Blog Detail

  • Home
  • Надо ли сдавать на права после лишения: Лишили прав: когда и как их забрать обратно

Надо ли сдавать на права после лишения: Лишили прав: когда и как их забрать обратно

Содержание

Как правильно сдать права после лишения? Что, если права потеряли?

Сдача прав после лишения

Открыть содержание

  • 1.
    Нужно ли сдавать права после лишения?
  • 2.
    Куда сдавать права после лишения?
  • 3.
    Что будет, если не сдать права после лишения?
  • 4.
    Что делать, если права после лишения потеряли?

По состоянию на 2022 год после назначения судом лишения прав мы можем ещё несколько дней ездить на автомобиле. Но нужно ли сдавать права после лишения? Обязательно. Как правильно это сделать, что будет, если не сдать права, куда нужно сдавать водительское удостоверение и что делать, если права потеряли, мы и выясним в данной статье, руководствуясь законом, актуальным на 2022 год. Практически все процедуры и ответы на вопросы содержатся в Кодексе об административных нарушениях. Но обо всём по порядку.

Нужно ли сдавать права после лишения?

Лишение права управления устанавливает только суд, и только в суде нас могут лишить. Постановление суда о лишении права имеет свой срок обжалования, который составляет 10 дней. По истечении 10 дней такое постановление вступает в законную силу, и только тогда водитель приобретает статус лишённого прав. К чему всё это? Часть 1.1 статьи 32.7 предписывает сдать права после лишения, но в течение 3 рабочих дней после вступления решения суда в законную силу.

1.1. В течение трёх рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1 — 3.1 статьи 32.6 настоящего Кодекса, в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок.

Это значит, что мы должны сдать права после лишения через 10 дней + 3 дня от даты решения суда о таком лишении. Например, если суд вынес решение о лишении права управления 1 июля, и это был понедельник, то 11 июля в четверг решение суда вступит в законную силу, и в срок с 11 июля по 16 июля (13 и 14 июля выпадают на выходные дни субботу и воскресенье) мы обязаны сдать права.

Куда сдавать права после лишения?

Из трактовки статьи 32.7, приведённой выше, мы видим, что права нужно сдать в орган, исполняющий постановление. Этот орган и есть любое отделение ГИБДД. Только сдавать права нужно желательно в ближайшее отделение, где мы будем их забирать. Ведь храниться они там будут весь срок лишения (в случае лишения за пьянку, например, от 1,5 до 2 лет). И забирать их нужно будет из этого отделения.

Если Вы по тем или иным обстоятельствам всё же не может забрать водительское удостоверение оттуда, куда его сдавали, то и тут выход есть — необходимо написать запрос на пересылку удостоверения в указанное отделение ГИБДД.

Увы, но при сдаче прав в ГИБДД никакой бумажки о принятии документа Вам давать не обязаны. Тем не менее, на практике иногда дают акт принятия документов, Вы просто попросите. Если ничего не дают, то лучше снимать процесс сдачи на видео (диктофон не подойдёт).

Далее через несколько дней лучше проверить на любом сайте проверки лишения прав (Госуслуги или официальный сайт ГИБДД) статус лишения. Должно значится что-то вроде «идёт срок лишения специального права«.

Что будет, если не сдать права после лишения?

Тот же КоАП регулирует случай, если Вы не сдали права в ГИБДД после их лишения. Многие (в том числе даже юристы) ошибочно полагают, что срок лишения не начнётся, пока права не будут отданы на хранение в ГАИ. Но это только отчасти правда. Ошибка тут в трактовке. Срок лишения начнётся в любом случае с даты вступления решения судьи в законную силу. Но по истечении трёх дней этот срок прервётся, если не сдать права, и не возобновится до тех пор, пока Вы их не сдадите. Это регулирует часть 2 статьи 32.7 КоАП:

2. В случае уклонения лица, лишённого специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение прерванного срока лишения специального права продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов.

Увы, но если, к примеру, Вас лишили прав на 2 года, и Вы сдали права только через два года, то срок лишения начнётся именно тогда, и Вы просто потеряете первые 2 года.

Что делать, если права после лишения потеряли?

Если права утеряны, то и сдавать нечего. Как Вы заметили, обе выдержки из КоАП содержат такие слова как «заявление об утрате документов». Если права утеряны, то вместо сдачи прав в ГИБДД нужно написать заявление об их утрате. И срок лишения в этом случае начинается с даты приёма такого заявления в ГАИ.

Но будьте осторожны, если Вы решили написать заявление об утрате, а на самом деле хотите ездить с правами. Инспекторы ГИБДД могут легко пробить по базе наличие лишения, и в этом случае срок лишения прав обнулят, и он пойдёт заново. Кроме того, Вам будет назначено наказание за управление автомобилем, будучи лишённым прав.

Лишенным прав до 1 сентября 2013 пересдавать экзамены будет ненужно

Санкции против водителей лишенных водительских прав в канун 1 сентября 2013 года ослабнут.

 

Генеральная прокуратура РФ встала на сторону лишенных водительских прав автоводителей выпустив таким образом разъяснения по поводу, порядка возврата водительских прав тем гражданам, которых лишили ВУ (водительского удостоверения) перед самым вводом этого законодательства в действие (т.е. в августе-сентябре 2013 года). Данное решение было вынесено Генпрокуратурой после обращения в ее адрес известного правозащитника автомобилистов Виктора Травина.

 

В самом ведомстве по этому поводу рассуждают так: -Закон обратную силу иметь не должен. А в Госавтоинспекции считают иначе.

 

Это важно знать: Возврат прав после их лишения

 

Под спорный вопрос в этот самый период попали те водители, которых лишили права управления автомобилем в период августа-сентября 2013 года, т.е. после  вступления в действие Новой редакции КоАП (с 1 сентября 2013 года) по которой, возврат прав после серьезного нарушения водителем правил дорожного движения (выезд на полосу встречного движения, превышение скорости на 60 км/ч, езда в пьяном виде и др. подобные нарушения) возможен только при повторной пересдаче теоретического экзамена в ГИБДД.

 

Так как закон обратной силы не имеет, то и водители, лишенные водительского удостоверения (прав) после вступившего в силу закона с 1 сентября срока, не должны проходить и сдавать теорию заново. Но ГИБДД со своей стороны посчитала, что данный отсчет срока действия новых нормативов КоАП следует вести со дня вступления в силу решения суда, которое было вынесено гораздо позже самого факта таких нарушений, а это уже попадает под новую редакцию закона.

 

К концу 2014 года, в суды и в органы прокуратуры все чаще и чаще начали подаваться и поступать иски от тех водителей, которые столкнулись с упомянутой выше проблемой, то есть, чтобы им вернуть (вернули) права приходится заново проходить теорию и сдавать экзамены. И практически все истцы выигрывали в судах дела, 90% всех судов принимали сторону истцов. Однако сами сотрудниками ГИБДД эти постановления судов игнорировали объясняя это тем, что таковое постановление противоречит разъяснению Верховного суда РФ, где конкретно разъясняется, что сдавать экзамены требуется тем водителям, которые были лишены прав после 1 сентября 2013 года. Ведь данный (такой) гражданин считается понесшим наказание с момента вступления законного постановления (вынесенного решения суда) в силу.

 

Генпрокуратура Рф со своей стороны направила в МВД РФ письмо с разъяснением в котором говорится, что в соответствии со статьей 1.7 КоАП нарушитель должен нести ответственность перед действовавшим на тот момент законом, а не в срок вынесения данного судебного решения.

 

Главный вклад в защиту прав водителей внес лично и Виктор Травин. Генпрокуратура РФ ответила ему на его обращение в положительной форме, где как-раз говориться по поводу возврата водительских удостоверений лицам лишенным права управления транспортными средствами.

 

ВОПРОС-ОТВЕТ:

Вопрос: Что делать, если ГИБДД отказывает возвращать водительское удостоверение (права) после его лишения, несмотря на то что нарушение ПДД было совершено до 1 сентября 2013 года?

 

Ответ: в соответствии с действующим законодательством мы предлагаем следующее, если органы ГИБДД отказывают вам в возврате водительских прав и требуют пересдать теоретический экзамен, несмотря, что лишение прав было связано с нарушением ПДД до 1. 09.2013 года, то обращайтесь для защиты своих прав прямо в суд.

Согласно действующим законодательны нормам, а также постановления Верховного суда РФ и прокуратуры РФ суд обяжет Госавтоинспекцию вернуть ваши права (водительское удостоверение) без сдачи теории.

 

Вопрос: Можно ли вернуть права после истечения срока лишения, если нарушение ПДД, предусматривающее лишение права управления транспортным средством, было зафиксировано до 1.09.13, а само решение суда вступило в силу уже после этой даты?

 

Ответ: согласно разъяснению Генпрокуратуры РФ и решения Пленума Верховного Суда РФ отвечаем: -Водителям, которые были лишены права управления ТС за нарушение правил дорожного движения по решению суда после наступления даты 1 сентября 2013 года, зафиксированное до вступления положения о возврате прав после их лишения (1.09.2013), не нужно пересдавать теоретический экзамен (теорию) и предоставлять в ГАИ медицинскую справку.

 

Вопрос: Как вернуть водительское удостоверение (права) после их лишения, если нарушение ПДД было зафиксировано именно 1 сентября 2013 года?

 

Ответ: согласно новым нормам возврата прав принятым органами ГИБДД и на основании постановления правительства РФ от 24 октября 2014 года предусмотрено следующее,- Если правонарушение в области дорожного движения было выявлено после 1. 09.2013 (данная прописанная дата также сюда включается), то для возврата водительских прав необходимо пересдать теоретический экзамен, оплатив предварительно государственную пошлину за сдачу экзамена. Также водителем предоставляется и медицинская справка, если лишение прав было связано с управлением автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или за отказ от прохождения медицинского освидетельствования.

 

Вопрос: Какие вопросы входят в теоретический экзамен, который должны сдавать водители у которых закончился срок лишения?

 

Ответ: согласно действующего законодательства установлено,- Для возврата прав после их лишения водитель обязан сдать теоретический экзамен. В тематику входят только те тематические вопросы, которые касаются только правил дорожного движения. Вопросы о техническом устройстве автотранспортных средств, а также об оказании первой помощи и т.п. вопросы в перечень экзаменов при возврате прав не входят.

 

Вопрос: Через какое время можно пересдать теорию для возврата прав?

 

Ответ: для пересдачи теоретического экзамена для возврата прав водитель имеет право обратиться в любое подразделение ГИБДД по истечению половины срока лишения прав подав заявление о желании пройти теоретический экзамен. После успешного прохождения экзамена водитель получит специальную справку, которая дает право вернуть водительские права после окончания срока лишения по постановлению суда.

 

С этим документом водитель далее обращается непосредственно в ту Госавтоинспекцию, где хранится его водительское удостоверение.

 

Вопрос: Можно ли досрочно получить водительские права после вынесения судом решения о лишении права управления автомобилем?

 

Ответ: в действующих нормах законодательства говорится,- Что досрочный возврат прав не предусмотрен. Для возврата прав водителю необходимо дождаться окончания срока лишения, как указано в постановлении судебного органа. Также для возврата прав водителю придется сдать теоретический экзамен (можно досрочно, смотрите выше) оплатив все неоплаченные ранее штрафы и предоставить в ГИБДД мед.справку об отсутствии противопоказаний к управлению транспортным средством, которая выдана не позднее 12 месяцев на дату ее предоставления.

 

Вопрос: Будет ли Амнистия по административным правонарушениям за которые, все лишенные прав водители по управлению автомобилем будут амнистированы?

 

Ответ: -К нашему сожалению не будет. Подобные предложения не раз звучали в правительстве РФ и в Государственной Думе РФ, но они в итоге не нашли поддержку в различных кулуарах власти. Пока на данный момент в официальном порядке была принята Амнистия по уголовным делам. Но даже если наше Государство объявит амнистию по административным делам, то логично будет предположить, что под нее не попадут водители лишенные прав за управление автомобилем в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, так как согласно того же законодательства данный вид нарушения является серьезным.

 

«Генеральная Прокуратура РФ ответила на мой запрос: -возврат водительских удостоверений (прав) лицам, совершившим правонарушение до 1 сентября 2013 года, влекущее лишение права управления автомобилем и лишенным такого права после 1 сентября текущего года, сдавать экзамен по ПДД НЕ НАДО. Соответствующее представление «о недопустимости нарушения закона» — направлено в МВД РФ».*

 

*Материал, выделенный курсивом был взят с сайта Виктора Травина, vtravin.ru

 

«В соответствии с частью 4.1 статьи 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении срока лишения специального права за совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 Кодекса, водительское удостоверение, изъятое у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, возвращается после проверки знания им Правил дорожного движения.

Указанное требование введено Федеральным законом от 23.07.2013 № 196-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 01.09.2013.» 

Согласно статье 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Учитывая изложенное, Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Министерство внутренних дел Российской Федерации направлена соответствующая информация с предложением обеспечить соблюдение органами Госавтоинспекции требований Федерального законодательства и прав граждан при возврате водительских удостоверений лицам, лишенным права управления транспортными средствами.»

 

 

ХРОНОЛОГИЯ ДЕЛА.

 

1 февраля. Направлено заявление в ГУ ОБДД МВД РФ с просьбой пресечь противоправную практику возврата водительских удостоверений ТОЛЬКО после сдачи экзамена лицам, совершившим правонарушение, влекущее лишение права управления, до 1 сентября 2013 года и лишенным такого права после 1 сентября.

3 марта. Получен ответ из ГУ ОБДД МВД РФ: «Ваше заявление мы не получали».

6 марта. Направлено повторное заявление.

12 марта. Инициировано направление депутатского запроса в Верховный Суд РФ.

12 марта. Направлено обращение в Генеральную прокуратуру РФ.

Пока готовятся ответы на запросы, всем водителям, получившим в ГАИ отказ, мною предложено обращаться в судебный орган вынесший постановление о лишении права управления, за разъяснением порядка исполнения постановления. Судебные органы разъясняют: сдавать экзамены лицам, совершившим нарушение до 1 сентября 2013 года, не требуется.

24 марта. Получен ответ из ГУ ОБДД МВД РФ: экзамены необходимо сдавать всем, кто лишен права управления после 1 сентября независимо от даты совершения нарушения.

3 апреля. ГУ ОБДД МВД РФ направляет разъяснения в подразделения ГАИ, требующее обязывать водителей сдавать экзамены.

21 апреля. Получен ответ из Генеральной прокуратуры. Прокуратурой направлено представление Заместителю министра внутренних дел В.Н. Кирьянову с предложением обеспечить выполнение требований закона и НЕ ПОНУЖДАТЬ водителей по окончании срока лишения права управления сдавать экзамены по ПДД, если нарушение было совершено до 1 сентября 2013 года.

 

Обзор судебной практики Верховного суда РФ (с сайта olegumerenkov.ru)

Распространяются ли положения ч. 4.1 ст. 32.6 КоАП РФ на лиц, подвергнутых административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами до 1 сентября 2013 г.?

 

«Ответ. В соответствии с п.п. «в» п. 53 ст. 1 Федерального закона от 23 июля 2013 г. за N 196-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ст. 32.6 КоАП РФ, регламентирующая порядок исполнения постановления о лишении специального права, была дополнена ч. 4.1, вступившей в законную силу с 1 сентября 2013 г.

 

Данной нормой введено новое правило, согласно которому водительское удостоверение, изъятое у лица, подвергнутого административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами, может быть возвращено ему только после проверки знания Правил дорожного движения.

 

До 1 сентября 2013 г. водительское удостоверение подлежало возврату указанному лицу после окончания срока лишения права управления транспортными средствами без каких-либо дополнительных условий.

 

Таким образом, положениями ч. 4.1 ст. 32.6 КоАП РФ с 1 сентября 2013 г. фактически усилен порядок исполнения постановления о лишении права управления транспортными средствами, поскольку данная норма возлагает на подвергнутое административному наказанию лицо дополнительную обязанность в виде прохождения процедуры проверки знаний ПДД. В связи с этим при применении указанной нормы следует учитывать положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, запрещающей применение обратной силы закона не только в случае, когда такой закон устанавливает или отягчает административную ответственность за административное правонарушение, но и когда вновь введенными нормами иным образом ухудшается положение лица, совершившего административное правонарушение.

 

С учетом изложенного и того, что в силу ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения, положения ч. 4.1 ст. 32.6 КоАП РФ к лицам, подвергнутым административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами до 1 сентября 2013 г., не применяются.»

 

Статья 2: Право на жизнь

Статья 2 защищает ваше право на жизнь

Статья 2 Закона о правах человека защищает ваше право на жизнь.

Это означает, что никто, включая правительство, не может попытаться покончить с вами. Это также означает, что правительство должно принять соответствующие меры для защиты жизни, приняв законы для вашей защиты и, в некоторых случаях, предприняв шаги для вашей защиты, если ваша жизнь находится в опасности.

Государственные органы также должны учитывать ваше право на жизнь при принятии решений, которые могут подвергнуть вас опасности или повлиять на ожидаемую продолжительность вашей жизни.

Если член вашей семьи умирает при обстоятельствах, связанных с государством, вы можете иметь право на расследование. Государство также обязано расследовать подозрительные случаи смерти и смерти в заключении.

Суды решили, что право на жизнь не включает право на смерть.

Отдельно, Протокол 13, статья 1 Закона о правах человека делает смертную казнь незаконной в Великобритании.

Существуют ли ограничения на это право?

Статью 2 часто называют «абсолютным правом». Это права, в которые государство никогда не может вмешиваться. Однако бывают ситуации, когда он неприменим.

Например, право человека на жизнь не нарушается, если он умирает, когда государственный орган (такой как полиция) применяет необходимую силу для:

  • пресечения незаконного насилия
  • произвести законный арест
  • помешать им избежать законного задержания и
  • остановить бунт или восстание.

Конечно, даже в этих обстоятельствах применяемая сила должна быть существенной и строго соразмерной. Сила является «соразмерной», когда она уместна и не более чем необходима для решения соответствующей проблемы.

Позитивное обязательство государства защищать жизнь человека не является абсолютным. Из-за ограниченных ресурсов государство не всегда может выполнить это обязательство. Это может означать, например, что государство не обязано обеспечивать всех и при любых обстоятельствах жизненно необходимыми лекарствами.

Использование этого права – пример

Социальный работник из группы по борьбе с бытовым насилием в местном органе власти использовал аргументы прав человека, чтобы получить новое жилье для женщины и ее семьи, которым угрожает серьезный вред от бывшего партнера-насильника. Она основывала свое дело на обязательстве местных властей защищать право семьи на жизнь и право не подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.

(Пример предоставлен Британским институтом прав человека)

Что говорит закон

Этот текст взят непосредственно из Закона о правах человека.

Статья 2. Право на жизнь

1. Право каждого человека на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во время исполнения приговора суда по осуждению за преступление, наказание за которое предусмотрено законом.

2. Лишение жизни не считается нанесенным в нарушение настоящей статьи, если оно является результатом применения силы, которая является не более чем абсолютно необходимой:

  • в защиту любого лица от незаконного насилия
  • для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях, и
  • в действиях, предпринятых на законных основаниях с целью подавления бунта или восстания.

Примечание : См. Статью 1 Протокола 13 к формулировке Закона, которая объявляет смертную казнь незаконной в Соединенном Королевстве.

Пример дела: Pretty v United Kingdom [2002]

Женщина, страдающая неизлечимым дегенеративным заболеванием, хотела контролировать, когда и как она умрет. Чтобы избежать недостойной смерти, она хотела, чтобы муж помог ей покончить с собой. Она добивалась гарантий того, что он не будет привлечен к ответственности, но Европейский суд по правам человека установил, что право на жизнь не дает права выбирать смерть, а не жизнь. Это означало, что не было права умереть от рук третьего лица или при содействии государственной власти.

Краткое изложение дела взято из книги «Права человека, человеческие жизни: руководство к Закону о правах человека для органов государственной власти», в котором представлены примеры и юридические исследования, показывающие, как права человека работают на практике.

Последнее обновление: 03 июня 2021 г.

Права человека

Права человека
все темы0027 J

  • K
  • L
  • M
  • N
  • O
  • P
  • Q
  • R
  • S
  • T
  • U
  • V
  • W
  • X
  • Y
  • Z
    • Ресурсы »

      • Бюллетени
      • Факты в картинках
      • Мультимедиа
      • Публикации
      • Вопросы и Ответы
      • Инструменты и наборы инструментов
    • Популярный »

      • Загрязнение воздуха
      • Коронавирусная болезнь (COVID-19)
      • Гепатит
      • оспа обезьян
    • All countries »
    • A
    • B
    • C
    • D
    • E
    • F
    • G
    • H
    • I
    • J
    • K
    • L
    • M
    • N
    • O
    • P
    • Q
    • R
    • S
    • T
    • U
    • V
    • W
    • X
    • Y
    • Z
    • Регионы »

      • Африка
      • Америка
      • Юго-Восточная Азия
      • Европа
      • Восточное Средиземноморье
      • Западная часть Тихого океана
    • ВОЗ в странах »

      • Статистика
      • Стратегии сотрудничества
      • Украина ЧП
    • все новости »

      • Выпуски новостей
      • Заявления
      • Кампании
      • Комментарии
      • События
      • Тематические истории
      • Выступления
      • Прожекторы
      • Информационные бюллетени
      • Библиотека фотографий
      • Список рассылки СМИ
    • Заголовки »
    • Сосредоточиться на »

      • Афганистан кризис
      • COVID-19пандемия
      • Кризис в Северной Эфиопии
      • Сирийский кризис
      • Украина ЧП
      • Вспышка оспы обезьян
      • Кризис Большого Африканского Рога
    • Последний »

      • Новости о вспышках болезней
      • Советы путешественникам
      • Отчеты о ситуации
      • Еженедельный эпидемиологический отчет
    • ВОЗ в чрезвычайных ситуациях »

      • Наблюдение
      • Исследовать
      • Финансирование
      • Партнеры
      • Операции
      • Независимый контрольно-консультативный комитет
    • Данные ВОЗ »

      • Глобальные оценки здоровья
      • ЦУР в области здравоохранения
      • База данных о смертности
      • Сборы данных
    • Панели инструментов »

      • Информационная панель COVID-19
      • Приборная панель «Три миллиарда»
      • Монитор неравенства в отношении здоровья
    • Основные моменты »

      • Глобальная обсерватория здравоохранения
      • СЧЕТ
      • Инсайты и визуализации
      • Инструменты сбора данных
    • Отчеты »

      • Мировая статистика здравоохранения 2022 г.
      • избыточная смертность от COVID
      • DDI В ФОКУСЕ: 2022 г.
    • О ком »

      • Люди
      • Команды
      • Структура
      • Партнерство и сотрудничество
      • Сотрудничающие центры
      • Сети, комитеты и консультативные группы
      • Трансформация
    • Наша работа »

      • Общая программа работы
      • Академия ВОЗ
      • Деятельность
      • Инициативы
    • Финансирование »

      • Инвестиционный кейс
      • Фонд ВОЗ
    • Подотчетность »

      • Аудит
      • Бюджет
      • Финансовые отчеты
      • Портал программного бюджета
      • Отчет о результатах
    • Управление »

      • Всемирная ассамблея здравоохранения
      • Исполнительный совет
      • Выборы Генерального директора
      • Веб-сайт руководящих органов
    • Дом/
    • Отдел новостей/
    • Информационные бюллетени/
    • Деталь/
    • Права человека

    «,»datePublished»:»2022-12-10T15:36:00. 0000000+00:00″,»image»:»https://cdn.who.int/media/images/default-source/imported/cancer- survival-belize_social.jpg?sfvrsn=fc116358_0″,»издатель»:{«@type»:»Организация»,»name»:»Всемирная организация здравоохранения: ВОЗ»,»logo»:{«@type»:»ImageObject» ,»url»:»https://www.who.int/Images/SchemaOrg/schemaOrgLogo.jpg»,»width»:250,»height»:60}},»dateModified»:»2022-12-10T15: 36:00.0000000+00:00″,»mainEntityOfPage»:»https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/human-rights-and-health»,»@context»:»http ://schema.org»,»@type»:»Статья»};

    Ключевые факты

    • Устав ВОЗ (1946 г.) предусматривает «…наивысший достижимый уровень здоровья как основное право каждого человека».
    • Признание здоровья правом человека признает юридическое обязательство государств обеспечивать доступ к своевременной, приемлемой и доступной медицинской помощи.
    • Обязательство государства поддерживать право на здоровье, в том числе путем выделения «максимально доступных ресурсов» для постепенной реализации этой цели, пересматривается с помощью различных международных правозащитных механизмов.
    • Подход к здоровью, основанный на соблюдении прав человека, требует, чтобы политика и программы в области здравоохранения уделяли первостепенное внимание потребностям наиболее отстающих в первую очередь в интересах обеспечения большей справедливости. Этот принцип нашел отражение в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. и Всеобщего охвата услугами здравоохранения. (1)
    • Право на здоровье должно осуществляться без дискриминации по признаку расы, возраста, этнической принадлежности или любого другого фактора. Недискриминация и равенство требуют от государств принятия мер по исправлению любого дискриминационного закона, практики или политики.
    • Еще одной особенностью подходов, основанных на правах человека, является значимое участие. Участие означает обеспечение того, чтобы национальные заинтересованные стороны, в том числе негосударственные субъекты, такие как неправительственные организации, были конструктивно вовлечены во все этапы программирования: оценка, анализ, планирование, реализация, мониторинг и оценка.

    «Право на наивысший достижимый уровень здоровья» подразумевает четкий набор юридических обязательств государств по обеспечению надлежащих условий для обладания здоровьем для всех людей без дискриминации.

    Право на здоровье является одним из набора согласованных на международном уровне стандартов в области прав человека и неотделимо или «неотделимо» от этих других прав. Это означает, что достижение права на здоровье является как центральным, так и зависимым от реализации других прав человека на питание, жилище, работу, образование, информацию и участие.

    Право на здоровье, как и другие права, включает в себя как свободы, так и права:

    • Свободы включают право распоряжаться своим здоровьем и телом (например, сексуальные и репродуктивные права) и быть свободным от вмешательства (например, , без пыток и принудительного медицинского лечения и экспериментов).

    • Права включают право на систему охраны здоровья, которая дает каждому равную возможность пользоваться наивысшим достижимым уровнем здоровья.

    Акцент на неблагополучных группах населения

    Неблагополучие и маргинализация служат тому, чтобы определенные группы населения в обществе не могли иметь хорошее здоровье. Три самых смертельных инфекционных заболевания в мире – малярия, ВИЧ/СПИД и туберкулез – несоразмерно поражают самые бедные слои населения мира, и во многих случаях усугубляются и усугубляются другими проявлениями неравенства и несправедливости, включая пол, возраст, сексуальную ориентацию или гендерную идентичность и миграционный статус. . И наоборот, бремя неинфекционных заболеваний, которое часто воспринимается как затрагивающее страны с высоким уровнем дохода, непропорционально возрастает среди стран и групп населения с низким уровнем дохода и в значительной степени связано с факторами образа жизни и поведения, а также экологическими детерминантами, такими как безопасное жилье, доступ к воде. и санитарии, которые неразрывно связаны с правами человека.

    Сосредоточение внимания на неблагополучии также позволяет выявить тех, кто подвержен более высокому уровню заболеваемости и сталкивается со значительными препятствиями в доступе к качественному и доступному медицинскому обслуживанию, включая коренное население. Хотя системы сбора данных часто плохо приспособлены для сбора данных об этих группах, отчеты показывают, что эти группы населения имеют более высокие показатели смертности и заболеваемости из-за неинфекционных заболеваний, таких как рак, сердечно-сосудистые заболевания и хронические респираторные заболевания. Эти группы населения также могут быть объектом законов и политики, которые еще больше усугубляют их маргинализацию и затрудняют доступ к медицинским услугам по профилактике, лечению, реабилитации и уходу.

    Нарушения прав человека в отношении здоровья

    Нарушения или невнимание к правам человека могут иметь серьезные последствия для здоровья. Явная или скрытая дискриминация при оказании медицинских услуг — как среди медицинских работников, так и между медицинскими работниками и пользователями услуг — действует как мощный барьер на пути к медицинским услугам и способствует снижению качества медицинской помощи.

    Психическое заболевание часто приводит к отрицанию достоинства и самостоятельности, включая принудительное лечение или помещение в лечебное учреждение, а также к игнорированию правоспособности личности принимать решения. Как это ни парадоксально, психическому здоровью по-прежнему уделяется недостаточно внимания в системе общественного здравоохранения, несмотря на высокий уровень насилия, бедности и социальной изоляции, которые способствуют ухудшению состояния психического и физического здоровья людей с психическими расстройствами.

    Нарушения прав человека не только способствуют ухудшению здоровья и усугубляют его, но и для многих, включая людей с ограниченными возможностями, коренное население, женщин, живущих с ВИЧ, работников секс-бизнеса, людей, употребляющих наркотики, трансгендерных и интерсексуальных людей, медицинские учреждения представляют риск повышенного воздействия нарушений прав человека, включая принудительное или принудительное обращение и процедуры.

    Подходы, основанные на правах человека

    Подход к здоровью, основанный на правах человека, предлагает набор четких принципов для разработки и оценки политики в области здравоохранения и предоставления услуг, направленных на борьбу с дискриминационной практикой и несправедливым соотношением сил, которые лежат в основе несправедливых результатов в отношении здоровья.

    При реализации подхода, основанного на правах человека, политика, стратегии и программы в области здравоохранения должны быть четко разработаны для улучшения реализации права на здоровье всех людей, с упором в первую очередь на самых отстающих. Основные принципы и стандарты правозащитного подхода подробно описаны ниже.

    Основные принципы прав человека

    Подотчетность

    Государства и другие носители обязательств несут ответственность за соблюдение прав человека. Однако также растет движение, признающее важность других негосударственных субъектов, таких как бизнес, в соблюдении и защите прав человека. (2)

    Равенство и недискриминация

    Принцип недискриминации направлен на то, чтобы «…гарантировать осуществление прав человека без какой бы то ни было дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социальное происхождение, имущественное, врожденное или иное положение, такое как инвалидность, возраст, семейное и семейное положение, сексуальная ориентация и гендерная идентичность, состояние здоровья, место жительства, экономическое и социальное положение».

    Запрещается любая дискриминация, например в доступе к медицинскому обслуживанию, а также в средствах и правах для достижения этого доступа по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения , имущественное положение, рождение, физическая или умственная неполноценность, состояние здоровья (включая ВИЧ/СПИД), сексуальную ориентацию и гражданское, политическое, социальное или иное положение, намерение или следствием которых является нарушение равного пользования или осуществления права на здоровье .

    Принцип недискриминации и равенства требует от ВОЗ противодействия дискриминации в руководствах, политике и практике, например, в отношении распределения и предоставления ресурсов и медицинских услуг. Недискриминация и равенство являются ключевыми мерами, необходимыми для воздействия на социальные детерминанты, влияющие на осуществление права на здоровье. Функционирующие национальные системы медицинской информации и наличие дезагрегированных данных необходимы для выявления наиболее уязвимых групп и разнообразных потребностей.

    Участие

    Участие требует обеспечения того, чтобы все заинтересованные стороны, в том числе негосударственные субъекты, владели и контролировали процессы разработки на всех этапах цикла программирования: оценка, анализ, планирование, реализация, мониторинг и оценка. Участие выходит далеко за рамки консультаций или технического дополнения к дизайну проекта; он должен включать четкие стратегии расширения прав и возможностей граждан, особенно наиболее маргинализированных, чтобы их ожидания были признаны государством.

    Участие важно для подотчетности, поскольку оно обеспечивает «…сдержки и противовесы, которые не позволяют единому руководству осуществлять власть произвольным образом».

    Универсальные, неделимые и взаимозависимые

    Права человека универсальны и неотчуждаемы. Они одинаково применимы ко всем людям, везде, без различия. Стандарты прав человека – на питание, здоровье, образование, на свободу от пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения – также взаимосвязаны. Улучшение одного права способствует развитию других. Точно так же лишение одного права отрицательно сказывается на других.

    Основные элементы права на здоровье

    Постепенная реализация с использованием максимально доступных ресурсов

    Независимо от того, какой уровень ресурсов имеется в их распоряжении, постепенная реализация требует, чтобы правительства предприняли немедленные шаги в пределах своих возможностей для реализации этих прав. Независимо от наличия ресурсов необходимо немедленно принять меры по устранению дискриминации и совершенствованию правовых и юридических систем.

    Без регрессии

    Государства не должны допускать ухудшения существующей защиты экономических, социальных и культурных прав, если нет веских оснований для принятия регрессивных мер. Например, введение платы за обучение в системе среднего образования, которая ранее была бесплатной, представляло бы собой преднамеренно регрессивную меру. Чтобы оправдать это, государство должно было бы продемонстрировать, что оно приняло меру только после тщательного рассмотрения всех вариантов, оценки воздействия и полного использования своих максимальных доступных ресурсов.

    Основные компоненты права на здоровье

    Право на здоровье, закрепленное в статье 12 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, получило дальнейшее определение в Замечании общего порядка 14 Комитета по экономическим, социальным и культурным правам – комитет независимых экспертов, отвечающий за надзор за соблюдением Пакта. (4) Право включает следующие основные компоненты:

    Доступность

    Относится к потребности в достаточном количестве функционирующих учреждений здравоохранения и здравоохранения, товаров и услуг, а также программ для всех. Доступность можно измерить путем анализа дезагрегированных данных по различным и множественным стратификаторам, в том числе по возрасту, полу, местоположению и социально-экономическому статусу, а также посредством качественных обследований для понимания пробелов в охвате и охвата кадрами здравоохранения

    Доступность

    Требует, чтобы медицинские учреждения, товары и услуги были доступны для всех. Доступность имеет четыре пересекающихся измерения:

    • недискриминация
    • физическая доступность
    • экономическая доступность (доступность по цене)
    • информационная доступность.

    Для оценки доступности может потребоваться анализ существующих барьеров (физических финансовых или иных) и того, как они могут повлиять на наиболее уязвимых, а также призыв к установлению или применению четких норм и стандартов как в законодательстве, так и в политике для устранения этих барьеров, а также надежные системы мониторинга информации, связанной со здоровьем, и того, доходит ли эта информация до всех групп населения.

    Приемлемость

    Относится к уважению медицинской этики, культурной приемлемости и гендерной чувствительности. Приемлемость требует, чтобы медицинские учреждения, товары, услуги и программы были ориентированы на людей и удовлетворяли особые потребности различных групп населения и соответствовали международным стандартам медицинской этики в отношении конфиденциальности и информированного согласия.

    Качество

    Средства, товары и услуги должны быть одобрены с научной и медицинской точек зрения. Качество является ключевым компонентом всеобщего медицинского страхования и включает в себя как опыт, так и восприятие медицинской помощи. Качественные медицинские услуги должны быть:

    • Безопасный – предотвращение травм людей, для которых предназначен уход;
    • Действующий номер – предоставление медицинских услуг, основанных на доказательствах, тем, кто в них нуждается;
    • Ориентированный на людей – оказание помощи, отвечающей индивидуальным предпочтениям, потребностям и ценностям;
    • Своевременность – сокращение времени ожидания, а иногда и вредных задержек.
    • Equitable – оказание помощи, качество которой не зависит от пола, этнической принадлежности, географического положения и социально-экономического положения;
    • Интегрированный номер – предоставление полного спектра медицинских услуг на протяжении всей жизни;
    • Эффективность – максимальное использование имеющихся ресурсов и предотвращение расточительства

    Ответ ВОЗ

    ВОЗ взяла на себя обязательство поддерживать государства-члены в их усилиях по учету прав человека в программах и политике здравоохранения путем изучения основополагающих детерминант здоровья как часть комплексного подхода к здоровью и правам человека.

    Кроме того, ВОЗ активно укрепляет свою роль в обеспечении технического, интеллектуального и политического лидерства в области права на здоровье, в том числе:

    • укрепление потенциала ВОЗ и ее государств-членов по внедрению основанного на правах человека подхода к охране здоровья ;
    • продвижение права на здоровье в международном праве и международных процессах развития; и
    • , защищающие права человека, связанные со здоровьем, включая право на здоровье.

    Удовлетворение потребностей и прав людей на разных этапах жизни требует комплексного подхода в более широком контексте поощрения прав человека, гендерного равенства и справедливости.

    Таким образом, ВОЗ и партнеры работают с государствами-членами, чтобы опираться на существующие подходы в области гендера, справедливости и прав человека, чтобы найти более эффективные и надежные решения для устранения несправедливости в отношении здоровья. Эта работа основывается на основных преимуществах и взаимодополняемости этих подходов для создания согласованного и эффективного подхода к укреплению здоровья и благополучия для всех.

    Write a comment