешили ездить по специальным полосам для общественного транспорта в один ряд. Да, они там и так ездили, но в случае чего опереться ни на какие Правила не получилось бы.
В «Общие положения» добавили несколько определений для велотранспорта.
«Велосипедист» — лицо, управляющее велосипедом. Что в принципе и так было понятно, но теперь его прописали тут официально.
«Велосипедная дорожка» — отдельная дорога или часть дороги, предназначенная для движения велосипедов и обозначенная соответствующим знаком. Велосипедная дорожка конструктивно отделяется от других дорог или от других элементов одной и той же дороги.
«Велосипедная полоса движения» — полоса проезжей части дороги, предназначенная для движения велосипедов. Велосипедная полоса движения отделяется от остальной проезжей части с помощью продольной дорожной разметки и специальных знаков.
К мопедам в ПДД уже давно относятся велосипеды с подвесным двигателем, а также мокики, скутеры и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. К уже известному определению добавили концовку «…в том числе с электрическим мотором».
От редакции. В целом поправки в Правила сложно назвать кардинальными. Кое-что вернулось из прежних редакций документа (и это хорошо!), появились новые. Но опять-таки не грандиозно. Исключением можно считать пункт про разворот и поворот через две сплошные. В ПДД всё ещё немало дырявых пунктов. Надеемся, что в будущем на них законотворцы обратят внимание.
Но главное правило — не нарушать Правила!
Удачи на дорогах!
Источник: https://kolesa.kz
Что делать, если вас останавливает сотрудник ГИБДД
Среди повседневных дел мы иногда не задумываемся, правильно ли мы их выполняем с юридической точки зрения. Это может быть купля-продажа автомобиля , его растаможка или страхование. Добавим также ситуацию, с которой сталкивался каждый казахстанский водитель, а именно, его остановил патрульный. В каких случаях сотрудник патрульно-постовой службы может вас остановить, какие документы может запросить сотрудник и какие меры наказания предусмотрены в случае ПДД нарушение. Ниже приведен список наиболее часто задаваемых вопросов для случаев, когда вас остановил сотрудник патрульно-постовой службы.
В каких случаях следует остановиться?
В соответствии с Правил дорожного движения РК , если сотрудник патрульно-постовой службы, находящийся в патрульном автомобиле, обращается к водителю по громкой связи, называет опознавательные знаки и/или номерной знак Вашего автомобиля, или, если пеший офицер, останавливает вас жестом (жезлом) и показывает место, где вы должны остановиться, вы должны сделать остановку. После этого к вам должен немедленно подойти патрульный офицер, назвать свою должность, специальное звание, фамилию и часть, в которой он служит, а также причину остановки. При регистрации сертифицированными специальными техническими средствами и устройствами нарушения Закона Республики Казахстан «О дорожном движении» и (или) настоящих Правил, совершенного водителем транспортного средства, сотрудник патрульно-постовой службы обязан предъявить водителю соответствующие материалы для ознакомления. .
В соответствии со статьей 52, пунктом 2 Закона « О дорожном движении » запрещается без причины останавливать транспортные средства сотрудниками патрульно-постовой службы. Причины остановки транспортного средства могут быть разными, это может быть нарушение ПДД/правил перевозки грузов или рейд.
Какую информацию водитель может запросить у патрульного?
Патрульный офицер получает служебный жетон при исполнении служебных обязанностей. По требованию водителя сотрудник патрульно-постовой службы должен предъявить служебное удостоверение и/или отличительный значок (бейдж). Обратите внимание, что сотрудникам патрульно-постовой службы запрещено предъявлять водителям свой маршрут, так как это внутренний документ.
Какие требования должна соблюдать дорожно-патрульная полиция?
Патрульный офицер может выполнять обязанности на патрульной машине или пешком. При исполнении служебных обязанностей патрульный должен быть виден участникам дорожного движения. Также патрульные автомобили не должны располагаться за какими-либо препятствиями, ограничивающими видимость (деревья, здания и сооружения, рекламные щиты и т.п.), а также в местах, где остановка и стоянка запрещены и такие же требования распространяются на сотрудников патрульно-постовой службы, несущих дежурство по ступня.
Не запрещается использование радаров в городе и на трассах с целью предотвращения аварий и их возможных последствий, а также сотрудники патрульно-постовой службы имеют право проверять наличие зарегистрированных нарушений ПДД для транспортного средства через базу данных или с использованием радиосвязь.
Обязательное страхование транспортных средств и лиц, доверенных на управление транспортным средством
Доверенность на управление не принадлежащим Вам транспортным средством не требуется. Достаточно указать данные доверенного лица в страховом свидетельстве.
Если владелец транспортного средства не может управлять автомобилем, то, согласно правилам, водитель может передать транспортное средство другому водителю, имеющему водительские права. Если водитель в состоянии алкогольного опьянения сдал транспортное средство водителю, не имеющему прав, то он несет административную ответственность по соответствующей статье закона.
С 1 января 2019 года в стране введено обязательное электронное страхование.
В соответствии с Законом полиция будет проверять наличие у водителя страхового полиса через единую страховую базу с помощью планшетов. Сотрудникам патрульно-постовой службы будет запрещено требовать бумажный вариант страховки.
Таким образом, от владельца транспортного средства потребуется наличие только водительского удостоверения и свидетельства о государственной регистрации транспортного средства (или документа, удостоверяющего право собственности на транспортное средство).
Напоминаем, что бумажные полисы, оформленные до указанного срока, будут действительны до истечения срока действия документа.
Как маневрировать?
Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что маневр будет безопасным и не будет мешать другим участникам движения. Движение задним ходом запрещено на перекрестках и в местах, где не разрешены развороты.
Какие документы я должен предоставить, если меня остановит патрульный?
В случае остановки за нарушение ПДД необходимо предоставить следующие документы:
- водительское удостоверение на право управления транспортным средством или временное удостоверение, выдаваемое взамен водительского удостоверения, за исключением выданных в Республике Казахстан при наличии документа, удостоверяющего личность водителя;
- свидетельство о государственной регистрации транспортного средства , за исключением за исключением выданного в Республике Казахстан , или документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство;
- путевку и документы на перевозимый груз в установленных случаях.
Нарушение правил дорожного движения является административным правонарушением, за которое предусмотрен штраф в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Есть ли срок давности за административные правонарушения?
В соответствии с пунктом 1 статьи 890 КоАП РФ лицо не подлежит административной ответственности по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения, если постановление по делу об административном правонарушении не вынесено в течение указанный период.
В соответствии со статьей 893 КоАП РФ штраф подлежит уплате лицом, привлекаемым к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
Какие у вас есть права, когда вас останавливает патрульный?
- водитель имеет право знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства;
- пользоваться юридической помощью адвоката при рассмотрении дела;
- говорить на своем родном языке и пользоваться услугами переводчика, если вы не говорите на языке, на котором ведется судебное разбирательство;
- Порядок обжалования решения по делу.
Как уже упоминалось ранее, в случае возникновения конфликтных ситуаций водитель имеет право запросить номер бейджа у сотрудника патрульно-постовой службы и ознакомиться со служебным удостоверением. В случае несогласия с нарушением ПДД или иными причинами остановки сотрудником патрульно-постовой службы вы можете заявить о своем несогласии в письменной форме в протоколе об административном правонарушении.
Что исключается из обязанностей пассажира?
Оставлять транспортное средство в случае его остановки сотрудником органов внутренних дел без его разрешения.
При остановке, как долго я должен ждать патрульного?
В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения «по требованию сотрудника органов внутренних дел (полиции) водитель должен остановиться и выполнять указания сотрудника», т.е. патрульного и ознакомиться с причиной остановки, а также выполнить необходимые действия.
Какое допустимое расположение транспортных средств на проезжей части?
На дорогах с двусторонним движением с четырьмя и более полосами запрещается выезжать на обочину дороги, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах левые повороты или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.
На каком основании сотрудник патрульно-постовой службы имеет право изъять номерной знак?
В соответствии с ст. 797 КоАП РК, в случае нарушения правил остановки или стоянки ( ст. 597 КоАП РК ) уполномоченное должностное лицо имеет право изъять номерной знак.
Какая ответственность наступает при превышении установленной скорости на 9 км/ч?
Допускается превышение установленного ограничения скорости до 10 км/ч, в противном случае при превышении:
- 10-20 км/ч: штраф в размере 10 МРП;
- 20-40 км/ч: штраф в размере 15 МРП;
- свыше 40 км/ч – штраф в размере 30 МРП;
- при повторном превышении скорости в течение года: штраф в размере 40 МРП.
Сумма МРП в 2022 году составляет 3 063 тенге.
Концепция общественной безопасности разрабатывается МВД
04
Октябрь
2022, 12:10
На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра Алихана Смаилова Министр внутренних дел Марат Ахметжанов доложил о том, как в Казахстане обеспечивается безопасность дорожного движения.
Ежегодно в Казахстане происходит более 13 тысяч дорожно-транспортных происшествий. На дорогах страны погибают более 2 тысяч человек и более 18 тысяч получают травмы. При этом, по его словам, за последние четыре года наблюдается динамика снижения количества аварий. Но с учетом последних 2 лет пандемии, когда люди жили в условиях ограничений, текущая ситуация несколько ухудшилась. Так, с начала текущего года увеличились все показатели аварийности:
- ДТП на 14%;
- погибших на 18%;
- Ранение на 13%.
Высокий уровень аварийности сохраняется в г. Алматы, Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областях. На эти регионы приходится 56% всех аварий в Казахстане, при этом 55% травм и 41% погибших.
«Одной из основных причин аварий является плохая транспортная дисциплина», — сказал министр внутренних дел.
С начала года сотрудники полиции пресекли более 4,5 млн нарушений ПДД. Задержано более 17,5 тыс. пьяных водителей, 20 тыс. водителей лишены водительских прав, 16 тыс. человек подвергнуты административному аресту, более 188 тыс. пешеходов оштрафованы.
«Такое положение дел во многом связано со снижением требований к автошколам и качеству подготовки водителей. Сейчас обучение осуществляют 747 учебных центров. С 2018 года они не требуют лицензий и разрешений для открытия. прекращен государственный контроль за их деятельностью. Ликвидирована административная ответственность за некачественное обучение. Это привело к тому, что учебный процесс зачастую ведется формально», — пояснил Марат Ахметжанов.
Во многих школах отсутствует необходимая материальная база. И как показывает анализ, в общем числе водителей, виновных в ДТП со смертельным исходом, 50% приходится на «самоучек».
Второй причиной, по мнению министра внутренних дел, является рост автопарка страны. Так, с 2019 года по настоящее время количество транспортных средств увеличилось с 3,9 млн до 5 млн, включая автомобили с иностранной регистрацией.
Нельзя не отметить старение автопарка. Срок службы более 50% автомобилей в стране превышает 20 лет. Соответственно, это приводит к их износу.
На этом фоне не осуществляется надлежащий контроль за техническим состоянием транспортных средств. После снижения требований к открытию пунктов техосмотра распространилась практика выдачи фиктивных талонов техосмотра. Антикоррупционное ведомство ликвидировало преступную группировку, продавшую 350 тысяч таких документов на общую сумму 600 миллионов тенге.
«За последние четыре года количество автомобилей, не прошедших технический осмотр на техническое состояние, уменьшилось вдвое. Это вызывает массу сомнений. Полиция по надзору за дорожным движением привлекла к ответственности 106 тысяч водителей за управление транспортными средствами, не не соответствуют требованиям технических регламентов. Кроме того, 80 тыс. водителей оштрафованы за непрохождение техосмотра»9.0012 министр сказал.
С учетом этих фактов Министерству индустрии и инфраструктурного развития предлагается усилить ответственность операторов пунктов технического осмотра за фиктивные проверки транспортных средств.
Еще одним важным фактором, влияющим на аварийность, является состояние дорог и дорожной инфраструктуры. По статистике 75 % ДТП происходит в населенных пунктах, 28 % смертельных случаев приходится на наезды на пешеходов. В целом наибольшая доля ДТП с пешеходами приходится на города Астана, Алматы и Шымкент, а также Алматинскую, Жамбылскую, Туркестанскую и Мангистаускую области.
Во многом это связано с отсутствием тротуаров, пешеходных переходов и освещения. Например, 19 сентября в селе Жаналык Талгарского района Алматинской области вечером на пешеходном переходе насмерть сбил десятилетний ребенок. И это не первый случай в этом сельском округе.
С учетом этих факторов необходимо установить более 1,2 тыс. светофоров на перекрестках, 1,6 тыс. табло «обратного отсчета», 25 тыс. дорожных знаков, 1,1 млн км дорожной разметки.
На сегодняшний день в целом по республике насчитывается 17 041 автоматических камер фиксации нарушений ПДД. Они доказали свою эффективность в повышении дисциплины вождения. Они фиксируют 50% всех нарушений ПДД, в Астане и Шымкенте этот показатель составляет около 70%. Однако в масштабах страны их количество крайне недостаточно. Например, в Северо-Казахстанской области всего 43 камеры. Они не превышают 100 единиц в Павлодарской (58), Кызылординской, Мангистауской, Акмолинской, Западно-Казахстанской и Туркестанской областях.
Тогда Марат Ахметжанов в своем отчете сообщил, что ежегодно полиция пресекает более 4 миллионов нарушений ПДД. По его словам, наиболее опасны злонамеренные нарушители. Около 71 тысячи из них нарушили правила дорожного движения от 6 до 150 раз.
Сейчас программа «Коргау» используется в шести городах. Он позволяет выявлять автомобили с ложными номерами, без страховки, находящиеся в розыске или систематически нарушающие правила дорожного движения и не оплачивающие штрафы. Раньше для этого требовалось остановить все машины и проверить документы.
Теперь система анализирует данные с уличных камер и отправляет сообщение на планшет ближайшего полицейского, информируя его о наличии «опасного» водителя. Таким образом, полиция моментально реагирует на грубое нарушение правил дорожного движения. С его помощью уже выявлено 604 случая фальшивых номеров, 1600 водителей признаны лишенными водительских прав, изъято 2400 номеров и конфисковано 8000 автомобилей», — сообщил министр внутренних дел. предлагается ускорить внедрение необходимых систем во всех крупных населенных пунктах, что позволит повысить культуру дорожного движения и обеспечить принцип неотвратимости наказания9.0003
Помимо прочего, требуется решение вопроса обустройства специализированных парковок. Сегодня ряд административных правонарушений предусматривает наложение ареста на транспортные средства. Однако в регионах не хватает штрафных парковок. Имеющиеся в столице две коммунальные парковки переполнены. Так же есть по одной такой парковке в Актюбинской и Атырауской областях, а в Караганде такой парковки нет вообще. Так, изъятые и эвакуированные с мест ДТП автомобили хранятся на территориях отделений полиции.
Пригородные автомобильные дороги – еще один важный момент в вопросе безопасности, требующий внимания. Так, основное количество серьезных аварий приходится на проселочные дороги, на них приходится 69% всех смертей.
Еще выше этот показатель в Жамбылской, Северо-Казахстанской, Жетысуйской, Алматинской, Атырауской, Акмолинской, Туркестанской, Павлодарской и Кызылординской областях. Критическая ситуация на участках дорог «Западная Европа – Западный Китай», «Алматы – Ташкент» в Жамбылской области, «Уральск – Атырау» в Западно-Казахстанской и Атырауской областях. На эти участки приходится 64% от общего числа погибших в ДТП. Основные причины – выезд на полосу встречного движения и превышение скорости. Например, в ДТП на участке дороги Алматы — Екатеринбург из 49 человек погиб 21 человек.от 1 км до 1004 км в летний период.
Еще одна причина аварий – это параметры дорог. Сейчас дороги с 4 и более полосами движения имеют протяженность 3000 километров. Это всего 2% по стране.
«Большая часть дорог построена по старым госстандартам. Они двухполосные, ширина не превышает 7 метров. Акимам следует обратить внимание на дороги местного значения. Необходимо обеспечить пропуск более более 6000 км дорог от второй и третьей категории до первой» сказал Ахметжанов.
Придорожная инфраструктура влияет на безопасность загородных маршрутов. Ввиду его неразвитости, отсутствия кемпингов, мест отдыха и предприятий общественного питания водители вынуждены ездить практически без сна и отдыха.
Еще одна проблема, которую озвучил глава МВД, — это нелегальные автоперевозчики. Они часто курсируют без остановок между регионами, нарушая правила пассажирских перевозок. Используемые ими автомобили не соответствуют требованиям безопасности.
«С начала года зарегистрировано 800 случаев опрокидывания транспортных средств, 1195 в результате встречных и 1250 лобовых столкновений. Основная причина — сон за рулем», — охарактеризовал страшную статистику Ахметжанов.
Для устранения данной проблемы МВД предлагает организовать соответствующую работу.
Немаловажной проблемой является бродячий скот на дорогах. С начала года количество ДТП со столкновением с животными увеличилось на 13%. Погибли 26 водителей и пассажиров, 135 получили ранения. Так, только в Мангистауской области произошло 8 ДТП со столкновением автомобилей с верблюдами. Погибли пять человек, 13 получили ранения. В ходе обработки этих происшествий сотрудники полиции выявили более 200 бездомных верблюдов и лошадей, которые впоследствии были помещены в специальные вольеры. В связи с этим предлагается ужесточить ответственность владельцев скота за бесконтрольный выпас скота. Кроме того, необходимы вольеры для бродячего скота, а также устройство дорожных ограждений.
«Что касается ограничения скорости, то на платных дорогах сейчас установлено 106 камер. Только 6 из них фиксируют скоростной режим. Это крайне мало. Эффективный рычаг контроля скорости движения здесь не используется», — добавил Ахметжанов.
Эффективным решением для снижения аварийности является использование патрульных машин с автоматическими радарами и камерами. В настоящее время в парке МВД всего 60 таких машин. При этом акиматы Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Кызылординской, Северо-Казахстанской и Жетысуйской областей такие агрегаты не закупали.