Blog Detail

  • Home
  • Кто должен уступить дорогу при перестроении с левой полосы на правую: Кто должен уступить дорогу при одновременном перестроении?

Кто должен уступить дорогу при перестроении с левой полосы на правую: Кто должен уступить дорогу при одновременном перестроении?

Содержание

Кто должен уступить дорогу при одновременном перестроении?

Добрый день, уважаемый читатель.

Практически каждый водитель хотя бы раз слышал о том, что на дороге действует так называемое правило «помехи справа».

Однако данный термин не используется в тексте правил дорожного движения. Поэтому каждый участник дорожного движения трактует его по-своему.

Например, некоторые водители считают, что следует во всех ситуациях уступать дорогу автомобилям, приближающимся справа.

При этом прочие требования правил в расчет не берутся. А это в корне неверно.

Содержание статьи:

  • В каких случаях нужно уступить помехе справа?
  • Правила выполнения перестроения.
  • Приоритет при перестроении одного автомобиля.
  • Кто должен уступить при одновременном перестроении?
  • Обобщенные правила перестроения.

В каких случаях нужно уступить помехе справа?

Правило «помехи справа» применяется в двух ситуациях:

  • при одновременном перестроении;
  • при движении на нерегулируемых перекрестках или в других местах, где очередность проезда не оговорена правилами.

При этом следует учитывать, что правило помехи справа — это правило, которое следует использовать на дороге в самую последнюю очередь. То есть применяется оно лишь в тех случаях, когда иные пункты правил дорожного движения ситуацию не регламентируют.

Правила выполнения перестроения

Перестроение транспортных средств регламентируется пунктом 8.4 правил дорожного движения:

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

Приоритет при перестроении одного автомобиля

Если перестроение выполняет только один автомобиль, то уступить дорогу должен именно его водитель.

При этом на практике Вы находитесь в одной из следующих ситуаций:

1. Вы едете по своей полосе на белом автомобиле, а с соседней полосы на Вашу перестраивается оранжевый автомобиль. Уступать ему Вы не обязаны. При этом не имеет значения, движется автомобиль справа или слева. Помеха справа не применяется.

2. Вы хотите перестроиться на соседнюю полосу. Другие автомобили не перестраиваются. В этом случае придется подождать, пока машины на соседней полосе не «закончатся». Правило помехи справа также не действует.

Кто должен уступить при одновременном перестроении?

В случае одновременного перестроения нескольких автомобилей действует правило «помехи справа», т.е. приоритет имеет транспортное средство, которое находится справа.

При этом возможны следующие варианты:

1. Вы перестраиваетесь на полосу, которая находится слева. Оранжевый автомобиль на левой полосе также выполняет перестроение.

По правилам дорожного движения оранжевый автомобиль должен уступить Вам дорогу, причем это не зависит от того, в какую полосу перестраивается он.

Хотя в данной ситуации Вы и имеете преимущество, ломиться на левую полосу с криком «Ура! Правило помехи справа действует!» не стоит. Лучше немного подождать и убедиться, что дорогу Вам действительно уступают.

2. Вы перестраиваетесь на полосу, которая находится справа. Оранжевый автомобиль на правой полосе также выполняет перестроение.

В этом случае дорогу должны уступить Вы. Действует правило помехи справа.

Обобщенные правила перестроения

На основе всего вышесказанного можно получить обобщенные правила перестроения:

  1. Если Вы не перестраиваетесь, то и уступать дорогу никому не должны.
  2. Если Вы перестраиваетесь направо, то уступить дорогу следует всем.
  3. Если Вы перестраиваетесь налево, то Вас должны пропустить только те, кто перестраивается одновременно.

Ну а в следующей статье речь идет про применение помехи справа на перекрестках.

Удачи на дорогах!

Об авторе:

Максим Калашников

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Движение по полосам | Перестроение на проезжей части


60 комментариев

1-я статья из 9 в серии Перестроение

Чтобы стало понятно, о чем пойдет речь, предлагаю начать с одной дорожной ситуации на участке незначительного сужения дороги с ее правой стороны.

Случай взят из комментариев к статье Маневрирование в дорожном потоке, оставленный одним из читателей.

После знакомства с этим случаем рассмотрим, как распределяется движение по полосам, кто должен уступать в процессе перестроения, и как безопасно перестроиться в потоке машин.

Далее в статье:

Дорожный случай
Движение по полосам
Перестроение на проезжей части
Как перестроиться на соседнюю полосу

Дорожный случай

Один автомобиль движется в населенном пункте по условно разделенной дороге (не имеющей разметки) в левой полосе, не изменяя своего направления движения.

Этот автомобиль опережает другой авто, который в этот момент, двигаясь по условной правой полосе, начал смещаться влево.

В итоге, оба автомобиля «притерлись» боками — у «левого» авто разбито правое крыло, у другого — разбиты обе левые двери.

Вердикт прибывшего сотрудника ГИБДД — виновен водитель автомобиля, который двигался по левой условной полосе и, таким образом, не уступил «помехе справа».

Несмотря на это решение, в практике разборов есть множество других, полностью противоположных решений, т.е. виновным признается участник, нарушивший правила перестроения.

Кстати, вердикт инспектора не окончательный, он лишь устанавливает факт нарушения ПДД участниками ДТП, или одного из участвующих.

Понятно, что «невиновному» расходы на ремонт покроет страховой полис ОСАГО, но неприятный осадок, все равно, останется надолго. «Виновному» же придется ремонтировать свой автомобиль самому.

Прав оказался инспектор или не прав — ему, возможно, на месте ДТП виднее, что произошло на самом деле. Но вопрос «кто виноват» обычно возникает уже после того, как ДТП произошло, а не до этого.

Соответственно, разбитыми оказываются оба автомобиля: и виновного, как нарушившего ПДД, и юридически невиновного.

Попробуем разобраться, как раcпределяется движение по полосам, когда нет дорожной разметки, и кто должен уступать дорогу при перестроении на своей половине проезжей части.

Движение по полосам

Количество полос движения, расположение ТС на проезжей части, правила движения по полосам регламентированы разделом 9 ПДД «Расположение ТС на проезжей части».

Ниже размещены две картинки. Ширина проезжей части дороги на обоих снимках примерно одинакова.

На верхнем фото изображена четырехполосная дорога. Об этом говорит дорожная разметка 1.3 (двойная сплошная линия), разделяющая противоположные потоки, и разметка 1.5 (прерывистая), обозначающая границы полос движения.

Т.е. эта проезжая часть имеет четыре полосы движения (по две в каждую сторону). Пространственные «рамки» для движения по своей полосе для каждого водителя очевидны — есть границы полос.

На нижнем фото изображена дорога, у которой всего две полосы. Дорожная разметка 1.1 разделяет потоки противоположных направлений, а смежные полосы для движения в одном направлении не разграничены.

Но ширина проезжей части позволяет разместиться четырем легковым автомобилям — по два в каждом направлении.

Таким образом, для легковых машин, включая даже небольшие грузовики, типа «Газель», движение по этой широкой полосе одного направления определяется в два ряда (об этом — ниже).

Как для себя «разграничить» движение по полосам на дороге без разметки, если смежные полосы, как на нижнем рисунке выше, не разделены дорожной разметкой?

На этот вопрос отвечает пункт 9.1 ПДД:

«Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними.

При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств)».

Знаки, указывающие направление движения по полосам или по отдельной полосе, устанавливают перед перекрестками для информирования о разрешенных направлениях движения на перекрестке по каждой полосе.

Подробнее об этих знаках — в статье Знаки направлений движения по полосам.

Дорожную разметку полос наносят по всей длине дороги. Но разметки полос на проезжей части может не быть совсем, либо разметка была нанесена, но стерлась, что встречается очень часто.

Поэтому водители сами, визуально, с учетом габаритов своих транспортных средств, определяют середину дороги и количество полос на проезжей части.

Данные воображаемые полосы являются условными. Такую условную полосу принято называть рядом. И в этих условиях кроется один нюанс.

Глазомер и чувство пространства у людей разное. Для одних, достаточно ориентира на правый край дороги, а другие могут легко спутать середину дороги с полосой.

С поворотами налево и направо вопросов, обычно, ни у кого не возникает — нужно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части.

Для этого необходимо перестроиться на условную левую или условную правую полосу (в левый или правый ряд).

Для того, чтобы «переехать» из своего ряда в соседний ряд на «прямом» участке дороги, необходимо проделать те же манипуляции рулевым колесом, т.е. перестроиться.

Кто из участников движения в этом случае, во время перестроения, должен уступить дорогу, и кому?

На этот вопрос дает ответ раздел 8 ПДД «Начало движения, маневрирование».

Перестроение на проезжей части

В соответствии с определением, данным в пункте 1.2 ПДД, «Перестроение» — это выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

Поскольку нас интересует приоритет в процессе перестроения, т.е. кто кому должен уступить дорогу во время перестроения, то обратимся к пункту 8.4 Правил:

«При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа».

Пункт 8.4 ПДД, по сути, можно назвать правилом перестроения. На этой странице текста ПДД есть картинки, где схематично представлено, когда и кто должен уступать дорогу при перестроении.

Более подробно правила перестроения рассмотрены в статьях Одиночное перестроение. Теория и практика и Одновременное перестроение. Теория и практика.

А теперь вернемся к нашему дорожному случаю, опубликованному в начале статьи. Вынесенный вердикт был не верным. Это же подтверждает и судебная практика по разбору ДТП во время перестроения.

Если из двух автомобилей, движущихся параллельно, один не изменяет свою прямолинейную траекторию, а второй изменяет (перестраивается), то уступить должен тот, кто перестраивается.

Не станем оспаривать имеющееся заключение, оно касается конкретной дорожной ситуации, т.е. конкретного места и характера происшествия. Вполне возможно, что у нас не хватает данных с места события, а есть только его интерпретация.

Чтобы подобных противоречий непосредственно на дороге не возникало, необходимо эти события пресекать еще на стадии их появления, т. е. нужно стараться избежать ДТП.

Правило перестроения сформулировано в пункте 8.4 ПДД. Запомнить его не сложно: при перестроении дорогу уступает тот, кто перестраивается, а тот, кто движется по полосе (или своему ряду) прямолинейно, не меняя полосу (ряд) движения – пользуется преимуществом.

Это общее правило перестроения, и оно может быть взято за основу при разборе ДТП в поисках виновника происшествия.

Но приоритетная задача в дорожной ситуации это, все-таки, не слепое выполнение пунктов Правил, а планирование своих действий таким образом, чтобы не допустить аварию.

Дорожная реальность часто вынуждает отступать от Правил. Например, бывают случаи, когда целесообразно поменяться приоритетами, т.е. вы, имея преимущество в движении, уступаете дорогу другому участнику. В таких действиях нарушения нет.

Как перестроиться на соседнюю полосу

В процессе движения по полосам, и выполняя перестроение, многие наверняка, замечали такой момент.

Когда включаете поворотник (неважно, левый или правый) и смотрите в зеркало заднего вида, то едущий позади вас начинает чуть притормаживать, как бы уступая вам. Т.е. он, видит ваш включенный указатель поворота, имеет преимущество в движении, но дает вам дорогу.

Это нормальная водительская практика, только не нужно такое поведение путать с правилами перестроения. Со временем придет понимание того, где можно воспользоваться такой уступкой, а где лучше воздержаться.

Что касается обоюдного перестроения, то заметить, что водитель соседнего автомобиля намеревается перестроиться, например, включил указатель поворота, бывает практически невозможно – потому что он будет находиться сбоку от вас.

Для того, чтобы увидеть чужой включенный поворотник, нужно находиться или сзади того автомобиля, или впереди него (чтобы видеть его в зеркалах). Боковой повторитель указателя поворота днем можно не заметить.

И, соответственно, решение нужно принимать исходя из обстоятельств дорожной ситуации, и в соответствии с пунктом 8.4 ПДД.

 

Например, вам нужно перестроиться влево из правого ряда, а рядом с вами, левее вашей машины, позади на некотором расстоянии движется другой автомобиль. Как целесообразно действовать в таком случае?

В дополнение к общим правилам, касающихся перестроения, и рассмотренным ранее в статье Маневрирование в дорожном потоке, ваши действия будут следующие:

1. Оцениваете обстановку вокруг вашего автомобиля – впереди, с боков (особенно слева), сзади, и включаете указатель левого поворота;

2. Замедляете слегка движение для того, чтобы тот автомобиль, что находится слева-сзади от вас, уехал вперед вашего, т.е. опередил вас.

Одновременно смотрите по зеркалам, чтобы это место слева, которое освободилось, не занял кто-нибудь другой. Пусть поворотник продолжает работать. Если место снова оказалось занятым, начинаете сначала.

Если место слева свободно, действуете далее (пункт 3), и не забываете контролировать дорогу впереди машины;

3. Поворот головы налево — быстрый взгляд в мертвую зону – если место действительно свободно и никто не стремится его занять  – плавный поворот руля и перестраиваетесь.

Выключаете указатель поворота. Одновременно контролируете дистанцию до впереди идущего автомобиля. Продолжаете движение.

Точно так же выполняется перестроение на правую полосу. Внимательно, аккуратно и без суеты. Но в любой дорожной ситуации, когда вопрос касается приоритета, неизменным остается одно правило:

Если вашим приоритетом пренебрегают, т.е. кто-то упорно стремится пролезть вперед – не мешайте тому. Дайте ему дорогу, и пусть едет с миром.

Когда осуществляется перестроение в потоке машин, то всегда есть два варианта перестроения. Выше по тексту был рассмотрен один из них.

Второй вариант — это перестроение с опережением попутчика, и этот вариант не противоречит ПДД, но при одном условии: маневр не должен мешать опережаемому.

Он рассмотрен в статье Одиночное перестроение. Теория и практика.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Маневрирование в дорожном потоке;
Помеха справа в ПДД;
Что такое ДТП и как его избежать;
Как избежать ДТП.

Процесс перестроения непосредственно на перекрестке рассмотрен в одноименной статье Перестроение (смена полосы) на перекрестке. Еще рекомендую статью В пробках все равны. Уступите вы — уступят и вам. В ней вы ознакомитесь с особенностями перестроения, когда поток машин движется в режиме сплошной пробки.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статейПерестроение (смена полосы) на перекрестке >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

перестроений: кто имеет преимущественное право проезда?

Когда водитель в левой полосе и водитель в правой полосе оба хотят быть в средней полосе, кто имеет право проезда? Вы делите несколько полос с другими водителями, и если нет известного декора, как делить эти полосы, эта свобода выбора полосы быстро превращается в безумие выбора полосы. Узнайте больше о том, как безопасно сменить полосу движения в следующий раз, когда вы сядете за руль.

Основные сведения о полосах движения

Существуют общеизвестные правила дорожного движения: левая полоса предназначена для обгона, правая полоса предназначена для более медленных водителей, всегда используйте сигнал поворота при смене полосы движения и не обгоняйте других водителей (пожалуйста, не обгоняйте других водителей). Большой! Но что происходит, когда Эшли в левой полосе и Лори в правой полосе хотят быть в средней полосе? Хотя в вашем штате могут быть немного другие правила, вот общие правила, которые есть в большинстве мест.

Кто имеет преимущественное право проезда по автомагистралям?

В то время как каждый штат может определить свой собственный кодекс поведения на дороге, многие штаты приняли правило «право имеет преимущественное право проезда», например, на Т-образных перекрестках. Однако, когда вы находитесь на автомагистрали с тремя или более полосами движения в одном направлении, правая полоса не имеет преимущественного права. Водитель в правой полосе должен уступить дорогу водителю слева. Это означает, что Лори придется уступить Эшли.

Это положение позволяет транспортным средствам слева безопасно въезжать на более медленную полосу и двигаться вправо. Это также помогает водителям добраться до правой полосы движения, если им предстоит съезд. Правая полоса также предназначена для тех, кто хочет остановиться в случае чрезвычайной ситуации. Однако транспортные средства, выезжающие на автостраду, должны уступать дорогу автомобилям, которые уже находятся на автостраде, и должны присоединяться только тогда, когда это безопасно.

Кто имеет преимущественное право проезда при слиянии полос движения?

При слиянии оба водителя несут ответственность за безопасное слияние. Водитель, уже находящийся в полосе, имеет преимущественное право проезда. Тем не менее, если водитель ведет себя таким образом, что мешает другим водителям выехать на полосу движения, он может нести ответственность в случае столкновения. Неправильным поведением может быть замедление или ускорение, чтобы сократить разрыв и помешать другим водителям безопасно выехать на дорогу.

Также полезно отметить, что когда маленькие дороги сливаются с большими, водители на большей дороге имеют преимущественное право проезда.

Важные советы по безопасности, которые следует помнить при смене полосы движения

Въезд на другую полосу может показаться пугающим, особенно если вы новый водитель, и подход, ориентированный на безопасность, может иметь большое значение: 

  • Выезжайте на полосу только тогда это безопасно

  • Убедитесь, что достаточно места для выезда на полосу движения

  • Старайтесь соответствовать скорости водителей, уже находящихся на полосе движения, если это безопасно

Важно отметить, что даже если у вас есть преимущественное право проезда, вам все равно нужно ориентироваться на безопасность.

Станьте профессионалом в смене полосы движения с Aceable

Теперь, когда вы знаете правила дорожного движения, вы должны чувствовать себя немного лучше, зная, как безопасно перестроиться на этих больших многополосных дорогах. Чтобы узнать больше о законах и правилах вождения, начните обучение вождению уже сегодня!

Правила дорожного движения: перестроение и слияние

Мигание включено, зеркало проверено, СЛИВАНИЕ! При смене полосы движения ваше кровяное давление не должно падать прямо через люк в крыше. Совершите прогулку по закоулкам памяти — вернитесь прямо в автошколу — и узнайте, как безопасно выезжать и перестраиваться.

Перестроение: что делать

Шаг №1: Включите сигнал поворота.

Сигналы поворота — единственный способ сообщить другим водителям, что вы собираетесь перестроиться. Traffic School Online сообщает, что по закону вы обязаны активировать сигналы поворота не менее чем за 100 футов, прежде чем двигаться. Использование указателя поворота, сигнализирующего о вашем намерении перестроиться в другую полосу движения, слиться с потоком машин и даже превратиться в место для парковки, может помочь вам обезопасить себя и избежать штрафов. Кроме того, когда вы стоите в пробке, использование сигнала поворота может быть единственным способом «попросить» другого водителя пропустить вас впереди себя.

Шаг 2. Проверьте зеркало заднего вида и боковые зеркала.

После включения указателя поворота посмотрите в зеркало заднего вида и боковое зеркало, чтобы убедиться, что у вас достаточно места для смены полосы движения. Если на полосе, в которую вы въезжаете, есть автомобиль, подождите, пока вы не сможете увидеть весь автомобиль (включая колеса) и несколько футов тротуара перед ним в зеркале заднего вида.

В этот момент, если другой автомобиль движется с той же или меньшей скоростью, что и вы, у вас должно быть достаточно места для смены полосы движения. Очень важно следить за скоростью автомобиля, перед которым вы пытаетесь объехать — если он ускоряется, лучше пропустить его перед перестроением (поскольку место для вашего автомобиля быстро сокращается).

Хотя в некоторых штатах водителям разрешено превышать скорость при обгоне медленных транспортных средств, это не всегда отвечает вашим интересам. Превышение скорости — один из самых быстрых способов увеличить риск аварии.

Шаг 3. Оглянитесь через плечо, чтобы проверить свою слепую зону.

Даже после того, как вы посмотрите в зеркала, за машиной есть место, которое вы не видите, и в этом месте легко может находиться автомобиль или мотоцикл! Сразу после проверки зеркала посмотрите через правое плечо, чтобы ничего не пропустить. Всегда помните, проверяя свои зеркала и слепую зону, что легко пропустить более мелкие объекты, например велосипедистов, поэтому следите за глазами. Кроме того, вы можете лучше избежать ударов, не задерживаясь в слепых зонах других водителей.

Шаг №4: Смените полосу движения!

После того, как вы определили, что перестроение безопасно, пора действовать! Поддерживайте скорость и плавно скользите по полосе.

Шаг № 5: Выключите сигнал поворота.

Не будьте тем человеком, который едет по шоссе с мигающим сигналом поворота. Как только вы окажетесь на нужной полосе, выключите поворотник.

Теперь, когда вы спустились по ступенькам, посмотрите, как машина меняет полосу движения в GIF ниже!

Перестроение: чего делать нельзя

Ошибка №1: Слишком много времени на выполнение всех шагов.

В дороге все быстро меняется, и вы должны делать каждый шаг с точностью до пары секунд.

Ошибка № 2: Выезжайте на шоссе раньше впереди идущей машины.

Согласно программе Ford Driving Skills for Life, при выезде на шоссе автомобили, которые уже находятся на шоссе, имеют преимущественное право проезда. Это означает, что они не обязаны освобождать место для вас. Вместо этого вы должны найти брешь.

Тем не менее, не забывайте о машинах перед вашим транспортным средством при поиске места рядом с вами. Если вы это сделаете, вы можете в конечном итоге слиться прямо с задней частью другого автомобиля. Лучше всего позволить автомобилистам, идущим впереди вас, слиться первыми, чтобы свести к минимуму риск врезаться в одного из них.

Вот GIF-ка, показывающая этап въезда на шоссе.

Ошибка №3: ​​Забыть включить или выключить сигнал поворота.

Сигнал поворота — это ваш голос на дороге. Использование сигнала поворота предупреждает другие автомобили о том, что вы делаете движение. Оставлять его включенным после того, как вы объединились, или включать его, когда вы находитесь на полпути к повороту, — это сбивает с толку и потенциально опасно!

Ошибка № 4: Тормозите или снижайте скорость перед перестроением.

При перестроении следует продолжать движение в потоке транспорта. Это означает поддержание скорости при слиянии с дорогой, а затем догонку до скорости полосы движения, по которой вы двигаетесь, будь то замедление или ускорение.

Ошибка № 5: Дрейфовать, проверяя слепую зону.

Быстрая проверка — это все, что вам нужно. Убедившись, что ваша слепая зона свободна, вы должны снова взглянуть на дорогу.

Write a comment