Содержание
обзор, технические характеристики — журнал За рулем
LADA
УАЗ
Kia
Hyundai
Renault
Toyota
Volkswagen
Skoda
Nissan
ГАЗ
BMW
Mercedes-Benz
Mitsubishi
Mazda
Ford
Все марки
В этом году исполняется ровно 20 лет с момента появления первой электронной системы стабилизации автомобилей (ESP). Мы попросили специалистов фирмы Bosch помочь разобраться, что сделано за эти годы, и ответить на пять самых распространенных вопросов, касающихся настоящего и будущего системы.
1. Что представляет собой современная система ESP?
Прошло всего пара десятков лет с момента появления первой системы электронной стабилизации, а на рынке уже хорошо себя зарекомендовала ESP девятого поколения.
ЭВОЛЮЦИЯ
ESP
ESP-Evolution für Pressebild 10’2014_dt und engl.ai
Для начала давайте вернемся в далекий 1978 год. Тогда впервые на автомобиле стали серийно устанавливать систему ABS (антиблокировочную систему), не позволявшую колесу во время торможения полностью блокироваться. Тем самым водитель получал возможность контролировать траекторию движения. Трудно оценить всю важность и необходимость этой системы, но тот, кто хоть раз в жизни, тормозя «в пол», пересекал четыре полосы по диагонали, не имея возможности корректировать направление движения, пользу ABS осознает в полной мере.
Прошло еще 8 лет, и на машины стали устанавливать систему TCS (Traction Control System) — противобуксовочную тормозную систему. Она предотвращает пробуксовку колес при старте. Эти системы, ABS и TCS, используют одни и те же датчики и исполнительные механизмы, разница лишь в программном обеспечении. И наконец, в 1995 году появляется первая программа стабилизации ESP. Электроника стала контролировать не только блокировку и пробуксовку колес, но и поворот автомобиля вокруг вертикальной оси — инженеры смогли обуздать занос автомобиля. Причем если первая ESP состояла из 11 элементов, то в современной системе стабилизации их всего четыре.
bosch3
Основная задача этой системы — автомобиль должен ехать туда, куда повернут руль, при этом занос и рысканье исключаются. Работает она так: водитель с помощью руля задает траекторию движения, датчик угла поворота передает данные в блок управления, наряду с ними туда поступает информация от датчиков ABS, ускорения и углового вращения кузова. Два последних сейчас объединены в один корпус и размещаются непосредственно на гидроблоке. Это проще, дешевле и надежнее.
Как только данные с одного или нескольких датчиков превысят критические значения, записанные в базе данных блока управления, программа согласно заданному алгоритму действий начнет выправлять траекторию автомобиля. Сейчас это можно сделать только короткими тормозными импульсами, затормаживая то колесо, вокруг которого автомобиль должен повернуться и изменить траекторию своего движения. Если этого недостаточно и скорость входа в поворот велика, система может чуть «придушить» двигатель, тем самым уменьшая тягу на колесах. Многим активным «драйверам» такое не понравится, но для обычного водителя это хорошее подспорье.
2. Стоит ли переплачивать за ESP при покупке нового автомобиля?
Материалы по теме
Проверяем систему автоматического торможения Ford Focus: в режиме автофокуса
Начиная с середины 2014 года все новые автомобили, выпускающиеся в Европе, должны иметь в базовой комплектации ESP. У нас пока все не так строго: новые автомобили, которые впервые получают омологацию, должны быть оборудованы этой системой, а если на них лишь продлевают сертификат, ее наличие необязательно.
Надо учитывать, что если вам необходимы различные помощники, такие как система помощи при троганье в гору, имитация блокировки дифференциала, ассистент парковки и т.д., то без электронной стабилизации не обойтись.
Тем, кто не хочет ездить с «электронным ошейником», можно посоветовать выбрать старую добрую классику (до 1995 года), но найти такой автомобиль в хорошем состоянии нынче весьма проблематично. Еще лучше купить новый, но с отключаемой системой ESP. В качестве примера можно привести модель MiTo компании Alfa Romeo. В зависимости от настроения и условий движения можно выбрать одну из трех базовых настроек. Dynamic — самая агрессивная, система безопасности срабатывает в последний момент, позволяя получить полное наслаждение от вождения. Режим All Weather заточен на безопасность, все электронные помощники срабатывают быстро и по максимуму. Natural — промежуточная настройка, предназначенная для повседневной езды.
3. Можно ли дооснастить автомобиль, оборудованный ABS, системой ESP?
Очень заманчиво — докупить недостающие датчики, установить их на машину с ABS и получить автомобиль, оборудованный ESP! Возможно ли это? Просмотрев несколько форумов, убедились, что не перевелись еще «кулибины». Владельцы Ford Focus второго и третьего поколений активно обсуждают тему и делятся инструкциями по переделке автомобиля. С экономической точки зрения это довольно затратное мероприятие, надо покупать новый гидроагрегат, недостающие датчики и трубки, а самое главное — иметь доступ к программам блока управления и правильно их инсталлировать.
bosch-1
Специалисты компании Bosch не советуют заниматься подобными экспериментами: даже если проводка будет совпадать, гидроблоки и блоки управления все равно окажутся разными. Причем могут отличаться даже версии ABS и, соответственно, в блоках управления будет загружен разный софт. Кроме того, отличаться могут и другие компоненты тормозной системы. Переделка системы активной безопасности в гаражных условиях может иметь опасные последствия. Все-таки сложными системами должны заниматься специалисты, а не любители.
4. Есть ли различия между системами ESP, которые устанавливаются на автомобили разных классов?
Конечно, есть, и это касается не только механики, но и программного обеспечения. Например, отличие гидроблоков ESP 9 Plus от Premium — в количестве поршней, создающих давление: у более дорогой Premium их шесть вместо двух у ESP 9 Plus. Бюджетному автомобилю не нужно многое из того, без чего не может обойтись бизнес-кар. Дополнительные опции сильно влияют на стоимость всей системы. Легко представить Renault Logan без просушки тормозов, однако отсутствие этой опции в списке оборудования Mercedes-Benz Е-класса недопустимо.
5. Как будут развиваться системы безопасности в ближайшем будущем?
Основная цель на ближайшее десятилетие — создать автомобиль с полностью автономной системой управления и запустить его в серию.
Для этого есть практически все необходимые предпосылки и наработки. Уже созданы прототипы, которые могут без участия водителя двигаться в обычном потоке машин, совершать различные маневры и довозить пассажиров до конечного пункта. Но такие автомобили, во-первых, очень дороги, во-вторых, пока не вполне надежны.
Вначале автопилот будет работать на автотрассах, затем постепенно будет использоваться на обычных дорогах в городах. Правда, для этого надо решить ряд проблем.
Датчики, обеспечивающие анализ окружения на 360
0
По сути требуется создать систему, которая будет анализировать окружающую обстановку и выдавать правильное решение. Первый шаг уже сделан: активный круиз-контроль использует радиолокационные и видеодатчики для отслеживания дорожной ситуации впереди автомобиля.
1-UBK-20781
Резервная архитектура системы
Автомобиль в ближайшее время станет намного безопаснее, у него, как и у современных самолетов, появятся различные дублирующие друг друга системы. Это, в первую очередь, необходимо для того, чтобы внезапный выход из строя одной из систем не привел к аварии.
Специалисты Bosch уже разработали технологию резервной тормозной системы. Электромеханический усилитель тормозов iBooster и ESP (электронная система курсовой устойчивости) позволяют остановить автомобиль независимо друг от друга.
Высокоточные картографические данные
Сейчас точность позиционирования современных систем навигации лежит в пределах одного метра. Для безопасного автопилота точность надо поднять как минимум раз в десять. Кроме этого актуализация карт должна происходить чаще. Наша привычка установить новые знаки на время ремонта дороги, а потом забыть их убрать может свести с ума кибернетический мозг автомобиля. Например, когда видеокамера зафиксирует «кирпич», а навигация определит дорогу как одностороннюю. Куда тогда двигаться? Ведь запрет нарушать правила дорожного движения будет основным у искусственного интеллекта.
Мы перечислили только три проблемы, в то время как на пути к созданию автопилота их десятки! И все-таки есть надежда, что лет через десять мы сможем выехать рано утром на дачу на «умном» автомобиле, а по дороге спокойно поспать еще в кресле водителя.
Система ESP: куда мы катимся
В этом году исполняется ровно 20 лет с момента появления первой электронной системы стабилизации автомобилей (ESP). Мы попросили специалистов фирмы Bosch помочь разобраться, что сделано за эти годы, и ответить на пять самых распространенных вопросов, касающихся настоящего и будущего системы.
Система ESP: куда мы катимся
Система ESP: куда мы катимся
В этом году исполняется ровно 20 лет с момента появления первой электронной системы стабилизации автомобилей (ESP). Мы попросили специалистов фирмы Bosch помочь разобраться, что сделано за эти годы, и ответить на пять самых распространенных вопросов, касающихся настоящего и будущего системы.
Система ESP: куда мы катимся
Наше новое видео
Упрощенный УАЗ Патриот — нет АБС и подушек, китайская коробка
В России появилась новая марка — тестируем ее первый кроссовер
Новый российский внедорожник: он всем нам очень нужен!
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем на Яндекс.Дзен
Новости smi2.ru
Нажал на кнопку ESP — что реально отключилось? — журнал За рулем
LADA
УАЗ
Kia
Hyundai
Renault
Toyota
Volkswagen
Skoda
Nissan
ГАЗ
BMW
Mercedes-Benz
Mitsubishi
Mazda
Ford
Все марки
По опросам, две трети водителей никогда не отключают систему ESP. Причина зачастую кроется в незнании того, что именно отключает соответствующая кнопка. «За рулем» объясняет, в какой ситуации нажать на кнопку «ESP OFF» просто необходимо.
Базовый набор
Вначале на автомобилях появилась система АБС, которая позволяла автомобилю тормозить с максимальной эффективностью. При этом колеса не блокировались «наглухо». Электроника допускала их проворачивание с проскальзыванием не более нескольких процентов. Это позволяло сохранять управляемость и курсовую устойчивость автомобиля при торможении. Дальше конструкторы добавили системы контроля тяги и электронной стабилизации. С 1 января 2016 года Технический регламент Таможенного союза не позволяет сертифицировать для продаж в России автомобиль без системы ABS.
Противобуксовочная система на разных автомобилях называется по-разному: TCS, ASR, A-TRAC, ETS и т.д., но суть всегда одна — не давать машине буксовать. Однако без пробуксовки в определенных условиях просто не обойтись. К примеру, чтобы выбраться из глубокого снега зимой или песка летом, необходимо, чтобы автомобиль мог достаточно интенсивно проворачивать колеса. А с включенной противобуксовочной системой порой автомобили, особенно заднеприводные, застревают даже в неглубоком снегу. Водитель видит на приборной панели моргающий индикатор ограничения тяги, при этом ведущие колеса поворачиваются короткими толчками по четверть оборота раз в полсекунды. Сугроб таким образом точно не преодолеть.
Работает противобуксовочная система совместно с Electronic Stability Program (ESP) — системой, обладающей более широкими полномочиями и более интенсивно вмешивающейся в процесс управления автомобилем.
Что такое ESP?
Материалы по теме
Система ESP: куда мы катимся
ESP предназначена для того, чтобы контролировать поперечную динамику автомобиля и помогать водителю в сложных дорожных ситуациях — не допустить срыва автомобиля в занос и сильное боковое скольжение. Иными словами, она помогает сохранять курсовую устойчивость, траекторию движения и стабилизировать положение автомобиля при прямолинейном движении на сильно неоднородных покрытиях и, тем более при поворотах. Поэтому в литературе, да и в разговорной речи ESP часто называют «системой поддержания курсовой устойчивости» или «противозаносной системой».
ESP вместе с другими системами умеет не только ограничивать крутящий момент на ведущих колесах автомобиля, но и притормаживать отдельные колеса машины, помогая ей, например, вписаться в поворот. Для этого система имеет в своем распоряжении датчики продольных и поперечных ускорений и может определять скорость вращения автомобиля относительно вертикальной оси.
Что, если отключить ESP?
Материалы по теме
Вы этого хотели — новая версия Renault Kaptur с очень полезной кнопкой
Автопроизводители знают, что аббревиатура ESP хорошо знакома водителям, и поэтому на соответствующей кнопке обычно пишут «ESP OFF». На самом деле у разных автомобилей отключение систем безопасности выглядит по-разному. Например, у сверхпопулярного кроссовера Hyundai Creta алгоритм работы кнопки «ESP OFF» таков: первое нажатие отключает только антипробуксовочную систему. Второе нажатие (длительностью 3 секунды) отключает ESP полностью. То есть темпераментный водитель может отключать зимой только антипробуксовку, а ESP в случае чего подстрахует.
У некоторых автомобилей отключается только противобуксовочная система. У иных отключение ESP происходит частично. Система курсовой устойчивости распускает «электронный ошейник», но не полностью. На больших скоростях электроника все же вмешивается в управление.
Система ESP отключается не «пожизненно», а до момента выключения зажигания или до достижения автомобилем определенной скорости. Обычно после 40–50 км/ч система курсовой устойчивости активируется автоматически.
Зачем отключать ESP?
По большому счету незачем. Разве что похулиганить, то есть намеренно пустить машину в занос на скользком покрытии. Не рекомендуем делать это на дорогах общего пользования. А вот функция отключения противобуксовочной системы пригодится тем, кто застрял в снегу или грязи. Без небольшой пробуксовки выбраться будет сложно.
Могу дать банальный совет. Даже если вы владеете автомобилем не первый месяц, а может быть и не первый год, не поленитесь посмотреть в инструкции к автомобилю раздел о работе и особенностях отключения электронных систем безопасности. Учитывая, что на улице зима, возможно, своевременное отключение системы поможет вам преодолеть сложный участок дороги.
Желаю вам свободных дорог и расчищенных от снега мест для парковки, чтобы не приходилось пользоваться кнопкой отключения электронных систем безопасности.
- Еще больше полезных советов по эксплуатации автомобилей вы найдете в соответствующем разделе «Парка документов» ЗР.
Наше новое видео
Упрощенный УАЗ Патриот — нет АБС и подушек, китайская коробка
В России появилась новая марка — тестируем ее первый кроссовер
Новый российский внедорожник: он всем нам очень нужен!
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем на Яндекс. Дзен
Новости smi2.ru
Экстрасенсорное восприятие – спорный спор
Экстрасенсорное восприятие (ЭСВ) – это термин, над которым часто насмехаются в психологии и более широкой науке: предполагаемое «паранормальное» или сверхъестественное явление, которое, по мнению многих, лучше всего подходит для научно-фантастических фильмов. Тем не менее, к удивлению многих ученых, существует значительный объем научных данных, которые могут свидетельствовать об обратном.
ЭСВ определяется как «аномальные процессы передачи информации или энергии, такие процессы, как телепатия… которые в настоящее время не объясняются с точки зрения известных физических или биологических механизмов» (Бем и Хонортон, 1994, с.4). Несмотря на то, что современная научная мысль не объясняет этого, опросы постоянно показывают, что вера в экстрасенсорное восприятие чрезвычайно распространена (Moore, 2005), и многие люди непреклонны в том, что испытали экстрасенсорное восприятие на собственном опыте (Greeley, 1987). Кроме того, психологи и социологи собрали тысячи ретроспективных отчетов о предполагаемых феноменах экстрасенсорного восприятия (Irwin & Watt, 2007).
Однако наши знания о человеческом разуме вызывают значительные сомнения в точности таких анекдотических свидетельств. Обширные исследования показали нам, что память может быть ненадежной и что когнитивные искажения приводят к тому, что события регулярно и легко неправильно интерпретируются (Henkel & Mather, 2007; Kahneman et al., 19).93). Кроме того, законы вероятности означают, что странные совпадения, которые вполне могут показаться «подобными экстрасенсорному восприятию», не могут не происходить. Например, мысль о друге, с которым вы некоторое время не разговаривали, а затем получение телефонного звонка от этого самого человека, может показаться слишком большим совпадением, которое лучше всего объясняется какой-то формой экстрасенсорного восприятия. В качестве альтернативы это может быть просто совпадение; сколько раз думают о далеком друге и не звонят? Если мы также рассмотрим мошенничество и ошибку, анекдоты сводятся к чему-то, что лишь отдаленно напоминает научные доказательства.
Тем не менее, предположение о том, что вера в экстрасенсорное восприятие связана с более низким IQ и более слабыми навыками рассуждения, оказалось неточным (Roe, 1999). Действительно, было показано, что уровень образования даже положительно коррелирует с верой в экстрасенсорное восприятие (Rice, 2003). Те, кто верит в возможность экстрасенсорного восприятия, тоже в хорошей компании; Уильям Джеймс, Карл Юнг и лауреат Нобелевской премии Чарльз Рич — вот лишь несколько великих умов.
Хотя многие испытывают антипатию к предложенным паранормальным и оккультным предположениям, таким как экстрасенсорное восприятие, Фрейд писал, что «это отвращение должно быть в конечном счете преодолено. То, с чем мы имеем дело, — это вопрос факта» (1940/2003, стр. 29). Парапсихология с научной точки зрения исследует возможность ЭСВ и собрала большое количество доказательств, которые некоторые предполагают в поддержку такого замечательного утверждения (Bem & Honorton, 1994; Sherwood & Roe, 2003). Наиболее распространенным экспериментальным планом, который использовался для проверки «гипотезы экстрасенсорного восприятия», является процедура Ганцфельда.
Эксперимент Ганцфельда
Типичный эксперимент Ганцфельда включает двух участников. Участник 1, известный как «получатель», сидит в удобном кресле в акустически изолированной комнате. Полупрозрачные половинки мячика для пинг-понга заклеены им на глазах, и над ними сияет красный прожектор, а в наушниках воспроизводится белый шум. Эти меры принимаются для уменьшения внешнего шума и погружения участников в комфортное «мечтательное состояние сознания». Причина таких процедур заключается в том, что отдельные сообщения об экстрасенсорном восприятии часто возникают во время измененных состояний сознания. Участник 2, также известный как «отправитель», находится в другой комнате. Компьютер случайным образом выбирает стимул или «цель» (обычно фотографию или видео) из большого набора. Задача отправителя — сконцентрироваться на цели и попытаться мысленно передать ее получателю. В течение этого времени получатель обеспечивает непрерывный словесный отчет о любых образах или мыслях. После сеанса получателю предъявляют четыре стимула (один является целью, а остальные три служат приманками) и просят выбрать, какой из четырех наиболее похож на их мышление.
Случайно мы ожидаем, что участники выберут целевые стимулы (иначе известные как «попадания») в 25 % испытаний.
Ранние эксперименты Ганцфельда дали очень важные результаты, намного превышающие то, что можно было бы предсказать в отношении производительности. Мета-анализ, проведенный парапсихологом Чарльзом Хонортоном и скептиком Рэем Хайманом, изучив 28 исследований, проводившихся в период с 1974 по 1981 год, показал, что процент совпадений составил 35 % (Honorton, 1985). Хотя 10-процентное отклонение может показаться небольшим, по результатам стольких испытаний это надежное открытие, которое вряд ли можно объяснить случайным отклонением. Исследования также дали впечатляющую величину эффекта (0,5 обычно считается средним эффектом в социальных науках) 0,63 (Bem & Honorton, 19). 94).
Более того, этот эффект был воспроизведен многими исследователями (Honorton, 1985). Тем не менее, была высказана озабоченность по поводу ряда возможных методологических недостатков, связанных с экспериментами, включая сигналы через сенсорную утечку и плохую рандомизацию целевых стимулов (Hyman, 1985). Интересно, что в отдельном отчете Национального исследовательского совета США уважаемый социальный психолог Роберт Розенталь также признал эти недостатки, но предположил, что они вряд ли объяснят удивительно последовательный эффект (Harris & Rosenthal, 19).88).
Тем не менее, принятие такой противоречивой гипотезы, основанной на данных, полученных в результате методологически ошибочных экспериментов, является плохой наукой. На основе предыдущих проблем ранних экспериментов была разработана новая форма протокола Ганцфельда; «автоганцфельд», благодаря которому рандомизация и выбор стимулов были полностью компьютеризированы, а процедурная строгость ужесточена.
Процедура аутоганцфельда
В 1994 году журнал Psychology Bulletin опубликовал статью Дэрила Бема из Корнелла и покойного Чарльза Хонортона, анализирующую все исследования аутоганцфельда. К тому времени в ходе 11 исследований было проведено 354 сеанса аутоганцфельда. Опять же, результаты оказались в поддержку гипотезы экстрасенсорного восприятия. Напоминая о более ранних исследованиях Ганцфельда, наблюдалась значительная частота попаданий в 32 процента. В поисках лучшего понимания происходящего эффекта авторы также изучили внутренние эффекты и предположили, что степень экстраверсии и вера в возможность экстрасенсорного восприятия предсказывают производительность (см. Bem & Honorton, 19).94).
Такие результаты неизбежно побудили исследователей продолжить эксперименты Ганцфельда. В 1999 году Милтон и Уайзман провели собственный метаанализ всех исследований аутоганцфельда в опубликованной литературе. Проанализировав 30 исследований, авторы не обнаружили значительного эффекта (Milton & Wiseman, 1999).
Тем не менее, были возражения против выводов, сделанных на основе анализа. Качество проанализированных экспериментов было поставлено под сомнение. В течение этого периода многие исследования были «ориентированы на процесс» и изменяли различные аспекты стандартной процедуры Ганцфельда, потенциально устраняя условия, которые могли способствовать экстрасенсорному восприятию (Irwin & Watt, 2007). Тем не менее, в более чем 30 исследованиях, в которых явно изучалось существование экстрасенсорного восприятия, не было найдено никаких доказательств в поддержку этой гипотезы. Кроме того, предыдущие значительные эффекты индивидуальных различий в производительности не были воспроизведены.
Из-за такой критики в 2001 г. последовал еще один метаанализ. Обнаружив еще 10 более поздних исследований, Бем и Палмер (2001) проанализировали в целом 40 исследований. Средний показатель попадания составил 30,1%; значительный эффект вернулся. Кроме того, некоторую поддержку получило предложение о том, что исследования вмешательства в ранее успешную стандартную процедуру Ганцфельда могли быть причиной незначительных результатов. Исследования, проводившиеся в соответствии с общепринятой процедурой, дали значительные результаты, в то время как те, в которых была изменена методология, имели тенденцию к получению случайных оценок (Bem & Palmer, 2001). Тем не менее, размер эффекта был намного меньше, чем сообщалось в более ранних экспериментах, что позволяет предположить, что если эффект и имел место, то он был очень слабым.
Будущее ESP?
Хотя это не неопровержимые доказательства, эксперименты могут свидетельствовать о наличии небольшого эффекта. Тем не менее, небольшое количество статей с доказательствами в авторитетных психологических журналах, по-видимому, не изменило мнения и не привлекло гораздо большего научного внимания к экстрасенсорному восприятию.
Шермер (2003) предполагает, что основные причины заключаются в том, что (а) эффект чрезвычайно трудно воспроизвести и (б) парапсихологии не хватает единой и достоверной теории для объяснения такой аномалии. Но насколько они важны? Наука в первую очередь основана на наблюдении, за которым следует объяснение посредством теории. Некоторые парапсихологи предполагают, что размер области может объяснить, почему существенный «прорыв» еще не сделан. Схоутен (1993) подсчитал, что за последние 111 лет общий объем человеческих и финансовых ресурсов, выделенных на парапсихологию, эквивалентен ресурсам, доступным для поддержания всех психологических исследований всего за два месяца в США. Альтернативная точка зрения может заключаться в следующем: если такая способность или явление существует, то, конечно же, 111 лет академических исследований должны были предоставить достаточно доказательств, чтобы мнение могло измениться?
Тем не менее, парапсихологи сообщили о ряде открытий, которые, по их предположению, могут объяснить феномен. Среди ряда результатов анализ показывает, что сторонники экстрасенсорного восприятия (возможно, из-за мотивационных эффектов), как правило, превосходят скептиков (Лоуренс, 19 лет).93) и настроение участников также может быть связано с экспериментальным исполнением (Carpenter, 2001). Тем не менее, как и в случае с наиболее важными открытиями в этой области, размеры этих эффектов очень малы.
При рассмотрении возможности экстрасенсорного восприятия Фрейд был прав, напоминая нам, что «самое простое объяснение не всегда верно: правда часто не так уж проста» (1940/2003, стр. 34). Важно помнить, что наши представления о физике, биологии и психологии были далеки от истины и продолжают развиваться. Гипотезы (подкрепленные научными данными), которые заставляют представителей академического сообщества чувствовать себя немного неловко, вне зависимости от того, приняты они впоследствии или отвергнуты, продвигают вперед понимание, а не научная догма.
КОРОБКА: Странные совпадения в лаборатории?
Следующий отрывок из статьи Westerlund et al. (2004), сообщающие об экспериментах Ганцфельда в Эдинбургском университете, показывают сильное сходство между видео, которое смотрел «отправитель», и мыслями получателя в то время.
‘На этой ленте показан целевой видеоклип и в то же время слышно упоминание приемника. Один из самых замечательных отрывков изображает человека, бегущего по лесу; кажется, что за ним охотятся (при этом трубка говорит: «Деревья. Люди бегут. Бегут…»). Внезапно мужчина падает в глубокую мутную лужу (при этом трубка говорит: «Падает. Грязная…»). Камера приближается к лицу мужчины (в то же время приемник говорит: «Светлые волосы. Прическа 70-х. Кудрявый. Белое лицо…». Все высказывания точно описывают то, что показано на пленке. Следующее, что происходит в клипе, это то, что мужчина уже не может держать голову над поверхностью, поэтому он исчезает в грязи (при этом трубка говорит: «Мертвец в воде»)
— Эрик Робинсон входит в группу изучения пищевого поведения Бирмингемского университета и в группу исследования психологии паранормальных явлений Университета Дерби.
Главная → ESP: Что может сказать наука?
- ЭСВ можно изучать с научной точки зрения, но научные исследования не нашли доказательств, подтверждающих идею его существования.
- Наука может изучать только мир природы.
Фото предоставлено: Викимедиа.
Вы когда-нибудь отвечали на телефонный звонок только для того, чтобы услышать человека, о котором вы только что думали, на другом конце провода? Вам когда-нибудь снилось то, что позже произошло на самом деле? Вам когда-нибудь казалось, что кто-то читает ваши мысли? Некоторые люди могут интерпретировать такого рода переживания как экстрасенсорное восприятие или экстрасенсорное восприятие. ЭСВ определяется как осознание мира, которое происходит с помощью какого-то механизма, отличного от известных органов чувств — чтение мыслей, ощущение, когда далекий друг в беде, предвидение будущего и другие явления, которые чаще ассоциируются с иллюзионистами, чем с людьми. наука. Наука занимается наблюдениями за миром природы — от далеких галактик до микроорганизмов и человеческого поведения — и может пролить свет на естественные объяснения этих наблюдений. Так что же наука говорит об экстрасенсорном восприятии? Хотя экстрасенсорное восприятие может показаться не тем, что исследуют ученые, результаты экстрасенсорного восприятия — знания о событиях в мире — находятся в пределах области науки, и поэтому мы можем использовать научные инструменты для изучения явлений, иногда приписываемых экстрасенсорному восприятию. 1
С помощью этих инструментов ученые изучили, существует ли экстрасенсорное восприятие. В их экспериментах изучались все виды экстрасенсорного восприятия, но большинство из них было сосредоточено на чтении мыслей. В наиболее типичном из этих экспериментов один человек, отправитель, проходит через колоду карт, каждая из которых изображает один из пяти символов (например, звезду или крест), в то время как другой человек, получатель, пытается определить, какой символ является отправителем. смотря на. Чтобы исключить любые подсказки из языка тела, отправителя часто закрывают от глаз. Если бы получатель правильно идентифицировал символ чаще, чем это можно было бы объяснить случайностью, это означало бы, что экстрасенсорное восприятие действительно существует. Однако исследователи обнаружили, что в этих экспериментах приемники не очень точны; никаких доказательств чтения мыслей или какого-либо другого экстрасенсорного восприятия обнаружено не было. 2 Поскольку наука не обнаружила никаких доказательств того, что ЭСВ вообще существует, никаких научных исследований его потенциальных механизмов не проводилось.
Карты, использованные в экспериментах по изучению существования ESP.
ЭСВ само по себе не является ни научным, ни ненаучным, но его можно изучать с научной или ненаучной точки зрения, и научные исследования не находят подтверждения гипотезе о существовании ЭСВ.