Blog Detail

  • Home
  • Где у машины сцепление тормоз газ: Расположение педали газа, тормоза и сцепления в машине с механической коробкой передач

Где у машины сцепление тормоз газ: Расположение педали газа, тормоза и сцепления в машине с механической коробкой передач

Содержание

Что будет если нажать педали тормоза и газа одновременно? | Практические советы | Авто

Владимир Гаврилов

Примерное время чтения: 4 минуты

13844

Категория: 
Техника вождения

Автоматическая коробка передач существенно упрощает процесс управления автомобилем. Однако некоторые начинают путаться и в ней. Социальные сети пестрят роликами про то, как водители вместо тормоза жмут на газ. Иногда это заканчивается дорогостоящим ремонтом. Однако опытные водители, умеющие обращаться с педалями, иногда специально выжимают их одновременно. Действительно ли в этом есть хоть какой-то смысл?

«Русская АБС»

Раньше (в доэлектронную эпоху) использование левой ноги при управлении машиной было очень актуально. Ее применяли не только для выжима сцепления, но и для попеременного задействования тормоза. Если давить на газ правой ногой, а левой чуть притормаживать, то автомобиль проявляет очень интересные особенности поведения. Он становится намного стабильнее на скользкой трассе и способен проходить повороты с меньшим риском.

Что делать, когда на переднеприводном автомобиле на скользкой дороге вдруг не рассчитал со скоростью и входишь в закрытый поворот на пределе сцепных свойств колес? Вираж неожиданно оказывается намного круче, чем виделось, и приходится резко тормозить. Но ведь каждый драйвер знает, что бросать газ в повороте нельзя из-за риска развития сноса. Как же гасить скорость?

В общем, в таких случаях и приходилось осаживать машину второй ногой, в то время как правая продолжала газовать. При одновременном нажатии на газ и на тормоз автомобиль все равно получал тягу на колеса, которые цеплялись за поверхность и тянули машину вперед, к выходу из виража. Ну а тормоз при этом позволял сбавить темп и регулировать ускорение. И все это без потери сцепления колес с поверхностью.

Тормозить двумя педалями рекомендовалось и на машинах без АБС (антиблокировочная система тормозов). Этот прием использовался на скользкой поверхности в гололед. Небольшой газ позволял колесам прокручиваться и не блокироваться, а тормоз делал свое дело, благодаря чему автомобиль замедлялся без блокировок. Самый распространенный прием торможения в этом случае — попеременное «прокачивание» педали с резкими рывками и отпусканиями. Такой алгоритм назывался «русской АБС».

Выползти из грязи

Одновременное нажатие газа и тормоза было полезно и при поездках в грязи. Когда на бездорожье колеса вставали на поверхность с неоднородными сцепными свойствами и начинали проворачиваться, то дифференциал перебрасывал всю тягу на колесо с минимальным зацепом. В итоге начиналась пробуксовка. Чтобы победить эту особенность дифференциала, опытные водители сами подтормаживали колеса. При легком торможении одновременно с газом они имитировали однородный зацеп на всех колесах и не позволяли тем самым включиться дифференциалу. Тяга оставалась на всех ведущих колесах, и машина выползала на твердую поверхность дороги.

Неудивительно, что эти приемы взяли на вооружение раллийные пилоты. Во время гонок порой они даже не сбрасывают газ при торможении, а всегда держат педаль акселератора ровно правой ногой и левой дозируют ускорение за счет ослабевания хватки тормоза. 

Естественно, тормозные колодки при этом истираются гораздо сильнее, чем в обычном щадящем режиме, и после дня активных заездов по скоростным участкам у спортивных машин меняются колодки и диски.

Жать на две педали небезопасно

Нужно сказать, что действовать левой ногой не так-то просто. Человек, не научившийся дозировать усилие, порой давит на педаль со всей силы, из-за чего тормоза тут же блокируются и автомобиль экстренно замедляется. Естественно, такое поведение может спровоцировать аварийную ситуацию. Чтобы избежать подобного развития событий и не дать водителю пережать тормоз левой ногой, в раллийных машинах даже снимают вакуумный усилитель. Тогда педаль «каменеет», и, чтобы продавить ее до конца, приходится наваливаться всем телом и упираться поясницей в спинку кресла.

Сейчас же, в эпоху повсеместного использования электроники, прием с одновременным нажатием педалей газа и тормоза теряет актуальность. На кроссоверах электроника умеет распределять усилия между осями самостоятельно, без вмешательства водителя. А в случае пробуксовки она сама поджимает колодки, чтобы не дать дифференциалу полностью перебросить момент на малозагруженное колесо. Электроника делает то, что раньше выполнял водитель.

Есть в новых трансмиссиях и «защита от дурака». Чтобы неопытный водитель не держал постоянно ногу на тормозе из-за лени и нежелания переносить ее на специальную площадку, электроника на подавляющем большинстве автомобилей теперь сбрасывает газ и не дает мотору вращать колеса. Тем самым колодки берегутся от истирания, а трансмиссия — от необоснованных нагрузок. При нажатии тормоза электронный акселератор просто прерывает подачу смеси в двигатель. Автомобиль замедляется, пока водитель не оставит педаль тормоза в покое.

Однако некоторые спортивные бренды все еще позволяют водителям воспользоваться сразу двумя педалями. К примеру, BMW, Subaru и другие дают возможность газовать одновременно с торможением. Отчасти так можно выгадать несколько приятных моментов во время активного прохождения виражей. Автомобиль выполняет перестроения быстрее. Но делать хорошо это могут лишь подготовленные пилоты, имеющие опыт спортивного вождения и знакомые с особенностями раллийных гонок.

безопасное вождение

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • Опасно ли долго катиться на нейтралке в машинах с «механикой»?

  • Опасная защита. В каких случаях система ABS может привести к аварии

  • Медвежья услуга. Какими проблемами грозит система стабилизации?

  • Тормоза придумали трусы, а умные ещё и «нафаршировали» их электроникой

  • «Ледовое шоу» на дороге: как избежать аварий

Новости СМИ2

Как завести автомобиль — сцепление, педаль газа, трогание автомобиля


Главная  /  Учебник по вождению автомобиля  /  Глава 2. Вождение на учебной площадке » Подраздел 2.2 Старт автомобиля



Теперь, когда мы научились правильно устраиваться за рулем автомобиля, можно перейти к тому, чтобы продолжить обучение.

Перед тем, как запустить двигатель и начать движение на автомобиле, необходимо немного разобраться в некоторых нюансах. В отличие от машин с автоматической коробкой, в которых, для того чтобы начать движение, достаточно просто нажать на педаль газа, в автомобиле с «механикой» важно понимать, как всё работает и для чего совершаются те или иные телодвижения.

Итак, что же такое сцепление и для чего оно вообще нужно?

Представьте себе картину: сосед поливает огород из шланга, а в это время вы наступили на шланг и давите всем своим весом (рис. 2.23). Что произойдет? Совершенно верно: вода перестанет течь из шланга. А если ногу чуть-чуть приподнять, то вода побежит тоненькой струйкой; поднять выше — побежит сильнее, а если отпустить со-всем, то хлынет полным напором. Представили? Так вот: нажатием на педаль сцепления, по большому счету, так же, как в примере с водой в шланге, регулируется поток энергии от двигателя к колесам автомобиля. Когда педаль выжата в пол, то «шланг пережат» — поток энергии от двигателя к колесам не «течет». Отпускаешь сцепление, и вся энергия двигателя бесконтрольно «хлынула» к колесам.

Рисунок 2.23 Нажатием на педаль сцепления мы перекрываем поток энергии аналогично
пережатию потока воды в шланге.

Вы наверняка видели брыкающиеся и глохнущие автомобили. Весь секрет качественного старта заключается в понимании принципа работы сцепления вообще, а не в привыкании к отдельному автомобилю. Если вы разберетесь с тем, как в принципе работает автомобиль и что нужно делать с ногами на педалях, тогда вы справитесь с абсолютно любым автомобилем, попавшимся вам в руки. Заманчиво? Тогда запаситесь терпением — изучите теорию, выполните учебные упражнения, и только потом приступайте к практическим занятиям.

Знания → упражнения → практика.

Итак, знания:

Из двигателя поток энергии движется к колесам через два «мостика». Разводные мосты представляете? При нажатой до упора педали сцепления («утопленной в пол») разомкнут первый «мостик», а при установленном в нейтральное положение («N») рычаге коробки передач разомкнут второй «мостик».

Рисунок 2.24 Мостики между двигателем и колесами разомкнуты (именно при таком положении нужно заводить двигатель).

Рисунок 2.25 Разомкнут только один мостик — коробка передач (после того как коробка передач переведена в нейтральное положение, педаль сцепления можно отпустить и дать отдохнуть левой ноге — автомобиль будет стоять и не
заглохнет).

Рисунок 2.26 Разомкнут только один из мостиков — сцепление (например, при торможении автомобиля).

Когда мотор работает, в нем что-то крутится. Если нажать на педаль акселератора (или, проще говоря, на педаль газа), то благодаря этому в мотор начнет поступать больше топлива и всё в двигателе закрутится еще быстрее, издавая при этом весьма заметное гудение и рычание. Бояться этого не нужно — мало ли что гудит? Фен гудит, стиральная машина гудит, пылесос гудит так, что слышно соседям. Нужно понимать, что машина поедет не благодаря педали газа и громкому рычанию двигателя, а благодаря соединенным мостикам.

Рисунок 2.27 Мостики между двигателем и колесами замкнуты (происходит движение автомобиля).

Теперь внимание! Мостики соединяются по-разному! Включение передачи (для старта автомобиля — первой) соединяет путь от двигателя к колесам по принципу включено/выключено, то есть передача энергии либо вообще отсутствует, либо осуществляется полным потоком, в то время как сцеплением можно регулировать поток энергии (помните сравнение со шлангом с водой?). И самое главное — для начала движения автомобиля пользоваться педалью сцепления следует правильно, соблюдая высоту подъема
и совершая остановки необходимой длительности. Возможно, вы слышали от знакомых водителей фразу типа: «Плавно отпускай сцепление, газку-газку и поехали. ..» Может быть, даже пробовали следовать этому совету. Если пробовали, то наверняка знаете, что машина не всегда едет, как хочется, и тогда, когда хочется. Так как же всё-таки нужно обращаться с педалью сцепления?

Рисунок 2.28 Педаль сцепления нажата до упора — диски сцепления разъединены, мощность от
двигателя не передается.

С выключением сцепления всё просто — нажал на педаль, диски разъединились (рис. 2.28). Как же происходит включение сцепления? Первая часть пути, который преодолевает нога при нажатии на педаль сцепления, тратится на свободный ход педали сцепления и простое сближение дисков. На каком-то этапе диски сближаются на столько, что касаются друг друга в каких-то едва заметных точках (рис. 2.29). При этом трение, которое возникает в этих точках, настолько мало, что не способно увлечь машину вперед. Тем не менее, это начало включения сцепления. До этого момента нога должна поднимать педаль достаточно быстро (это большой ход педали — 50~70 мм), после чего отпускание педали становится более точным (ход педали 5~10 мм).

Рисунок 2.29 Первая часть пути педали сцепления преодолевается быстро. В точке (2) диски
сцепления едва касаются друг друга, мощность от двигателя не передается.

Итак, что же происходит дальше? Диски сближаются еще больше, и в какой-то момент фрикционные накладки начинают расплющиваться (рис. 2.30), благодаря чему пятно контакта увеличивается до достаточно большого значения — от 1-2% до 20-30%. Этого уже может быть достаточно для того, чтобы машина поехала. Именно на этом этапе настало время для ПАУЗЫ — нужно замереть и даже не дышать.

Рисунок 2.30 Вторая часть пути педали сцепления — движение ноги замедляется, но не прекращается. в точке (3) трения между дисками достаточно для того, чтобы автомобиль начал движение. Наступает время для паузы.

Обратите особое внимание
В момент удержания паузы пятка левой ноги должна находиться на полу.

Зачем нужна пауза? Представьте себе, что маховик вращается с какой-то определенной скоростью. Диск сцепления также начал вращаться — машина поехала. Но ведь при этом скорости вращения разные, а значит, диск сцепления будет всё еще продолжать проскальзывать относительно маховика. Поэтому, если на данном этапе отпустить педаль сцепления, произойдет знакомая многим начинающим водителям ситуация — машина задергается и двигатель заглохнет. Если дотерпеть до тех пор, пока диск сцепления раскрутится до скорости маховика, то педаль сцепления можно отпускать смело, не боясь, что двигатель заглохнет. При этом время, которое будет затрачено на ожидание, — и есть та самая ПАУЗА.

Как же узнать, что педаль сцепления уже можно отпускать? Представьте себе горку, на которую вы толкаете тележку (рис. 2.31а). Толкали-толкали вы эту тележку до самого верха, и вдруг она преодолела верхнюю точку и дальше покатилась сама (рис. 2.31b). Так и машина — сначала тяжело набирает ход, а потом вдруг начинает легко катиться. Всё,
нужная точка достигнута, можно бросать педаль сцепления (рис. 2.32).

Рисунок 2. 31 Машина подобна тележке, которую нужно провезти через горку, — сначала тяжело набирает ход, а потом катится легко.

Рисунок 2.32 После того, как автомобиль легко покатится, педаль сцепления можно отпустить
(точка 4).

Из опыта обучения вождению
По поводу старта некоторые уважаемые мною авторы учебников по вождению пишут в своих книжках, что нет ничего проще — просто делаете 1500 оборотов двигателя и плавно отпускаете сцепление, после чего машина поедет. Это действительно так. Но дело в том, что старт машины в этом случае во многом зависит от изношенности сцепления, а ведь не всегда человек садится в новый автомобиль. Еще один очень важный момент заключается в том, что, нажимая на педаль газа до 1500 об/мин и плавно отпуская сцепление, мы поедем лишь в том случае, если есть куда ехать. Если автомобиль находится в тесном дворе или на парковке, т. е. в условиях, когда нужно выехать так, чтобы не упереться в препятствие (впереди стоящую машину, стену здания и т. п.), а «поползти по полшага» вперед,
то в этом случае начнутся проблемы. По моему мнению, нужно научить человека трогаться на автомобиле правильно сразу, а не потом, когда подвернется случай, начать объяснять: «Понимаешь, а вот тут надо вообще-то по-другому…». Поэтому лучше сразу разобраться в том, что существуют различные режимы работы сцепления — благодаря работе педалью сцепления можно добиться как того, чтобы автомобиль «полз» как черепаха, так и того, чтобы он активно срывался. Другими словами, важно научиться не просто заставлять машину начинать ехать хоть как-нибудь, а делать это сознательно в различных режимах. И, по моему глубокому убеждению, отрабатывать это нужно уже буквально с первых занятий.

Теперь поговорим о том, что же делать с педалью газа. Вообще-то, автомобиль вполне способен поехать даже без нажатия на педаль газа (причем даже на легкую горку). В этом скрыта следующая особенность: двигатель на холостом ходу выдает какую-то мощность, но она очень маленькая. Это то же самое, что наполнять ведро водой, которая течет тонкой струйкой — наполнить можно, но ждать придется очень долго. Так и для того чтобы автомобиль тронулся в горку без газа, необходимо с точностью до миллиметра поднять педаль сцепления до нужной точки (если поднять педаль чуть выше — двигатель заглохнет, если чуть ниже — машина не поедет) и зафиксировать в этом положении на время не менее пяти секунд, после чего на фоне холостого хода машина поедет (но очень и очень вяло). Если при этом представить, что сзади вам уже будут во всю сигналить недовольные водители, задорно выкрикивая вопросительные восклицания, то в бессознательной попытке поехать быстрее ваша нога на педали дрогнет — педаль выпадет из миллиметровой зоны и двигатель заглохнет. Для того чтобы этого не произошло, подачу энергии от двигателя в нужный момент
можно увеличить. Когда левая нога достигает на педали сцепления точки начала соприкосновения дисков, правой ногой можно добавить легкий газ — это примерно 1500-2000 об/мин (если есть тахометр, то по нему можно легко потренироваться нажимать на педаль
газа; если нет, можно достаточно легко потренироваться на слух — на этих оборотах возникает легкий комфортный шум). В этом случае
высота необходимого поднятия педали несколько возрастет, но точность попадания будет составлять уже не один, а пять—семь миллиметров (т. е. попасть будет уже гораздо легче), а продолжительность паузы составит не пять, а три секунды. При этом автомобиль поедет уже несколько веселее. Если же мы хотим «выстрелить», как из пушки, нужно в процессе поднятия педали сцепления сделать газ уже больше 3000 об/мин (это уже довольно громкое урчание), тогда точка поднятия педали сцепления станет еще выше, зона попадания — вообще «плюс-минус километр», а пауза — одна-полторы секунды.

Рисунок 2.33 Графическое отображение вариантов трогания автомобиля с места

Таким образом, вариантов трогания автомобиля с места — сотни. И задача обучаемого вождению состоит в том, чтобы не привязываться к какому-то конкретному положению педалей сцепления и газа, а научиться чувствовать баланс: газом создается определенная скорость вращения вала двигателя, под него «подгоняется» высота поднятия сцепления и соответствующая пауза. Благодаря правильному подбору всех этих составляющих удается достичь идеального старта автомобиля. Зона идеального старта на рисунке
2.34 обозначена как область пересечения кругов. Научитесь работать в этой зоне — и вы никогда не заглохнете.

Рисунок 2.34 Правильной комбинацией трех составляющих можно достичь идеального старта автомобиля.

Интересный факт
Как вы думаете, вредно ли передерживать паузу? Например, не 3 секунды, а все 30? На самом деле не вредно, можно держать хоть целый час, но при условии, что положение педали газа соответствует этому положению педали сцепления. На третьей секунде пробуксовка в сцеплении прекратится сама собой. А вот удерживая сцепление в паузе, добавлять газ очень вредно, так как это вызовет повторное буксование в сцеплении, и, как следствие, его преждевременный износ. Я встречал водителей, которые «убивают» сцепление уже на 10 тысяче пробега. Обычно же сцепление выхаживает не менее 80-100 тысяч километров пробега. Все зависит только от вас.

Обратите особое внимание
Запомните: совершив старт, полностью отпустите педаль сцепления и только после этого дожимайте газ, обеспечивая требуемый разгон.

Еще одна аналогия с газом и сцеплением — краны горячей и холодной воды (рис. 2.35). Открываем горячую воду — это газ, разбавили холодной водой — это сцепление. На выходе получили воду нужной температуры, которой можно умыться или принять душ. Теперь представьте себе: в процессе принятия душа вдруг что-то нарушилось — соседи открыли воду, напор воды и температура на выходе изменились. Нужно что-то делать. Согласитесь, крутить сразу два крана сложнее, чем один. Ведь для достижения желаемого результата можно просто добавить или убавить холодную воду. То же самое и с педалями: если автомобиль в процессе старта наехал на кочку или вы вынуждены стартовать с повернутыми колесами и мощности двигателя стало не хватать, нужно что-то сделать, чтобы двигатель не заглох. Оставьте газ таким, каким он был до этого, и просто чуть поднимите педаль сцепления — всё разрешится само собой.

Рисунок 2.35 Соотношение газа и сцепления аналогично смеси горячей и холодной воды в кране.

Вот, собственно, и всё, теперь вы готовы к тому, чтобы запускать двигатель и пытаться трогаться на автомобиле с места.

Обратите особое внимание
В случае если вы захотите поучиться стартовать на автомобиле не на учебной площадке с инструктором, а, например, на машине родственника или знакомого у себя во дворе, то следует знать, что многолюдные места — это неподходящее место для обучения вождению (даже если в этот момент поблизости никого нет, в любой момент откуда-то может появиться ребенок, прохожий, велосипедист
и т. п.). К тому же, в этом случае существует опасность наезда на различные объекты (например, на припаркованные автомобили или мотоциклы), что может повлечь за собой серьезные материальные убытки. Обучением вождению лучше всего заниматься на специально предназначенных для этого площадках (даже в том случае, когда вы делаете это без инструктора — попросите опытного водителя отвезти вас туда).

Рисунок 2.36 Нежелательный вариант для обучения старту и начальным приемам вождения

Рисунок 2.37 Подходящее место для обучения вождению — учебная площадка.

Немного остановимся на процессе запуска двигателя. Это не просто поворот ключа, а несколько более значительное действие. Во-первых, необходимо обеспечить условия, при которых в момент запуска машина без нашего ведома не должна никуда поехать. Для этого в автомобиле с механической коробкой передач необходимо сначала нажать на тормоз (автомобиль может покатиться) и выжать сцепление. Таким образом будет разомкнут первый «мостик» между двигателем
и колесами автомобиля (смотрите рисунок выше), а значит энергия от двигателя не будет поступать к колесам. В дополнение к этому необходимо проверить, установлен ли рычаг в нейтральное положение коробки передач, и, если необходимо, переместить его в это положение. Это необходимо для того, чтобы разомкнуть второй «мостик» между двигателем и колесами, то есть для предотвращения самопроизвольного движения машины ставится «двойной заслон». И только после того, как будут проделаны все описанные процедуры, рука может потянуться к ключу в замке зажигания и повернуть его в крайнее положение. После того, как двигатель заведется, ключ нужно отпустить — он самостоятельно вернется в нужное положение.

К слову сказать…
В некоторых современных автомобилях вместо ключа для запуска двигателя используется специальная кнопка. Это никак не отменяет необходимости всех дополнительных операций — нажатия на педали тормоза и сцепления и проверки нейтральной передачи. Просто вместо поворота ключа в этом случае производится простое нажатие на кнопку (при условии, что электронный ключ-карта при этом
находится в салоне автомобиля).

Случай из жизни
Почему так важно соблюдать все перечисленные условия для запуска двигателя? Существует масса историй — от веселых до очень грустных — о том, как в момент запуска двигателя машина внезапно начинает движение и это становится причиной самых разных неожиданностей. Так, например, к одним моим знакомым специалистам в мастерскую приехал водитель с повреждением бампера. После того,
как неисправность была успешно устранена, и пришло время забирать машину, её владелец рассчитался за работу и, сев за руль, даже не подумал о том, что его автомобиль, который он обычно ставит на ручник и нейтральную передачу, мастера просто поставят на первую передачу. Поскольку машина стояла возле стенки, а водитель не проверил нейтральную передачу и по привычке не выжал сцепление, то сразу после поворота ключа в замке зажигания автомобиль совершил рывок и снова уперся в стенку только что отремонтированным бампером. Об историях с куда более печальным финалом, когда при запуске двигателя водитель просто
переезжает своего соседа по гаражу, вообще не хотелось бы говорить, если бы это не было действительно очень серьезно и не заслуживало такого внимания.

После того, как двигатель запущен, попробуйте тронуться на автомобиле, стоящем на ровной площадке, вообще без газа. Не отпуская педали сцепления, включите первую передачу (не подсматривая, как уже умеете — см. предыдущую главу). Правую ногу пока можно вообще убрать с педалей и поставить подошвой на пол. Установив на пол пятку левой ноги, нажимающей на педаль сцепления, начните тянуть её носок на себя. При этом подошва должна по чуть-чуть соскальзывать с педали, позволяя ей перемещаться вверх. Прислушайтесь к машине — когда она задрожит, замрите и подождите некоторое время. После того, как автомобиль свободно покатится, отпустите педаль сцепления. Вы увидите, что машина едет без рывков и дерганий.

Что нужно для того, чтобы остановиться? Снова нажмите на педаль сцепления до упора («в пол»). Так вы «отсоедините» двигатель от колес, но машина по-прежнему будет продолжать катиться по инерции. Автомобиль может продолжать катиться достаточно долго, поэтому нужно остановить его принудительно — просто легонько нажмите на педаль тормоза (сильное нажатие на педаль приведет к тому, что машина «клюнет» носом и остановка получится жестковатой).

Обратите особое внимание
При многократных повторениях старта, обычно левая нога сползает по педали сцепления, при этом носок задирается вверх, отчего педаль сцепления упирается в середину подошвы. Очень важно не ерзать ногой по педали сцепления — это характерная ошибка. Если нога стоит на педали неудобно, необходимо как-то дожать педаль до упора, после чего выключить передачу, отпустить педаль сцепления и поправить ногу, поставив её удобно. После этого нужно снова выжать сце-
пление и включить нужную передачу

Если площадка недостаточно велика, развернитесь. Для этого снова с высокой точностью поднимите педаль сцепления в точку подхвата и замрите — автомобиль задрожит и самостоятельно начнет движение. Удерживая паузу, вращайте руль в нужную сторону. Важно весь разворот выполнять на фоне паузы — это позволит не заглохнуть. И только после того, как автомобиль снова выедет на прямую, можно полностью отпустить педаль сцепления.

Снова остановитесь, выжав сначала педаль сцепления, а потом слегка нажав педаль тормоза.

Потренируйтесь трогаться без газа еще несколько раз, пока не почувствуете, что это стало получаться достаточно легко.

Представьте себе, что вы посадили зернышко — просто присыпали его землей и полили водой. Это делается быстро, а дальше от вас уже ничего не зависит — зернышко проклюнется и начнет расти самостоятельно. То же самое и при старте автомобиля: сцепление быстро приводят в точку подхвата и фиксируют паузу — машина задрожит и САМОСТОЯТЕЛЬНО начнет движение.

Вероятно при первых стартах вы будете медленно поднимать сцепление, однако старайтесь запоминать эту точку и соответствующее ей подрагивание автомобиля. В дальнейшем педаль сцепления должна приходить в точку подхвата как можно быстрее, но мы еще поговорим об этом подробнее.

После очередной остановки снова выжмите сцепление и переключите коробку передач в нейтральное положение — теперь машина не будет трогаться с места при отпущенной педали сцепления даже при включенном двигателе.

Настало время потренироваться нажимать на педаль газа. Коснитесь педали газа и сделайте легкие обороты двигателя — педаль должна переместиться не более чем на 3—5 мм. Потренируйтесь удерживать обороты двигателя некоторое время на одном уровне. Когда это получится, займитесь упражнением, имитирующим нажатие педали газа при трогании автомобиля с места, т. е. когда исходным положением правой ноги является педаль тормоза. Другими словами, нужно умудриться бросить тормоз и сразу же нажать на газ так, чтобы обороты двигателя были такими же, как было отработано до этого. Пятка правой ноги должна находиться на полу, а между педалями перемещается только носок. Чаще всего при выполнении этого упражнения у учеников обороты двигателя довольно сильно превышают нужную величину. Это происходит из-за того, что, нажимая на педаль, ученик ждет мгновенной реакции от двигателя и, не дождавшись её, нажимает на педаль сильнее. Двигатель, которому нужно некоторое время для разгона, в конце концов реагирует, но уже на довольно сильное нажатие на педаль, при этом слышно его недовольное урчание. В связи с этим
нужно потренироваться перемещать педаль буквально по миллиметру, представив, что под нею находится гвоздик — нажмете сильнее,
уколите ногу (рис. 2.38). Потренируйтесь переносить правую ногу с тормоза на газ так, чтобы звук оборотов двигателя был тихим и достаточно комфортным (если есть тахометр — 1500~2000 об/мин).

Рисунок 2.38 Для отработки легкого нажатия на педаль представьте, что у вас под ногой
находится гвоздик.

Следующая задача — совместить работу педалей сцепления и газа левой и правой ногой, а именно: подъем педали сцепления левой ногой и перенос правой ноги с педали тормоза на педаль газа с последующим нажатием. На самом деле, всё очень
просто, если представить себе, что левая и правая ноги соединены между собой специальной палочкой-тягой(рис. 2.39), которая позволяет им шевелиться друг относительно друга, но не позволяет им сближаться или удаляться друг от друга. Исходное состояние — левая нога на сцеплении в пол, а правая — на тормозе. Получается, что, когда левая нога поднимается, правая, благодаря этой тяге, сталкивается и перемещается на газ. Поэтому путь от полностью выжатой педали сцепления до точки подхвата равен пути правой ноги от тормоза до газа. Эти два перемещения одинаковы и могут выполняться синхронно и отличаются лишь направлением — левая нога перемещается снизу вверх, а правая — слева направо. Очень частая ошибка — человек сразу помещает правую ногу на газ и пытается левой поднимать сцепление, в результате, педаль газа опускается гораздо больше, чем это нужно. Именно поэтому в данном случае не работает пример с «ножницами» (левая нога поднимается, правая на столько же опускается — как концы ножниц), который приводят очень большое число инструкторов.

Потренируйтесь перемещать ноги (не нажимая на педали) так, словно они соединены тягой. Удерживая педаль тормоза нажатой и выжав сцепление в пол, включите первую передачу. После этого, не боясь заглохнуть и помня о «соединении» между носками левой и правой ног, постепенно поднимите педаль сцепления в точку подхвата, одновременно перемещая носок правой ноги на педаль газа (легкий газ — около 1500 об/мин). Главное, не спешить и делать всё аккуратно. Очень часто первый подобный старт получается слишком жестким и ученику кажется, что он слишком сильно нажал на газ или слишком быстро поднял педаль сцепления. На самом деле, причина этого заключается в ВЫСОТЕ подъема педали сцепления — если поднять педаль недостаточно, машина не поедет и будет «рычать» вхолостую; если же педаль будет поднята слишком высоко, то получится сильный рывок — машина дернется и заглохнет.

Многократными подходами необходимо добиваться того, чтобы одновременно левая нога приходила в точку подхвата по сцеплению, а правая — в точку подхвата по газу. В этом случае будет достигнут мощный, уверенный и, самое главное, плавный старт. При этом важно понимать, что фразы «плавно отпускай сцепление» и «легко газку поджимай» не подходят по той простой причине, что речь идет не о плавном подъеме педали сцепления, а о плавном старте автомобиля, для чего обе педали должны быстро и точно перемещаться на строго определенную высоту.

Рисунок 2.39 Согласовать работу левой и правой ног можно, представив, что они соединены
специальной палочкой-тягой.

Представьте себе девочку, которая, стоя перед зеркалом с пинцетом, решила подправить себе брови. Она взялась за волосок, хорошенько прицелилась, а потом плавненько тянет-потянет. Обычно, когда я привожу этот пример, девушки морщатся и говорят, что так делать ни в коем случае нельзя, потому что это просто издевательство над собой. И тут не поспоришь — лучше всего точно прицелиться, после чего сделать жесткое мощное движение. То же самое касается сцепления — гораздо важнее поднять педаль быстро и на совершенно определенную высоту. В связи с этим чаще всего ошибка обучения вождению заключается в том, что слово «точно» трактуется учителями как «плавно», а слово «быстро» — как «грубо». Необходимо понимать, что в автомобиле педали перемещаются с высокой точностью и высокой скоростью. Это очень важно

Еще одной распространенной ошибкой является поспешность при старте автомобиля. Очень часто, пытаясь тронуться быстро, ученик старается проделать всё быстрее, не выдерживая ПАУЗУ. Необходимо помнить, что педаль сцепления нужно поднимать только до начала падения оборотов двигателя и ни на миллиметр выше после этого. Уже через некоторое мгновение вы почувствуете спиной, что машина поехала. При этом старт будет плавным и красивым. Если же поторопиться и поднять сцепление сразу до ощущения движения спиной, то, как правило, нога поднимется выше, чем нужно, и машина просто заглохнет. Другими словами, поехать быстрее получится лишь в том случае, если не спешить. Чем дольше ПАУЗА, тем более плавно поедет машина, а значит, тем меньше шансов, что двигатель заглохнет.

К слову сказать…
Стоит отметить, что современные автомобили, оборудованные кондиционером или гидроусилителем руля, имеют специальную электронную систему поддержания постоянного холостого хода. Суть её работы заключается в том, что при включении кондиционера или усилителя происходит автоматическое увеличение подачи топлива в двигатель, чтобы компенсировать создаваемую ими нагрузку. «Побочным» эффектом электронной системы холостого хода является то, что водителю «прощаются» небольшие ошибки в работе педалью сцепления —
даже если она поднимается слишком высоко, двигатель не глохнет из-за недостатка мощности, поскольку электроника автоматически корректирует его работу. Конечно, это в значительной мере облегчает управление автомобилем, поскольку тронуться на нем гораздо легче. Как всегда научно-технический прогресс в автомобилестроении создает иллюзию мастерства у начинающего водителя. Однако, как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай. Электронные помощники — это всего лишь помощники.

Подраздел 2.1 Посадка за рулем, настройка зеркал, руление и переключение передач

Особенности движения в дождь

Обгон и встречный разъезд

Параллельная парковка передним ходом

Подраздел 2.3 Упражнение «старт—остановка»



 



Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
comments powered by Disqus

Все, что вам нужно знать

Если вы когда-либо водили автомобиль с ручным переключением передач, то вы, вероятно, знакомы со сцеплением. Это третья педаль, которую нужно нажать, чтобы переключить передачу. Однако вы можете не знать точно, что делает сцепление, особенно если вы водили только автомобили с автоматической коробкой передач. Что такое клатч и зачем он нужен? Поскольку ваш двигатель постоянно вращается, должен быть способ расцепления колес, чтобы они могли перестать двигаться. Вот где сцепление вступает в игру. Он может отключить колеса, не убивая двигатель.

Что делает сцепление?

Все знают, что у автомобиля есть двигатель, но не все знакомы со сцеплением или с тем, как оно работает. Этот механизм включает и отключает передачу мощности от ведущего вала к ведомому валу. Он соединяет вращающиеся валы, а под капотом их может быть два или более. Если вы управляете механической коробкой передач, сцепление связано как с валом, идущим от двигателя, так и с валами, вращающими колеса. В то время как двигатель будет вращаться постоянно, вы не хотите, чтобы колеса постоянно вращались.

Один из вращающихся валов будет соединен с двигателем или силовым агрегатом, он будет ведущим элементом, а другой вращающийся вал или ведомый элемент обеспечивает выходную мощность для работы. Например, у дрели есть вал, который приводится в движение двигателем, и вал, который приводится в движение сверлильным патроном. HowStuffWorks объясняет, что муфта соединяет валы, поэтому они могут включаться (вращаться с одинаковой скоростью), проскальзывать (вращаться с разными скоростями) или расцепляться (вращаться с разными скоростями). Как правило, вы обнаружите, что эти движения вращательные; хотя возможны линейные муфты.

Как устроено сцепление?

Чтобы ваш автомобиль остановился без отключения всего двигателя, необходимо разорвать связь между колесами и двигателем. Ваше сцепление состоит из двух основных частей:

  • Диск сцепления
  • Маховик

Имеются пружины, которые поддерживают давление на диск, который прижимается к диску сцепления. Эти пружины также прижимают диск сцепления к маховику. Когда это происходит, вал двигателя соединяется с валами колес, заставляя оба вращаться одновременно, согласно AAMCO. Для того, чтобы произошло обратное, вы должны включить сцепление.

Это нажимает на вилку выключения, которая отрывает нажимной диск от диска сцепления, фактически разрывая связь между вращающимся двигателем и движущимися колесами. Колеса могут продолжать вращаться, но Автобатлер показывает, что это происходит от их собственного импульса, а не от мощности, создаваемой двигателем.

При вождении автомобиля с автоматической коробкой передач сцепление работает немного по-другому. Преобразователь крутящего момента, являющийся частью большой серии систем, соединяет двигатель с трансмиссией, заставляя колеса вращаться. На самом деле существует несколько различных типов клатчей, в том числе:

  • Фрикционные муфты
  • Многодисковые муфты
  • Конусные муфты
  • Центробежные муфты
  • Влажные и сухие системы

Силы трения — это то, от чего зависит работа муфт. Фрикционные муфты соединяют один движущийся элемент с другим, который движется с другой скоростью или вообще не движется, чтобы заставить его двигаться с той же скоростью, чтобы не было проскальзывания. Для создания этого трения используются различные материалы. К ним относятся:

  • Составная органическая смола
  • Медная проволока
  • Керамика
  • Композитная бумага

В основном керамические материалы используются в гонках или при перевозке тяжелых грузов, хотя этот материал может увеличить износ маховика и прижимной пластины. С мокрым сцеплением вы найдете использование композитной бумаги. Поскольку эти типы сцеплений, как правило, используют масляную ванну или проточный метод охлаждения, они меньше изнашиваются, чем керамические.

Многодисковые муфты имеют более одного ведущего элемента, что делает их идеальными для гоночных автомобилей, таких как Формула-1, Инди-500, а также для клубных гонок. В автомобилях для дрэг-рейсинга много проблем приходится на сцепление, поэтому они часто имеют этот тип сцепления. Его также можно найти в мотоциклах и дизельных двигателях с механической коробкой передач. Кроме того, вы можете найти его в автомобиле с системой полного привода с электронным управлением, а также в некоторых раздаточных коробках.

Конусная муфта имеет коническую форму, и ее конусность означает, что она приближается или удаляется медленнее, чем дисковая муфта. Это означает, что скорости ступицы переключения передач и зубчатого колеса синхронизированы, чтобы обеспечить более плавное переключение при переключении передач.

Наиболее вероятно, что вы найдете центробежную муфту в транспортных средствах, таких как мопеды или механизмы, такие как бензопилы, где скорость двигателя определяет состояние муфты. Когда обороты двигателя поднимаются выше или ниже определенного уровня, он либо включает, либо выключает сцепление с помощью центробежной силы.

Система мокрого сцепления отличается от сухого тем, что оно погружено в охлаждающую жидкость, которая смазывает его, поддерживая в чистоте и продлевая срок службы. Однако важно отметить, что этот тип сцепления будет терять энергию, потому что оно имеет тенденцию быть скользким. Установка нескольких дисков сцепления может помочь компенсировать это проскальзывание. Сухое сцепление, с другой стороны, использует трение, так как оно не купается в жидкости.

Распространенные проблемы со сцеплением

Сцепление можно проехать до 80 000 миль, делится AAMCO, но для этого вам нужно хорошо с ним обращаться. Некоторые из наиболее распространенных проблем со сцеплением:

  • Износ: Постоянное трение приводит к износу материалов сцепления.
  • Оборванный трос: Натяжения, необходимого для толкания и вытягивания троса, недостаточно.
  • Утечки: Если жидкости вытекают из цилиндров, не будет достаточного давления для правильной работы сцепления.
  • Несоосность: При нажатии педали сцепления или газа передается неправильное количество силы.
  • Воздух в линии: Если воздух попадет в линию там, где должна быть жидкость, в системе не будет достаточного давления для ее правильной работы.
  • Жесткое сцепление: если вы обнаружите, что вам нужно много усилий, чтобы заставить сцепление работать, это может указывать на наличие проблемы.

Знание того, что представляет собой ваше сцепление и как оно работает, может помочь вам понять, когда ваш автомобиль не работает должным образом. Избегайте проблем, среди прочего, быстро переключая передачи и не используя сцепление.

Источники:

https://auto.howstuffworks.com/clutch.htm

All About Car Clutches

https://www.autobutler.co.uk/wiki/what-does-the-clutch-do

Этот контент импортирован из OpenWeb. Вы можете найти тот же контент в другом формате или найти дополнительную информацию на их веб-сайте.

Как научиться управлять сцеплением в автомобиле с механической коробкой передач

Хотите научиться управлять рычагом переключения передач? Нажмите здесь, чтобы найти инструктора рядом с вами.

Когда вы впервые садитесь за руль автомобиля с механической коробкой передач, это может быть унизительным опытом. В то время как некоторые люди сразу начинают водить коробку передач, другие борются с трудностями. Машина дергается, двигатель глохнет, машина глохнет. Хотя почти у всех это рано или поздно получается. Ключом к плавной работе автомобиля с механической коробкой передач является управление сцеплением.

Что мы подразумеваем под управлением сцеплением? Ответ: это управление автомобилем путем частичного включения сцепления, то есть частичного удержания педали сцепления в нажатом состоянии. Вы можете сделать это, работая педалью газа, а также можете сделать это, не используя газ.

Подождите минутку, скажете вы. Нажатие педали сцепления наполовину не сильно влияет на коробку передач? Разве это не называется «ехать на сцеплении»?

До определенного момента вы правы. Вы не хотите удерживать педаль сцепления наполовину при переключении передач на скоростях шоссе. Когда вы включаете передачу, даже первую, вам нужно убрать ногу с педали сцепления. Однако для плавного перевода автомобиля из состояния покоя в движение на первой передаче приходится частично выжимать сцепление. Это правильное и необходимое использование оборудования.

Более того, это управление сцеплением поможет вам освоить ощущение педали сцепления. То, чему вы учитесь, начиная движение на первой передаче, позволяет плавно переключаться, скажем, с четвертой передачи на пятую.

Вы можете научиться водить транспортное средство с механической коробкой передач, сразу включив все передачи. Тем не менее, есть некоторые преимущества в том, чтобы сначала освоить управление сцеплением на самой низкой передаче. Навыки, которые вы разовьете, помогут вам опередить игру, когда вы выйдете на дорогу и начнете переключаться на более высокие передачи. Кроме того, вы можете попрактиковаться в управлении сцеплением в тихом месте, где вам не придется сталкиваться с другим транспортом, например, на пустынной дороге или на пустом участке парковки.

Как правильно расположить сиденье водителя в автомобиле с механической коробкой передач

​Когда вы устанавливаете положение сиденья в автомобиле с автоматической коробкой передач, вы должны иметь возможность удобного доступа к педали газа, педали тормоза и рулевому колесу. Вы должны видеть из окон и с зеркалами. Вы должны уметь читать показания спидометра.

В автомобиле с ручным переключением передач правильное положение сиденья еще более важно. Вы также должны быть, чтобы добраться до педали сцепления и рычага переключения передач. Вам также может понадобиться вид тахометра, особенно когда вы впервые учитесь.

Вам нужно сделать больше, чем просто достать левой ногой до педали сцепления. Вам придется полностью прижать его к полу и удерживать, не напрягаясь. Вот один из способов проверить это: сможете ли вы до упора нажать на педаль правой ногой? Если вы сможете это сделать, то вы сможете использовать левую ногу и ступню с достаточным усилием.

Что касается коробки передач, то до нее нужно не просто дотянуться, нужно переключиться на самую дальнюю от вас передачу, не дотягиваясь и не растягиваясь. Чтобы проверить это, нажмите педаль сцепления до упора и переключите все передачи. Ваш торс двигается? На дальних передачах вытянута ли ваша рука так далеко, что вы чувствуете ее в локте? На ближних передачах локоть не касается ребер? Ваш локоть сгибается более чем на 9 градусов?0 градусов? Если ответ на любой из этих вопросов положительный, вы не в идеальном положении.

Как познакомиться с педалью сцепления в автомобиле с механической коробкой передач

Простейшее представление о сцеплении состоит из двух металлических пластин. Один связан с двигателем, а другой с колесами. Когда один диск сцепления соединен с другим, двигатель и колеса соединены, и двигатель передает мощность на колеса для движения автомобиля. В этом случае говорят, что сцепление включено.

Когда вы нажимаете педаль сцепления, вы разделяете две пластины, и двигатель больше не приводит в движение колеса. Теперь сцепление выключено. Когда вы переключаете передачи в автомобиле с механической коробкой передач, вы нажимаете на педаль сцепления достаточно долго, чтобы двигатель не передал мощность на колеса, пока вы меняете передаточное число.

Иногда язык немного сбивает с толку. Если кто-то спросит, используете ли вы сцепление, что они имеют в виду? Если вы используете педаль сцепления, нажимая на нее, вы отключаете сцепление и временно не используете сцепление. Итак: педаль сцепления не нажата, сцепление включено, педаль сцепления нажата, сцепление выключено.

И, конечно же, когда педаль сцепления частично нажата, сцепление частично включается или частично выключается. Вы частично отключите сцепление, когда освоите управление сцеплением и научитесь управлять автомобилем на первой передаче.

Перед тем, как завести машину, нажмите несколько раз на педаль сцепления, чтобы почувствовать ее. Когда вы выключите сцепление, нажмите педаль до упора. Не останавливайтесь на достигнутом. Когда вы включаете сцепление, полностью снимите левую ногу с педали и положите ее на половицу. Частично включенное сцепление необходимо при плавном трогании с места, но частичное включение сцепления вызывает ненужный износ сцепления и трансмиссии. Частично включайте сцепление только тогда, когда это необходимо.

Еще одно замечание: некоторые люди используют обе ноги для управления автомобилем с автоматической коробкой передач, ставя правую ногу на педаль акселератора, а левую на педаль тормоза. Вы не можете сделать это в своей ручной машине. Рядом с тормозом нет места для левой ноги, и вам нужно оставить левую ногу для сцепления.

Как познакомиться с переключателем передач в автомобиле с механической коробкой передач

Любой автомобиль со стандартной коробкой передач, которым вы, вероятно, будете управлять, будет иметь коробку передач на центральной консоли, в пределах досягаемости правой руки. Если вы оказались за рулем механической коробки передач 1961 Buick, рычаг переключения передач находится на рулевой колонке, но такое вы, скорее всего, увидите только на антикварной выставке.

Большинство современных автомобилей с ручным переключением передач имеют пять или шесть скоростей, поэтому передачи обозначены цифрами от 1 до 5 или 6. Посередине буква N означает нейтраль. Также есть буква R для заднего хода, обычно в углу рядом с 5 или 6.

Если вы впервые садитесь за руль с механической коробкой передач, проверьте передачу перед тем, как завести машину. Если последний водитель использовал передовые методы, вы найдете переключатель на первой передаче. Если это не так, нажмите на педаль сцепления, переместите туда ручку переключения передач и отпустите педаль сцепления.

Теперь проведите механическую коробку передач по шестерням. Нажмите на педаль сцепления, переместите рычаг переключения передач с первой передачи на нейтральную и на вторую. Не забудьте выжать педаль сцепления до упора. Толкайте его энергично, но не топайте. Точно так же резко отпустите его, но не отрывайте ногу. Нажмите педаль сцепления до упора, прежде чем переместить рычаг переключения передач, и полностью переведите переключатель на новую передачу, прежде чем отпустить педаль.

Когда вы на самом деле едете, вы будете отпускать педаль более плавно, когда начинаете движение на 1-й передаче, но вам нужно более быстрое действие при переключении между более высокими передачами. Хорошей привычкой является снимать ногу со сцепления и класть ее на доску между сцеплениями, а также полностью убирать руку с рычага переключения передач между переключениями передач. Если положить ногу на педаль сцепления или руку на рычаг переключения передач, это может вызвать небольшой, но ненужный износ.

Продолжайте переключаться, переходя на одну передачу за раз до самой высокой передачи, а затем снова на пониженную. Затем, используя ту же технику, переместите рычаг между первой и задней передачей. В некоторых моделях, таких как некоторые Volkswagen, вам нужно нажать на рычаг переключения передач, чтобы включить передачу заднего хода.

Каждый раз, когда вы садитесь за руль автомобиля с механической коробкой передач, с которым вы не знакомы, найдите время, чтобы узнать, где находятся передачи. Поскольку автомобили с механической коробкой передач отличаются друг от друга настройкой коробки передач, вы не можете полагаться на мышечную память.

Как найти точку прикуса в автомобиле с механической коробкой передач

Когда вы освоитесь с педалью сцепления и коробкой передач, пора приступить к вождению автомобиля. Нахождение точки поклевки – это критический навык, которым вам необходимо овладеть, чтобы плавно трогаться с места на первой передаче без рывков, превышения оборотов или остановки.

Так что же такое точка укуса? Вы помните, что сцепление состоит из двух дисков, которые расходятся, когда сцепление выключено, но собираются вместе, когда вы отпускаете педаль сцепления и включаете сцепление. Эти пластины постепенно вступают в больший контакт, пока сцепление не будет полностью включено. Точка прикуса, также называемая точкой прикуса, — это когда пластины имеют достаточное сжатие, чтобы двигать автомобиль вперед.

Пока вы не достигнете точки укуса, колеса не могут двигаться, а нажатие на педаль газа беспомощно раскручивает двигатель. Если вы проедете точку укуса без ускорения, автомобиль дернется и может заглохнуть.

Вы обнаружите точку прикуса, когда педаль сцепления нажата наполовину, более или менее. Каждая машина уникальна, и точка укуса может быть выше или ниже той, которую вы ведете.

Вот как найти точку поклевки в автомобиле с механической коробкой передач:

  1. Тренируйтесь на дороге без движения или на пустом участке парковки.
  2. При работающем двигателе полностью выжмите педаль сцепления и включите первую передачу.
  3. Держите правую ногу подальше от педали тормоза. Вы можете сделать это с комплектом стояночного тормоза или без него.
  4. Если стояночный тормоз выключен, убедитесь, что движение вперед безопасно.
  5. Вам не нужно использовать педаль акселератора. Диски сцепления приходят в негодность независимо от того, даете ли вы газу или нет.
  6. Медленно поднимите педаль сцепления.
  7. Когда вы достигнете точки поклевки, звук оборотов двигателя немного изменится, а обороты на тахометре упадут. Передняя часть автомобиля немного приподнимется. Вы можете даже чувствовать это.
  8. Если установлен ручной тормоз, автомобиль будет натягиваться на тормоз. Если это не так, машина будет двигаться вперед.
  9. Удерживайте левую ногу на педали сцепления.
  10. Через несколько секунд снова нажмите на педаль сцепления.
  11. Повторяйте действие педали сцепления до тех пор, пока не почувствуете ее и не сможете распознать точку укуса, как только до нее доберетесь.
  12. Поздравьте себя! Вы приобрели важный навык.

Как пробуксовывать сцепление в автомобиле с механической коробкой передач

Теперь, когда вы знаете, где находится точка прикуса, вы собираетесь переместить сцепление мимо нее и начать движение. Ты будешь пробуксовывать сцепление.

Что означает пробуксовка сцепления в автомобиле со стандартной трансмиссией и почему это важный навык для водителя с рычагом переключения передач? Пробуксовка сцепления — это постепенное отпускание педали сцепления, благодаря чему двигатель плавно входит в зацепление с колесами и двигает автомобиль вперед. Если вы не выжимаете сцепление, то машина вообще не тронется с места, а если вы не сделаете это хорошо, автомобиль будет колебаться, дергаться или глохнуть.

Вот хороший практический метод обучения тому, как выжимать сцепление в автомобиле с механической коробкой передач: на ровном асфальте, с автомобилем на 1-й передаче, выключенным стояночным тормозом и без ноги на педали тормоза найдите точку прикуса.

  1. Перемещайте педаль сцепления небольшими шагами, на дюйм или меньше, и обратите внимание на изменение скорости. Представьте, что под левой ногой находится что-то хрупкое. Например, представьте, что вы пытаетесь сжать воздушный шарик, не лопнув его.
  2. Теперь дайте машине с механической коробкой передач немного газа, слегка нажав на педаль газа.
  3. Удерживая правую ногу и давление на газ, продолжайте контролировать скорость с помощью сцепления.
  4. Затем медленно увеличивайте давление на педаль акселератора, отпуская педаль сцепления. Продолжайте до тех пор, пока педаль сцепления не будет полностью поднята.
  5. В идеале автомобиль не должен дергаться или колебаться, хотя вы, вероятно, будете испытывать небольшие шероховатости как новичок. Если вы отпустите сцепление слишком медленно, двигатель начнет работать, а если вы отпустите слишком быстро, вы можете «выжать сцепление», что либо остановит автомобиль, либо приведет его в движение быстрее, чем он должен стартовать. Если вы остановитесь, просто остановитесь, перезапустите и попробуйте еще раз. Не слишком расстраивайтесь из-за киоска. Все сделали это.
  6. Теперь затормозите и выключите сцепление, нажав на педаль. Повторяйте процесс, пока не почувствуете себя естественно.
  7. Повторяя эту процедуру, начинайте давать газу немного раньше, как только почувствуете точку поклевки.

Сначала не торопитесь, заводите машину. По мере приобретения навыков и уверенности в себе вы сможете переходить с места на первую передачу примерно за секунду. Более того, вы достигнете точки, когда сможете делать это, не задумываясь об этом, чтобы вы могли сосредоточиться на пробках и дороге вокруг вас.

Чтобы еще больше развить навык управления сцеплением, попробуйте начать движение на 2 передаче. На первой передаче вам могут сойти с рук небольшие шероховатости при переходе, но на второй передаче вам придется довольно плавно выжимать сцепление, чтобы добиться успеха. В некоторых автомобилях с механической коробкой передач вы даже можете двигаться на третьей передаче.

Как только вы научитесь выжимать сцепление, перед вами как водителем рычага переключения передач откроются все двери. Вы можете параллельно парковаться, можете давать задний ход, можете делать трехточечные повороты. Вы можете плавно выполнять более легкие переходы между более высокими передачами.

Одно примечание: хотя использование сцепления для изменения скорости полезно для начинающего водителя автомобиля с ручным управлением, этого следует избегать, когда вы приобретете опыт и уверенность. Сцепления рассчитаны на полное зацепление или отключение, а частичное зацепление приводит к износу. В норме педаль сцепления должна быть полностью нажата или вообще не нажата.

Вы должны выжать сцепление, чтобы включить первую передачу. Вы должны освоить управление сцеплением, чтобы быть компетентным и уверенным водителем стандартной коробки передач. Но чрезмерное проскальзывание изнашивает сцепление и сокращает срок его службы.

Вождение, замедление и остановка автомобиля с механической коробкой передач на 1-й передаче

Когда вы будете уверенно выключать сцепление, уберите ногу с педали сцепления и некоторое время двигайтесь на первой передаче. Полностью отодвиньте левую ногу и поставьте ее на половицу. Теперь, когда вы узнали кое-что о том, как работать педалью газа и сцеплением вместе, возникает искушение продолжать это делать. Но не надо. Использование только педали газа для управления скоростью без гонок и остановок также является ценным навыком.

Вы собираетесь ехать медленно, поэтому вам нужен участок тротуара. Слегка измените давление дроссельной заслонки и обратите внимание на реакцию автомобиля. Если вы смотрите на тахометр, не позволяйте ему подняться выше 2500. Посмотрите, насколько вы можете изменять скорость, не набирая обороты и не колеблясь.

А теперь остановись. Как вы со временем узнаете, вы можете либо полностью выжать педаль сцепления, как только начнете плавно нажимать на педаль тормоза, либо вы можете сначала затормозить и выключить сцепление до того, как машина заглохнет.

Полная остановка. Затем снова найдите точку поклевки, выжмите сцепление и двигайтесь вперед на 1-й передаче. Если вы совершенно не можете больше терпеть низкую скорость, переходите на вторую, но об этом мы поговорим подробнее в другом уроке.

Как управлять автомобилем с механической коробкой передач при движении задним ходом

После того, как вы освоите технику движения автомобиля со стандартной коробкой передач на первой передаче, вы будете знать большую часть того, что вам нужно для вождения на нем задним ходом. Техника запуска та же самая: найти точку бита, выжать сцепление, сдвинуть машину с места. Одно из ключевых отличий состоит в том, что, в зависимости от того, как далеко вы едете назад, вы можете никогда полностью не убирать ногу с педали сцепления и даже не использовать педаль акселератора.

Как и в случае с автомобилем с автоматической коробкой передач, самое главное — убедиться, что путь свободен, и подстраховать автомобиль с рычагом переключения передач под контролем. И, конечно же, ни во что не врезаться.

Лучше всего освоить управление сцеплением на передней передаче, прежде чем пытаться делать это на задней передаче. При движении задним ходом, даже если он находится на пустой стоянке, вам нужно будет сосредоточить много внимания на том, чтобы следить за тем, куда вы движетесь, и сохранять устойчивое направление. Вы будете смотреть по сторонам через заднее стекло, и положение ног на педалях будет немного другим.

Точка укуса останется примерно такой же. Однако немного приподнимется задняя часть автомобиля, а не передняя.

Когда вы движетесь вперед, лучше всего дать машине немного газа, как только вы почувствуете точку укуса. В обратном направлении допустимо использовать сцепление для контроля скорости. Если вы постоянно сдаете назад (например, при параллельной парковке), ваша правая нога будет над педалью тормоза или на ней, и вы, вероятно, даже не будете использовать газ.

Вот как управлять сцеплением на автомобиле с механической коробкой передач при движении задним ходом на короткие дистанции:

  1. Вдавив педаль сцепления в пол, включите передачу заднего хода.
  2. Держите правую ногу над педалью тормоза. Если вы находитесь не на ровной поверхности, вам, возможно, придется начать с нажатия педали тормоза.
  3. Поднимите педаль сцепления до упора.
  4. Немного отпустите сцепление, пока автомобиль не начнет медленно двигаться назад. Держите скорость медленной, устойчивой и под контролем.
  5. По мере приближения к месту, где вам нужно остановиться, постепенно нажимайте на педаль тормоза, увеличивая давление на педаль сцепления.
  6. Плавная остановка при полностью выжатых педали тормоза и сцепления.

Вы «ездите на сцеплении», когда едете задним ходом? Да Вы. Езда на сцеплении изнашивает сцепление? Да, это так. Тем не менее, безопасно и под контролем, не выжав сцепления, почти невозможно задним ходом на короткое расстояние. В этой ситуации езда на сцеплении не является оскорбительной. Он использует необходимое оборудование для обеспечения безопасности. Вы не будете тратить достаточно времени на движение задним ходом, чтобы заметно повлиять на срок службы вашего сцепления.

Если вы двигаетесь задним ходом далеко, скажем, на полпути вниз, то используйте газ. Используйте ту же технику, что и для движения вперед, отпуская педаль сцепления и переходя на педаль газа. Держите скорость медленной и стабильной и контролируйте ее с помощью дроссельной заслонки. Но будьте готовы затормозить или вернуться к сцеплению, чтобы контролировать скорость.

Умение управлять сцеплением ведет к уверенному водителю с механической коробкой передач

​Как только вы освоите управление сцеплением, вы станете уверенным водителем с механической коробкой передач. Если вы дышите перед тем, как сесть за руль, и не слишком сильно думаете об этом, вы будете готовы к плавному и эффективному вождению независимо от того, на какой передаче вы находитесь.

Write a comment