Содержание
Левостороннее и правостороннее движение | это… Что такое Левостороннее и правостороннее движение?
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
Страны с правосторонним движением Страны с левосторонним движением
Ещё в древности выяснилось, что соглашение о том, по какой стороне дороги ездить — левой или правой — сильно сокращает количество лобовых столкновений и заторов.
У автомобилей водительское место должно находиться со стороны встречного потока — слева в странах с правосторонним движением и справа в странах с левосторонним.
На данный момент 66 % населения Земли ездят по правой стороне и 34 % по левой[1]. 28 % всех дорог левосторонние и 72 % — правосторонние[2].
Содержание
|
Предпосылки
Большинство людей — правши. В зависимости от метода езды, для правшей бывает предпочтительнее как правая, так и левая сторона. А именно[3]:
Пешеход с грузом — правостороннее. Мешок, тележку или вьючное животное удобнее держать у обочины: легче расходиться, да и можно остановиться и поговорить со встречным.
Рыцарский турнир — правостороннее. Щит находится на левой стороне, копьё положено через спину коня. Впрочем, рыцарский турнир — это игра, далёкая от реальных транспортных задач.
Езда в одноместном экипаже или экипаже с вынесенным вперёд сиденьем кучера — правостороннее. Чтобы разъехаться, нужно потянуть вожжи более сильной правой рукой.
Езда с форейтором — правостороннее. Форейтор (кучер, управляющий упряжкой, сидя на одной из лошадей) всегда сидит на левой лошади — это облегчает посадку-слезание и позволяет управлять правой рукой.
Езда верхом — левостороннее. «Боевая» правая рука находится на ударной позиции по отношению к встречному всаднику. Кроме того, садиться на лошадь с левой стороны удобнее, так как в этом случае меч меньше мешает.
Езда в многоместном экипаже — левостороннее. Находясь на правой стороне, кучер не заденет пассажира хлыстом. Для экстренного разъезда можно ударить коней по правой стороне.
Большинство историков рассматривают только методы разъезда воинов, что не совсем правомерно — ни в одной стране воины не были большинством. Поэтому воины могли разъезжаться, например, по левой стороне, в то время как народ при разъезде придерживался правой стороны (что было удобнее если, скажем, народу полагалось уступать воинам дорогу, ведь в таком случае они заметны раньше).
На Красной площади 9 мая два открытых автомобиля ЗИЛ ездят в левостороннем движении.
Разъезд с левосторонним движением в Москве (ул. Лескова)
Иногда левосторонними делаются некоторые разъезды, например по улице Лескова в Москве[4], а также улицы — например, набережная реки Фонтанки в Санкт-Петербурге (в последнем случае стороны движения разделены рекой)[5].
История
По какой стороне ездили в древней Греции, Ассирии и т. д., достоверно неизвестно (как сказано выше, правила разъезда воинов не являются решающим аргументом). Существуют лишь доказательства того, что римляне ездили по левой стороне[3][6]. Около 1998 года в районе Суиндона (Великобритания) была найдена римская каменоломня, в которой левая (от каменоломни) колея была разбита намного сильнее. Также на одном из выпусков римского денария, датированного 50 г. до н. э. — 50 г. н. э., изображены два всадника, разъезжающихся по левой стороне[3].
После того, как перестали ездить по дорогам с оружием и подозревать в каждом врага, на дорогах стихийно стало складываться правостороннее движение, что было главным образом связано с физиологией человека, существенной разницей по силе и ловкости разных рук в приёмах управления тяжёлыми конными экипажами, запряжёнными несколькими лошадьми. Сказалась особенность человека, что большинство людей правши. При разъезде на узкой дороге легче было направлять экипаж вправо на обочину или край дороги, натягивая правой, то есть более сильной рукой, вожжи, придерживая лошадей. Вероятно, именно по этой простой причине и возникла сначала традиция, а потом и норма разъезда на дорогах. Это норма в конце концов закрепилась как норма правостороннего движения.
В России ещё в Средние века правило правостороннего движения сложилось стихийно и соблюдалось как естественное поведение человека. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 г. писал, что «в России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». В 1752 году русская императрица Елизавета Петровна издала указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения для карет и извозчиков.
На Западе первый закон, регламентирующий лево- или правостороннее движение — английский билль 1756 г., согласно которому движение по Лондонскому мосту должно было быть по левой стороне. За нарушение этого правила предусматривался внушительный штраф — фунт серебра. А через 20 лет в Англии был издан исторический «Дорожный акт», который вводил на всех дорогах страны левостороннее движение. Такое же левостороннее движение было принято и на железной дороге. В 1830 г. на первой железнодорожной линии Манчестер-Ливерпуль движение было левосторонним.
Есть и другая теория появления изначально левостороннего движения. Некоторые историки предполагают, что с левой стороны было удобнее ехать во времена, когда появились конные упряжки, где кучеры сидели наверху. Так вот, когда они погоняют коней, то кнут кучера-правши мог случайно попасть по прохожим, которые шли по тротуару. Именно поэтому конные экипажи чаще ехали слева.
Великобританию считают главной «виновницей» «левизны», которая затем повлияла на многие страны мира. Встречается версия, что такой порядок на своих дорогах она привнесла из морских правил, то есть на море встречное судно пропускало другое, которое приближалось справа,[7]. но эта версия ошибочна, поскольку пропустить судно, приближающееся справа, означает разойтись левыми бортами, то есть согласно правилам правостороннего движения. Именно правостороннее движение принято для расхождения судов, следующих встречными курсами в зоне прямой видимости в море, что зафиксировано в международных правилах[8].
Влияние Великобритании сказалось на порядке движения в её колониях, поэтому, в частности, в таких странах, как Индия, Пакистан, Австралия, было принято левостороннее движение транспортных средств. В 1859 г. посол королевы Виктории сэр Р. Алкок убедил власти Токио также принять левостороннее движение[источник не указан 780 дней].
Правостороннее движение часто связывают с Францией, с её влиянием на многие другие страны. Во времена Великой Французской революции 1789 г. в декрете, изданном в Париже, предписывалось двигаться по «простонародной» правой стороне. Чуть позже Наполеон Бонапарт закрепил это положение, приказав военным держаться правой стороны, дабы всякий, повстречавший французскую армию, уступал ей дорогу. Дальше такой порядок движения, как это ни странно, был связан с большой политикой в начале XIX столетия. Те, кто поддерживал Наполеона — Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Испания — в тех странах установилось правостороннее движение. С другой стороны те, кто противостоял наполеоновской армии: Британия, Австро-Венгрия, Португалия — оказались «левыми». Влияние Франции было так велико, что повлияло на многие страны Европы, и они перешли на правостороннее движение. Однако в Англии, в Португалии, Швеции и некоторых других странах движение осталось левосторонним. В Австрии сложилось вообще любопытное положение. В части провинций движение было левосторонним, а по другим правосторонним. И лишь после аншлюса в 1930-х годах Германией, вся страна перешла на правостороннее.
Вначале левостороннее движение было и в США. Но к концу XVIII века произошёл постепенный переход на правостороннее движение. Считается, что «убедил» американцев перейти на правостороннее движение француз-генерал Мари-Жозеф Лафайет, который внёс значительный вклад в борьбу за независимость от британской короны.[источник не указан 1001 день] В то же время в ряде провинций Канады вплоть до 20-х годов двадцатого столетия сохранялось левостороннее движение.
В разное время во многих странах было принято левостороннее движение, но они перешли на новые правила. Например, из-за соседства со странами, бывшими французскими колониями, имеющими правостороннее движение, правила сменили бывшие британские колонии в Африке. В Чехословакии (раньше входила в Австро-Венгерскую империю) левостороннее движение было сохранено вплоть до 1938 года.
КНДР и Южная Корея поменяли левостороннее движение на правостороннее в 1946 году, после окончания японской оккупации.
Одной из последних стран, перешедших с левостороннего движения на правостороннее, была Швеция. Это произошло в 1967 году. Подготовка к реформе началась ещё в 1963 году, когда шведский парламент образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение, которая должна была разработать и провести в жизнь комплекс мер для обеспечения такого перехода. 3 сентября 1967 года в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться, сменить сторону дороги и продолжить движение в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.
После появления автомобилей в Европе в различных странах были различные правила движения. Большая часть стран ездила по правой стороне — этот обычай был принят ещё со времен Наполеона. Однако в Англии, Швеции и даже одной части Австро-Венгрии царило левостороннее движение. А в Италии в разных городах были разные правила.
Что касается расположения руля, то он на первых машинах в большинстве случаев находился с правой стороны. Причем вне зависимости от того, по какой стороне ездили автомобили. Это делалось для того, чтобы водитель мог лучше видеть обгоняемую машину. Кроме того, при таком расположении руля водитель мог выходить из машины прямо на тротуар, а не на проезжую часть.
Первым массовым автомобилем с левосторонним расположением руля стал Ford T.
Страны, изменившие движение
В разное время во многих странах было принято левостороннее движение, но позже, из-за неудобств, связанных с тем, что соседи этих стран имели правостороннее движение, было решено перейти также на правостороннее движение. Самым известным в истории стал День H в Швеции, когда страна перешла с левостороннего движения на правостороннее.
Также сменили правый руль на левый бывшие британские колонии в Африке Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия и Гана из-за соседства со странами — бывшими французскими колониями, имеющими правостороннее движение. И наоборот, бывшая португальская колония Мозамбик сменила левый руль на правый из-за соседства с бывшими британскими колониями. Самоа перешла на левостороннее движение из-за большого количества подержанных автомобилей с правым рулем. Корея (и Северная, и Южная) поменяла левостороннее движение на правостороннее в 1946 году, после окончания японского правления.
Страны с левосторонним движением
Северная Америка
Антигуа и Барбуда
Багамские Острова
Барбадос
Ямайка
Южная Америка
Гайана
Суринам
Европа
Великобритания
Ирландия
Мальта
Азия
Бангладеш
Бруней
Бутан
Восточный Тимор (правостороннее движение с 1928 по 1976 гг.)
Гонконг
Индия
Индонезия
Кипр
Макао
Малайзия
Мальдивские о-ва
Непал
Пакистан
Сингапур
Таиланд
Шри-Ланка
Япония
Африка
Ботсвана
Замбия
Зимбабве
Кения
Лесото
Маврикий
Мозамбик
Намибия
Свазиленд
Уганда
ЮАР
Океания
Австралия
Кирибати
Науру
Новая Зеландия
Папуа — Новая Гвинея
Самоа (правостороннее движение до сентября 2009 года)
Тонга
Фиджи
Смена стороны на границе
На границах стран с различными направлениями движения строятся автомобильные развязки, иногда довольно внушительные.
- Пункт смены направления движения на границе Лаос-Таиланд[9].
- Мост между Гонконгом и континентальным Китаем[10]
- Двухуровневая развязка после моста Лотос, соединяющего правосторонний континентальный Китай с левосторонней бывшей португальской колонией Макао[11]
Особые случаи
Первые автомобили
На автомобилях, выпускавшихся в начале XX века, расположение руля ещё не определилось окончательно: часто место водителя делали со стороны тротуара (т. е. делали правый руль при правостороннем движении и левый при левостороннем). В дальнейшем стандартом стало расположение руля со стороны, противоположной тротуару — это обеспечивает лучший обзор при обгоне; кроме того, при использовании автомобиля в качестве такси это делает посадку и высадку пассажира более удобной и безопасной.
Почтовые автомобили
Автомобили для выемки почты часто делают с «неправильным» расположением руля (например, в СССР выпускался такой фургон ИЖ-417П). Это делается для удобства водителя, который теперь может выходить сразу на тротуар и не подвергается лишней опасности. При правом расположении руля водитель почтовой машины имеет облегчённый доступ к почтовым ящикам, расположенным возле проезжей части. Иногда почту можно положить в почтовый ящик и не выходя из автомобиля.
Багамские острова
Исторически сложилось так, что на Багамских Островах левостороннее движение, но большинство машин ездят по островам с левым рулём из-за близости США, откуда постоянно ввозятся такие машины.
Российский Дальний Восток
Исторически сложилось так, что в России правостороннее движение. В Приморском, Хабаровском, Камчатском крае, на острове Сахалин больше всего машин — праворульные при правостороннем движении. Это происходит вследствие того, что автомобильный парк пополняется преимущественно подержанными праворульными автомобилями из Японии, где принято левостороннее движение.
Различия в конструкциях автомобилей
Водительское место и руль, как правило, располагаются слева на автомобилях, предназначенных для правостороннего движения, и справа — на автомобилях для левостороннего. Это позволяет лучше видеть встречный транспорт и тем самым облегчает выполнение манёвров. Некоторые автомобили (например, английский суперкар McLaren F1) имеют центральное расположение водительского сиденья.
Стеклоочистители («дворники») для лучшего обзора со стороны водителя также имеют правое и левое направление. В леворульных машинах они обращены направо, а в праворульных налево. Некоторые модели автомобилей (например, некоторые машины «Мерседес» 1990-х г.г.) имеют симметричные стеклоочистители.
Присущее леворульным машинам расположение педалей «сцепление — тормоз — газ» стало стандартом. Тем не менее, до войны положение педалей на праворульных машинах варьировалось. До вторжения Гитлера Чехословакия имела левостороннее движение, и на старых чешских машинах педали располагались «сцепление — газ — тормоз».
Рычаг переключения передач всегда расположен на центральной консоли автомобиля (люди, пересаживающиеся с леворульной машины на праворульную, основной трудностью считают переключение левой рукой и наоборот[источник не указан 158 дней]). Порядок передач не различается — и на леворульных, и на праворульных машинах низшие передачи находятся слева.
Указатель поворотов обычно находится слева (за исключением австралийских, японских и старых британских автомобилей). Кроме того, приборы в салоне обычно рассчитаны на удобный доступ со стороны водителя. Например, в праворульных машинах катушка громкости на магнитоле расположена справа, а в леворульных — слева.
Расположение лючка бензобака не связано со стороной движения — горловина для подачи топлива может быть с любой стороны. Это сделано для равномерного заполнения очередей на заправочных станциях.
Независимо от положения водительского места, фары регулируют так, чтобы свет был направлен немного в сторону прилегающей обочины — чтобы освещать пешеходов и не слепить встречных водителей. При смене стороны движения на одном и том же автомобиле прилегающая обочина оказывается с другой стороны, и асимметрия светового потока (задаваемая отражателем и стеклом) начинает работать наоборот — обочину не освещать, но встречных водителей ослеплять, что исправляется только заменой оптики на соответствующую стороне движения.
По Венской конвенции о дорожном движении, временно въезжающий в страну автомобиль должен соответствовать техническим нормам той страны, в которой он зарегистрирован.
Прочие виды транспорта
Самолёты
По ряду причин (несовершенные системы зажигания и карбюраторы, которые часто были причиной остановки двигателя, жёсткие ограничения по массе) самолёты времён Первой мировой войны имели исключительно ротационные двигатели — звезда двигателя вращается вместе с винтом, а топливно-масляная смесь подаётся через полый неподвижный коленвал. В таких двигателях тяжёлый картер играл роль маховика. Винт, как правило, применялся правый, вращавшийся по часовой стрелке. Из-за большого аэродинамического сопротивления вращающегося блока цилиндров и винта возникал крутящий момент, стремящийся создать самолёту левый крен, поэтому повороты налево выполнялись более энергично. В силу этого многие авиационные манёвры были основаны на левых поворотах — отсюда левое сиденье пилота.
С совершенствованием систем зажигания ротационные двигатели уступили место двухрядным и звездообразным, у которых обратный крутящий момент во много раз меньше. Лётчики (уже мирные) ориентировались по имеющимся дорогам (а в пустынной местности, где дорог нет, проводили борозды). Когда самолётам (с устоявшимся левым сиденьем), летящим вдоль дороги навстречу друг другу, требовалось разминуться, лётчики отдавали вправо — отсюда правостороннее движение с левым сиденьем главного пилота.
Есть ещё одна причина, связанная с анатомией: ручку управления пилот держит правой рукой перед собой на уровне груди, левая рука — ниже, примерно на уровне подлокотника, осуществляет управление двигателем при помощи РУД. При такой позе смотреть вниз удобнее с левой стороны, так как выставленная перед собой правая рука мешает наклоняться вправо.
Вертолёты и суда
Практически везде (кроме внутренних рек) применяется правостороннее движение с правым сиденьем[3]. Это позволяет видеть движение по правому борту (которое надо пропускать). Точный разъезд с небольшим интервалом, важный для автомобилей, на воде и в воздухе не актуален. На крупных судах рулевая рубка посередине, но капитан или вперёдсмотрящий традиционно находится справа от рулевого.
Сиденье главного пилота на единственном серийном конвертоплане V-22 Osprey справа, «по-вертолётному». В России, как в самолётах, так и вертолётах, кресло командира экипажа всегда находится слева.
Железная дорога и метро
Пионером железнодорожного транспорта является Великобритания, навязавшая многим странам (Франция, Израиль, Россия) левостороннее железнодорожное движение. Позднее Россия перешла на правостороннее, но и сейчас часть старых российских линий левосторонние. В Германии же железнодорожное движение исторически правостороннее. Поэтому в Эльзасе-Лотарингии (до Первой мировой войны принадлежавших Германии) поезда до сих пор ездят по правой стороне.
В Мадридском метрополитене левостороннее движение. Это обьясняется тем, что он был открыт в 1919 году, а правостороннее движение в Мадриде было введено через пять лет, в 1924 году.
Евротоннель состоит из двух железнодорожных туннелей и одного сервисного. Движение поездов левостороннее[12].
В России участок железной дороги от Казанского вокзала Москвы до Рязани с левосторонним движением.
Сиденье машиниста на правосторонних линиях справа, это пошло со времён паровой тяги, когда огромный паровозный котёл полностью закрывал обзор налево и, соответственно, приборы железнодорожной сигнализации размещались вдоль путей справа. Помощник машиниста сидит слева. На дизельном и электрическом подвижном составе нет загораживающего обзор котла, а в кабинах установлены дублирующие приборы сигнализации, поэтому теоретически машинист может располагаться с любой стороны, но традиционно сидит справа.
На советских и российских поездах метро, начиная с 81-717/714, место машиниста в центре.
Часто встречаются левосторонние трамвайные линии — для того, чтобы обычные трамваи с правыми дверьми могли ходить на линиях с островными платформами. Например, в Волгоградском и Криворожском метротрамах.
Также в метро часто применяется левостороннее движение в дополнение к правостороннему, когда поезда идут в одну сторону по обеим сторонам станции для обеспечения кроссплатформенных пересадок.
Пешеходы
В странах с правосторонним движением при отсутствии пешеходных тротуаров правила обязывают пешеходов в целях безопасности идти по обочине дороги со стороны встречного транспорта (как правило, по левой стороне), для того чтобы пешеход видел приближающийся транспорт.
Нередко в людных, но стеснённых местах (таких, как метрополитен) налаживают левостороннее движение — с целью уменьшить взаимопересечение людских потоков, или для удобства организации верхнего вестибюля.
В странах, где принято правостороннее движение транспорта, как правило, стоять на эскалаторе требуется с правой стороны, а проходить — с левой. В странах, где принято левостороннее движение транспорта, наоборот, стоять принято слева, а проходить справа.
Разное
Различия применения правой и левой стороны в разных странах не ограничиваются только автомобильным или пешеходным движением. С разных сторон, например, доят коров и других дойных животных: коров в России — с правой стороны, а в странах Средней Азии — с левой.
См. также
- Левша
- День H
Примечания
- ↑ По данным Бернда Вехнера, 1996
- ↑ По данным Боба Гудро, 2001
- ↑ 1 2 3 4 Which side of the road they drive on? (англ.)
- ↑ [1] и тот же участок на Народной карте: [2]
- ↑ Обратите внимание на описание направления движения
- ↑ Driving on the right(недоступная ссылка) (англ.)
- ↑ Антонов В. В., Романов В. В. Маломерные суда на водоёмах России. Изд. «Водный путь», М.: 2002 г. — 251 с.
- ↑ http://seaman.ucoz.ua/publ/dlja_sudovoditelej/mppss_72_istorija_vozniknovenija_i_razvitija_plavanie_po_sisteme_razdelenie_dvizhenija/11-1-0-220
- ↑ http://commondatastorage.googleapis.com/static.panoramio.com/photos/original/19800311.jpg Пункт смены направления движения на границе Лаос-Таиланд
- ↑ http://copypast. ru/foto8/2819/tolerantnyj_most_1.jpg
- ↑ http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1d/Lotus-bridge-macau.jpg/800px-Lotus-bridge-macau.jpg
- ↑ Инфраструктура Евротоннеля (англ.)
Ссылки
- Почему человечество не ездит по одной стороне дороги?
Интересные факты о левостороннем и правостороннем движении
В большинстве стран законом предписано правостороннее движение, но в некоторых государствах автомобилисты ездят по левой стороне дороги. Единого мнения по этому вопросу нет, что создает массу разногласий среди автолюбителей и специалистов в данной сфере. В связи с подобными спорами выбор ведущей полосы является интересной и регулярно обсуждаемой темой. Мы постарались разобраться в исторических предпосылках этой проблемы, законах и дорожных знаках, регулирующих дорожное движение в разных регионах мира.
Историческая справка
В настоящее время даже эксперты затрудняются однозначно ответить на вопросы, связанные с правильностью выбора стороны дороги. На основании археологических находок можно предположить, что в Древнем Риме люди передвигались по левой полосе. Историки сделали данный вывод после изучения остатков старых каменоломен, в которых правая колея была разбита гораздо меньше.
В последующие годы во многих странах начали практиковать правостороннее движение. Большинству людей это казалось более удобным с точки зрения анатомии человека, посколькуездить по левой полосе комфортно только левшам.
В пользу этой тенденции также можно привести один интересный факт. В те времена наиболее распространенными транспортными средствами являлись экипажи, запряженные лошадьми, а направлять их на обочину гораздо проще сильной правой рукой. Указ о введении правостороннего движения в России был подписан императрицей Елизаветой в 1752 году.
Примерно в этот же период в Великобритании утвердили закон, в соответствии с которым транспорту следовало передвигаться по левой полосе Лондонского моста. Штраф за нарушение этого регламента составлял один фунт серебра. По прошествии двадцати лет данное правило стало обязательным для всех дорог, расположенных на территории Туманного Альбиона и британских колоний.
Немного о конструкции автомобилей
По своему внешнему виду руль у первых образцов автомобилей отличался от привычных современных аналогов. Он напоминал собой штурвал корабля и представлял собой своеобразный рычаг, перемещающийся в горизонтальной плоскости. Так как у большинства людей правая рука является рабочей, они стали садиться с левой стороны, поскольку так управлять машиной было гораздо удобнее. В конце XIX века появились модели с традиционной круглой «баранкой», после чего начали возникать споры, связанные с местом ее размещения в автомобиле.
Сначала руль устанавливался справа, что обеспечивало удобство при выходе из авто в связи с близостью к обочине дороги и средствам ограждения. Позже, из-за появления необходимости совершения обгонов, его стали размещать слева, поскольку в данном случае водитель мог лучше видеть встречный поток машин. Первый серийный автомобиль, оснащенный левым рулевым колесом, был выпущен компанией «Ford» в 1908 году.
Страны с левосторонним движением
Сегодня левостороннее дорожное движение введено а территории многих стран, таких как:
- Япония.
- Великобритания.
- Таиланд.
- ЮАР.
- Индия.
- Сингапур.
Нередко возникают ситуации, когда автомобилисты сталкиваются с необходимостью смены полосы движения при пересечении границы. Например, для организации сообщения между Таиландом и правосторонним Лаосом используются специальные сигнальные огни и катафоты. Между Макао и Китаем для этой цели предусмотрено наличие многоуровневых развязок.
Интересные факты
В 1968 году в рамках Венской конвенции был подписан документ, устанавливающий въезд на территорию стран с противоположным расположением полос в соответствии с законами государства. Однако, это международное соглашение имеет несколько исключений. Например, законодательство Австралии и Чили запрещает использование автомобилей с «неправильным» рулем и требует их обязательного переоборудования после пересечения границы.
В некоторых странах, в том числе в Словакии и Литве, регистрация праворульных машин является достаточно сложной процедурой. Кроме того, перестановка рулевого колеса обойдется автомобилистам в кругленькую сумму.
На большей части территории России автомобили с правым рулем считаются экзотикой. Впрочем, в некоторых городах Центрального региона, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, есть множество водителей, предпочитающих праворульные авто.
Движение слева или справа: в каких странах что и почему?
Одной из самых больших проблем для путешественников, выезжающих за границу, является вопрос о том, по какой стороне дороги ехать.
Хотя большинству людей известно, что в Великобритании левостороннее движение, а в США правостороннее движение, помимо этого, иногда это может немного сбивать с толку.
Очевидно, для одной территории имеет смысл выбрать направление и придерживаться его, чтобы избежать неизбежных сбоев и путаницы между странами.
Как ни странно, это не всегда так просто.
Следует помнить хорошее эмпирическое правило: Великобритания и большинство бывших британских колоний, включая Индию, Австралию и Южную Африку, ездят по левой стороне, а континентальная Европа и США — по правой. Однако есть несколько исключений из этого правила, которые могут вас удивить.
Вот подробный путеводитель по странам с левосторонним и правосторонним движением.
Страны с левосторонним движением
Всего существует 76 стран и территорий с левосторонним движением; это 35% населения Земли.
Великобритания и Ирландия
Как известно, автомобили в Великобритании и Ирландии ездят по левой стороне дороги, а сиденье водителя расположено в правой части автомобиля.
Сюда входят Англия, Шотландия, Уэльс, Ирландия, Северная Ирландия, Гернси, остров Мэн и Джерси.
Так было на протяжении тысячелетий, даже со времен Римской империи.
В те времена левостороннее движение имело смысл, потому что большинство людей были (и до сих пор остаются) правшами.
Двигаясь слева и сидя справа, водитель мог свободно использовать свою сильную руку, чтобы приветствовать встречный транспорт.
Это также означало, что фехтовальщики могли атаковать противников своей сильной рукой, если это было необходимо.
Найджел Джарвис/Shutterstock.com
Есть и другие практические причины, которые до сих пор актуальны для левостороннего движения.
Например, у большинства людей правый глаз сильнее, чем левый, и левостороннее движение означает, что их ведущий глаз лучше видит встречный транспорт.
Учитывая все это, может показаться, что движение по левой стороне дороги безопаснее, чем по правой.
Так почему же 65% населения мира ездят по правой стороне дороги? Подробнее об этом позже!
Австралазия
Как вы уже знаете, левостороннее движение в Австралии и соседних с ней странах (включая Новую Зеландию, остров Рождества, Кокосовые острова и остров Норфолк) объясняется тем, что они являются бывшими британскими колониями.
На этих бывших британских островах также левостороннее движение:
- Фиджи
- Острова Питкэрн
- Кирибати
- Тувалу
- Ниуэ
- , Папуа-Новая Гвинея, Тонга и Соломоновы острова, которые не были британскими колониями, но, вероятно, находились под влиянием соседних островов.
Бенни Марти/Shutterstock.com
Индийский субконтинент
Индийский субконтинент (включая Индию, Пакистан, Бангладеш, Непал и Бутан) также придерживается левой стороны дороги при вождении.
Левостороннее движение также распространено на Шри-Ланке, которую иногда считают частью субконтинента.
Гонконг
Вполне возможно проехать из Китая в Гонконг или наоборот, но есть несколько вещей, которые следует знать перед поездкой.
В то время как материковый Китай ездит по правой стороне дороги, в бывшей британской колонии Гонконге они ездят по левой стороне, что может сделать некоторые поездки довольно запутанными.
Помните об этом, если планируете путешествовать между двумя регионами!
Япония
В отличие от большинства регионов в этом списке, Япония никогда не была британской колонией, и тем не менее водители в Японии до сих пор ездят по левой стороне дороги.
Этот обычай восходит к периоду Эдо (1603-1807), когда фехтовальщики-самураи правили страной и, как и их британские коллеги, нуждались в свободной сильной руке для борьбы с потенциальными наступающими врагами.
Однако левостороннее движение в Японии не было официальным до 1870-х годов, когда была построена первая железная дорога в стране.
Британцы помогли построить железнодорожную сеть с левосторонними ходовыми путями.
Когда в 20 веке в Японии появились автомобили, для них также имело смысл двигаться с левой стороны.
Интересно, что Окинава фактически перешла на правостороннее движение после Второй мировой войны, когда они находились под властью Соединенных Штатов.
Однако в 1978 году они вернулись к левостороннему вождению после того, как Окинава была возвращена Японии.
Sean Pavone/Shutterstock.com
Вест-Индия
Опять же, на островах Вест-Индии обычно левостороннее движение, потому что они находятся под влиянием британцев.
If you are travelling in any of the below places, be prepared for left-sided traffic:
- Anguilla
- Turks and Caicos
- Montserrat
- Cayman Islands
- British Virgin Islands
- Saint Kitts and Nevis
- Ямайка
- Тринидад и Тобаго
- Сент -Винсент и Гренадины
- Барбадос
- SAINT LUCIA
- Багамский их отдаленные острова) является особенно странным случаем. Это единственный регион, находящийся под юрисдикцией США, где действует правило левостороннего движения.
Однако почти все автомобили здесь имеют левостороннее сиденье водителя, потому что они были импортированы из материковой части США
Как вы понимаете, это может немного затруднить передвижение по дорогам, будь вы из Великобритании и привыкли к левостороннему вождению или из США и привыкли сидеть слева.
Удивительно, но нет никаких реальных доказательств (о которых мы знаем), чтобы предположить, что эта мешанина правил приводит к большему количеству дорожно-транспортных происшествий среди коренных жителей Виргинских островов США.
Несчастные случаи среди приезжих американцев, однако, относительно часты, вероятно, отчасти из-за запутанных правил вождения. Так что будьте осторожны, если вы планируете путешествие по Виргинским островам США!
Южная Африка
Кения, Южная Африка, Лесото, Зимбабве, Ботсвана, Малави, Замбия, Намибия, Свазиленд, Уганда и Танзания — все они ездят по левой стороне дороги, что логично, учитывая, что все они бывшие британцы. колонии.
Мозамбик был колонизирован португальцами, а не британцами, но он по-прежнему придерживается левостороннего движения — вероятно, из-за его близости к другим странам с левосторонним движением.
Крошечный остров Маврикий, на котором есть только одно шоссе, также придерживается правила левостороннего движения.
Европа — Мальта и Кипр
В отличие от остальной части континентальной Европы, Мальта и Кипр — две страны с левосторонним движением.
Опять же, обе они когда-то были британскими колониями, поэтому правила дорожного движения прижились.
Южная Америка – Гайана и Суринам
Гайана, которая ранее была территорией Великобритании, является единственной страной в Южной Америке, где официальным языком является английский.
Это также одна из двух стран на континенте, где левостороннее движение. Другая нация, соседний Суринам (бывшая голландская колония), вероятно, приняла это правило из-за своей близости к Гайане.
Страны с правосторонним движением
Согласно некоторым источникам, основная причина, по которой большинство современных стран (если быть точным, 163 страны и территории) ездят по правой стороне дороги, это из-за одного-единственного левши : Наполеон.
Легенда гласит, что императору было удобнее на правой стороне дороги, когда его ведущая рука была свободна и могла атаковать встречных.
Другие утверждают, что правостороннее движение, как левостороннее, было революционным.
Какой бы ни была причина, сейчас в большинстве стран мира принято водить машину справа, а сиденье водителя находится слева.
Вот страны, которые придерживаются этого правила:
Соединенные Штаты
Несмотря на то, что Соединенные Штаты были колонизированы британцами, они ездят по правой стороне дороги, а не по левой.
Некоторые предполагают, что это был преднамеренный акт восстания, рассматриваемый как способ разорвать все связи с Великобританией после обретения независимости.
Это также могло быть связано с появлением погонщиков животных в 1700-х годах (также известных как погонщики), которые возили сельскохозяйственные продукты в больших фургонах, которые должны были тянуться несколькими парами лошадей.
Кучер садился на левую заднюю лошадь, чтобы его правая рука была свободна, чтобы хлестать других лошадей.
Естественно, поскольку он сидел слева, он хотел, чтобы встречный транспорт проезжал слева, чтобы он мог ясно видеть встречных и смотреть вниз, чтобы убедиться, что он не задевает колеса других вагонов.
Какой бы ни была причина, правостороннее движение является давней традицией в США и на их территориях.
Дмитрий Пичугин/Shutterstock.com
Центральная и Южная Америка
За исключением Гайаны и Суринама, вся Южная Америка придерживается правостороннего движения.
Центральная Америка, за исключением упомянутых выше Карибских островов, также имеет правостороннее движение.
Канада
В прошлом во многих частях Канады, которая сейчас является частью Британского содружества, левостороннее движение было таким же, как и в Великобритании.
В то же время в некоторых регионах Канады, находящихся под влиянием Франции, таких как Монреаль и Квебек, принято правостороннее движение.
Однако в 1900-х годах в стране было принято правостороннее движение, чтобы избежать аварий, а также сделать пересечение границы с Америкой более простым и беспрепятственным.
Европа
Верите ли вы в историю о Наполеоне или нет, но сегодня почти вся Европа имеет правостороннее движение, за некоторыми исключениями, упомянутыми выше (Великобритания, Ирландия, Кипр и Мальта).
Даже Гибралтар — британская заморская территория на южном побережье Испании — едет справа.
Эта общеевропейская стандартизация произошла в 1920 году, когда была принята Парижская конвенция, целью которой было облегчить навигацию между множеством разных европейских стран.
Одними из последних европейских стран, перешедших на правостороннее движение, были Швеция (1967 г.) и Исландия (1968 г.).
Долгое время шведы сопротивлялись предложению перейти на правостороннее движение, несмотря на то, что большинство людей ездили на левосторонних автомобилях по левой стороне дороги, что приводило к большому количеству столкновений.
3 сентября 1967 года, в день, известный в Швеции как Högertrafikomläggningen или Dagen H, движение на дорогах Швеции официально изменилось.
Несмотря на внезапные изменения, количество автомобильных аварий в Швеции в этом году действительно снизилось, возможно, потому, что люди стали вести машину более осторожно, чем раньше.
Однако к 1969 году уровень аварийности вернулся к тому уровню, который был до переключения.
Россия
В России, как и во всех соседних странах, принято правостороннее движение.
Китай
Как вы уже знаете, материковый Китай придерживается правостороннего движения, в то время как Гонконг твердо придерживается левостороннего движения.
Если вы едете в Китай или Гонконг, мы рекомендуем нанять водителя, который доставит вас из одного региона в другой, так как такой переход может вызвать некоторые затруднения.
Африка и Азия
Большая часть Африки, за исключением вышеупомянутых южных регионов, является частью большинства стран мира, которые ездят по правой стороне дороги.
И вся Азия, за исключением стран с левосторонним движением, о которых мы говорили ранее, также ездит правостороннее. Сюда входят Китай, Афганистан, Камбоджа, Вьетнам, Лаос и Тайвань.
Ser Borakovskyy/Shutterstock.com
Если вы планируете поездку за границу, при необходимости убедитесь, что вы готовы ехать по противоположной стороне, к которой вы привыкли.
Это может звучать пугающе, но не беспокойтесь: перейти на другую сторону на удивление легко, если вы будете осторожны и не торопитесь в дороге.
Почему в Таиланде левостороннее движение?
Перед поездкой в Таиланд впервые услышал, что там левостороннее движение.
А так как я тогда ни разу не был в стране с левосторонним движением, то подумал, что узнаю, почему только в Таиланде левостороннее движение.
Вот что я выяснил:
Причина, по которой в Таиланде ездят по левой стороне дороги, заключается в том, что первая машина в Таиланде была подарком королевской семьи Англии королю Таиланда еще в 1900с. Так как в Соединенном Королевстве левостороннее движение, данный автомобиль был сделан для левостороннего движения. Произошла торговля автомобилями, и, как прямой результат, Таиланд построил свои дороги для левостороннего движения.
Таиланд входит в число 78 из 195 стран мира, где ездят налево.
Но присмотритесь, почему тайцы ездят по левой стороне дороги? Причина та же, что и в других странах?
Многие думают, что колонизация как-то связана с определением стороны дороги.
Отчасти это правда, но Таиланд никогда не был колонией и является единственной страной в Юго-Восточной Азии, которую не колонизировали европейцы.
История левостороннего вождения
Около 35% населения земного шара ездит левосторонне, и страны, которые так делают, в основном являются бывшими британскими колониями.
Левостороннее вождение восходит к древним временам, когда во время боя на мечах люди ездили на лошадях слева.
Причина, по которой они это делают, заключается в том, что большинство людей правши, поэтому фехтовальщики держатся левой стороны, чтобы их правая рука была ближе к противнику.
Когда большие повозки, запряженные несколькими парами лошадей, использовались для перевозки тяжелых предметов, не было места возницы, поэтому всадник сидел на левой задней лошади, чтобы правой рукой управлять лошадьми.
Естественно, он хотел, чтобы встречные фургоны проезжали слева от него, чтобы он мог проверить, не зацепятся ли колеса его фургона, чтобы он придерживался правой стороны дороги.
В то время как остальной мир, кажется, практикует правостороннее вождение, Великобритания не последовала этой тенденции и стала первой страной, которая в 1835 году сделала левостороннее вождение обязательным.
Также последовали колонии Британской империи.
Вот почему большинство стран с левосторонним движением являются бывшими британскими колониями.
Страны, переходящие на правостороннее движение
Знаете ли вы, что правостороннее движение впервые заметили в России?
В 1709 году датский посланник заметил, что в России существует обычай, что автомобили проезжают справа.
Этот обычай стал законом, когда императрица Елизавета официально утвердила его в 1752 году.
Стандартная причина для движения направо — это то, чего хотел Наполеон.
Поскольку он был левшой, ему было проще и удобнее ездить по правой стороне дороги.
А так как он завоевал большую часть Европы, то может сказать им всем, чтобы они ехали так, как он хотел.
В некоторых странах изначально левостороннее движение, но теперь они перешли на правостороннее.
Вот некоторые страны, которые это сделали:
Франция
Первоначальный трафик во Франции основан на их социальном статусе.
Аристократы ехали по левой стороне дороги, а крестьяне шли по правой, чтобы видеть приближающиеся фургоны.
Но после Французской революции 1789 года аристократы присоединились к крестьянам на правой стороне дороги, чтобы оставаться в тени.
Соединенные Штаты Америки
Будучи бывшей колонией Соединенного Королевства, США двигались по левой стороне дороги, потому что Великобритания сделала это обязательным.
Но когда США обрели независимость, они захотели убрать все связи и обычаи, которые они делали, когда были еще колонией.
Это включает в себя левостороннее вождение, поэтому с годами они постепенно перешли на правостороннее вождение.
Канада
Канада продолжала левостороннее движение до окончания Второй мировой войны.
От Квебека до Луизианы контролировали французы, поэтому они ехали справа, в то время как территории Британской Колумбии, Нью-Брансуика, Новой Шотландии, острова Принца Эдуарда и Ньюфаундленда были оккупированы Великобританией, поэтому они ехали слева.
После войны территории, которыми владела Великобритания, были переведены на правостороннее движение, чтобы соответствовать остальной части Канады.
Австрия
Австрия была разделена, когда дело касалось вождения. Половина страны ездила по левой стороне, а другая половина по правой.
Это потому, что когда Наполеон пошел на завоевание, ему удалось завоевать только половину Австрии, поэтому оставшаяся половина все еще ездит по левой стороне.
Но когда нацисты вошли в Австрию, Гитлер приказал, чтобы Австрия ехала по правой стороне дороги.
Южная Корея
Когда Корея находилась под японским колониальным правлением, они следовали правилам дорожного движения Японии, которые предусматривали левостороннее движение.
Однако, когда они были переданы непосредственно в США, Корея перешла на правостороннее движение.
До сих пор правила дорожного движения в Корее находятся под сильным влиянием американцев. Одним из примеров является их адаптация знаков и системы нумерации автомагистралей между штатами США.
Страны, переходящие на левостороннее движение
Интересно, что не все переключатели движения выполняются слева направо.
Самоа — единственная страна, перешедшая с правостороннего движения на левостороннее с 1970-х годов.
Премьер-министр Самоа Туилаепа Саилеле Лупесолиаи Малиелегаои принял решение изменить движение дорог по всей стране на левое в 2009 году.
Самоа приняло это решение переключиться, чтобы они могли импортировать дешевые автомобили слева, как Новая Зеландия и Австралия.
Они подготовились к этому невероятно тщательно.
Правительство расширило и проложило новые дороги, поставило новые указатели, подкорректировало лежачих полицейских, нанесло много дорожной разметки, снизило скоростной режим и даже запретило продажу алкоголя на три дня.
7 сентября ровно в 5:50 утра по радио объявили об остановке движения.
Десять минут спустя движение возобновилось, и большая часть правил дорожного движения была изменена.
Насадки для левостороннего движения
Предположительно вы просто переехали в другое место, которое ездит по противоположной стороне дороги, или ваша страна вытащила Самоа и изменила транспортный поток.
Вот несколько советов, которые могут пригодиться при смене дороги:
Автоматическая коробка передач — ваш лучший друг
Вождение с переключением передач по «неправильной» стороне дороги может вызвать у вас трудности.
Вам придется постоянно тянуться к палке, но только для того, чтобы обнаружить, что она находится на другой стороне.
Обеспечьте безопасное вождение, не теряя ни секунды на поиски пропавшей палки, и приобретите себе автомобиль с автоматической коробкой передач.
Тест-драйв в непиковые часы
Избавьтесь от неуверенности при движении по встречной полосе, привыкнув к своему автомобилю и дороге.