Три ноги, желтая полоса, ромб и треугольник – Газета Коммерсантъ № 207 (6687) от 12.11.2019
Уже в 2020 году, как выяснил “Ъ”, на российских дорогах появятся мобильные таблички «Фотовидеофиксация» на желтом фоне для обозначения переносных камер-треног. Это требование содержится в новой редакции ГОСТа по применению дорожных знаков, которую разработал институт РосдорНИИ по заказу Росавтодора. Также планируется запретить применять знаки «Уступи дорогу» и «Главная дорога» на прямоугольных щитах с желто-зеленым фоном. Кроме того, уточняется, что отсутствие желтой разметки у обочины не гарантирует водителю, что в этой зоне разрешена парковка.
Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ / купить фото
Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ / купить фото
Российский дорожный научно-исследовательский институт (РосдорНИИ) Минтранса по заказу Росавтодора при участии ГИБДД и Научного центра безопасности дорожного движения МВД разработал обновленные редакции стандартов ГОСТ Р 52289 и ГОСТ Р 52290 с требованиями и правилами применения знаков, разметки, светофоров и других технических средств организации движения. Документ находится «на последней стадии утверждения», рассказал “Ъ” начальник отдела инженерного обустройства автодорог РосдорНИИ Олег Кузьмин.
Уточняется зона действия знаков 3.27–3.30, запрещающих стоянку и остановку.
Согласно правилам дорожного движения (ПДД), они действуют до перекрестка или конца населенного пункта, не прерываясь в местах выезда из дворов. По новому ГОСТу знак «Парковка» запрет снимает. «Сегодня транспортные средства, установленные на оборудованной парковке после одного из знаков, запрещающих остановку или стоянку, могут быть оштрафованы и эвакуированы»,— пояснил “Ъ” Олег Кузьмин. При этом уточнено, что окончание желтой линии 1.4 не прекращает действие запрещающего знака 3.27 (остановка запрещена). Иными словами, если желтая разметка началась у указателя и закончилась на въезде из двора, а дальше не возобновилась, запрет парковки все равно сохраняется. Также уточнено, что знаки 3.20–3.22 о запрете обгона необходимо устанавливать с двух сторон двухполосных дорог (сейчас это лишь рекомендация).
Запрещено применять знаки «Главная дорога», «Конец главной дороги», «Уступите дорогу» и «Движение без остановки запрещено» на прямоугольных щитах желто-зеленого цвета.
У этих указателей специальная форма, чтобы их нельзя было перепутать с другими знаками, пояснил “Ъ” господин Кузьмин. Знак «Главная дорога» и «Уступите дорогу» применяются в паре, их устанавливают обычно с разных сторон перекрестка. Если один из них по какой-то причине отсутствует, то по оборотной стороне другого знака (например, «Уступи дорогу» в виде треугольника) водитель понимает, кому на перекрестке отдан приоритет в движении. Размещение указателей на щитах ухудшает информативность, поясняет Олег Кузьмин.
Информационную табличку 8.23 «Фотовидеофиксация» можно будет применять на желтом фоне (как временный знак), устанавливая на временных переносных опорах и информационных щитах. Это позволит ее использовать для обозначения передвижных комплексов фиксации нарушений. Действующий ГОСТ разрешает применять 8. 23 только для стационарных приборов. РосдорНИИ сейчас готовит методику для регионов по применению стационарных и мобильных камер, там зафиксируют правило ставить знаки перед зонами контроля, в конце ноября ее планируется утвердить.
С учетом опыта Москвы во всех городах разрешат использовать комбинацию нескольких изображений знаков на одном поле: например, знака «Парковка» с табличкой «Инвалид» или «Платные услуги». Платные парковки можно будет обозначать синей прерывистой разметкой 1.7.
Стандарты планируется ввести в действие в первом квартале 2020 года, рассказали “Ъ” в Росстандарте. Одновременно потребуются и изменения в ПДД.
Проблема старого ГОСТа — запрет пересечения транспорта и пешеходов в одной фазе светофора, рассказал “Ъ” член общественного совета при минтрансе Московской области Андрей Мухортиков. «Это правильно с точки зрения безопасности движения, но в некоторых местах пешеходов мало, дополнительные светофоры провоцируют задержки,— говорит он.— Нужно разрешить организаторам движения совмещать пешеходный переход и правый поворот без светофора». Жесткий запрет в новом стандарте решено снять.
«По желтой разметке водители не смогут понять, где запрещено парковаться,— это неудобно,— отмечает Андрей Мухортиков.— Типичная ситуация — выезжаешь из двора направо, желтой разметки нет, паркуешь машину. А оказывается слева за сто метров стоит знак 3.27. Лишнее информирование в виде желтой линии необходимо, чтобы избежать штрафа и эвакуации». «С другой стороны, водители лишний раз не будут надеяться, что раз разметки нет, то можно машину ставить,— говорит юрист Общества защиты прав автомобилистов Равиль Ахметжанов.— Зимой и осенью часто бывает ситуации, что разметку припорошило снегом или засыпало листвой, машину увозят, автомобилист пытается доказать, что не был виноват. Новое требование должно минимизировать подобные случаи».
Иван Буранов
Поиск смысла на дорогах
Понимание того, что именно означают похожие или необычные дорожные символы, может сэкономить вам немалые деньги и обеспечить вашу безопасность.
Вы когда-нибудь хотели припарковаться на обочине, но не были уверены, что вам разрешено?
Все мы каждый день сталкиваемся со множеством дорожных знаков и разметки, но есть такие, которые настолько похожи, что сбивают нас с толку, а есть и те, значение которых мы просто забываем, так как редко их видим. Мы разъясняем некоторые из них, чтобы освежить вашу память.
ПРИДОРОЖНАЯ ПАРКОВКА
Рис. 1Рис. 2Рис. 3Рис. 4
Вы наверняка уже видели эту придорожную разметку, особенно если ищете парковку в окрестностях. Непрерывная одиночная желтая линия (рис. 1) означает, что парковаться здесь с 7:00 до 19:00 нельзя, за исключением воскресенья или праздничного дня. Следует опасаться двойной желтой линии (рис. 2). Только останавливайтесь здесь ненадолго, если вы кого-то роняете или поднимаете. Если дорога разделена одинарной (рис. 3) или двойной белой линией (рис. 4), вы не можете парковаться ни с одной стороны дороги в любое время.
( Изображение предоставлено Woodysee из Википедии)
ЗИГЗАГ-ЛИНИИ
Рис. 1Рис. 2Рис. 3
Эти зигзагообразные линии так же зловещи, как и выглядят! Если вы нарушите их правила, вы будете наказаны как огромным штрафом, так и штрафными баллами, поэтому будьте особенно осторожны с ними. Белая зигзагообразная линия (рис. 1) говорит о том, что впереди пешеходный переход, поэтому следует снизить скорость и внимательно следить за переходом. Хотя одиночная желтая зигзагообразная линия (рис. 2) обеспечивает немедленную посадку и погрузку, вы не можете сделать это там, где есть двойные желтые зигзагообразные линии (рис. 3). Еще одно полезное эмпирическое правило заключается в том, что вы не можете парковаться ни на одной из зигзагообразных линий; помните об этом, и вам не придется беспокоиться о том, что вы наберете слишком много штрафных очков.
(Изображение предоставлено Woodysee из Википедии)
РАЗМЕТКИ ДЛЯ СПОКОЙСТВИЯ ДВИЖЕНИЯ
Эти треугольные разметки по обеим сторонам дороги создают визуальную иллюзию сужения дороги. Это сделано для того, чтобы побудить водителей снизить скорость. Обычно вы видите эту разметку на объездной дороге, соединяющей скоростную автомагистраль, или на соседних дорогах.
(Изображение предоставлено дорожной полицией Сингапура)
ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД ВПЕРЕДИ
Эта треугольная маркировка появляется не очень часто; когда это происходит, это обычно сопровождается белыми зигзагообразными линиями по обеим сторонам дороги. Обычно вы найдете это на изгибах дорог, и это указывает на приближающийся пешеходный переход. Если вы его увидите, не забудьте снизить скорость и следить за пешеходами.
(Изображение предоставлено дорожной полицией Сингапура)
АВТОБУСНАЯ ПОЛОСА
Рис. 1Рис. 2
Вы, скорее всего, знакомы с единственной желтой полосой для автобусов, которая соответствует обычному расписанию автобусной полосы с 7:30 до 9:30 и с 17:00 до 20:00. Они применяются каждый день, кроме субботы, воскресенья и государственных праздников. Если вы видите эту желтую линию, но с соседней красной линией, это означает, что автобусная полоса работает целый день. Время движения этих автобусных полос — с 7:30 до 23:00 каждый день, кроме воскресенья и праздничных дней, поэтому не ездите по этой полосе в это время.
(Изображение предоставлено One Motoring)
ОСТАНОВКА И ОЖИДАНИЕ
Рис. 1Рис. 2
Круглые красно-белые знаки — это запрещающие знаки, указывающие водителям, чего делать нельзя. Вы можете подумать, что эти два похожих на вид знака означают одно и то же, но на самом деле они немного отличаются. Одинарная красная косая черта (рис. 1) означает «не ждать», но вы все равно можете остановиться, если кто-то садится или выходит. Однако тот, что с крестом (рис. 2), означает отсутствие остановки вообще.
(Изображение предоставлено Управлением наземного транспорта)
ПРЯМЫЕ СТРЕЛКИ
Рис. 1Рис. 2
Эти два почти одинаковых знака можно легко спутать друг с другом. Более толстая белая стрелка на сплошном синем фоне (рис. 1) указывает на то, что дорога является улицей с односторонним движением. Если белая стрелка более узкая и находится внутри синего круга (рис. 2), это означает, что необходимо продолжать движение прямо. Имейте в виду, что рис. 2 может появиться на улице с двусторонним движением, в отличие от рис. 1.
(Изображение предоставлено Управлением наземного транспорта)
ЗНАКИ ПОВОРОТА
Рис. 1Рис. 2
Если вам интересно, почему знак справа (рис. 2) перевернут, то это потому, что он предупреждает вас о транспортных средствах, разворачивающихся впереди с противоположного направления. Возможно, вы захотите снизить скорость и быть особенно осторожными на случай, если водители, поворачивающие на разворот, не увидят, что вы приближаетесь. Будьте осторожны, чтобы не спутать его с обычным знаком разворота, который указывает на приближающийся разворот.
Важно, чтобы водители знали все дорожные знаки и разметку и соблюдали их все для безопасности всех участников дорожного движения, включая себя. Запоминание и соблюдение этих знаков и разметки также означает, что водители могут избежать ненужных штрафов!
(Изображение предоставлено One Motoring)
Типы дорожной разметки
Строительство дорог и автомагистралей требует от вас обеспечения безопасности автомобилистов и пешеходов. Вы можете сделать это, используя высококачественные материалы и технологии. Это позволит вам строить дороги, которые соответствуют стандартам и прослужат долгое время.
Помимо строительства автомагистралей с хорошим покрытием, одним из лучших способов обеспечить безопасность автомобилистов и пешеходов на дороге является разметка линий автомагистралей. Каждый вид разметки подскажет водителям, что делать в конкретных ситуациях, поможет избежать нарушений правил дорожного движения и аварий.
Сплошная белая обочина
Эта дорожная разметка указывает водителям оставаться в пределах определенного пространства. Они не должны выходить за эти линии во время движения, будь то для обгона других транспортных средств или по любой другой причине.
Сплошная белая линия по центру
Сплошные белые линии по центру дороги делят магистрали на правую и левую стороны. Это позволяет проезжающим автомобилям оставаться на своей полосе и избегать столкновений с транспортными средствами, движущимися в противоположном направлении.
Белая прерывистая центральная линия
Это еще одна маркировка, используемая для разделения двухполосных дорог на правую и левую стороны. Разница в том, что автомобили могут обгонять друг друга в областях, разделенных прерывистой белой осевой линией, если они делают это с осторожностью.
Двойные белые осевые линии
Обгон запрещен на участках дороги, разделенных толстыми двойными белыми осевыми линиями. Разрешены только левые повороты, если дорога свободна. В противном случае водители должны оставаться на своей полосе.
Двойные желтые осевые линии
Этот тип дорожной разметки часто размещается на участках с резкими поворотами и быстро движущимися автомобилями. Подобно двойным белым центральным линиям, желтые линии запрещают водителям совершать обгон в любое время.
Смешанный центральный разделитель полос с пунктирными линиями
Иногда полосы разделяют сплошной линией с одной стороны и пунктирной линией с другой. Эта дорожная разметка означает, что водители со стороны прерывистой линии могут обгонять другие транспортные средства, если они делают это безопасно.
Желтая разделительная полоса
Часть дороги внутри сплошной желтой разделительной полосы предназначена для автобусов. Частным транспортным средствам и другим PUV запрещено пересекать эту линию.
Сломанная желтая разделительная полоса
Сломанная желтая разделительная полоса позволяет частным транспортным средствам и другим PUV въезжать на автобусную полосу. Эта дорожная разметка часто появляется в местах, где водителям необходимо пересечь полосу движения автобусов, чтобы повернуть на перекресток или развернуться.
Желтый ящик
Желтый квадрат, нарисованный на перекрестках, сигнализирует водителям о том, что они должны держать свободное пространство. Автомобили не могут останавливаться внутри желтого ящика и блокировать встречное движение.
Сплошная горизонтальная линия
Этот тип разметки часто встречается на границах перекрестков. Он сообщает водителям, где сделать полную остановку, чтобы избежать нарушения или попадания в аварию. Транспортные средства могут двигаться вперед или поворачивать только тогда, когда загорается зеленый сигнал светофора или сигнал светофора, что это безопасно.
Пешеходный переход
Пожалуй, самая распространенная дорожная разметка, зебра или пешеходный переход часто встречается в местах, где люди обычно переходят улицу.