Содержание
Что такое вылет диска ET: особенности, параметры и расчет
Маркировка литых дисков часто заставляет задуматься автовладельцев: “А подойдут ли мне эти диски, не будут ли задевать за рычаги, арки или тормозные суппорта?”. Одним из таких параметров, является вылет диска, что это такое и как его узнать, мы постараемся рассказать вам в данном материале простыми словами.
Вылет диска – это расстояние между плоскостью диска, которая соприкасается со ступицей автомобиля и осью, которая делит диск пополам.
Обозначается параметр вылета диска двумя буквами ET (Einpress Tief, что в переводе означает глубина вдавливания) и измеряется в миллиметрах.
Нагляднее будет показать на рисунке:
Правила маркировки вылета
В маркировке диска его вылет обозначает показатель ET, за которым следует обозначения расстояния от плоскости крепления до средней линии в миллиметрах. Например, в шифре 6.5J×15 h3 5/112 ET39 d57.1 можно увидеть, что вылет этого диска равен 39 миллиметрам. Плюс из аббревиатуры ET39 можно понять, что мы имеем дело с положительным параметром. Если бы у этой модели был бы отрицательный или нулевой вылет, то вместо ET39 мы бы увидели ET0 или ET-39.
При таком разнообразии вариантов у владельца автомобиля возникает естественный вопрос: «Ну и какой же мне вылет выбрать — на минус, в плюс или в ноль?». От ответа на этот вопрос зависит очень многое, ведь неправильный ET не позволит прикрутить диск к автомобилю на физическом уровне. Он начнет цепляться за стойку амортизатора.
Определение и формула расчета
Согласно автомобильной терминологии, вылет диска представляет собой расстояние между плоскостью приложения диска к ступице и вертикальной плоскостью симметрии колеса
. При маркировке показатель вылета диска обозначают как
ET
(измеряется в миллиметрах). Определить вылет диска можно и самостоятельно, для этого существует простая формула:
ET= a-b/2
Здесь а
– показатель расстояния между плоскостью приложения диска к ступице и внутренней плоскостью диска, а
b
– его ширина. Даже из простого анализа формулы можно понять, что вылет диска может быть как положительным, так и отрицательным (в некоторых случаях – нулевым). На практике наиболее часто встречаются диски с положительным параметром вылета.
Перед тем как осуществить покупку обращайте внимание на маркировку: ET30 означает положительный вылет диска в 30 миллиметров, а ET-10 – отрицательный в 10 миллиметров.
Следует отметить, что на величину вылета диска не влияют такие параметры, как диаметр и ширина шины. Это означает, что вне зависимости от типа и диаметра используемых шин допустимый вылет дисков для конкретной модели определенной комплектации может быть одинаковым.
Кто определяет размерные параметры вылета
На заводских дисках автомобиля размер вылета определяют конструкторы транспортного средства. Они подбирают геометрию колеса под предполагаемую нагрузку и скоростные режимы, а также учитывают скрытые нюансы, влияющие на продолжительность эксплуатации диска, шины и самого автомобиля. Поэтому при замене колес владельцу авто стоит прислушаться именно к этим рекомендациям, выбирая литые, кованые или штампованные модели с аналогичной заводскому диску геометрией.
Кстати, то же самое делают и производители литых, штампованных или кованых дисков. Они определяют параметры своей продукции именно заводскими рекомендациями. Поэтому каждый производитель автодисков не только указывает на совместимость конкретной модели своей продукции с маркой автомобиля, но и приводит название сертификата или стандарта, подтверждающего это соответствие. Ведь попытка поставить на машину неправильный диск закончится гарантированной аварией, ответственным за которую могут признать как автовладельца, так и дисков.
На что влияет вылет колесного диска
Расстояние от плоскости крепления к ступице до средней линии диска зависит от его ширины. Если производитель увеличивает ширину — ему приходится уменьшать ET, выдвигая колесо в сторону крыла. Иначе оно начнет цепляться за подвеску. Кстати, с этим фактом связано забавное заблуждение начинающих водителей, которые полагают, что чем больше значение ET, тем дальше колесо высунется за пределы кузова машины. В реальности все обстоит совершенно иначе — чем меньше ET, тем выше шансы, что колесо будет цеплять за крыло кузова, особенно при проседании подвески.
Чересчур большой вылет приводит к нежелательному контакту колесного диска со стойками амортизатора и элементами подвески, а слишком маленькое значение ET спровоцирует трение о крыло. Кроме того, при запредельно больших значениях ET колесо воткнется в тормозной суппорт, а слишком сильное уменьшение вылета приведет к перегрузке подшипников ступицы.
Отдельного внимания заслуживает и модель распределения векторов сил в подвеске. Точкой приложения этих сил можно назвать пятно контакта шины с дорогой, причем сквозь его центр должна проходить средняя линия (вертикальная ось) колеса. Она будет соответствовать векторам силы тяжести. Примерно в эту же область попадет и вектор силы со стойки подвески.
При нестандартных значениях ET средняя линия и продолжение оси подвески выйдут за границы пятна контакта, из-за чего возникнет перегрузка, приводящая к быстрому износу ступицы, подшипника, рычага и рулевого шарнира. Эту проблему можно решить, усилив данные детали, но это отразится на стоимости авто. Кроме того, при выходе векторов сил за границы пятна контакта ухудшится управляемость авто — водителю придется прикладывать больше сил на поворот руля. Поэтому выходить за допустимые отклонения по вылету не стоит ни при каких обстоятельствах. В любом случае старайтесь ориентироваться на рекомендации производителя автомобиля.
ET на дисках — что это означает и как рассчитывается
Обозначение в виде двух букв латинского алфавита ЕТ не случайно, так как данная величина является международной и определяется по следующей формуле и выражается в мм, вне зависимости от страны производителя диска:
Вам это будет интересно Об особенностях разболтовки колес на автомобилях Пежо (Peugeot)
ЕТ = Х – Y/2,
Где Х — это расстояние от наружной привалочной плоскости диска до его внутренней грани со стороны крепления к ступице или тот размер, который определяется путём измерения от боковой грани колеса по бортам до его решётки.
Y — это общая ширина изделия по ободу.
Важно!
В качестве маркировки производители колёс, как правило, прописывают данную величину как ЕТ20, ЕТ35, ЕТ42 и т. д., и любой профессионал всегда может прочитать её и дать определение этим значениям.
Диск с отрицательным вылетом
Как измерить величину вылета своими руками — пошаговая инструкция
Рекомендации автопроизводителя и сертификаты от выпускающей колеса компании — это самый надежный источник, на основе которого вы можете определить правильные параметры диска. Но что делать в том случае, если эти источники недоступны, например, при попытке купить колесо для авто очень старой марки? В этом случае мы рекомендуем вам измерить вылет колеса своими руками.
Для этого вам понадобится сам колесный диск, демонтированный с автомобиля, идеально ровная планка (ее можно заменить строительным уровнем) и рулетка. А сам процесс замера будет выглядеть следующим образом:
- Укладываем колесо лицевой стороной на ровную поверхность.
- Укладываем строительный уровень на обод колеса.
- Далее нужно измерить расстояние от привалочной плоскости до нижнего края уровня.
- Записываем это расстояние. Его можно обозначить, как «А».
- Переворачиваем колесо (тыльной стороной вниз).
- Укладываем на обод уровень.
- На этом этапе нужно измерить расстояние от привалочной поверхности, запуская рулетку в отверстие под ступицу.
- Записываем второй замер, как расстояние «В».
- Для определения колесного вылета используем формулу: ET = (A+B)/2 – B.
- Подставляем в формулу полученные значение А и В, проводим вычисления с учетом знаков.
Пользуясь этой технологией, можно разобраться с вылетом ЕТ на литых дисках и кованых моделях, а также на штампованных колесах. Вот только перед замерами придется снять шину. Выступающая за границы колесных бортов резина снизит точность измерения.
Вылет диска: что это такое
Вылет диска, или показатель ET — это такой размерные параметр, который указывается на ободе изделия, вне зависимости от его радиальности или материала изготовления (штампованный, литой или кованый), и обозначает расстояние от привалочной плоскости колеса до точки крепления к ступице. Данная размерность, как правило, устанавливается заводом-изготовителем авто.
Прежде всего, колесо должно полностью скрываться под колёсной аркой, а именно показатель ЕТ регулирует его положение — чем он больше, тем колесо сильнее утоплено под крыло; чем меньше, тем диск заметнее выступает за габариты кузова.
Вылет ЕТ на дисках: что это и как он влияет на подвеску и прочие детали в автомобиле? В зависимости от вылета колеса по-разному распределяется нагрузка на ступицу и изгибающий момент, приложенные относительно неё на основание подвески. Таким образом, каждый автомобильный концерн диктует предел прочности для своих деталей, от которого зависит диапазон вылетов колеса.
Некоторые автомобили, особенно если речь идёт о внедорожниках и спорткарах, комплектуются дополнительными пластиковыми брызговиками, от которых зависит вылет колёсного диска, который в таких случаях может быть нулевым или даже отрицательным, что придаёт «железному коню» очень эффектный вид.
Вылет ЕТ на примере 3 показателей
Важно!
Перед приобретением колёсного диска водителю необходимо ознакомиться с руководством по эксплуатации своего авто либо изучить подробную информацию на многочисленных интернет-ресурсах, чтобы сделать правильный выбор и потом не сожалеть о нём.
Популярные модели шин
- Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4.5
Шины Goodyear UltraGrip Ice ArcticСезонность: зимние Шипы: да Диаметр: 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19
- Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4.5
Шины Goodyear Eagle Sport
Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 14 / 15 / 16
- Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4.5
Шины Goodyear EfficientGrip Performance
Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20
- Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4.5
Шины Goodyear UltraGrip Ice 2
Сезонность: зимние Шипы: нет Диаметр: 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19
- Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4.5
Шины Goodyear Eagle Sport TZ
Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 16 / 17 / 18
- Шины Goodyear Eagle Sport SUV TZ
Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 17 / 18
- Шины Goodyear Eagle F1 Asymmetric 5
Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 22
- Рейтинг Яндекс. Маркета:Яндекс.Маркет: 4.5
Шины Goodyear UltraGrip Ice Arctic SUV
Сезонность: зимние Шипы: да Диаметр: 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20
- Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4.5
Шины Goodyear Wrangler All-Terrain Adventure with Kevlar
Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20
- Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 5
Шины Goodyear UltraGrip Ice SUV
Сезонность: зимние Шипы: нет Диаметр: 16 / 17 / 18 / 19 / 20
- Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4.5
Шины Goodyear EfficientGrip SUV
Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 22
- Шины Goodyear Wrangler HP All Weather
Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 15 / 16 / 17 / 18 / 19
- Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4.5
Шины Goodyear UltraGrip Performance SUV Gen-1
Сезонность: зимние Шипы: нет Диаметр: 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21
- Шины Goodyear Eagle F1 SuperSport
Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 18 / 19 / 20 / 21
- Шины Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3 SUV
Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 22
- Шины Goodyear Eagle F1 SuperSport R
Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 18 / 19 / 20 / 21
- Шины Goodyear Eagle F1 SuperSport RS
Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 21
Альтернативный вариант измерения вылета своими руками
Einpress Tief (глубину вдавливания) колеса можно просчитать с помощью еще одного способа. Для этого вам понадобится тот же уровень и линейка. Причем до начала вычисления нужно сделать следующее:
- Уложить колесо «лицом» на ровную поверхность.
- Приложить уровень к внешней стороне.
- Измерить линейкой расстояние от опорной поверхности до нижнего края уровня (от лицевого до изнаночного борта). Эту величину можно обозначить, как «В».
- Измерить расстояние от опорной поверхности до плоскости, которая соприкасается со ступицей автомобиля. Эту величину следует обозначить, как «А».
После этого мы можем воспользоваться формулой ET=А-В/2, подставив в нее измеренные значения. Причем результаты наших вычислений могут быть: нулевыми, положительными и отрицательными. В первом случае средняя линия и привалочная плоскость совпадают до миллиметра. В остальных случаях — плоскость крепления находится выше или ниже средней линии.
Как правильно замерить вылет диска ЕТ
Что такое ET на дисках и как его правильно измерить, если обстоятельства складываются таким образом, что иной возможности определить этот показатель просто нет? Достаточно часто изношенные или повреждённые колёсные диски не дают возможности правильно прочитать маркировку на их поверхности, и в этом случае владельцам ТС приходится прибегать к их замерам.
Чтобы подобрать нужный колёсный диск взамен изделия, отслужившего свой срок, необходимо определить показатель ЕТ на старом колесе, проделав следующие шаги:
- Если диск установлен на автомобиле, его нужно снять при помощи баллонного ключа или специального накидного инструмента для снятия секреток, если таковые были использованы при монтаже колеса на ступицу. Перед тем как вести демонтаж, необходимо поднять автомобиль при помощи домкрата так, чтобы колесо могло свободно вращаться в висячем положении.
- Необходимо измерить на диске тыловой отступ, а для этого нужно сначала аккуратно положить диск на ровную поверхность наружной стороной вниз.
- Та сторона диска, которая крепится к ступице, оказывается сверху, и на неё нужно положить деревянную измерительную рейку, по длине соответствующую диаметру колеса. Соответственно, весь инструмент целиком должен находиться именно на стальных бортах колеса, а не на резине, в противном случае вынос будет определён некорректно, что приведёт к ошибкам при покупке колеса.
- При помощи рулетки или линейки измеряется промежуток от привалочной плоскости диска до края деревянного изделия. Результат записывается в миллиметрах.
- Процедуру нужно повторить, перевернув диск наружной стороной вверх, и в итоге у владельца авто будут записаны уже 2 показателя — фронтальный и тыльный вылеты, из которых складывается общий показатель ЕТ посредством простых вычислений.
Также можно замерить и общую ширину обода, чтобы получить значение по формуле ET = X – Y/2.
При описанном измерении автолюбителю доступна формула ЕТ = (А + В)/2 – В, где А — первое измерение — величина отступа с тыльной стороны, В — тот же показатель, но с фронтальной части.
Вам это будет интересно О параметрах колесных дисков на Chevrolet Lacetti
Измерение валета диска
Что делать, если вылет не соответствует базовому значению
Если колесо автомобиля «вылетает» за допустимые значения на 10 миллиметров — такой диск покупать не стоит, чтобы вам не говорили его владельцы или продавцы-консультанты. Совершенно другое дело — отклонение на ±5 миллиметров. Такой разброс допускают большинство автопроизводителей, особенно если внешний диаметр покрышки держится «в рамках» стандартных значений.
Если автопроизводитель не рекомендует даже 5-миллиметровое отклонение, а диск продается по привлекательно низкой цене — вы можете решить проблему несовместимости с помощью специальных вкладышей-проставок. Они используются и в том случае, если автовладелец не желает рисковать подвеской и ступицей, надеясь на допустимый разброс значений вылета.
Колесные проставки — что это такое и как их применять
Проставка — это шайба, которая вставляется между ступицей и привалочной плоскостью. Она исправляет неправильный вылет. Кроме того, с ее помощью можно расширить колесную базу и устранить несовпадение отверстий под болты. Причем проставки бывают:
- Тонкими — от 3 до 20 мм по высоте шайбы. С помощью такой вставки можно отодвинуть литой или кованый диск от ступицы, устранив трение шины о подвеску.
- Толстыми — от 20 до 30 мм по глубине. С помощью этой шайбы можно выбрать отрицательный вылет, отодвинув колесо от крыла автомобиля.
- Сверхтолстыми — от 30 до 40 мм. Такие проставки используют мастера тюнинга, подгоняющие литые и кованые колеса к аркам джипов. Для обычных легковых авто сверхтолстые проставки не подходят.
Опытный мастер шиномонтажа может исправить с помощью проставки неправильный вылет, обеспечив долгую жизнь ступице, подшипникам и подвеске. Кроме того, эти вставки применяют для расширения колесной базы. В этом случае используются специальные модели с центровочным отверстием. Однако даже идеально подобранная проставка — это всего лишь «костыль», устраняющий просчеты покупателя неправильных дисков только на время. Решение доверить свою жизнь тонкой металлической шайбе — не самая лучшая идея. Лучше купить правильный диск с первого раза.
Как определить допустимое отклонение ЕТ для диска
Как правило, каждый автопроизводитель диктует свои допустимые отклонения по вылету диска, и они зависят только от конструкции рамы, подвески, суппортов, колёсных арок и других элементов транспортного средства. Это означает, что для каждого суппорта автомобиля существует некий показатель совместимости различных размеров, выражаемого в диапазоне от минимума до максимума ЕТ в миллиметрах. Так, ниже приведены показатели допустимых отклонений для 35 наиболее популярных в России моделей авто:
№ пп | Модель и модификация авто | Диапазоны вылетов, ЕТ, мм |
1 | Audi A4 | 35 |
2 | Audi A6 | 35 |
3 | Audi Q7 | 53 |
4 | BMW 3 | 15-25 |
5 | BMW 5 | 18-20 |
6 | BMW X5 | 40-45 |
7 | Citroen Evasion | 28-30 |
8 | Citroen Xantia | 15-22 |
9 | Daewoo Nexia | 38-42 |
10 | Daewoo Matiz | 38 |
11 | Dodge Caliber | 35-40 |
12 | Fiat Bravo | 31-32 |
13 | Ford Focus | 35-38 |
14 | Ford Mondeo | 35-42 |
15 | Ford Explorer | 0-3 |
16 | Honda Civic | 35-38 |
17 | Honda Jazz | 35-38 |
18 | Honda CRV | 40-45 |
19 | Hyundai Accent | 35-38 |
20 | Hyundai Sonata | 35-38 |
21 | Kia Ceed | 38-42 |
22 | Kia Sportage | 0-3 |
23 | MercedesBenz A-Klasse | 45-50 |
24 | MercedesBenz E-Klasse | 48-54 |
25 | MercedesBenz ML-Klasse | 46-60 |
26 | Mitsubishi Lancer | 35-42 |
27 | Mitsubishi Pajero | от -25 до -15 |
28 | Nissan Almera | 35-42 |
29 | Nissan Maxima | 35-42 |
30 | Nissan Patrol | от -25 до -15 |
31 | Toyota Corolla | 35-38 |
32 | Toyota Camry | 35-38 |
33 | Toyota Land Cruiser 200 | от -15 до 3 |
34 | Volkswagen Golf | 35-40 |
35 | Volkswagen Tiguan | 20-32 |
Что касается российских ВАЗов, то эти автомобили универсальны за исключением культовой «Нивы». Так, размерность ЕТ на данные модели авто преимущественно составляет 35-38 мм, что также соответствует многим показателям ведущих мировых автоконцернов.
Вам это будет интересно Колесные диски ВСМПО (VSMPO) — что это за бренд
Измеряемые показатели для расчёта вылета
Из данной таблицы видно, что отрицательный вылет — это привычные параметры лишь для полноразмерных внедорожников, и чем он меньше, тем сильнее торчат на них колёса, однако это придаёт им дополнительную устойчивость на очень сложных участках плохих дорог, пластиковые накладки по периметру колёсных арок нередко идут в базовой комплектации. Кроме того, на этих марках авто стоит усиленная подвеска, разболтовка минимум 5х115, что лучше, чем на легковых автомобилях, воспринимает изгибающий момент.
Как измерить вылет диска колеса?
10 Февраля 2022
вылет дисков • выбор дисков
Что означает характеристика вылет диска и как её измерить?
Это один из важнейших параметров геометрии колеса. Он определяется в миллиметрах как промежуток между вертикальной плоскостью симметрии колеса и его монтажной поверхностью.
На легкосплавных моделях этот параметр производитель обычно выбивает на спицах или же непосредственно на монтажной поверхности. Для обозначения параметра используется маркировка ET.
Диск на колесо может иметь такой вылет:
- Нулевой — привалочная и центральная плоскости совпадают.
- Положительный — привалочная ось расположена за центральной.
- Отрицательная — привалочная ось размещена позади центральной.
Если маркировки на изделии нет, размеры вылета можно просчитать самостоятельно. Для расчета используется формула: ET=a-b/2. Параметр «а» отображает расстояние от внутренней плоскости до плоскости, которая контактирует со ступицей. Значение «b» указывает, какую ширину имеют диски на колеса.
Отрицательный вылет обозначается маркировкой ЕТ-15 с минусом между буквенными и числовыми значениями. Положительный вылет маркируется как ЕТ45, а нулевой – ЕТ0.
Почему не стоит покупать легкосплавные диски с не соответствующим вылетом
Каждый производитель автомобиля указывает, каким должен быть параметр вылета для конкретной модели. Эта характеристика никак не связана с размерностью диском и шин. Она всегда будет одинаковой.
Решив купить диски на авто, обязательно нужно проверять чёткое соответствие вылета требованиям производителя. Даже небольшие отклонения в несколько миллиметров нельзя считать допустимым. Когда меняются характеристики вылета, нарушается вся работа узлов подвески.
Колеса с неправильно подобранными дисками создают вектор приложения усилия, которые система просто не может выдержать из-за особенностей своей конструкции. В результате срок службы подвески неизбежно сокращается.
Самым негативным последствием может стать полное разрушение подвески во время движения. Обычно такие ситуации возникают в условиях критических нагрузок.
Разрабатывая автомобильную подвеску, конструкторы учитывают массу различных параметров. Именно эти характеристики определяют, какими должны быть отдельные детали подвески. Высокая точность расчётов помогает снизить общую стоимость автомобиля за счет уменьшения запаса прочности. И это безусловный плюс.
Но тенденция на уменьшение запаса прочности приводит к тому, что «гаражный» тюнинг приходится менять на качественное салонное обслуживание с чётким подбором деталей. Чтобы подвеска авто служила дольше, гораздо проще подобрать и купить подходящие диски для машины.
Большой ассортимент автозапчастей в магазине Гуд Кар
В нашем каталоге представлено много штампованных и легкосплавных дисков для разных марок авто. Вы можете подобрать нужный вариант под вашу модель автомобиля или же по конкретным параметрам самого диска.
Если вы не знаете, какой колесо нужно и какие диски лучше купить, обращайтесь, наши консультанты помогут сделать все необходимые расчеты под параметры вашего автомобиля.
Вернуться к списку публикаций
Использование diskpart и wmic для проверки выравнивания разделов диска
(ознакомьтесь с нашим онлайн-курсом Pluralsight: SQL Server: повышение производительности подсистемы хранения. ) 31,5 КБ в Windows Server 2003 могут привести к огромным проблемам с производительностью ввода-вывода (см. Правильно ли установлены смещения разделов диска, размеры полос RAID и единицы распределения NTFS?). На этой неделе мы были на месте с клиентами, и эта тема снова всплыла. Я подумал, что было бы полезно сделать небольшой пост в блоге, показывающий, как использовать инструменты diskpart и wmic . Погуглите их, чтобы найти много информации с сайта Microsoft, но будьте осторожны, чтобы не поиграть с какими-либо деструктивными параметрами в производственных системах. Параметры, которые я использую ниже, никоим образом не изменят диски.
Примечание. Это относится к дискам MBR, а не к GPT или динамическим дискам. Хотя для них тоже требуется правильное выравнивание, у меня нет никакой информации о том, как это сделать для этих дисков. Команда SQLCAT опубликует некоторые рекомендации, но, насколько я знаю, еще не сделала этого. Подробные сведения по этой теме см. в техническом документе группы SQLCAT. Рекомендации по выравниванию разделов диска для SQL Server.
Откройте командную строку и введите diskpart. Вы увидите что-то вроде:
C:\Users\Administrator>diskpart
Microsoft DiskPart версии 6.0.6001
Copyright (C) 1999-2007 Microsoft Corporation.
На компьютере: ОБЕЗЬЯНАDISKPART>
Далее нужно перечислить логические диски, о которых знает Windows. Введите список дисков. Вы увидите что-то вроде:
DISKPART> list disk
Диск ### Статус Размер Свободен Dyn Gpt
——– ———- ——- ——- — —
Диск 0 Онлайн 136 ГБ 1434 МБ
Диск 1 Онлайн 1116 ГБ 0 B 0016 Диск 2 Онлайн 2036 ГБ 0 BDISKPART>
Диски 1 и 2 — это два RAID-массива, которые я использую прямо сейчас для своей серии тестов производительности. Обратите внимание, что числа в столбце «Бесплатно» неверны — не знаю, почему.
Чтобы увидеть разделы на диске, вам нужно установить фокус diskpart на этот диск. Введите select disk X, где X — это диск, на котором вы хотите сосредоточиться. Вы увидите что-то вроде:
DISKPART> выберите диск 1
Теперь выбран диск 1.
DISKPART>
И теперь вы можете перечислить разделы на диске, используя список разделов. Вы увидите что-то вроде:
DISKPART> список разделов
Раздел ### Тип Размер Смещение
————- —————- ——- — ——-
Раздел 1 Первичный 1116 ГБ 1024 КБDISKPART>
Это вывод одного из моих серверов Windows Server 2008, где смещение раздела по умолчанию составляет 1 МБ, что не приводит к проблемам с производительностью.
В другой системе Windows XP я получаю следующий вывод:
DISKPART> select disk 0
Диск 0 теперь выбран.
DISKPART> список разделов
Раздел ### Тип Размер Смещение
————- —————- ——- — ——-
Раздел 1 Первичный 119 ГБ 32 КБDISKPART>
Этот диск неправильно выровнен. Если бы это был массив RAID, я бы платил штраф за производительность каждый раз, когда чтение или запись пересекают смещение полосы RAID. См. Ссылку на сообщение в блоге в верхней части этого сообщения для получения более подробной информации.
К сожалению, diskpart не всегда лучший инструмент для получения смещений разделов, так как он округляет значения, а когда имеется несколько разделов, может быть трудно точно сказать, что к чему, особенно на большом количестве дисков, на которых вы нужно выбрать каждый, а затем перечислить разделы.
В этом случае используйте wmic, чтобы получить точные числа. Команда выглядит следующим образом:
раздел wmic get BlockSize, StartingOffset, Name, Index
Для моего сервера я получаю следующий вывод:
блокировки Имя индекса nameploffset
512 0 Диск № 1, раздел № 0 1048576
512 0 Диск № 2, раздел № 0 1048576
512 0 Диск № 0, раздел № 0 1505755136
для динамики.
dmddiag.exe -v
Теперь перейдите к своим серверам и проверьте выравнивание разделов — исправление этого может дать вам до 30-40% повышения производительности ввода-вывода!
Как это исправить? Что ж, это недостаток — исправить это означает переформатировать диск, чтобы иметь правильное смещение раздела, или перенести данные на диск, на котором уже есть правильное смещение раздела. Помните: хотя Windows Server 2008 создает диски с правильным смещением, подключение диска, созданного в Windows Server 2003, к Windows Server 2008 не повлияет на существующее смещение раздела.
Раздел жесткого диска. Таблица разделов
Информация об основных разделах и расширенном разделе содержится в таблице разделов, 64-байтовой структуре данных, расположенной в том же секторе, что и главная загрузочная запись (цилиндр 0, головка 0, сектор 1). Таблица разделов соответствует стандартной компоновке, независимой от операционной системы. Каждая запись таблицы разделов имеет длину 16 байтов, что делает доступными максимум четыре записи. Каждая запись начинается с заданного смещения от начала сектора следующим образом:
- Раздел 1 0x01BE (446)
- Раздел 2 0x01CE (462)
- Раздел 3 0x01DE (478)
- Раздел 4 0x01EE (494)
Последние два байта в секторе являются словом подписи для сектора и всегда равны 0x55AA. Следующий пример — это распечатка таблицы разделов для диска, показанного в примере ранее в этой главе. Если разделов меньше четырех, все остальные поля равны нулю.
80 01 .. 000001C0:01 00 06 0F 7F 96 3F 00 -00 00 51 42 06 00 00 00 .....?...QB.... 000001D0:41 97 07 0F FF 2C 90 42 -06 00 A0 3E 06 00 00 00 A....,.B...>.... 000001E0:C1 2D 05 0F FF 92 30 81 -0C 00 A0 91 01 00 00 00 .-......0......... 000001F0:C1 93 01 0F FF A6 D0 12 -0E 00 C0 4E 00 00 55 AA ...........N..U.
В следующей таблице описывается каждая запись в Таблице разделов. Примерные значения соответствуют информации для раздела 1.
Поля таблицы разделов
Байтовое смещение | Длина поля | Пример значения | Значение |
---|---|---|---|
00 | БАЙТ | 0x80 | Индикатор загрузки. Указывает, является ли раздел системным. Допустимые значения: 00 = не использовать для загрузки. 80 = системный раздел. |
01 | БАЙТ | 0x01 | Стартовая головка. |
02 | БАЙТ | 0x01 | Стартовый сектор. Используются только биты 0-5. Биты 6-7 — это два старших бита поля Starting Cylinder. |
03 | БАЙТ | 0x00 | Пусковой цилиндр. Это поле содержит младшие 8 бит значения цилиндра. Таким образом, начальный цилиндр представляет собой 10-битное число с максимальным значением 1023. |
04 | БАЙТ | 0x06 | Идентификатор системы. Этот байт определяет тип тома. В Windows NT это также указывает на то, что раздел является частью тома, требующего использования подраздела реестра HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\DISK. |
05 | БАЙТ | 0x0F | Завершающая головка. |
06 | БАЙТ | 0x3F | Конечный сектор. Используются только биты 0-5. Биты 6-7 — это два старших бита поля Ending Cylinder. |
07 | БАЙТ | 0x196 | Завершающий цилиндр. Это поле содержит младшие 8 бит значения цилиндра. Таким образом, конечный цилиндр представляет собой 10-битное число с максимальным значением 1023. |
08 | двойное слово | 3F 00 00 00 | Относительный сектор. |
12 | двойное слово | 51 42 06 00 | Всего секторов. |
Оставшаяся часть этого раздела описывает использование этих полей. Определения полей в таблице разделов одинаковы для основных разделов, расширенных разделов и логических дисков в расширенных разделах.
Поле индикатора загрузки
Поле индикатора загрузки указывает, является ли том системным разделом. На компьютерах с процессором x-86 это поле должно быть задано только для одного основного раздела на диске. Это поле используется только на компьютерах с архитектурой x86. На компьютерах с архитектурой RISC память NVRAM содержит информацию для поиска загружаемых файлов.
На компьютерах с архитектурой x86 на разных томах могут быть разные операционные системы и разные файловые системы. Например, компьютер может иметь MS-DOS на первом основном разделе и Windows 9.5, UNIX, OS/2 или Windows NT на втором. Вы определяете, какой основной раздел (активный раздел в FDISK) использовать для запуска компьютера, устанавливая поле индикатора загрузки для этого раздела в таблице разделов.
Поле идентификатора системы
Для первичных разделов и логических дисков поле идентификатора системы описывает файловую систему, используемую для форматирования тома. Windows NT использует это поле, чтобы определить, какие драйверы устройств файловой системы следует загружать во время запуска. Он также идентифицирует расширенный раздел, если он определен.
Ниже приведены значения поля идентификатора системы:
Таблица 3-1.
Значения поля идентификатора системы
Значение | Значение |
---|---|
0x0B | Первичный раздел Fat32, использующий расширения прерывания 13 (INT 13). |
0x0C | Расширенный раздел Fat32 с использованием расширений INT 13. |
0x0E | Основной раздел Fat16, использующий расширения INT 13. |
0x0F | Расширенный раздел Fat16 с использованием расширений INT 13. |
При создании набора томов или чередующихся наборов Disk Administrator устанавливает старший бит поля System ID для каждого основного раздела или логического диска, входящего в состав тома.
Например, первичный раздел FAT или логический диск, являющийся членом набора томов или чередующегося набора, имеет значение идентификатора системы 0x86. Основной раздел или логический диск NTFS имеет значение идентификатора системы 0x87.
Этот бит указывает, что Windows NT необходимо использовать подраздел реестра HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\DISK, чтобы определить, как члены набора томов или набора чередования связаны друг с другом. Доступ к томам с установленным старшим битом возможен только в Windows NT.
Когда основной раздел или логический диск, входящий в набор томов или чередующийся набор, вышел из строя из-за ошибок записи или недоступен, устанавливается второй старший бит. Байт идентификатора системы имеет значение C6 в случае тома FAT или C7 в случае тома NTFS.
При запуске MS-DOS она может получить доступ только к первичным разделам или логическим дискам, которые имеют значение 0x01, 0x04, 0x05 или 0x06 для идентификатора системы. Однако вы должны иметь возможность удалять тома с другими значениями. Если вы используете низкоуровневый редактор диска на основе MS-DOS, вы можете читать и записывать любой сектор, включая те, которые находятся в томах NTFS.
В Windows NT Server наборы зеркал и чередующиеся наборы с контролем четности также требуют использования подраздела реестра HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\DISK для определения способа доступа к дискам.