Содержание
СПРАВОЧНИК ДОРОЖНЫХ ТЕРМИНОВ
Содержание.
1. Общие сведения об автомобильных дорогах. Классификация автомобильных дорог
2. Изыскания и проектирование автомобильных дорог
3. Дорожно-строительные материалы, полуфабрикаты и изделия
3.1. Грунты. Укрепленные грунты
3.2. Горные породы и каменные материалы
3.3. Вяжущие, поверхностно-активные вещества и добавки
3.4. Дорожно-строительные смеси и бетоны
3.5. Свойства и способы испытания дорожно- строительных материалов
4. Земляное полотно и дорожные одежды
4.1. Общие понятия о земляном полотне
4.2. Элементы, сооружения и конструкции земляного полотна
4.3. Конструкции и типы дорожных одежд
4.4. Расчет дорожных одежд
5. Строительство автомобильных дорог
5.1. Технология и организация дорожно- строительных работ
5.2. Производственные предприятия дорожного строительства
5.3. Средства механизации для строительства дорог
6. Эксплуатация автомобильных дорог, их ремонт и содержание
6.1. Общие понятия об эксплуатации автомобильных дорог
6.2. Ремонт автомобильных дорог
6.3. Зимнее содержание дорог
6.4. Содержание дорог весной, летом и осенью
6.5. Организация и безопасность дорожного движения
7. Мостовые сооружения и переходы. Трубы и фильтрующие насыпи
7.1. Общие понятия. Классификация мостовых сооружений
7.2. Элементы мостовых сооружений
7.3. Трубы и фильтрующие насыпи
7.4. Расчет конструкций мостов и труб
7.5. Мостовые переходы. Расчет отверстий мостов и труб
8. Строительство, ремонт и содержание мостов и труб
8.1. Строительство мостов
8.2. Строительство труб
8.3. Заводское изготовление мостовых конструкций и элементов труб
8.4. Средства механизации для строительства мостов и труб
8.5. Обследование и испытание мостов
8.6. Ремонт и содержание мостов и труб
Классификация автомобильных дорог Автомобильная дорога — инженерное сооружение, предназначенное для движения автомобилей. Основными элементами являются: земляное полотно, дорожная одежда, проезжая часть, обочины, искусственные и линейные сооружения и все виды обстановки. Автомобильная дорога ведомственная — дорога, находящаяся на балансе государственных предприятий и организаций и предназначенная для обслуживания их производственных, технологических перевозок, подъездов к производственным объектам и дорогам общей сети. Автомобильные ведомственные дороги подразделяются на подъездные, технологические, внутрихозяйственные, служебные, патрульные и др. Расположены на территории промышленного или другого предприятия (организации), находятся на его балансе, обслуживая его производственные, технологические перевозки и подъезды к нему.
Проектируются на основе технических требований данного предприятия (организации). Автомобильная дорога временная — дорога, сооружаемая на срок службы менее 5 лет и обеспечивающая движение автомобилей или строительных транспортных средств по обслуживанию грузовых и пассажирских перевозок в период сооружения новых объектов, реконструкции или ремонта. Автомобильная дорога второстепенная — дорога, которая по своему значению, объемам перевозок и техническому решению уступает другой пересекающей ее или примыкающей к ней дороге. Автомобильная дорога главная — дорога, которая по своему значению, потокам движения, объемам перевозок или техническим решениям выше другой пересекающей ее или примыкающей к ней дороге. Автомобильная дорога горная — дорога, расположенная в горной местности, со значительными уклонами в продольном профиле, кривыми малых радиусов, серпантинами и инженерными сооружениями, предохраняющими ее от лавин, оползней, осыпей и т. п.
Безопасные качественные дороги — Safe Quality Roads
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА — многослойная конструкция в пределах проезжей части автомобильной дороги, воспринимающая нагрузку от автотранспортного средства и передающая ее на грунт.
ПОЛОСА ОТВОДА — полоса местности, выделяемая для расположения на ней дороги, постройки вспомогательных сооружений и посадки придорожных зеленых насаждений.
ИНТЕНСИВНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ — количество автомобилей, проходящих через определенное сечение дороги в единицу времени (за сутки или за один час).
ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ — максимально возможное число автотранспортных средств, которое может пройти по дороге за единицу времени.
РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ — комплекс работ по воспроизводству ее первоначальных транспортно-эксплуатационных характеристик, при котором производится возмещение износа покрытия, восстановление и улучшение его ровности и сцепных качеств, устранение деформаций и повреждений дорожного покрытия, земляного полотна, элементов обстановки и обустройства дороги.
КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ — комплекс работ, при котором производится полное восстановление и повышение работоспособности дорожной одежды и покрытия, земляного полотна и дорожных сооружений, осуществляется смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и долговечные. В необходимых случаях повышаются геометрические параметры дороги с учетом роста интенсивности движения и осевых нагрузок на оси автомобилей в пределах норм.
РЕКОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ — комплекс строительных работ на существующей дороге с целью повышения ее транспортно-эксплуатационных показателей с переводом дороги в целом или отдельных участков в более высокую категорию. Включает: спрямление отдельных участков, смягчение продольных уклонов, устройство обходов населенных пунктов, уширение земляного полотна и проезжей части, усиление конструкции дорожных одежд, уширение или замену мостовых и инженерных сооружений, переустройство пересечений и примыканий и т. д. Технология производства работ аналогична технологии строительства дороги.
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ — сооружения, устраиваемые на дорогах при пересечении рек, оврагов, горных хребтов, дорог и других препятствий, снегозащитные, противообвальные. Основные искусственные сооружения: мосты, путепроводы, тоннели, эстакады, трубы, водоотводные устройства и др.
ОСТРОВОК БЕЗОПАСНОСТИ — элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения противоположных направлений (в том числе и полосы для велосипедистов), конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги.
ВОДООТВОДНЫЕ УСТРОЙСТВА — комплекс сооружений, отводящих воду от земляного полотна и дорожной одежды и предотвращающих их переувлажнение (боковые канавы, лотки, водосборные колодцы, водопоглощающие и дренажные устройства).
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ (ИТС) — это комплекс систем, который помогает более эффективно эксплуатировать транспортную сеть, используя информационные, коммуникационные и управленческие технологии, встроенные в дорожную инфраструктуру или в транспортное средство. Комплекс ИТС способен выполнять функции диспетчерского ситуационного и оперативного координирования взаимодействий всех участников дорожного движения, спецслужб и ведомств.
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПУНКТ ВЕСОГАБАРИТНОГО КОНТРОЛЯ (АПВГК) — это система, которая позволяет в круглосуточном режиме контролировать трафик и выявлять перегруженные автомобили. Комплексы способны автоматически взвешивать и определять размеры транспортного средства без необходимости его торможения или полной остановки.
КОНТРАКТ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА — контракт на осуществление дорожной деятельности, предусматривающий не только проведение дорожных работ, но и последующее содержание подрядной организацией объекта на протяжении нескольких лет.
ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТНЫХ РАБОТ определяются с учетом вида проводимого ремонта.
ТЕХНОЛОГИЯ РЕГЕНЕРАЦИИ И СТАБИЛИЗАЦИИ (ХОЛОДНЫЙ РЕСАЙКЛИНГ) повышает капитальность дорожных одежд за счет использования связных слоев основания, усиливает несущую способность дороги, позволяет оптимизировать стоимость работ за счет повторного применения материалов существующей дорожной одежды.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБЪЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ позволяет подобрать оптимальный состав смеси с учетом конкретных климатических условий, транспортной нагрузки, прогнозировать долговечность работы асфальтобетона в дорожной конструкции и увеличить срок службы на 20–30 %.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА применяется для получения высоких эксплуатационных характеристик верхнего слоя покрытия — важнейшего конструктивного элемента дороги, который должен быть безопасным, простым в обслуживании и долговечным. Для приготовления смеси используется прочный кубовидный щебень, качественный битум в большем количестве, минеральный порошок и стабилизирующая целлюлозная добавка.
ОГРАЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ — элемент дорожной инфраструктуры, повышающий безопасность движения. Вынужденные съезды транспортных средств с мостов и путепроводов, а также столкновения со встречными транспортными средствами предотвращают барьерные конструкции и парапеты. Выход животных на проезжую часть и движение пешеходов контролируют конструкции перильного типа. Осевое барьерное ограждение устанавливают для разделения транспортных потоков на 4- и 6-полосных дорогах I категории. При ширине разделительной полосы более трех метров применяют металлический двусторонний отбойник, а при ширине три метра и менее — железобетонные ограждения парапетного типа со специальным профилем боковых поверхностей.
Глоссарий транспортных терминов | Clackamas County
Классификация дорог
переулок: переулок обеспечивает доступ к задней части собственности и может быть общественным или частным. Переулки должны пересекать местные дороги или развязки. Аллеи не предназначены для сквозного движения.
городские улицы: аналогичны дорогам округа, за исключением того, что они находятся в пределах юрисдикции города.
коллектор: дорога, которая является основным транспортным средством в пределах микрорайонов или отдельных участков землепользования. Коллекторы связывают районы с крупными центрами активности, другими районами и магистралями и, как правило, не предназначены для сквозного движения. Они несут низкие и средние объемы трафика на низких и средних скоростях. Новые коллекторы должны пересекать мелкие артерии, а не крупные артерии. Примеры:
Hill Road, Aldercrest Road, Howard’s Mill Road
Соединитель
: дорога, которая собирает трафик и распределяет трафик на местные улицы в пределах кварталов или промышленных районов. Коннекторы обычно длиннее местных улиц и пропускают небольшие объемы трафика на низких скоростях. Соединители в первую очередь служат для доступа и функций локального распространения, а не для сквозного трафика. Могут быть уместны меры по успокоению дорожного движения. Соединитель должен соединяться с коллектором или малой артерией. Примеры: Доктор Орегон Трейл; Сибен Крик Доктор
дороги округа: Дороги общего пользования, обслуживание которых поручено Совету уполномоченных округа Клакамас.
функциональная классификация: классификация дорог в зависимости от типа предоставляемых услуг: автострада/скоростная автомагистраль, главная магистраль, второстепенная магистраль, коллектор, соединительная или местная дорога.
автострада/скоростная автомагистраль: автомагистраль, которая обслуживает межрегиональные и внутрирегиональные поездки и по которой осуществляется интенсивное движение на высоких скоростях. Примеры: И-205; Скоростная автомагистраль Милуоки ( Орегонское шоссе 224 )
автомагистрали между штатами: многополосная федеральная автомагистраль, обеспечивающая связь с крупными городами, регионами штата и другими штатами. Автомагистрали между штатами являются основными грузовыми маршрутами. Обязанности по техническому обслуживанию принадлежат Департаменту транспорта штата Орегон. В округе Клакамас есть две автомагистрали между штатами: I-5 и I-205.
юрисдикционные классификации: классификация дорог на основе права собственности на дорогу.
местная: дорога, предназначенная для обеспечения доступа к прилегающим территориям и соединения с дорогами более высокого порядка. Новые дороги местного значения должны пересекать развязки, коллекторы или, при необходимости, второстепенные магистрали. Могут быть уместны меры по успокоению дорожного движения. Местные дороги не подходят для сквозного движения.
главная артерия: дорога, по которой в основном осуществляется местное и сквозное движение к пунктам назначения за пределами местных населенных пунктов и обратно; соединяет города и сельские центры и обеспечивает умеренные и большие объемы трафика на средних и высоких скоростях. Примеры: Саннисайд-роуд, Бунс-Ферри-роуд
второстепенная артерия: дорога, которая в основном соединяет коллекторы с дорогами более высокого порядка, и по ней проходит умеренное движение транспорта на умеренных скоростях. Примеры: Оатфилд-роуд, Биверкрик-роуд, Борланд-роуд 9.0005
частные дороги: дороги, принадлежащие частному владельцу. Публичный доступ и использование осуществляется с разрешения владельца собственности.
дороги общего пользования: дороги, принадлежащие округу, или находящиеся на окружном сервитуте, которые не обслуживаются округом; Ответственность за техническое обслуживание ложится на смежных собственников.
автомагистрали штата: дороги, принадлежащие штату, которые обеспечивают основное сообщение с крупными городскими районами, портами и основными зонами отдыха, которые не обслуживаются напрямую автомагистралями между штатами. Обязанности по техническому обслуживанию принадлежат Департаменту транспорта штата Орегон. Примеры в округе Клакамас: Орегонское шоссе 213, Орегонское шоссе 224, Орегонское шоссе 9.9E
Проектно-технические условия
пропускная способность: максимальная скорость, с которой можно разумно ожидать, что люди или транспортные средства будут пересекать точку или однородный сегмент полосы движения или проезжей части в течение определенного периода времени при преобладающих условиях проезжей части, движения и контроля; обычно называют транспортными средствами в час или людьми в час. Это стандарт, используемый для определения необходимости добавления дополнительных полос движения.
осевые мили: мили проезжей части, измеренные без учета количества полос движения или функциональной классификации дороги. 9Стандарты проектирования 0005
: те условия, которые должны быть соблюдены при строительстве новой дороги или при улучшении дефектного участка. Стандарты включают все соответствующие геометрические и конструктивные особенности, необходимые для обеспечения желаемого уровня обслуживания в течение всего срока службы проекта — обычно 20 лет после завершения.
Frontage road: дорога, идущая параллельно межштатной автомагистрали, чтобы уменьшить заторы на дорогах, вызванные местными поездками.
транспортная развязка: перекресток, позволяющий транспортным средствам свободно перемещаться с одной дороги на другую, не пересекая другую полосу движения.
уровень обслуживания: качественная мера условий дорожного движения, обычно описываемая как скорость и время в пути, свобода маневрирования, перерывы в движении, комфорт и удобство, а также безопасность.
путепровод: эстакада, пересекающая другую магистраль.
полоса отчуждения: имущество инфраструктуры, включая проезды, парковки, велосипедные дорожки, тротуары, инженерные коммуникации, обочины и т. д. к конкретным программам и объектам.
Плата за разработку системы: Плата, взимаемая при выдаче разрешения на любую новую разработку. Эти сборы финансируют улучшение пропускной способности транспорта, включая стоп-сигналы, светофоры, новые полосы движения и новые дороги. Эти средства не могут быть использованы для содержания.
Финансирование увеличения налогов (TIF): Доходы, полученные от нового роста в определенных областях, обозначенных как городские районы обновления; используется для строительства капитальных улучшений, которые решают транспортные проблемы в пределах тех же областей.
Закон о транспортном капитале 21 века (TEA-21): Федеральный закон о финансировании транспорта 1998 года, в котором особое внимание уделялось защите окружающей среды и сокращению заторов, использованию наиболее эффективного вида транспорта и обеспечению большей гибкости для государственных и местных органов власти. об использовании федеральных средств.
Условия охраны окружающей среды
Закон об исчезающих видах (ESA): акт Конгресса 1973 года, направленный на защиту различных видов рыб, диких животных и растений, которые могут исчезнуть в результате роста без надлежащего сохранения. ESA занимается «видами, которые имеют эстетическую, экологическую, образовательную, историческую и научную ценность для этой нации и ее народа». В этом регионе зарегистрировано четырнадцать разновидностей лосося и стальноголового лосося. После того, как вид внесен в список, никто не может «забирать» его (преследовать, причинять вред, преследовать, охотиться, стрелять, ранить, убивать, ловить в ловушку, захватывать или собирать, или пытаться заниматься таким поведением) без разрешения. Федеральные агентства обязаны обеспечить, чтобы любые федеральные действия, такие как строительство шоссе, не могли поставить под угрозу дальнейшее существование внесенных в список видов или неблагоприятно изменить критически важную среду обитания. Дорожные проекты, пересекающие критически важные места обитания, должны быть проверены на предмет их воздействия на внесенные в списки виды.
период работ в воде: промежуток времени, в течение которого разрешено строительство в пределах берегов ручья или реки, как указано ESA, когда уровень воды самый низкий и это время является наименее опасным для рыбы. Пример: 1 июля – 30 сентября – период работы в воде на горе Скотт-Крик.
прибрежная зона: берега реки или ручья.
Водно-болотное угодье: низинная местность, такая как топь или топь, насыщенная влагой. Естественная среда обитания диких животных.
Условия технического обслуживания
защитный слой: нанесение распылением битумной эмульсии с тонким слоем заполнителя, нанесенным на существующую поверхность. Эмульсия улучшает или восстанавливает водонепроницаемость поверхности старого дорожного покрытия и предотвращает появление царапин или растрескивания. Добавление покрытия из заполнителя поверх напыленной эмульсии восстанавливает и улучшает сопротивление скольжению.
холодная смесь: см. Pugg Mix ниже.
Внешние покрытия по контракту: работы, выполняемые частными подрядчиками, когда восстановление дорожного покрытия выходит за рамки обычного обслуживания. Реабилитационные мероприятия включают горячую и холодную переработку, структурные накладки и реконструкцию. Реабилитация предназначена для спасения, укрепления и модернизации сильно изношенного дорожного покрытия. Контрактные накладки и восстановление должны обеспечить дополнительные 10–20 лет эксплуатационной пригодности при снижении затрат на техническое обслуживание.
ремонтные покрытия: процесс нанесения горячего асфальтобетона на среднюю глубину 1 1/2 дюйма для создания новой, более гладкой поверхности для движения.
конструкция дорожного покрытия: Комбинация подстилающего слоя, основания, базового слоя и верхнего слоя, укладываемая на земляное полотно, чтобы выдерживать транспортную нагрузку и распределять ее на дорожное полотно.
pugg смесь: Эмульгированный асфальт, иногда называемый холодной смесью, смешивается с заполнителем на участке рядом с дорогой, подлежащей восстановлению. Холодная смесь открытого типа отверждается медленнее, чем горячий асфальтобетон, и, как правило, требует предельной нагрузки в течение короткого периода времени. В качестве изнашиваемой поверхности часто используется уплотнение для стружки. Там, где возможны повороты или другие особые потребности, более мягкая холодная смесь открытого типа может быть заменена горячей смесью на критических участках.
реконструкция: Полная реконструкция дороги (т. е. удаление и замена существующего дорожного покрытия) по существу существующей трассе на расстоянии не менее 0,3 мили.
шлифовка, включая улучшение обочины: добавление наложения более 3/4 дюйма, а также соответствующие усовершенствования уступов, такие как добавление материала для приведения их в соответствие с классом, расширение или реконструкция уступов.
плановое техническое обслуживание: Включает все действия по эксплуатации и техническому обслуживанию, которые проводятся на частой и постоянной основе (например, очистка и придание формы дренажным сооружениям, эксплуатация и замена устройств управления дорожным движением, техническое обслуживание придорожных сооружений, подметание улиц, борьба со снегом и льдом, планировка грунтовых дорог, аварийное заделывание выбоин, герметизация стыков дорожного покрытия и заделка обшивки).
Мостовые программы
Модернизация мостов: капитальный ремонт и укрепление и/или замена существующих конструкций, осуществляемые независимо от улучшения проезжей части.
Реабилитация моста: Включает основные структурные модификации существующего моста, включая расширение, ремонт основания, усиление верхнего строения пути, замену или восстановление настила, а также усовершенствование рельсов.
Ниже ускорение доступ артериальный вспомогательный средний Барнс изогнутый Боттс плетеный кошачий осевая линия сменный свободная дорога клеверный лист коллектор коллектор/распределитель пригородный параллелизм разъем контролируемый доступ кроссовер замедление алмаз направленный смещенный левый поворот (DLT) — ан расходящаяся алмазная развязка (DDI) — 901:15 ан разделенный динамический сервитут скоростная автомагистраль С фермы на рынок питатель эстакада шоссе фасад шлюз с разделением классов тяжелая железная дорога — вид общественного железнодорожного транспорта/скоростного транспорта, в котором используются поезда метро, Высокий Высокий шоссе Интеллектуальный развязка развязка соединительный Межгосударственный Джерси пер. пер. пер. уровень свет ограниченный доступ петля магистрали майор управляемый Руководство медиана Митрополит фреза и накладка — см. накладку. мультиплекс наложение — TxDOT-speak для ремонта дорожного покрытия, т. е. новый асфальт укладывается на старый поверхность, которая обычно сначала «фрезеруется» (отшлифовывается). бульвар пешеход упреждение прогресс поднятый пандус пандус Ранчо Ранчо на рынок RCUT — аббревиатура для ограниченного пересечения с разворотом. Разворотный перекресток с ограниченным движением право проезда каменная наброска кольцевая развязка служба плечо сигнал Единая городская развязка (SPUI) — тип ромба промах спагетти шпора стопка Государство Суперулица поверхность платная дорога трафик трафик полоса ловушки — полоса, которая заканчивается вынужденным поворотом или выездом (т. е. полоса только для поворота или только для выезда). См. также переулок. оборот черепаха США переменная автомобиль |