Blog Detail

  • Home
  • Движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств: Можно ли ездить по полосе для маршрутных транспортных средств

Движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств: Можно ли ездить по полосе для маршрутных транспортных средств

Дорожный знак 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств»

  • Начало
  • Автошколы
  • Частные инструкторы
  • Библиотека
  • Закон
  • Билеты ПДД 2022
  • Правила дорожного движения
  • Дорожные знаки
  • Дорожная разметка
  • Штрафы
  • ГИБДД


Выделение на дороге специальной полосы для маршрутных транспортны средств является зачастую необходимой мерой. Обеспечивающей приемлемое функционирование городского транспорта в условиях повышенной загруженности городских улиц. Наличие такой полосы позволяет маршрутному транспорту не тратить время на стояние в заторах и перемещаться по городу в соответствии с графиком.


Как известно, движение по полосе для муниципального транспорта может быть организовано как во встречном, так и в попутном направлении. В последнем случае такая полоса обозначается дорожным знаком 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств». А чтобы усилить значимость знака, данный дорожный участок дополнительно обозначается горизонтальной дорожной разметкой в виде буквы «А».



Знак 5.14 относится к группе знаков особых предписаний. Он имеет характерные для знаков этой группы прямоугольную форму и синий фон, на котором изображён силуэт автобуса в поперечном разрезе, над которым имеется стрелка, указывающая вверх, то есть, в направлении попутного движения.




ПДД предусматривают два варианта расположения специальной полосы для маршрутного транспорта: это может быть либо крайняя правая полоса, либо ода из других полос проезжей части.


В первом случае знак «Полоса для маршрутных транспортных средств» устанавливается на правой стороне дороги.


Во втором случае знак на растяжке устанавливается непосредственно над полосой и дополняется табличкой 8.14 «Полоса движения».


Зона действия знака 5.14 начинается непосредственно с места его установки и продолжается до следующего перекрёстка. Если же после пересечения дорог необходимость в организации особого режима движения сохраняется, то знак 5.14 устанавливается повторно.


Напомним, что рядовые водители не имеют права въезжать на специальную полосу, а также осуществлять на ней стоянку или остановку. Однако, в ПДД имеется несколько исключений. Так, если выделенная полоса является крайней правой, то есть, граничащей с тротуаром или обочиной. И если она отделена от остальной проезжей части прерывистой линией дорожной разметки, то водители обычных транспортных средств имеют право останавливаться на этой полосе с целью посадки-высадки пассажиров. Не создавая при этом помех для движения маршрутного транспорта, к которому, кстати, принадлежат и легковые такси. Более подробную информацию об особенностях использования выделенной полосы можно получить, обратившись к разделу № 18 ПДД.


В случае если водитель сомневается, разрешён ли ем выезд на полосу, выделенную для маршрутного транспорта, все сомнения следует трактовать в пользу отказа от въезда.

Читайте также:

– Дорожный знак 5.14.1 «Конец полосы для маршрутных транспортных средств»

– Дорожный знак 5.14.2 «Полоса для велосипедистов»

– Дорожный знак 5.14.3 «Конец полосы для велосипедистов»

Учитывать ли полосу для МТС в целях применения нормы п. 9.4 ПДД?

Пункт 9.4 Правил дорожного движения вызывает ряд вопросов как у пользователей дороги, так и правоприменителей. Одним из таковых является вопрос об относимости полосы для МТС (не отделённой разделительной полосой, естественно) к требованиям указанной нормы.

Приведу содержание абз. 3 п. 9.4 Правил дорожного движения: 

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т — только для поворота налево или разворота.

Из буквального, текстуального выражения указанного пункта следует, что полоса для маршрутных транспортных средств (МТС) этой нормой учитывается. В таком случае, например, на представленном ниже рисунке легковые автомобили в крайней левой полосе (попутное направление) – нарушают абз. 3 п. 9.4 Правил. Будем считать, целей поворота налево или разворота у данных участников нет.

 Исследуем «матчасть».

В СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования» выделенная полоса движения для наземного пассажирского транспорта общего пользования определена как полоса движения на основной проезжей части, выделенная разметкой или конструктивно и предназначенная исключительно для движения наземного пассажирского транспорта общего пользования (п. 3.1.2 СП).

При необходимости допускается устраивать обособление выделенных полос движения с применением ограждений гибких конструкций и/или делиниаторов (п. 6. 8 СП).

Выделенные полосы движения для НПТОП целесообразно устраивать на улицах и дорогах общегородского значения с количеством полос движения транспорта 3 и более в одном направлении. На магистральных улицах с односторонним движением допускается устраивать выделенную полосу для НПТОП с организацией движения навстречу общему потоку транспортных средств (п. 6.8а СП).

Отдельно остановлюсь на Постановлении Правительства г. Москвы от 27 сентября 2011 года N 453-ПП «Об организации выделенных полос для движения маршрутных транспортных средств».

Согласно п. 1.2 Приложения 2 указанного Постановления:

«Выделенная полоса для движения маршрутных транспортных средств» (далее — выделенная полоса) – участок дороги, предназначенный для движения маршрутных транспортных средств, обозначенный соответствующими техническими средствами организации дорожного движения (дорожные знаки, дорожная разметка) в соответствии с ГОСТ Р 52289 «Технические средства организации дорожного движения».

Таким образом, полоса для МТС есть отдельный участок дороги с особым правовым режимом (п. 18.2 ПДД), собственной инфраструктурой (и весьма разветвлённой).

«Участок дороги» неоднократно упоминается в ГОСТ относительно реверсивных полос, дорог с односторонним движением, УДС и др., но отождествлять природу данных участков дороги с участком, отведённым под полосу для МТС – методологически неверно и в контексте рассматриваемого вопроса иррелевантно.   

Согласно п. 1.3 Приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 453-ПП инфраструктура выделенной полосы может включать в себя:

1) дорожную разметку;

2) дорожные знаки и информационные щиты;

3) заездные карманы на остановочных пунктах с удлинением посадочных площадок;

4) специальные технические средства фото- и видеофиксации административных правонарушений, интегрируемые в интеллектуальную транспортную систему;

5) отстойно-разворотные площадки (ОРП), предназначенные для скоростных автобусных систем (САС) и находящиеся в непосредственной близости от выделенной полосы в местах окончания трассы маршрута САС.

6) конечные станции;

7) перехватывающие парковки.

Как видим, полосу для МТС отличает от иных участков дороги суверенный правовой режим, технологическое обустройство и разветвлённая инфраструктура, несвойственные для иных, ординарных полос движения.

СП 396.1325800.2018 и Регламент создания и эксплуатации выделенных полос для движения маршрутных транспортных средств логически «выводят» полосу для МТС в отдельный участок дороги и, соответственно, данная полоса для целей п. 9.4 ПДД объективно не учитывается.

Да, постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 453-ПП есть НПА отдельного субъекта РФ, но данное постановление, в том числе, взял бы за основу при разработке нормативной базы о проектировании полос для МТС иными субъектами РФ.

Формализм и буквализм в толковании исследуемого пункта ведут в тупик, порождают очевидную бессмыслицу и правовую неопределённость.

Содержание нормы п. 9.4 ПДД ýже её текстуального выражения.

Пункт 9. 4 Правил следует истолковывать ограничительно, в том числе с учётом п. «f» ст. 1 Конвенции о дорожном движении.  

На проезжей части, где крайняя полоса или крайние полосы движения или велодорожки предназначены для движения определенных транспортных средств, термин «край проезжей части» означает для других пользователей дороги край остальной части дороги (п. «f» ст. 1 КоДД).

То есть — необходима телеологическая редукция гипотезы нормы.

Исходя из доктрины приоритета содержания над формой, полоса для МТС, являющаяся полосой движения со специальным (особым) правовым режимом, не подпадает под юрисдикцию п. 9.4 ПДД.

Объективно выведены из-под требований указанного пункта Правил движущиеся по полосе для МТС привилегированные участники дорожного движения, которым разрешено занимать выделенную полосу (п. 18.2 ПДД).

Да и иначе обессмысливается практически любая организация движения с полосами для маршрутных транспортных средств.

Иными словами, применение этой нормы требует системного ограничительного толкования.

Например, водитель легкового такси (или школьного автобуса) на четырехполосной дороге (в данном направлении) при наличии крайней левой полосы для МТС имеет право осуществлять движение по выделенной полосе и при условии свободных правых, ординарных полос движения.

И трёхполосная версия.

Приведённые доводы соответствуют принципу lex specialis derogat generali, т.е. в условиях коллизии п.п. 9.4 и 18.2 ПДД – «перевес» в пользу п. 18.2 Правил. 

При проектировании выделенных полос целесообразно отделять полосу для маршрутных транспортных средств от попутного потока разделительной полосой (разметкой 1.16.2).

Согласно п. 6.2.4 ГОСТ Р 52289-2019 разметку 1.2 допускается применять для обозначения разделительной полосы шириной не менее 0,5 м, предназначенной для отделения полосы для велосипедистов или полосы для маршрутных транспортных средств от общего потока транспортных средств.

Разметку 1.16.1 допускается применять для обозначения разделительной полосы, предназначенной для отделения полосы для велосипедистов или полосы для маршрутных транспортных средств от общего потока встречных транспортных средств, 1. 16.2 — попутных транспортных средств или парковки (п. 6.2.19 ГОСТ Р 52289-2019). 

Фото: https://gre4ark.livejournal.com

Таким образом, полоса для МТС, являющаяся полосой движения с суверенным и относительно автономным правовым режимом, объективно выведена из-под юрисдикции п. 9.4 ПДД.

В арсенале же действующих ГОСТов содержатся все необходимые технические средства организации движения, применение которых исключает подобные коллизии.

10 моментов, о которых следует помнить при движении по автомагистралям

Длинные выходные часто дают людям достаточно времени, чтобы съездить в ближайший пункт назначения, чтобы немного отдохнуть и расслабиться. Автомобильные поездки связаны с вождением по автомагистралям, часто в течение значительных периодов времени. Мы рассмотрим некоторые моменты, которые вы должны иметь в виду при движении по шоссе:

1. Скорость

Скорость является одним из аспектов, которым чаще всего пренебрегают, когда речь идет о вождении по шоссе. Поддерживать высокую скорость на автомагистралях легко, так как дороги шире, а трафик обычно невелик. Если есть знаки, указывающие на ограничение скорости 80 км/ч, используйте их в качестве ориентира и придерживайтесь их. Также рекомендуется оценивать дорожные условия и соответственно устанавливать свой темп.

2. Перестроение

Перестроение является одним из самых важных маневров вождения. Это становится особенно важным на автомагистралях, где большинство транспортных средств движутся с более высокими скоростями. Одной из самых распространенных ошибок является движение по чужой полосе. Крайняя правая полоса (быстрая полоса) предназначена только для обгона, но ее часто неправильно используют как полосу движения. Опасность здесь может представлять медленно движущаяся машина.

Если вам нужно перестроиться, убедитесь, что вы подали соответствующий сигнал, следите за разницей в скорости и двигайтесь только после того, как убедитесь, что есть безопасный промежуток.

Наша машина — Tata Hexa — окончательный отчет. — Omkar Dhas/Autocar India

3. Дистанция между транспортными средствами

Во время движения по шоссе соблюдайте достаточную дистанцию ​​между своим транспортным средством и впереди идущим автомобилем, так как это дает достаточно времени, чтобы снизить скорость и избежать столкновения, если человек впереди вас врежется в тормоза. Всегда следуйте правилу трех секунд — ищите мост или вывеску в качестве ориентира и проверяйте время, которое вам потребуется, чтобы добраться туда после того, как автомобиль перед вами проедет его. Рекомендуется выдерживать не менее трех секунд (предпочтительно больше) при вождении ночью, в сильный дождь или туман.

4. Надлежащая сигнализация

Хотя вы всегда должны быть в курсе движения транспортных средств вокруг вас, не менее важно, чтобы вы уведомляли других автомобилистов на дороге о ваших движениях. Всегда указывайте при смене полосы движения. Если вы заметили объезд или препятствие впереди, требующее резкого торможения, включите аварийную сигнализацию задолго до остановки и сбросьте скорость. Обязательно указывайте при повторном выезде на шоссе после остановки.

5. Обгон

Наша машина — Tata Hexa — итоговый отчет. — Omkar Dhas/Autocar India

Другим важным аспектом вождения по шоссе является обгон. В первую очередь нужно сосредоточиться на правильном суждении и расчете времени. Находясь на двухполосной дороге, оценивайте скорость автомобиля перед вами и следите за транспортными средствами на соседней полосе или за теми, кто приближается сзади.

Если путь свободен, съезжай с полосы и двигайся. Желательно понизить передачу, так как это поможет в ускорении. После того, как вы обогнали транспортное средство, создайте разрыв между вами и обгоняемым транспортным средством и только после этого переключайтесь обратно.

На дорогах с односторонним движением выполните действия, описанные выше, но следите за встречным движением. Выезжайте на встречную полосу только в том случае, если вы чувствуете, что автомобиль находится достаточно далеко, чтобы безопасно выполнить маневр.

6. Проверяйте зеркала

Очень важно постоянно проверять зеркала. Возьмите за привычку смотреть во все три зеркала через равные промежутки времени, особенно если вы планируете перестроиться. При обгоне и перестроении первое, что нужно сделать, это проверить, не приближается ли автомобиль сзади. Остерегайтесь слепых зон, так как зеркала не могут проецировать весь вид. Вы можете установить зеркала слепых зон, которые в основном представляют собой небольшие зеркала типа «рыбий глаз», которые можно прикрепить к боковым зеркалам, чтобы расширить диапазон и помочь уменьшить слепые зоны.

7. Пит-стопы

Регулярные остановки крайне важны при длительных поездках по шоссе, поскольку усталость водителя может быть очень опасной, особенно на высоких скоростях. Не забывайте пить воду и время от времени регулируйте работу кондиционера. Изменение температуры помогает сохранять бдительность. Если вы слишком сонливы, вздремните на обочине дороги или поменяйтесь местами с водителем, если вы не одни. Кроме того, не допускайте падения уровня топлива ниже четверти бака, так как в некоторых местах трудно найти заправочные станции.

8. Дождь/мокрые дороги

При движении по мокрой дороге ограничивайте скорость и по возможности избегайте мокрых участков и луж. Во что бы то ни стало следует избегать движения по лужам на высокой скорости, так как это может привести к аквапланированию, когда шины теряют сцепление с дорогой, что приводит к неуправляемому вращению автомобиля. Кроме того, избегайте слишком резкого торможения, так как это может привести к заносу вашего автомобиля с дороги или к другому транспортному средству из-за относительно слабого сцепления с дорогой. Во время сильного дождя держите включенными фары даже днем, так как это помогает другим автомобилистам видеть ваш автомобиль. Используйте свои опасности, только если вы остановитесь.

9. Вождение в ночное время

По возможности следует избегать ночных поездок. Однако, если вам нужно ехать ночью, необходима хорошая видимость. Содержите лобовое стекло в чистоте и следите за тем, чтобы все фары работали. Направьте фары в соответствии с вашим положением на сиденье и убедитесь, что вы не устанавливаете их слишком высоко, так как они могут мешать водителям впереди. Точно так же старайтесь не включать дальний свет при обгоне или когда вы приближаетесь к впереди идущему автомобилю. Также будьте всегда начеку.

 

10. Поломки

В случае поломки важно сохранять спокойствие и выполнять следующие действия. Постепенно замедляйтесь и двигайтесь к обочине шоссе. Автомобиль следует припарковать под обочиной с включенными аварийными огнями. Поместите треугольник опасности примерно в десяти-пятнадцати футах позади автомобиля, чтобы предупредить других автомобилистов. Осмотрите повреждения и, соответственно, вызовите помощь — неплохо иметь под рукой контакты техпомощи на дороге или поискать телефоны экстренной помощи. Ночью включите внутреннее освещение, чтобы автомобиль был как можно лучше виден. Всегда старайтесь оставаться в машине, пока не прибудет помощь.

Статут | Законодательное собрание штата Канзас

Пред. Статья 15. — ЕДИНЫЙ ЗАКОН, РЕГУЛИРУЮЩИЙ ДВИЖЕНИЕ; ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Следующий

8-1522. Движение по проезжей части, предназначенной для движения; требуется движение по правой полосе; исключения. Всякий раз, когда какая-либо проезжая часть разделена на две или более четко обозначенных полосы для движения, применяются следующие правила в дополнение ко всем другим, не противоречащим настоящему.

(a)  Транспортное средство должно двигаться, насколько это практически возможно, полностью в пределах одной полосы и не должно смещаться с этой полосы до тех пор, пока водитель не убедится в том, что такое движение может быть выполнено с безопасностью.

(b)  На проезжей части, которая разделена на три полосы и обеспечивает двустороннее движение, транспортное средство не должно двигаться по центральной полосе, за исключением случаев обгона и обгона другого транспортного средства, движущегося в том же направлении, когда такая центральная полоса находится вне движения на безопасном расстоянии, или при подготовке к повороту налево, или когда такая центральная полоса в данный момент выделена исключительно для движения транспорта в том же направлении, что и транспортное средство, и такое выделение назначено официальными органами управления дорожным движением устройства.

(c) На автомагистрали, расположенной за пределами корпоративной границы любого города, разделенной на две полосы движения, движущиеся в одном направлении, все транспортные средства должны двигаться по правой полосе, за исключением случаев:

(1) Обгона и обгона другого транспортного средства ;

(2) подготовка к правильному левому повороту;

(3) иное указание официальными устройствами управления дорожным движением; или

(4) иное требуется другими положениями закона.

(d)  На автомагистрали, расположенной за корпоративной чертой любого города, разделенной на три или более полос движения, следующих в одном направлении, транспортные средства не должны двигаться по крайней левой полосе, за исключением случаев, когда:

(1) Обгон и обгон другого транспортного средства;

(2) подготовка к правильному левому повороту;

(3) иное указание официальными устройствами управления дорожным движением; или

(4) иное требуется другими положениями закона.

Write a comment