Blog Detail

  • Home
  • Реле втягивающее стартера как работает: Перевірка браузера, будь ласка, зачекайте…

Реле втягивающее стартера как работает: Перевірка браузера, будь ласка, зачекайте…

Содержание

Как работает втягивающее реле стартера-неисправности

Необходимо знать, как работает втягивающее реле стартера. Для того чтобы правильно диагностировать неисправности возникающие при работе стартера.

Содержание статьи:

  • 1 Для чего нужно втягивающее реле
    • 1.1 Функции втягивающего реле стартера
      • 1.1.1 Схема включения катушки реле.
    • 1.2 Как работает втягивающее реле стартера
  • 2 Неисправности втягивающего реле стартера
    • 2.1 Неисправность обмоток
    • 2.2 Образование нагара
  • 3 Как проверить втягивающее реле стартера в домашних условиях
    • 3.1 При помощи мультиметра
    • 3.2 Проверка втягивающего реле аккумулятором

Для чего нужно втягивающее реле

Функции втягивающего реле стартера

  • Втягивающее реле выполняет две основные функции. Подводит шестерню бендикса к шестеренчатому венцу маховика. Реле представляет собой электромагнитную катушку. Внутри катушки расположен якорь-поршень цилиндрической формы.  . Который под воздействием силы магнитного потока перемещается поступательно. Якорь зацеплен за вилку, Которая соединена с бендиксом.

Когда электрический ток подаётся от замка зажигания на обмотку реле. Якорь втягивается внутрь реле. Тянет за собой вилку. Бендикс выталкивается. И шестерня бендикса и венец маховика соединяются.

Схема включения катушки реле.

Как работает втягивающее реле стартера

Катушка втягивающего реле состоит из двух обмоток. Обмотки соединены между собой. И в месте соединения на них приходит плюс от замка зажигания или реле стартера которая управляется замком зажигания. Минусы катушки имеют разное подключение. Одна соединена на массу. Её называют удерживающей.

Вторая обмотка соединена с клеммой к которой подключен провод  идущий из стартера. Этот провод идет на обмотки статора с них на щетки коллектора якоря. Фактически пока стартер не начал работать Вторая обмотка имеет минус через якорь от минусовой щетки коллектора. Он идет через обмотку якоря на плюсовую щетку далее на статор и выходит к клемме на втягивающем реле.

Эта обмотка называется втягивающая. Пока стартер не включен обе обмотки втягивающего реле имеют общий плюс и минусы от разных точек подключения. Общее плюсовое соединение подключено к клемме управления втягивающим реле.

Включается замок зажигания. Проворачивается ключ стартера. Плюс приходит на клемму управления. В обеих катушках создаётся электромагнитное поле. Силы, которого хватает, чтобы втянуть якорь.

  • Второе предназначение реле. Соединить клемму, на которую приходит плюс от аккумулятора. С клеммой, через которую подаётся плюс на обмотки статора и якоря. Чтобы стартер начал вращаться. Якорь втягивающего реле помимо того что тянет за собой вилку бендикса с одной стороны . с другой прижимает пятак и который соединяет две клеммы между собой. Стартер начинает вращаться. Втягивающая обмотка, которая имела минус на клемме отключится.

Это произойдет потому что. С одной стороны она имеет общий плюс с удерживающей обмоткой от клеммы управления. С другой стороны минус стал плюсом. На контактах втягивающей обмотки перестанет возникать разность потенциалов. Электромагнитное поле пропадет. Якорь реле будет удерживаться только одной обмоткой. Которая имеет минус на корпусе стартера. Силы магнитного поля будет достаточно чтобы удерживать якорь реле в этом положении. Пока крутится стартер.

Как только двигатель заведется и ключ стартера будет отпущен. Плюс перестанет приходить на удерживающую обмотку. Сила магнитного потока пропадет. Пружина отбросит якорь реле. Пятак отойдет от клемм, и стартер перестанет вращаться. неисправности втягивающего реле стартера

Неисправности втягивающего реле стартера

Именно по этому причиной неисправности втягивающего реле стартера. Может быть вышедшая из строя втягивающая обмотка. Реле щелкает а стартер не крутит. Потому что срабатывает удерживающая обмотка. Но её силы тока не хватает, чтобы сдавить усилие пружины и втянуть якорь реле и прижать пятак  к клеммам.

Неисправность обмоток

Это частая неисправность. Потому что основная нагрузка ложится на втягивающую обмотку. Потому что требуется максимальное усилие чтобы втянуть якорь. Эта обмотка имеет большее сечение провода. Соответственно в ней создаётся больший ток чем в удерживающей обмотке.

Образование нагара

Еще одна неисправность втягивающего реле это образование нагара на пятаке и клеммах. В результате воздействия сильного электрического тока на пятаке и клеммах в результате их взаимодействия образуется нагар и выгорание поверхности. При соединении пятака и клемм нагар не даёт контакта, и электрический ток не поступает на обмотки стартера. На втягивающих реле где снимается крышка с клеммами. Эта проблема решается легко. Пятак переворачивается другой стороной. Клеммы зачищаются.

Как проверить втягивающее реле стартера в домашних условиях

При помощи мультиметра

Проверить втягивающее реле стартера на обрыв обмотки можно мультиметром. Для этого необходимо выставить мультиметр на проверку сопротивления. Один щуп соединить с клеммой управления реле. Второй на массу. Мультиметр должен показать сопротивление. Значит удерживающая обмотка исправна.

Если переместить щуп с массы на клемму и отсоединить провод идущий на обмотки стартера. Мультиметр также должен показать сопротивление. В случае обрыва обмотки мультиметр покажет отсутствие контакта.

Но скорее всего может произойти либо межвитковое замыкание либо замыкание на корпус реле. Замыкание не происходит как провод с проводом   или с корпусом. Замыкание может происходить в месте нарушения изоляции через воздушное пространство. Под нагрузкой проскакивает искра в месте где нарушена изоляция. В результате происходит короткое замыкание через воздух. Сила магнитного потока не создаётся. Стартер не крутится. Обмотку можно прозвонить с помощью Мегомметра, но это так же может не привести к результату.

Проверка втягивающего реле аккумулятором

Поэтому лучше всего снять втягивающее реле со стартера. Собрать схему для проверки на рабочем столе. Минус от аккумулятора соединить с клеммой на которую должен крепиться провод идущий со стартера и корпусом втягивающего реле. Плюс необходимо подать на клему управления

Вк 1 — выключатель имитирует замок зажигания

При включении ВК-1 якорь втягивается Должны работать обе обмотки

При выключении массы выключателем ВК-2 имитируется смена полюсов в момент соединения пятака между клеммами. после того как якорь втянулся.

При этом отключается втягивающая обмотка и в работе остаётся удерживающая. Якорь находится во втянутом состоянии.

При отключении питания от клеммы управления якорь возвращается в исходное положение. выходит из реле

То есть если все работает как описано то реле исправно. Если якорь не втягивается или втягивается наполовину. Обрыв или замыкание обмоток.

От того как работает втягивающее реле зависит правильная работа стартера.

устройство, схема, принцип работы, признаки неисправности, как проверить, снять и разобрать, ремонт своими руками

Многие автолюбители попадали в ситуации, когда попытки завести машину заканчивались лишь звуками реле стартера под капотом. Особенно часто такое встречается в морозное время года. Ёмкость аккумулятора снижается быстрее, и заряда не хватает. Обзор даст понять, какие ещё бывают причины неполадок втягивающего реле стартера, можно ли устранить их самостоятельно.

  • Как выглядит, где находится
  • Как работает втягивающее реле стартера
  • Признаки и причины неисправности
  • Как проверить
  • Как разобрать
  • Ремонт своими руками

Как выглядит, где находится

Втягивающее реле управляет муфтой свободного хода. Монтируют электромагнит со стартером одним блоком. Деталь оборудована шестернёй, которая должна вращать маховик мотора при его запуске. Если маховик продолжит вращаться и дальше, то это приведёт к отказу стартера или электрической сети машины. Чтобы такого избежать, муфту выдвигают исключительно при запуске мотора (после чего реле возвращает её назад).

Внешне оно выглядит как вытянутый металлический цилиндр с находящейся внутри катушкой с якорем, куда подаётся ток после замыкания цепи. Сжимая возвратную пружину, толкая рычаг с перемещением муфты свободного хода, появившееся магнитное поле заставляет якорь двигаться до катушки. Мотор запускается, электроцепь разрывается, пропадает магнитное поле, а возвратная пружина выталкивает назад якорь с муфтой.

Как работает втягивающее реле стартера

Включение зажигания запускает подвод электропитания на обмотку устройства. Как результат образование магнитного поля во втягивающей обмотке, втягивание сердечника катушки и замыкание контактов. Вместе с этим сердечник толкает муфту к маховику коленвала, вынуждая его прокручиваться.

Втягивающая обмотка заставляет втягиваться сердечник, соединяющий силовые разъёмы реле через центральные контакты, передавая энергию с аккумулятора на стартер и заставляя его заработать. Обмотка удерживает сердечник, что гарантирует подачу энергии к стартеру.

При нехватке заряда батареи втягивающая обмотка ещё срабатывает, а для удерживающей силы её уже недостаточно. На сердечник воздействует пружина и уводит его назад, а втягивающая обмотка снова старается вернуть его в катушку.

Важно! Одной из распространённых проблем с возвратным реле стартера считается подгорание силовых контактов. При появлении этой неполадки следует хорошо зачистить повреждённый участок наждачной бумагой, а при износе контактов — произвести их замену.

Но поскольку удерживающая не способна его удерживать, сердечник опять уходит назад. Подобные попытки передать энергию с батареи на обмотку характеризуются многочисленными щелчками втягивания и отпускания сердечника.

Признаки и причины неисправности

Неполадки можно заметить по таким факторам, устранив которые, данное устройство продолжит свою работу:

  • щелчком заканчивается поворот ключа, однако без вращения стартера;
  • ключ запускает вращение стартера, однако оно остаётся холостым, не действующим на двигатель;
  • машина нормально заводится, но стартер вместо отключения продолжает быстро и с треском вращаться.

Причины, по которым переключатель может выйти из строя, такие:

  • нарушение целостности устройства из-за брака, механического износа или во время аварии;
  • короткое замыкание в витках обмотки по причине долгого воздействия напряжения при попытке запустить мотор;
  • нарушение или подгорание контактов из-за плохого соединительного контакта или длительной работы стартера, чтобы запустить движок;
  • ослабление или поломка возвратной пружины по причине механического воздействия или длительной подачи напряжения;
  • обрыв удерживающей обмотки, вызванный физическим воздействием при неплотно надетой крышке реле;
  • ослабленное крепление устройства, которое приводит к перекосу и невозможности сердечника целиком войти внутрь для замыкания контактов.

Важно! Следует тестировать работу генератора и аккумуляторной батареи, чтобы её заряда было достаточно для работы стартера.Это нужно делать периодически.

Как проверить

Чтобы оценить работу устройства, подсоединённого к стартеру, сначала необходимо проверить целостность подводящей проводки. Дальше, повернув ключ, можно проверить наличие звука срабатывания.

При наличии щелчка (но при отсутствии вращения стартера) вероятной причиной есть подгорание контактных пластинок. Чтобы выяснить,в этом ли заключается причина, следует дать напряжение на движок авто, минуя реле. Отсоединяется клемма реле от замка, и отвёрткой замыкаются две клеммы — от батареи и на стартер. Начавшееся вращение свидетельствует о неполадках во втягивающем устройстве.

Удобнее проводить проверку, когда стартер отсоединён.

Тогда нужно:

  • разместить реле возле аккумулятора, «плюс» и «минус» соединить с контактами реле;
  • свободный конец провода «минус» приложить к корпусу стартера (отчётливый щелчок покажет нормальную работоспособность реле).

Отсутствие характерного звука говорит о том, что устройство требует ремонта или даже замены.

Как разобрать

Следует отметить, что реле стартера, у которых задние контактные крышки завальцованы заводским способом, вскрыть практически невозможно. Ремонту подлежат только те реле, где задняя крышка крепится с помощью винтов. Ниже приведена разборка именно такого реле.

Необходимые инструменты и оборудование такие:

  • дрель-шуруповёрт;
  • паяльник на 100 Ватт;
  • щётка по металлу;
  • медный многожильный провод;
  • мягкий деревянный брусок.

Пошаговая инструкция поможет правильно разобрать возвратное реле стартера. Для этого нужно:

  1. Вывернуть крепёжные винты на задней крышке при помощи шуруповёрта.
  2. Для лучшего прогревания щёткой по металлу убрать с концов обмоток появившееся окисление.
  3. Прогретым паяльником расплавить олово на одном конце обмотки и выбить его остатки о деревянный брусок.
  4. То же самое проделать с другим концом обмотки.
  5. Открыть заднюю крышку, предварительно отогнув конец провода.

Видео: разборка втягивающее реле стартера

Ремонт своими руками

Открыв доступ к внутренностям втягивающего реле, можно увидеть два конца провода втягивающей обмотки (толстые) и конец провода удерживающей обмотки (тонкий). В месте выхода тонкой обмотки провод должен быть приварен к корпусу точечной сваркой. Одной из частых неполадок становится обрыв удерживающей обмотки именно в этом месте. Такое может произойти, если крышку недокрутили при сборке, или она сама открутилась в процессе эксплуатации.

В результате появляется еле ощутимая слабина: крышка может немного двигаться. При ударе подвижных контактов она подпрыгивает и задевает втягивающий провод. А тот, воздействуя на провод удерживающей обмотки, приводит к его обламыванию. Если есть возможность, то надо как следует приварить конец проволоки на место точечной сваркой. Если нет, то хорошо зачистите провод и, отведя его чуть в сторону, припаяйте. Работоспособность реле восстановится.

Также для профилактики следует зачистить металлической щёткой или наждачной бумагой контакты на корпусе и внутренней стороне крышки. Осталось поставить крышку на место и закрутить винты шуруповёртом.

Самое сложное в данном ремонте — это правильная установка крышки на место. Всё выполнять в соответствии с пошаговой инструкцией (см. выше). В результате должны остаться только чистые отверстия.

Кусочек медного многожильного провода очистить от изоляции и взять оттуда две жилки. В жилах чуть облужить кончики и подпаять их к концам обмоток. Далее нужно правильно сориентировать подвижный контакт, который мог сместиться во время зачистки. Он должен находиться в таком положении, чтобы расстояние между отверстием с проводами и контактом было одинаковым для обеих сторон пластины. Расстояние от отверстия для винта до контакта тоже должно быть одинаковым с обеих сторон.

Далее следует сориентировать саму крышку. Спаренный провод должен пройти в отверстие, где есть контакт. Далее нужно продеть направляющие тонкие проводки в соответствующие отверстия и аккуратно надеть крышку, прижимая на пружинку. Закрутить винты шуруповёртом и чуть отогнуть концы проводов наружу, прижимая их к крышке как можно плотнее.

Нанести на концы немного канифоли на спирту, удалить направляющие проводки при помощи паяльника и припаять концы. Для этого можно использовать тот же припой, который был сбит при открытии крышки. Осталось пройтись щёточкой, вставить якорь, нажать и услышать, как срабатывают контакты. Работоспособность устройства восстановлена.

Видео: ремонт своими руками втягивающего реле стартера

Теперь вы знаете, что втягивающее реле стартера — достаточно несложное, но важное устройство, поскольку его неполадки не позволяют запустить автомобильный двигатель. Поэтому очень полезно знать принцип его работы, уметь разбирать и самостоятельно справляться с простой поломкой. Это вполне доступная задача для водителя с минимальными навыками слесарных работ. Следует лишь запастись временем, желанием и соответствующими инструментами.

🧑‍🔧 Как проверить соленоид стартера

Проверка втягивающего реле иногда позволяет точно узнать, почему стартер не работает или плохо крутит. В большинстве случаев этот блок не подлежит ремонту. Но и спешить с его сменой без полной диагностики тоже не стоит. Возможно, втягивающее реле работает исправно, а стартер барахлит не по своей вине. Цель данной статьи рассказать простыми словами о функциях, устройстве, принципе работы и основных неисправностях узла, а также их признаках и методах проверки.

Функции втягивающего устройства стартера


Несмотря на кажущуюся простоту, электромагнитное реле стартера выполняет гораздо больше одной функции. Соответственно, при выходе из строя хотя бы частично детали, выходит из строя вся система запуска двигателя. Функционал втягивающего реле частично понятен из самого названия. Выдвижной означает, что куда-то что-то тянет. Реле — средство коммутации (подключения) цепи питания электрооборудования автомобиля.

Автомобильный стартер

Если посмотреть на общее устройство стартера, то можно увидеть, что подтягивает втягивающее реле. Его подвижный шток соединен через рычаг с муфтой свободного хода на валу стартера. Обгонная муфта выполнена в одном блоке с ведущей шестерней. При втягивании втягивающим штока обгонная муфта с шестерней перемещается вперед, за счет чего входит в зацепление с маховиком двигателя. В таком положении узел остается до тех пор, пока водитель не отпустит ключ зажигания после успешного (или нет) запуска двигателя.

Следующей функцией втягивающего реле является отсоединение ведущей шестерни от маховика, когда двигатель уже работает. Это делается силой пружины. Как ретрактор втягивается, обсуждается ниже. Обгонная муфта необходима для того, чтобы отсоединить его от вала стартера еще до того, как ведущая шестерня будет отключена.

Между втягиванием и втягиванием реле втягивания выполняет промежуточную функцию. Он заключается в надежной фиксации ведущей шестерни в зацеплении с маховиком. Если этого не сделать, то шестерня вернется в исходное положение раньше, чем положено, и двигатель не успеет запуститься. За эту функцию отвечает удерживающая обмотка электромагнитного реле, о которой пойдет речь ниже.

Ну и последние две важные функции втягивающего реле это переключение «плюса» аккумулятора со стартером и обратное размыкание контакта. Коммутация происходит одновременно с зацеплением ведущей шестерни с маховиком двигателя. В результате якорь стартера начинает своевременно вращаться, крутящий момент передается на коленчатый вал, и двигатель запускается. При отпускании ключа зажигания питание «плюс» аккумулятора отключается от стартера тем же втягивающим реле.

Итого получается, что такое простое устройство как втягивающее реле имеет 5 функций:

  1. Втягивание . Шестерня привода стартера находится в зацеплении с маховиком двигателя.
  2. Удержание . Шестерня надежно зафиксирована в зацеплении с маховиком.
  3. Обратный ход . Передача отключается после запуска двигателя.
  4. Переключение . На стартер подается пусковой ток от аккумуляторной батареи.
  5. Выключение . Питание стартера отключено.

Втягивающее реле выполняет все эти функции благодаря простому, но в то же время гениальному устройству.

Устройство и принцип работы втягивающего реле


Втягивающее устройство

Перед проверкой втягивающего реле просто необходимо хотя бы в общих чертах ознакомиться с его внутренним устройством. Разбирать его, конечно же, не придется, так как узел считается неразборным. Однако проверка без понимания устройства и принципа работы может привести к печальным последствиям. В том числе, неумелыми действиями можно запросто спалить изначально работающее втягивающее реле.

Условно его внутреннюю начинку можно разделить на три части:

  1. Механический привод . Состоит из двух акций. Один из них съемный (1). Второй находится внутри (10) и приводится в движение обмотками. Пружина 11 нужна для того, чтобы вернуть шестерню привода стартера в исходное положение после запуска двигателя.
  2. Обмотки . Их всего два. Втягивание (2) и удерживание (3). При прохождении электрического тока по обмотке в районе стержня создается мощное магнитное поле. При работе втягивающей обмотки стержень 1 перемещается, а втягивающее втягивается. При зацеплении шестерни с маховиком она фиксируется за счет работы удерживающей обмотки 3.
  3. Коммутационный узел . При втягивании втягивающего шток 1 через пружину толкает шток 10, благодаря чему контактные пластины 9 соединяют контакты 6 между собой. Один из этих контактов подключается к «плюсу» аккумуляторной батареи, а второй подключается к стартеру. Так запитывается стартер («минус» идёт с земли). При отпускании ключа зажигания удерживающая обмотка обесточивается, стержень 10 возвращается под действием пружины 7, и переключение прекращается.

Дополнительно стоит рассмотреть, как работает блок коммутации втягивающего реле и его обмотки. На приведенной ниже диаграмме показано, как и где течет ток. Когда водитель поворачивает ключ зажигания, и втягивающая, и удерживающая обмотки успевают сработать одновременно. Однако после переключения «плюса» аккумулятора стартером втягивающая обмотка перестает работать, так как силовой «плюс» подключается к управляющему «плюсу» через контакт реле. Удерживающая обмотка продолжает работать до тех пор, пока водитель не отпустит ключ зажигания.

Схема подключения электромагнитного реле

На реальном втягивающем устройстве точка соединения между втягивающим и удерживающим обмотками видна снаружи устройства. Это металлическая перемычка, соединяющая один из силовых контактов с управляющим. Именно к этому силовому контакту подключается «плюс» с аккумулятора. Отсюда следует, что свободный от перемычки силовой контакт идет непосредственно на пускатель. Иногда знание этой особенности позволяет не перепутать провода при установке и подключении стартера после проверки.

Вот и все. Именно так работает ретрактор. Теперь давайте посмотрим, как он отказывается работать, и какие признаки указывают на то, какой узел неисправен.

Признаки неисправности втягивающего реле


Втягивающее реле стартера — общий вид

Для наглядности и простоты восприятия все распространенные (и не очень) неисправности втягивающего реле с признаками и причинами собраны в таблице ниже. Непосредственно способ проверки втягивающего реле стартера описан чуть ниже.

 

Взлом

Знак

Открытая обмотка

Не происходит втягивания штока и соединения ведущей шестерни с маховиком, не работает коммутационный узел — стартер молчит

Удерживающий обрыв обмотки

Слышны щелкающие звуки — эта шестерня входит в зацепление с маховиком, но не фиксируется, а возвращается обратно под действием пружины

Межвитковая цепь втягивающей обмотки

Проявляется в том, что втягивающему не хватает мощности для подключения стартера к двигателю, но очень скоро из-за перегрева обмотка уходит в обычный разрыв

Межвитковая цепь удерживающей обмотки

Стартер щелкает, но не крутит, жутко греется втягивающее реле, позже обмотка уходит в разрыв из-за перегрева

Плавление или окисление коммутационного узла

Из-за оплавления контактных пластин увеличивается сопротивление силовой цепи, стартер туго крутится, или вообще не работает

Коммутационный узел застрял

Стартер продолжает работать после отпускания ключа зажигания

Засорение или износ рабочего штока

Из-за пыли, грязи, засохшей смазки — силы намотки не хватает для перемещения штока, соответственно стартер не крутит двигатель

Ретрактор замораживающий

При повороте ключа зажигания резко падает напряжение бортовой сети, но ничего не происходит — шток втягивающего заклинило льдом (в т. ч. вода могла попасть и замерзнуть в приводном механизме)

Плохие контакты

Проявляется по-разному — стартер может работать, но туго, или вообще не работает

 

Наконец переходим к тому, как проверить электромагнитное реле стартера.

Проверка втягивающего реле


Проверка втягивающего реле стартера мультиметром

Пойдем от простого к сложному. Это нужно делать всегда, чтобы избежать, по возможности, лишних манипуляций. Тем более, что проверка втягивающего реле процедура далеко не безобидная, и по неопытности или халатности можно запросто сделать хуже, чем было. Не исключены даже травмы. Поэтому неисправности, описанные в таблице выше, будем рассматривать с конца.

Проверка контактов втягивающего реле


Электрические контакты втягивающего реле стартера

Проверка втягивающего реле на наличие плохих контактов осуществляется даже без снятия узла с машины. Для этого нужно всего лишь открутить три гайки с обратной стороны втягивающего, снять провода управления и питания, посмотреть их, очистить от окислов, грязи, ржавчины и тд. Если с самим втягивающим все в порядке, а контакты были плохие, то этого уже может быть достаточно, чтобы оживить или взбодрить стартер. По возможности перед обратной сборкой желательно обработать очищенные контакты специальным составом для защиты от коррозии.

Проверка втягивающего реле на зависание


Здесь тоже все очень просто, и разбирать ничего не нужно. Проблема по понятным причинам проявляется исключительно зимой. Понять, что втягиватель (или сам стартер) отказывается работать из-за замерзания, можно по характеру и времени неисправности. Как правило, если в узел попадает влага, то все продолжает нормально работать. Втягивающее реле зависает и заедает обычно утром, то есть после длительного простоя автомобиля.

Здесь нечего исправлять. Нужно просто прогреть ретрактор, направив на него струю горячего воздуха в течение 5-10 минут. Делается это с помощью строительного или бытового фена. Также согреть агрегат помогает обычный комнатный обогреватель с вентилятором. Несмотря на простоту этой проблемы, в дальнейшем следует подумать о том, как попала влага в стартер или втягивающее. Возможно, испортилась прокладка, ослаб какой-то болт или механически поврежден корпус. На некоторых автомобилях стартер вообще расположен внизу двигателя, и вода может попасть в него после каждой поездки по мокрой дороге.

Проверка втягивающего реле на предмет засорения и механического износа


Здесь без демонтажа стартера не обойтись. При этом сам стартер не всегда нужно разбирать. Часто в таких случаях достаточно снять только втягивающее реле. Далее из него вынимается стержень с пружиной. Детали проверяются на загрязнение, коррозию или механический износ. Грязь и коррозию можно легко удалить, но в случае явного износа или поломки втягивающее реле придется полностью заменить.

Проверка втягивающей обмотки


Обмотки внутри соленоида стартера

Для этой проверки соленоида требуется только мультиметр. В сборе придется снимать со стартера.

Диагностика выполняется в следующей последовательности:

  1. Включить мультиметр в прозвоночном режиме.
  2. Один щуп прибора присоединить к управляющему контакту втягивающего реле (обычно он плоский, в сборе к нему подходит тонкий провод).
  3. Подключите второй щуп к силовому контакту с помощью перемычки.
  4. Если прибор запищал или показал какое-то мизерное сопротивление — не разомкнута втягивающая обмотка .
  5. Если мультиметр молчит или ничего не показывает, втягивающая обмотка разомкнута .

Напомним, что при такой неисправности ведущая шестерня не может войти в зацепление с маховиком, а блок коммутации не включается. Соответственно стартер не подает признаков жизни. В таких случаях ничего не исправить. Втягивающее реле с оборванной обмоткой подлежит только замене.

Проверка удерживающей обмотки


Целью данной проверки электромагнитного реле является определение обрыва удерживающей обмотки, либо исключение такой неисправности. Для диагностики опять же потребуется только мультиметр.

Алгоритм проверки следующий:

  1. Включить мультиметр в режим прозвонки.
  2. Подсоедините один щуп к управляющему контакту электромагнитного реле (плоский тонкий контакт).
  3. Подсоедините второй щуп к корпусу электромагнитного реле. Установите хороший контакт в этой области.
  4. Если мультиметр запищал или показал некоторое сопротивление, удерживающая обмотка цела .
  5. Если прибор молчит и ничего не показывает на дисплее, обрыв удерживающей обмотки .

Что касается проверки этой обмотки, то это еще не все.

Проверка на прочность втягивающей и удерживающей обмоток


Проверка мощности втягивающего реле стартера

Как вы помните из вышеизложенного, удерживающая обмотка так называется потому, что она должна удерживать ведущую шестерню стартера в зацеплении с маховиком. Кроме того, при этом в коммутационном узле обеспечивается надежный контакт. Если обмотка сгорела, то создаваемое ею магнитное поле будет очень слабым . Соответственно, втягивающему не хватит силы удерживать механизм в рабочем положении требуемый период времени.

Втягивающая обмотка должна быть отработана таким образом, чтобы напряженность магнитного поля была достаточной для уверенного перемещения рабочего штока и введения шестерни привода стартера в зацепление с маховиком двигателя. Если в обмотке есть межвитковое замыкание, то сработает. Но недостаточно эффективно. Выяснение этой самой силы втягивания и будет второй целью данного этапа проверки втягивающего реле стартера.

Для выполнения описанной ниже процедуры вам потребуются:

  1. Заряженный автомобильный аккумулятор (можно временно снять с автомобиля).
  2. Три толстых провода.
  3. Саморез.
  4. Кусок медной проволоки.
  5. Деревянная поверхность.

Внимание! Следующие шаги должны быть выполнены без промедления. Перед проверкой многократно перечитайте алгоритм и прокрутите в голове все шаги. Внимательно проверьте, все ли правильно вы подключили, и еще раз прокрутите в уме последовательность действий. Если ошибиться на этом этапе, зевнуть, замешкаться, то можно пораниться, испортить работающее втягивающее реле или устроить эпичный фейерверк с искрами.

Алгоритм:

  1. Вкрутите саморез в деревянную основу.
  2. Закрепите якорь (стержень) электромагнитного реле к саморезу с помощью проволоки.
  3. Подсоедините «плюс» аккумулятора толстым проводом к силовому контакту реле без перемычки.
  4. Вторым проводом отдельно подключить «плюс» аккумуляторной батареи к управляющему контакту.
  5. Втягивающее реле упереть в саморез так, чтобы якорь не преодолевал сопротивление пружины, а немного входил внутрь.
  6. Подключить «минус» аккумулятора к силовому контакту с помощью перемычки.
  7. Если якорь втягивается внутрь с небольшим усилием — Межвитковое замыкание в втягивающей обмотке .
  8. Когда реле сработает, попробуйте оттянуть втягивающее назад умеренным усилием руки.
  9. Если не удалось вытянуть втягивающее, удерживающая обмотка работает .
  10. Если арматура легко вышла из своего посадочного места и осталась висеть на саморезе, неисправна удерживающая обмотка (даже если обрыва нет, в ней может быть межвитковое замыкание).
  11. На всю проверку отведите не более 3 секунд, затем обесточьте собранную цепь, отсоединив минусовую клемму.
  12. Если с первого раза ничего не удалось понять, не спешите снова подавать питание на схему. Подождите 10 минут, пока катушки соленоида не остынут после нагрузки.

Как упоминалось ранее, втягивающее реле не подлежит ремонту. Поэтому, если на одном из этапов вы обнаружите обрыв или межвитковое замыкание, деталь подлежит замене.

Проверка узла коммутации


Блок коммутации втягивающего стартера

Последним этапом является проверка втягивающего реле на наличие неисправностей блока коммутации питания. Напомним, что может быть как плохой контакт, так и его отсутствие в нужный момент, а то и вовсе залипание. Задача теста определить, поступает ли пусковой ток на стартер в момент срабатывания электромагнитного реле.

Алгоритм такой:

  1. Включить мультиметр в режим прозвонки.
  2. Подключить один щуп к любому силовому контакту электромагнитного реле.
  3. Подключите второй датчик ко второму из двух контактов питания.
  4. Закрепите щупы, чтобы освободить обе руки для дальнейших манипуляций (свяжите их проволокой или зажмите крокодилами).
  5. Если мультиметр уже пищал в этом положении, узел переключения залип .
  6. Установите якорь (или шток) втягивающего реле на законное место и с силой утопите его до упора.
  7. Писк мультиметра в этот момент свидетельствует о том, что узел коммутации исправен .
  8. Если устройство молчит, сломался коммутационный узел (нет контакта, подгорели пластины).
  9. Если мультиметр не запищал, а показал на дисплее большое сопротивление, плохой контакт в узле коммутации (нагар, окись, накипь).

По сути чинить в случае чего нечего. Электромагнитное реле является неразборной деталью. Тем не менее, некоторые модели все-таки с помощью молотка, отвертки и ласковых слов можно частично разобрать. Если есть ровные руки, то можно и контакты почистить, и аккуратно все собрать обратно в исходное состояние.

ВИДЕО: проверка стартера и соленоида


Краткое описание


Для полной проверки электромагнитного реле стартера его необходимо полностью снять. Кроме того, вам понадобится простой мультиметр, заряженный аккумулятор, провода, саморез и четкое понимание происходящего. Без уверенности в том, что вы делаете, крайне не рекомендуется рисковать при проверке мощности электромагнитного реле. Ограничьтесь прозвонкой мультиметром и простой чисткой узла. Если есть уверенность, можно проверить втягивающее реле на 100%, а также выявить абсолютно любую его возможную поломку.

Не работает втягивающее реле стартера. Что делать?

Многие автолюбители наблюдали картину, когда у них по непонятной причине не работал двигатель их автомобиля. Речь идет о проблемах со стартером, при повороте ключа мы не слышим и не ощущаем работу устройства, а только странные щелчки, доносящиеся из-под капота автомобиля. Не пугайтесь, так как эти звуки исходят от втягивающего реле стартера, находящегося в неисправном состоянии (если стартер щелкает, но не крутится, то неисправности нет). В принципе, это распространенная поломка не только отечественных автомобилей, но и автомобилей со всего мира. К сожалению, исправить эту ситуацию можно только при существенном усовершенствовании конструкции стартера.

Итак, прежде чем узнать, как ремонтировать в данной ситуации, нужно понять, что втягивающее реле стартера? По сути, это электромагнит, который при подаче на него постоянного тока приводится в движение в соответствии с законами электромагнитной индукции. Это нужно для того, чтобы обгонная муфта стартера, именуемая в народе бендикс, входила в надежное зацепление с маховиком двигателя и вращала его для запуска двигателя. Конечно, если в цепи будут какие-то проблемы, и двигатель не заведется, по крайней мере, со стартером. С другой стороны, обгонная муфта не может быть постоянно связана с маховиком, поскольку это физически невозможно.

Теперь несколько слов о том, что такое стартер? С точки зрения электродинамики – это самый распространенный электродвигатель, но особенность его в том, что он при относительно небольшой скорости использует довольно большой ток, порядка 350 А. Достигается это применением двух обмоток на статоре и роторе. со специальным подбором числа витков и площади сечения провода. Но такой большой ток нужен для того, чтобы через маховик можно было вращать коленчатый вал двигателя и запускать его. Поэтому стартер долго работать не может, и ему нужен отдых.

Рекомендуем

Как работает задняя втулка переднего рычага и сколько она служит?

Втулка задняя переднего рычага – один из составных элементов ходовой части автомобиля. Он относится к направляющим элементам подвески, которые вместе с рычагами выдерживают огромные нагрузки с колесами. Однако с этим пунктом много…

Расход масла в двигателе. Шесть причин

Вряд ли можно найти автомобилиста, которого бы не беспокоил повышенный расход масла. Особенно досадно, когда это происходит с очередным новым мотором. Вот наиболее распространенные причины, которые приводят к расходу масла в двигателе…

Как устроена выхлопная система?

Выхлопная система предназначена для удаления продуктов сгорания из двигателя и вывода их в окружающую среду. Также должно быть обеспечено снижение шумового загрязнения до допустимых пределов. Как и любые другие сложные устройства, эта система состоит из семи…

Теперь о неисправности. Следует помнить, что не работает стартер и не вытягивает реле стартера, поэтому необходимо его ремонтировать. Для этого необходимо на первом этапе проверить заряд аккумулятора, так как слабый заряд тоже может привести к щелчкам. Далее необходимо проверить массу кузова и двигателя, а также ослабление клемм аккумулятора. Если все эти моменты не оставляют сомнений, то при некоторых визуальных проверках можно еще увидеть крепление стартера к двигателю, так как иногда болты на нем ослабевают, что приводит к нестабильной массе.

Если сейчас неисправность не установлена, то нужно снять прибор и отключить втягивающее реле стартера. В тех случаях, когда это реле можно собирать и разбирать обратно несколько раз, необходимо его разобрать и осмотреть содержимое на наличие признаков деформации и подгорания. Если предохранительные болты («копейки») сгорели, их можно почистить и собрать обратно. В основном причина щелканья реле, это то, что силовые болты постоянно соприкасаются и их подгорание — это естественный процесс. Также можно ограничить силовой кабель, идущий от одной из обмоток втягивающего реле стартера.

В этом случае нужно тщательно очистить силовой кабель, поледить припоем в месте возгорания и, если возможно, пропаять его. Эту операцию лучше проводить в ремонтных мастерских, хотя и в домашних условиях эта операция вполне осуществима. При выходе из строя пайки или существенном нарушении изоляции обмотки силового кабеля придется разбирать весь стартер (но такая поломка бывает очень редко).

Теперь вы знаете некоторые тонкости и нюансы с неисправностью стартера и втягивающего реле. При желании и при наличии базового инструмента эту проблему всегда можно исправить. Но чтобы этого не произошло, старайтесь долго не включать стартер, особенно зимой!

АР: https://www.tostpost.com/ar/cars/21176-not-working-retractor-starter-relay-what-to-do.html

БЫТЬ: https://www.tostpost.com/be/a-tamab-l/38750-ne-pracue-cyagvacca-rele-startara-shto-rab-c.html

Германия: https://www.tostpost.com/de/autos/38281-funktioniert-nicht-retraktor-relais-des-anlassers-was-kann-ich-tun.html

ES: https://www.tostpost.com/es/coches/38058-no-funciona-retractor-rel-del-motor-de-arranque-qu-debo-hacer.

Write a comment