Содержание
Все минусы ESP: когда обязательно нужно отключать систему курсовой устойчивости — Лайфхак
- Лайфхак
- Эксплуатация
Представить современный автомобиль без электронных систем помощи водителю невозможно. Даже продукты отечественного автопрома оснащены ABS — антиблокировочной системой, которая сокращает тормозной путь автомобиля. Следующий шаг научного прогресса — система стабилизации. С чем ее едят?
Эдуард Раскин
ESP — как много в этом слове. Но первый автомобиль, укомплектованный системой курсовой устойчивости — Electronic Stability Program, был представлен широкой общественности только в 1995 году. И это был Mercedes-Benz CL600. Позже новинку Bosch и Daimler получил легендарный «кабан» — S-class в кузове W140 и SL.
Сегодня систему стабилизации устанавливают даже на бюджетные автомобили, а продажа новых машин в Старом и Новом Свете, Израиле, Австралии и Канаде без ESP и вовсе запрещена. Мы, как всегда, в очереди.
Основной функцией системы курсовой устойчивости является сохранение автомобилем вектора движения при сложном и резком маневре. Главная задача — избежать заноса при резком повороте руля или неправильно выбранной скорости. По своей сути, Electronic Stability Program является следующей генерацией тандема трэкшн-контроля и ABS: при торможении водитель сохраняет контроль над автомобилем, а при разгоне не теряет времени на пробуксовку.
Эффект достигается за счет совместной работы датчиков: ABS, которые передают в «головное устройство» скорость вращения всех колес, положения руля и перегрузок, обсчитывающих вращение авто вокруг вертикальной оси.
Электронный блок управления ESP сравнивает исходную траекторию с углом поворота руля. При возникновении расхождения, система подтормаживает одно или несколько колес тормозными механизмами, а также «приглушает» педаль газа, уменьшая скорость автомобиля. Также система стабилизации может быть агрегатирована с автоматической трансмиссией, понижая или повышая передачу в случае возникновения заноса. Electronic Stability Program работает постоянно, анализируя поведение машины каждую секунду.
Система значительно снижает риск возникновения ДТП, но автопроизводители оставили водителю шанс полного или частичного отключения ESP. Зачем? Дело в том, что электроника может вмешаться в тот момент, когда шофер не ждет от нее «помощи»: при езде по глубокому снегу или сухому песку, по бездорожью или ледяному склону, необходим весь потенциал силовой установки автомобиля.
Если в момент, пусть и медленного, но движения вперед ESP «прикусит» буксующее колесо или начнет гасить занос, закрывая дроссель, то автомобиль может окончательно застрять.
Именно по этой причине перед выездом на сложный грунт, предвидя «купание в целебной», необходимо «ослабить» или, если возможно, полностью отключить систему стабилизации. Сделать это можно, как правило, специальной клавишей с характерной пиктограммой заноса, которая находится в непосредственной близости от рулевого колеса.
А еще отключенная ESP позволяет срезать углы на скользком покрытии и даже проезжать их боком. Правда, на дорогах общего пользования пируэты лучше не совершать. Система стабилизации способна решить множество сложных задачек, даже порой спасти жизнь, но даже ее наличие не снимает с водителя ответственности: многие тяжелые ДТП «с последствиями» случаются по вине нарушившего скоростной режим, плохо знающего дорогу и недооценившего погодный аспект и свои таланты шофера.
- Автомобили
- Тест-драйв
Чем козыряет новая версия популярного кроссовера
22697
- Автомобили
- Тест-драйв
Чем козыряет новая версия популярного кроссовера
22697
Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:
- Telegram
- Яндекс.Дзен
безопасность дорожного движения, бездорожье, авария, ДТП, дорога, трасса, ГИБДД
Как работает ESP — Международный Водительский Центр
Аббревиатура ESP (электронная система стабилизации) является наиболее распространенной из многих существующих сегодня, принятой для обозначения динамической системы стабилизации автомобиля. Сочетание букв может варьироваться в зависимости от производителя: часто встречаются такие комбинации, как ESC, VDC, VSC, DSC, DSTC… Электроника, обозначенная таким образом, поможет не потерять управление при возникновении внештатной ситуации.
Задача ESP — контролировать боковую динамику автомобиля и помогать водителю в экстренных ситуациях, избегать заноса и скольжения автомобиля. То есть для поддержания курсовой устойчивости, траектории движения и стабилизации положения автомобиля при маневрах, особенно на высокой скорости или плохом покрытии. Такую систему иногда называют “противозаносной” или “системой поддержания курсовой устойчивости”.
В далеком 1959 году компания Daimler-Benz запатентовала прототип ESP, который получил имя “Устройство управления”, но реализовать его в полной мере удалось лишь в 1994 году. С 1995 года система вышла в серийное производство — вначале ее стали устанавливать на купе Mercedes-Benz S600, а позднее — на все автомобили класса S и SL.
На сегодняшний день систему динамической стабилизации можно встретить практически на любом автомобиле, хотя бы в виде опции. Как же устроена электронная система стабилизации?
Она тесно связана с ABS, системой контроля тяги и блоком управления двигателем, поскольку использует их компоненты. Фактически это единая система, которая работает системно и предусматривает комплекс вспомогательных экстренных мер. Система ESP включает в себя электронный блок управления, который постоянно обрабатывает сигналы, поступающие с различных датчиков: скорости вращения колес, угла поворота рулевого колеса, давления в тормозной системе.
Но основную информацию предоставляют два специальных датчика: скорости вращения вертикальной оси и бокового ускорения (или G-датчик). Благодаря им фиксируют боковое скольжение вертикальной оси, вычисляют его величину и дают последующие команды. В каждый момент система ESP в курсе, с какой скоростью движется автомобиль, под каким углом повернуто рулевое колесо, какая скорость у двигателя, есть ли занос и т. д.
Если во время движения ситуация выйдет из-под контроля, система сможет вернуть автомобиль на правильный курс, подав команду выборочно подтормаживать одним или несколькими колесами. Система сама определяет, какому из них следует замедлиться (переднему или заднему, внешнему по отношению к повороту или внутреннему) в зависимости от дорожной обстановки.
Система тормозит колеса посредством гидравлического модулятора ABS, который создает давление в тормозной системе. В это же время (или раньше) блок управления двигателем получает команду на уменьшение подачи топлива, а следовательно, и крутящего момента колес.
Система работает без перерыва, в любых режимах движения: при разгоне, торможении, движении накатом. А вот на работу алгоритма запуска влияет конкретная ситуация, а также привод автомобиля. Например, датчик ускорения вращения обнаруживает начало заноса задней оси при повороте. Тогда блок управления двигателем получает команду на уменьшение подачи топлива. Если эти меры не дают должных результатов, система ABS замедляет движение внешнего переднего колеса. И так далее, согласно программе.
Но существует мнение, что эта система только мешает опытному водителю, который может управлять автомобилем на пределе возможностей. Такое редко происходит, но ситуации бывают разные, например, когда необходимо разогнаться, чтобы выйти из заноса, а электроника блокирует движок.
Благо во многих современных автомобилях, оснащенных системой ESP, опытный водитель может принудительно ее отключить. На отдельных моделях система допускает небольшие заносы и проскальзывания, позволяя водителю немного подурачиться, вмешиваясь только в экстренных ситуациях.
Основное преимущество ESP заключается в том, что благодаря этой опции вам больше не нужно оттачивать навыки экстремального вождения. Вы просто поворачиваете руль, а машина сама решает, как войти в поворот. Но будьте начеку: возможности системы ESP не безграничны. В конце концов, законы физики никто не отменял. Не забывайте о том, что хотя система ESP существенно снижает риск попасть в ДТП, думать своей головой тоже не мешало бы.
Оригинальная статья на сайте ДРАЙВ: https://www.drive.ru/technic/4efb330200f11713001e32e4.html
ESP: Электронная программа курсовой устойчивости
Если на вашем автомобиле установлена система ESP®, она предоставляет вам две другие активные системы безопасности: антиблокировочную тормозную систему ABS и противобуксовочную систему TCS. ABS предотвращает блокировку колес при торможении; TCS предотвращает пробуксовку колес при трогании с места и ускорении. В то время как ABS и TCS воздействуют на продольную динамику автомобиля, ESP® дополнительно улучшает поперечную динамику, обеспечивая тем самым стабильное движение во всех направлениях.
ESP® – разные названия для одного и того же преимущества безопасности 80 процентов производителей автомобилей в Европе используют аббревиатуру ESP® для электронной программы стабилизации. Некоторые автопроизводители продают ESP® под разными названиями, например, DSC (Dynamic Stability Control), VSA (Vehicle Stability Assist) или VSC (Vehicle Stability Control). Функциональность и работа системы ESP®, а также повышение безопасности вождения, которое она обеспечивает, остались прежними.
Как работает ESP®?
Занос – одна из основных причин дорожно-транспортных происшествий. Международные исследования показывают, что не менее 40 процентов всех дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом вызваны заносом. ESP® может предотвратить до 80 процентов всех аварий с заносом. ESP® распознает опасность заноса и очень быстро вмешивается. Водитель сохраняет контроль над транспортным средством и не попадает в занос при условии, что физические ограничения не превышены.
ESP® всегда активна. Микрокомпьютер отслеживает сигналы датчиков ESP® и проверяет 25 раз в секунду, соответствуют ли действия водителя рулевому управлению фактическому направлению движения автомобиля. Если автомобиль движется в другом направлении, ESP® распознает критическую ситуацию и немедленно реагирует – независимо от водителя. Он использует тормозную систему автомобиля, чтобы «направить» автомобиль обратно в нужное русло. Благодаря этим избирательным вмешательствам в торможение ESP® создает необходимую противодействующую силу, так что автомобиль реагирует так, как задумал водитель. ESP® не только инициирует торможение, но также может вмешиваться со стороны двигателя для ускорения ведущих колес. Итак, в рамках физики автомобиль благополучно держится на нужной трассе.
Системы ABS, TCS и ESP® были впервые представлены на рынке компанией Bosch.
Пример:
Технические характеристики
Компоненты электронной программы стабилизации ESP® от Bosch
- Гидравлический блок ESP со встроенным блоком управления двигателем (ECU)
- Датчики скорости вращения колес
- Датчик угла поворота рулевого колеса
- Датчик рысканья и поперечного ускорения
- Связь с ЭБУ 9 управления двигателем0028
Гидравлический блок с присоединенным блоком управления
Гидравлический блок выполняет команды блока управления и регулирует с помощью электромагнитных клапанов давление в колесных тормозах. Гидравлический модулятор представляет собой гидравлическое соединение между главным цилиндром и колесными цилиндрами. Он расположен в моторном отсеке. Блок управления берет на себя электрические и электронные задачи, а также все функции управления системой.
Датчик скорости вращения колеса
Блок управления использует сигналы датчиков скорости вращения колес для расчета скорости вращения колес. Используются два разных принципа работы: пассивные и активные датчики скорости вращения колес (индуктивные датчики и датчики Холла). Оба измеряют скорость вращения колеса бесконтактным способом с помощью магнитных полей. В настоящее время в основном используются активные датчики. Они могут определять как направление вращения, так и остановку колеса.
Датчик угла поворота рулевого колеса
Датчик угла поворота рулевого колеса измеряет положение рулевого колеса путем определения угла поворота рулевого колеса. Исходя из угла поворота рулевого колеса, скорости автомобиля и требуемого тормозного давления или положения педали акселератора, рассчитывается намерение водителя управлять автомобилем (желаемое состояние).
Датчик рыскания и поперечного ускорения
Датчик рысканья регистрирует все движения автомобиля вокруг его вертикальной оси. В сочетании со встроенным датчиком поперечного ускорения состояние автомобиля (фактическое состояние) можно определить и сравнить с намерением водителя.
Связь с блоком управления двигателем
По шине данных блок управления ESP может обмениваться данными с блоком управления двигателем. Таким образом, крутящий момент двигателя может быть снижен, если водитель в определенных дорожных ситуациях слишком сильно ускоряется. Точно так же он может компенсировать чрезмерную пробуксовку ведущих колес, вызванную тормозным моментом двигателя.
Тест Euro NCAP с ESP и без нее
Дополнительные функции ESP®
Основная задача ESP® — предотвратить занос. Однако возможности, предлагаемые ESP®, выходят за рамки этого. Поскольку ESP® может создавать тормозное давление независимо от положения педали тормоза, с помощью ESP® можно реализовать ряд так называемых дополнительных функций. Они обеспечивают дополнительную безопасность вождения и позволяют водителю испытать повышенный комфорт вождения и маневренность.
Ряд этих дополнительных функций уже доступен на рынке сегодня. Другие последуют за ними, чтобы удовлетворить растущий спрос на безопасность и комфорт. В зависимости от производителя и типа автомобиля дополнительные функции ESP® доступны либо в качестве опции, либо в качестве стандартных функций для уже установленной системы ESP.
Система удержания на подъеме
Старт на подъеме не всегда прост, особенно когда автомобиль сильно загружен. Водитель должен очень быстро нажимать на педали тормоза, акселератора и сцепления, чтобы автомобиль не откатился назад. Система ESP® Hill Hold Control облегчает трогание с места, удерживая тормоза еще примерно две секунды после того, как водитель уже отпустил педаль тормоза. У водителя достаточно времени для переключения с педали тормоза на педаль акселератора без использования ручного тормоза. Автомобиль трогается с места с комфортом и без скатывания назад.
Гидравлический усилитель торможения
В критических дорожных ситуациях водители часто тормозят слишком нерешительно. Гидравлический усилитель торможения определяет неизбежную ситуацию экстренного торможения, отслеживая давление на педаль тормоза, а также градиент давления. Если водитель тормозит недостаточно сильно, гидравлический усилитель торможения увеличивает тормозное усилие до максимума. Затем тормозной путь сокращается.
Адаптивное управление нагрузкой
Объем и положение груза в коммерческом автомобиле могут значительно меняться от поездки к поездке. Нагрузка оказывает важное влияние на торможение, тягу, способность проходить повороты и склонность к переворачиванию. Система ESP® Load Adaptive Control определяет изменения массы автомобиля и центра тяжести вдоль продольной оси автомобиля и адаптирует действия систем безопасности ABS, TCS и ESP® к нагрузке автомобиля. Таким образом, Load Adaptive Control оптимизирует эффективность торможения, тягу и устойчивость. Кроме того, он снижает риск опрокидывания за счет улучшенного использования системы предотвращения опрокидывания и минимизирует износ тормозных колодок за счет оптимизации распределения тормозных усилий.
Защита от опрокидывания
Из-за нагрузки и более высокого центра тяжести легких коммерческих автомобилей они достигают критического поперечного ускорения быстрее, чем легковые автомобили. Таким образом, риск опрокидывания значительно выше. Функция предотвращения опрокидывания постоянно отслеживает поведение автомобиля с помощью датчиков ESP® и вмешивается, когда автомобиль угрожает перевернуться. Система предотвращения опрокидывания подтормаживает отдельные колеса и снижает крутящий момент, чтобы предотвратить опрокидывание и стабилизировать автомобиль.
Система контроля давления в шинах
Падение давления в шинах приводит к отклонению скорости вращения соответствующего колеса. Путем сравнения скоростей вращения колес определяется потенциальное сдувание шины. Эта дополнительная функция позволяет контролировать давление в шинах без использования датчиков давления в шинах.
Предотвращение раскачивания прицепа
Прицепы легко раскачиваются. Незначительная ошибка рулевого управления, порыв ветра или неровность дорожного покрытия могут вызвать критическое усиление раскачивания. Встречный поворот и ускорение тягача усугубляют критическую ситуацию. С помощью датчиков ESP® Trailer Sway Mitigation определяет эти раскачивающие движения прицепа и вмешивается, подтормаживая отдельные колеса тягача. Автомобиль и прицеп замедляются до некритической скорости и стабилизируются.
Развитие рынка
Европейское законодательство
В марте 2009 года Европейский парламент согласился сделать ESP® обязательной для всех новых автомобилей. Согласно регламенту, с ноября 2011 года все новые модели легковых и коммерческих автомобилей, зарегистрированных в Европейском Союзе, оснащены системой активной безопасности ESP®. С ноября 2014 года это будет применяться ко всем новым автомобилям.
Законодательство Северной Америки
Уже в 2007 году Национальная администрация безопасности дорожного движения США (NHTSA) выпустила Федеральный стандарт безопасности транспортных средств № 126, чтобы с сентября 2011 года ESP® стала обязательной для всех новых автомобилей с общей полной массой вес до 10 000 фунтов (около 4 536 кг). NHTSA подсчитало, что стандартное оборудование ESP® может сэкономить до 9600 жизней и предотвращают до 238 000 травм ежегодно только в США.
В Канаде все автомобили с полной массой до 10 000 фунтов (4 536 кг), проданные после сентября 2011 г., должны быть оснащены системой ESP® в стандартной комплектации. Кроме того, в настоящее время ведутся переговоры с канадскими производителями автомобилей об увеличении количества устанавливаемых ESP® на канадские модели автомобилей до 2011 года.0001
Что такое ESP в автомобилях?
- 1 Что такое ESP в автомобилях?
- 2 Как это работает?
- 3 Компоненты электронной системы курсовой устойчивости
- 4 Особенности
- 5 Индикатор ESP: что это означает?
Электронная система курсовой устойчивости (ESP), также известная как электронная система курсовой устойчивости (ESC), представляет собой активную систему безопасности вождения, которая автоматически предотвращает и смягчает последствия дорожно-транспортных происшествий в любых дорожных условиях. Система немедленно реагирует, когда обнаруживает потерю тяги или рулевого управления; он противодействует заносу и надежно удерживает автомобиль на дороге.
Первая система ESP была представлена на автомобильном рынке более 25 лет назад и с тех пор только в ЕС спасла около 15 000 жизней. Более того, британские исследования показали, что технология ESP снижает вероятность дорожно-транспортного происшествия примерно на 25%. С 2014 года во все новые коммерческие и пассажирские автомобили обязательно включаются технологии контроля устойчивости. Сегодня около 80-90% автомобилей в ЕС оснащены технологией ESC.
Существует много разных названий технологии ESP, поскольку многие производители разработали свои собственные версии, такие как система стабилизации автомобиля (Honda), система контроля устойчивости автомобиля (Toyota) и система динамического контроля устойчивости (BMW, Mazda, Jaguar и т. д.).
Как это работает?
Система ESP использует ряд датчиков для обнаружения аномалий и работает вместе с антиблокировочной системой тормозов (ABS) и системой контроля тяги (TCS), чтобы поддерживать устойчивость автомобиля. Одной из основных функций технологии является отслеживание фактического движения автомобиля и сравнение его с углом поворота руля, определяя направление, в котором пытается двигаться водитель. На каждом колесе есть датчики, которые измеряют скорость вращения колеса, а датчик рыскания регистрирует вращение автомобиля вокруг своей вертикальной оси и измеряет поперечное ускорение. Блок управления ESP сравнивает эти данные примерно 25 раз в секунду и реагирует соответствующим образом.
Например, если система обнаружит проблему, она автоматически уменьшит мощность двигателя или, если обнаружит, что колеса могут заблокироваться, активирует антиблокировочную систему тормозов. Система применяет отдельные тормоза, чтобы компенсировать проблемы с рулевым управлением. Например, если возникает избыточная поворачиваемость, он притормаживает внешнее переднее колесо и, аналогичным образом, притормаживает внутреннее заднее колесо для устранения недостаточной поворачиваемости.
Компоненты электронной системы курсовой устойчивости
- Гидравлический блок . Регулирует давление в колесных тормозах с помощью электромагнитных клапанов.
- Датчик угла поворота рулевого колеса . Помогает определить положение руля.
- Датчик скорости вращения колеса . Посылает сигналы на блок управления, чтобы система могла определить фактическую скорость вращения колеса.
- Датчик скорости рыскания . Отслеживает движение автомобиля вокруг вертикальной оси.
- Встроенный блок управления . Обрабатывает данные и направляет АБС, систему контроля тяги и гидравлический блок.
Специальные функции
Различные типы тормозных систем могут иметь различные функции безопасности, и после многих лет разработки большинство новых систем ESP включают дополнительные функции для дальнейшего повышения эффективности управления.
Примеры дополнительных функций:
- i Активная защита от опрокидывания (также известная как защита от опрокидывания). Технология ARP определяет, когда чрезмерная боковая сила представляет опасность для автомобиля, и применяет тормозное усилие для предотвращения опрокидывания.
- i Система помощи при трогании на подъеме . Датчики определяют, когда автомобиль находится на склоне или холме, и предотвращают откат автомобиля назад, пока водитель переключает педали.
- i Адаптивное управление нагрузкой . Определяет изменения веса и изменения центра тяжести, а также адаптирует системы ABS, контроля тяги и EPS.
Индикатор ESP: что он означает?
Другим важным компонентом ESP является сигнальная лампа на приборной панели. Индикатор ESP предназначен для уведомления водителя о трех вещах: сбое системы, отключении вручную или о том, что система работает из-за нестабильных условий. Обычно вы сможете заметить, когда система работает, поскольку вы должны чувствовать автоматическое снижение мощности или антиблокировочную систему тормозов, применяемую к отдельным колесам. В этом случае индикатор будет либо мигать, либо гореть до тех пор, пока проблема не устранена. Например, если система распознает, что вы едете по скользкой дороге, и пытается восстановить контроль над автомобилем. Однако, если индикатор горит дольше, чем обычно, и вы не замечаете реакции, более вероятно, что система ESP была отключена или неисправна. Распространенными причинами неисправности являются неисправные датчики, проблемы с самим блоком управления, а также поврежденные или отсоединенные электрические провода. Внутри автомобиля должна быть кнопка включения/выключения или переключатель, который также укажет, когда система была деактивирована.
Несмотря на то, что можно продолжать движение при работающей или выключенной системе ESP, в нестабильных условиях рекомендуется двигаться более медленным, устойчивым темпом, а при обнаружении неисправности следует обратиться к механику для исправить как можно скорее.
Den
смайлик-техник с большим опытом работы в видеоуроках AUTODOC; Никогда не видел без очков; участвует в гонках на своем BMW X5 E53; мечтает получить Золотую кнопку воспроизведения за 1 000 000 подписчиков на YouTube.