Содержание
Типы автомобильных ламп и ключевые параметры
«Экстра-яркое свечение», «на 60% больше света», «эффект ксенона» — на упаковках ламп можно прочесть много рекламных лозунгов. Но какие параметры действительно стоит сравнивать? Как выбирать автомобильные лампы, чем они отличаются друг от друга и на какие показатели ориентироваться? В этой статье разберём характеристики и особенности автоламп.
Типоразмер лампы: маркировка ECE и цоколь
Подбор автомобильных ламп начинается с их типоразмера: маркировки ECE и цоколя. У всего многообразия светотехники машины (передних фар, «противотуманок», задних фонарей, габаритных огней и т. д.) принципиально разные задачи и условия работы. Место установки определяет, какой должна быть лампа: для одних фар нужна лампа h21, для других — лампа h5 или H7. В каталогах представлено почти 500 маркировок, поэтому о типоразмерах ламп и расшифровке их обозначений читайте в отдельной статье:
Маркировка автомобильных ламп. Типоразмеры и цоколи
Типы автомобильных ламп
В автомобилях используются 4 основных типа ламп: обычные лампы накаливания, галогенные, ксеноновые и светодиодные лампы.
Лампы накаливания (лампы дополнительного освещения)
Обычные лампы накаливания, где свет излучает вольфрамовая нить, встречаются как в автомобилях, так и в быту. Из колбы такой лампы откачан воздух, чтобы вольфрам не окислялся.
Конструкция классической лампы накаливания примитивна и имеет множество недостатков. В процессе работы вольфрам выгорает и оседает на стекле колбы, снижая её прозрачность. А сама нить постепенно становится тоньше — в итоге она перегорает или рвётся от вибрации. КПД классических ламп накаливания очень низок и составляет 5–15% — большая часть энергии преобразуется не в свет, а в тепло. Световая отдача лампы (количество люмен света на каждый потребленный ватт) невысока, а сам свет рассеивается и не даёт точной фокусировки. Срок службы лампы накаливания скромен — около 1000 часов непрерывной работы. Всё это не позволяет ставить обычные лампы в головную оптику современной машины.
Зато у классических ламп накаливания есть важное преимущество — низкая цена.
Поэтому они до сих пор активно используются в задних фонарях и указателях поворота, в приборной панели, для подсветки салона и номерного знака.
Галогенные (галогеновые) лампы
«Галогенки» — это улучшенные лампы накаливания. В галогенных лампах свет тоже излучает вольфрамовая нить, но внутри колбы уже не вакуум, а буферный газ-галоген: обычно это бром или иод (в химии йод называют именно так). Газ позволяет повысить температуру спирали — а значит и световую отдачу, не даёт вольфраму оседать на колбе и увеличивает срок службы лампы в 2–4 раза: до 2000–4000 часов непрерывной работы.
Благодаря короткой спирали и цилиндрической колбе у галогенных ламп отличная фокусировка, поэтому их обычно используют в противотуманных фарах (ПТФ) и головной оптике, где они светят направленно и ярко.
Ксеноновые (газоразрядные) лампы
В ксеноновых лампах источником света является уже не вольфрамовая нить, как в предыдущих двух типах ламп, а электрическая дуга.
Дуга — это электрический разряд между двумя электродами из вольфрама в колбе лампы, заполненной инертным газом ксеноном; поэтому такие лампы называют газоразрядными (или просто разрядными).
Для создания электрического разряда нужно высокое напряжение, поэтому для работы ксеноновой лампы требуется отдельное устройство — блок розжига. Для повышения световой отдачи лампы ксенон закачивают в колбу под давлением около 30 атмосфер.
Газоразрядные лампы светят заметно ярче галогенных, но имеют ряд недостатков. Их световой пучок изначально не сфокусирован, поэтому нуждается в специальных отражателях или линзах. Важна и точная настройка фар — заводской «ксенон» обычно оборудуют автоматическим корректором. Неквалифицированная установка газоразрядных ламп часто приводит к ослеплению встречных водителей, поэтому выражение «китайский ксенон» давно стало нарицательным для таких случаев.
Светодиодные (LED) лампы
Светодиодные автомобильные лампы набирают всё большую популярность.
В них нет газа под давлением или нитей накаливания: источником света является светоизлучающий диод — полупроводник, который светится при пропускании электрического тока. LED-лампы прочные, надёжные и энергоэффективные: их световая отдача почти в 10 раз выше, чем у галогенных и ксеноновых ламп.
Постепенно светодиодные лампы вытесняют другие типы ламп из всей автомобильной светотехники, кроме ближнего света — с ним пока есть нюансы из-за особенностей фокусировки. При самостоятельной установке светодиодных ламп в головную оптику не всегда удаётся добиться чёткой свето-теневой границы (СТГ), необходимой для ближнего света фар. Хотя при правильном подборе ламп и должной настройке фар всё возможно.
Во всех остальных элементах освещения светодиоды показывают себя отлично, включая дальний свет и противотуманные фары. А светодиодные лампы дополнительного освещения автомобилисты активно внедряют сами, заменяя дешёвые и неэффективные лампы накаливания.
Подробнее о светодиодных лампах и особенностях их установки читайте в отдельной статье:
Светодиодные автомобильные лампы.
Светлое будущее уже здесь
Световой поток (Лм)
Световой поток — это количество излучаемой световой энергии. Другими словами, эта характеристика указывает, насколько много света производит лампа. Световой поток измеряется в люменах (Лм).
Световой поток и яркость — не одно и то же. Яркость — усреднённая величина, она зависит от того, как свет падает на объект и как его воспринимает наш глаз. В то время как световой поток —конкретная величина световой энергии, излучаемой лампой.
К сожалению, далеко не все производители автомобильных ламп указывают их световой поток, предлагая покупателям ориентироваться лишь на потребляемую и эквивалентную мощность.
Потребляемая мощность лампы (Вт)
Потребляемая мощность — важный параметр, который отражает количество потребляемой лампой энергии в ваттах (Вт). При подборе новой лампы нельзя превышать потребляемую мощность лампы, установленной с завода. Температурный режим фары, сечение электропроводки, номинал плавких предохранителей — всё это рассчитывается инженерами под определённую мощность ламп.
Самостоятельная установка более мощных электропотребителей может вызвать пожар.
Для двухрежимных (двухнитевых) ламп потребляемая мощность указывается двойным числом через дробь, где отражена мощность в каждом из режимов работы.
Эквивалентная мощность лампы (Вт)
Эквивалентная мощность — параметр для соотношения мощности разных типов ламп. Эквивалентом считается мощность классической лампы накаливания, необходимая для достижения такого же светового потока.
Примерное соотношение мощности разных типов ламп
Например, для светового потока 1200 лм нужна 100-ваттная лампа накаливания. Галогенной лампе для идентичного свечения достаточно 60 Вт энергии, а светодиодной — всего 12 Вт. Чтобы покупатели не считали более энергоэффективные лампы менее мощными, для них на упаковке указывают эквивалентную мощность. Означает это следующее: фактически лампа потребляет 12 Вт (потребляемая мощность), а светит на все 100 Вт (эквивалентная мощность).
Эквивалентная мощность в дополнительном режиме (Вт)
Для двухрежимных (двухнитевых) ламп эквивалентная мощность указывается для каждого режима работы отдельно.
Напряжение лампы (В)
Рабочее напряжение лампы в вольтах (В) должно соответствовать параметру заводской лампы. В подавляющем большинстве легковых автомобилей напряжение бортовой сети — 12 В; в грузовиках и некоторых внедорожниках — 24 В. Рабочее напряжение ламп, которые вы подбираете на замену, должно быть идентичным напряжению старых ламп.
У газоразрядных (ксеноновых) ламп указанное рабочее напряжение выше — 42 В или 85 В, — поскольку они подключаются через блок розжига. В этом случае напряжение лампы нужны сравнивать не с показателем бортовой сети автомобиля, а с характеристиками установленного блока розжига.
Температура лампы (K)
Под температурой лампы обычно подразумевают не рабочую температуру, а цветовую — спектр её светового излучения. Говоря проще, цветовая температура — это то, как наш глаз воспринимает свет: будет он «тёплым» или «холодным», жёлтым, белым или голубым.
Цветовая температура измеряется в кельвинах (К). Показатель 4200 K соответствует белому цвету.
Свет с более низкой температурой будет желтить (чем меньше число, тем желтее), с более высокой — уйдёт в голубой оттенок.
Лампы с белым или слегка голубым светом обычно выбирают из эстетических соображений — такой свет гармонично смотрится с современной «хрустальной» оптикой, в то время как жёлтый свет ассоциируется со старыми рефлекторными фарами. Но нужно учитывать, что слишком холодный свет напрягает глаза при ночной езде, а также плохо работает в тумане из-за слишком короткой световой волны. Синий спектр не пробивает капли тумана, а создаёт перед водителем засветку. Именно поэтому традиционный цвет противотуманных фар — жёлтый.
Езда в тумане. Сквозь мглу без потерь
Цвет свечения
У многих ламп цветовая температура дополнительно указана в понятных покупателю терминах. Например, такие характеристики света можно встретить на упаковках ламп:
- Тёплый белый — свет с цветовой температурой 3000~3400 K.
- Нейтральный белый — свет с цветовой температурой 3500~4800 K.
- Холодный белый — свет с цветовой температурой более 5000 K.
Подбирайте подходящие лампы, чтобы ездить комфортно и безопасно в любое время суток и в любую погоду.
они правда служат дольше? Мы проверили и удивились! — журнал За рулем
Ресурсный тест «За рулем» затянулся почти на пять месяцев. Но некоторые лампочки так и не перегорели.
Материалы по теме
Лампы Н4: нашли самые надежные
Ближний свет должен при движении гореть всегда, если нет дневных ходовых огней или противотуманных фар. Это предъявляет повышенные требования к долговечности спиралей.
Производители лампочек обычно избегают прямых ответов на вопрос о сроке их службы. Дескать, многое зависит от условий эксплуатации, состояния бортсети и прочих факторов. Однако грубая оценка ресурса обычных галогенок всё же известна — примерно 500 часов.
Нам же было интересно, сколько протянут лампы с повышенным заявленным ресурсом — чаще всего их обозначают как LongLife.
Материалы по теме
Новый побор для водителей в 2022Возврат балльной системы для нарушителей ПДД — самое время?Выручку за «красивые» номера можно разделить на всех россиян
Что испытывали
Материалы по теме
Лампы Н7 — какие прослужат дольше? Экспертиза ЗР
В одну компанию мы взяли лампочки Н4 и Н7 — такие используются в подавляющем большинстве автомобилей.
Лампы Н4 — это Гранты и Нивы, Ларгус и Logan, Solaris и Rio… Более молодые Н7 ставятся на Duster, Tiguan, Logan второго поколения и еще множество автомобилей.
Любопытно, какие протянут дольше — однонитевые Н7 или двухнитевые Н4?
Каждой лампы взяли по два образца. Парами определяли и победителей: у кого дольше продержится не одна лампа, а обе.
Повторяемость результатов говорит о стабильности технологии производства. К тому же лампы головного света рекомендуется заменять парами, даже если перегорела только одна из них.
Как испытывали
Все «части света» закреплены на стенде. Учет и контроль: пять месяцев за лампами следили круглосуточно.
Все «части света» закреплены на стенде. Учет и контроль: пять месяцев за лампами следили круглосуточно.
Лампы установили на стенд, подали напряжение на нити ближнего света и установили круглосуточное дежурство. Величина напряжения: 13,7 +/- 0,1 В, одинаковая для всех ламп. Температура окружающего воздуха: +18 °C.
Bosch Longlife H7: результат по двум лампам — 1386 и 1897 часов. Среди ламп Н7 это второй показатель: дольше продержался только Philips. Разброс между двумя экземплярами довольно большой, но в целом — рекомендуем.
Bosch Longlife H7: результат по двум лампам — 1386 и 1897 часов. Среди ламп Н7 это второй показатель: дольше продержался только Philips. Разброс между двумя экземплярами довольно большой, но в целом — рекомендуем.
Goodyear Longlife ×2 H7 — результат 1342 и 1506 часов. Средний показатель.
Goodyear Longlife ×2 H7 — результат 1342 и 1506 часов. Средний показатель.
HNG Longlife H7 — продержались 306 и 694 часов. В среднем получается 500 ч — это худший результат по лампам Н7 и один из худших в общем зачете. На долгоиграющие лампочки не очень похоже.
HNG Longlife H7 — продержались 306 и 694 часов. В среднем получается 500 ч — это худший результат по лампам Н7 и один из худших в общем зачете. На долгоиграющие лампочки не очень похоже.
Narva Longlife H7 — выдержали соответственно 1338 и 1513 часов. Это третий результат среди лампочек Н7. Рекомендуем.
Narva Longlife H7 — выдержали соответственно 1338 и 1513 часов. Это третий результат среди лампочек Н7. Рекомендуем.
Neolux Extra Lifetime H7 проработали 738 часов и 1078 часов.
Средний результат.
Neolux Extra Lifetime H7 проработали 738 часов и 1078 часов. Средний результат.
Osram Ultra Life H7 — отработали 1368 часов и 1393 часов. Хорошая сходимость результатов по двум экземплярам, однако сами по себе достижения довольно средние.
Osram Ultra Life H7 — отработали 1368 часов и 1393 часов. Хорошая сходимость результатов по двум экземплярам, однако сами по себе достижения довольно средние.
Philips Extra Lifetime H7 — эти лампы оказались лучшими среди Н7. Результаты — 1674 и 2137 часов. Сходимость результатов — не ахти какая, но продержались лампочки долго. Рекомендуем.
Philips Extra Lifetime H7 — эти лампы оказались лучшими среди Н7. Результаты — 1674 и 2137 часов. Сходимость результатов — не ахти какая, но продержались лампочки долго. Рекомендуем.
Rekzit Long Life H7 выдержали на стенде соответственно 594 и 1006 часов.
Достижение не впечатляет, разброс показателей большой. Не рекомендуем.
Rekzit Long Life H7 выдержали на стенде соответственно 594 и 1006 часов. Достижение не впечатляет, разброс показателей большой. Не рекомендуем.
Ca-Re Longlife h5 оказались самыми никудышными лампами в экспертизе. Одна вообще отказалась неисправной, другая проработала всего 670 часов. Не рекомендуем.
Ca-Re Longlife h5 оказались самыми никудышными лампами в экспертизе. Одна вообще отказалась неисправной, другая проработала всего 670 часов. Не рекомендуем.
Clear Light Longlife ×5 h5 показали результаты 1002 и 1681 часов соответственно. Разброс очень большой. Рекомендуем на тот случай, если не удастся приобрести победителей теста.
Clear Light Longlife ×5 h5 показали результаты 1002 и 1681 часов соответственно. Разброс очень большой. Рекомендуем на тот случай, если не удастся приобрести победителей теста.
Goodyear ×2 Life h5 — входят в тройку победителей. За 3481 час работы эти лампы так и не перегорели! Рекомендуем в первую очередь.
Goodyear ×2 Life h5 — входят в тройку победителей. За 3481 час работы эти лампы так и не перегорели! Рекомендуем в первую очередь.
HNG Longlife h5 — эти лампы выдали почти четырехкратный разброс по ресурсу: 498 и 1993 часов соответственно. Явно хромает технология. Не рекомендуем.
HNG Longlife h5 — эти лампы выдали почти четырехкратный разброс по ресурсу: 498 и 1993 часов соответственно. Явно хромает технология. Не рекомендуем.
Narva Longlife h5 — от этого бренда ждали гораздо лучшего результата, нежели 500 и 910 часов наработки. И разброс большой, и показатели слабенькие. Не рекомендуем.
Narva Longlife h5 — от этого бренда ждали гораздо лучшего результата, нежели 500 и 910 часов наработки.
И разброс большой, и показатели слабенькие. Не рекомендуем.
Osram Ultra Life h5 — входят в тройку победителей теста. Проработав 3481 час, лампы отказались перегорать! Рекомендуем в первую очередь.
Osram Ultra Life h5 — входят в тройку победителей теста. Проработав 3481 час, лампы отказались перегорать! Рекомендуем в первую очередь.
Philips Extra Lifetime h5 — из тройки наиболее «долгоиграющих». Так и не сгорели! Надо брать.
Philips Extra Lifetime h5 — из тройки наиболее «долгоиграющих». Так и не сгорели! Надо брать.
Кто победил?
Лампочка CA-RE h5 отказала в первые же секунды — налицо скрытый дефект. Довольно быстро померкли три лампы HNG, а также Narva h5: для именитого изделия 500 часов — не результат.
Материалы по теме
Чем измерить ток в машине: большая проверка тестеров
Свыше 1000 часов продержались девять тандемов ламп.
Через рубеж 1500 часов перебрались только четыре комплекта — один Н7 и три Н4. На отметке в 1674 часа померла лампа Philips H7 — позже выяснилось, что ее подруга продержалась гораздо дольше, до 2137 часов.
Стало ясно, что марафон выиграли лампы Н4. Но никто не ожидал, что победа будет столь сокрушительной. Таймер отсчитал 2000 часов, затем 2500, потом 3000… На рубеже 3481 час коллективный разум решил прервать испытания, объявив победителями лампы Н4 брендов Goodyear, Osram и Philips. Ни одна из шести ламп указанных брендов так и не перегорела!
Напоминаем: результаты проведенных испытаний относятся к конкретной выборке изделий и не могут служить основанием для суждения об одноименной продукции в целом.
Так лампу может раздуть, если на ее поверхности остались жирные следы от пальцев.
Так лампу может раздуть, если на ее поверхности остались жирные следы от пальцев.
Сколько протянут на практике?
В реальной эксплуатации столь солидного ресурса у лампочек, скорее всего, не будет.
Этому воспрепятствуют так называемые холодные старты (броски тока), когда в первый момент при включении питания сопротивление спирали ниже, а ток через нее, соответственно, выше. Кроме того, на лампы будут воздействовать вибрации — чем хуже дорога, тем они сильнее.
В момент перегорания многие лампы затуманивают стекло изнутри.
В момент перегорания многие лампы затуманивают стекло изнутри.
Черный налет, образующийся на колбе изнутри, объясняет, куда девается металл спирали.
Черный налет, образующийся на колбе изнутри, объясняет, куда девается металл спирали.
Напряжение бортовой сети современных автомобилей, как ни странно, нестабильно — это не идет на пользу ресурсу ламп. Даже на Ларгусе стоит система интеллектуального управления напряжением генератора, причем его значение доходит до 14,6 В. С другой стороны, надо помнить о потерях в проводке, которые с возрастом автомобиля только растут.
Они могут достигать 0,5 В и более. Так что запредельных напряжений на лампах всё же быть не должно.
Разгромный счетА если сравнивать не бренды, а типы ламп? Ресурс лампочек Н4 почти вдвое превышает более современные Н7! В чем причина? Мы склонны думать, что сыграл роль объем колбы ламп Н4, наполненной газом из линейки галогенов, который почти вдвое больше, чем у однонитевой лампы. Соответственно, галогенный цикл «самоисцеления» нагретой спирали, когда вылетевшие частицы металла оседают обратно, осуществляется эффективнее. Меньшее количество материала спирали оседает на колбе и больше возвращается на нить. Правда, нормативный световой поток у нити ближнего света ламп Н4 ниже в полтора раза. |
Наши рекомендации
Разнообразный «улучшайзинг» ламп, обещающий повышенную светоотдачу и прочие улучшения, обязательно уменьшает ресурс. Единственным исключением являются «долгоиграющие» лампы: наш тест показал, что они способны работать в несколько раз дольше обычных лампочек.
Поэтому при замене рекомендуем обращать внимание именно на них. В первую очередь это относится к обладателям автомобилей, замена ламп в которых трудоемка — например, в трехдверной старушке Ниве.
Результаты испытаний ламп Н4 и Н7 с повышенным ресурсом
* Испытания прекращены как излишне затянувшиеся. Лампы сохранили работоспособность.
Илья Шельменкин, главный инженер ООО «Эрлайн»
Илья Шельменкин, главный инженер ООО «Эрлайн»
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
При проведении ресурсных испытаний автоламп на воздухе (не в фаре) лампы Н4 явно выигрывают по времени горения у Н7 за счет большей площади рассеивания тепла.
Дальше, дальше, дальше…Материалы по теме Как сэкономить на обслуживании и ремонте автомобиля Монополию ламп накаливания в фарах автомобилей в 1991 году нарушили газоразрядные (ксеноновые) лампы. Вскоре за ксеноновыми лампами в фарах головного освещения начали использовать светодиоды. Среди преимуществ — гораздо больший срок службы и возможность матричного освещения, когда можно освещать или погружать во тьму разные участки дороги, включая или выключая некоторые из множества светодиодов или используя другие технологии. На этом гонка за лучшую освещенность не закончилась. В прошлом десятилетии на дорогах появились автомобили с лазерно-люминофорными фарами. |
- Экспертиза отечественного масло для иномарок тут.
- «За рулем» можно читать и в Яндекс.Дзен.
Лампы LongLife: они правда служат дольше? Мы проверили и удивились!
Ресурсный тест «За рулем» затянулся почти на пять месяцев.
Но некоторые лампочки так и не перегорели.
Лампы LongLife: они правда служат дольше? Мы проверили и удивились!
H7 Лампа фары «за» и «против» (некоторые важные факты!)
Автор: Asjad
В них светится не вольфрамовая нить, а электрическая дуга, находящаяся в ионизированном инертном газе ксеноне. Ксеноновые фары имеют лучшую светоотдачу, а потому эффективнее освещают дорогу при меньшей потребляемой мощности.