В Госдуме предложили амнистию по штрафам ГИБДД для миллионов водителей — ГАИ
- ГАИ
- ПДД
фото globallookpress.com
В условиях санкционного давления Запада на российскую экономику, заметным подспорьем для автомобилистов страны может стать отмена штрафов за незначительные нарушения ПДД. Портал «АвтоВзгляд» сообщает подробности депутатской инициативы на эту тему.
Максим Строкер
Предложение организовать амнистию для водителей-нарушителей Правил поступило от депутата Госдумы Ивана Сухарева. В своем письме на имя председателя Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева он мотивирует свою идею тем, что такая мера может снизить степень санкционного давления, организованного западными странами, на россиян. Письмо Сухарева опубликовала RT.
В своем послании депутат оповещает главу ВС о своей работе над законопроектом об отмене административных взысканий, наложенных на граждан России за нарушения правил дорожного движения. По мысли разработчика, амнистировать следует попавших под действие «автомобильной» 12 главы КоАП РФ людей, совершивших незначительные правонарушения, не представлящие серьезной общественной опасности. Особо отмечается, что никакого снисхождения не стоит ожидать нарушителям требований ПДД относительно езды в нетрезвом состоянии, тех, кто передал управление машиной пьяному, а также водителям, отказавшимся от медосвидетельствования на предмет опьянения.
Известно, что львиная доля нарушений ПДД российскими автомобилистами относится именно к категории «незначительных». Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что за прошлый год ГИБДД составила на водителей без малого 180 млн постановлений за различные нарушения ПДД.
фото globallookpress.com
Из них 160,7 млн. — на основании данных автоматической фиксации с камер ГИБДД. Порядка 80% «автоматических» штрафов приходится на незначительное превышение скорости на 20—40 км/ч. При этом полицейская камера фиксирует, что машина едет быстрее, чем положено всего на несколько км/ч. В большинстве случаев, подобное происходит случайно, без умысла человека, сидящего за рулем.
Известно также, что из всей многомиллионной суммы штрафов ГИБДД за 2021 год граждане нарушители оплатили меньше половины. Таким образом, если антисанкционная инициатива депутата Сухарева по водительским штрафам получит поддержку, под амнистию попадут миллионы постановлений ГИБДД, составленные в отношении миллионов российских автовладельцев.
Заметим, что и сама Госавтоинспекция с пониманием относится к проблемам автовладельцев, оказавшихся сейчас в ситуации дикого роста цен на автозапчасти и комплектующие. В связи с этим, в конце марта 2022 года МВД разослало в подразделения ГИБДД от имени первого замминистра Александра Горового указание, предписывающее не штрафовать водителей за мелкие нарушения, такие как: управление машиной с негорящей фарой, на изношенных покрышках, с неработающим «ручником» и с оторванными брызговиками.
- Автомобили
- Тест-драйв
Знакомимся с трудягой, которого уже нельзя называть «скромным»
26506
- Автомобили
- Тест-драйв
Знакомимся с трудягой, которого уже нельзя называть «скромным»
26506
Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:
- Telegram
- Яндекс. Дзен
штрафы, суд, ПДД, госдума, КоАП, безопасность дорожного движения, ГИБДД
Конституционный суд сверил часы и дни с КоАП – Авто – Коммерсантъ
Конституционный суд (КС) обязал нижестоящие суды отсчитывать срок давности привлечения к административной ответственности со дня совершения правонарушения. Речь идет о двух месяцах для случаев, когда дела рассматривает, например, ГИБДД или другие ведомства, и о трех месяцах — в случае судебных разбирательств. Сегодня ряд судов, ссылаясь на разъяснение Верховного суда, начинают отсчет срока со следующего после нарушения дня — такой подход КС считает неверным. Причина кроется в неточных формулировках КоАП, которые должны быть исправлены.
Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ
Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ
Постановление КС РФ касается дела москвички Ольги Мельниковой, по вине которой 22 декабря 2020 года произошло ДТП. На одной из столичных улиц она резко затормозила, водитель следовавшего за ней автобуса также прибег к экстренному торможению. В результате один из пассажиров упал и сломал руку. Госпожа Мельникова уехала (вероятно, не зная о происшедшем), водитель автобуса вызвал скорую помощь и ГИБДД. Инспекторы, исследовав данные с камер и показания свидетелей, выяснили личность водителя машины и оформили материалы по ч. 2 ст. 12.27 КоАП (оставление места ДТП). 22 марта 2021 года мировой судья лишил Ольгу Мельникову водительских прав на год. Она обжаловала это решение, ссылаясь на ст. 4.5 КоАП, в которой сказано, что привлечь к ответственности за правонарушение можно в течение трех месяцев (в случае рассмотрения дела судом, для постановлений ГИБДД срок составляет два месяца) со дня нарушения. Таким образом, по мнению госпожи Мельниковой, суд первой инстанции не правомочен был лишать ее водительского удостоверения — срок давности истек 21 марта 2021 года. Вышестоящие суды жалобу отклонили, ссылаясь на постановление пленума Верховного суда (ВС) 2005 года, в котором сказано, что срок давности исчисляется со следующего после нарушения дня, то есть 22 марта он еще не закончился.
Конституционный суд, куда обратилась госпожа Мельникова, указал, что КоАП в части исчисления сроков содержит «неопределенность» и противоречия: различные механизмы исчисления сроков содержатся в разных статьях кодекса. Это, в свою очередь, приводит к разнородной судебной практике. «Закрепляя сроки и правила их исчисления, законодатель обязан проявлять надлежащую заботу о качестве устанавливаемых норм, чтобы исключить их неоднозначную интерпретацию на практике»,— сказано в опубликованном разъяснении КС. Отмечая позицию ВС о том, что срок давности можно считать по-разному в зависимости от категории нарушения (оконченное или действующее), КС посчитал, что в действующем КоАП нет «оснований для такой дифференциации».
Отныне все суды должны исчислять сроки давности строго со дня нарушения. Госдума обязана «незамедлительно» внести уточняющие изменения в кодекс. Дело Ольги Мельниковой подлежит пересмотру.
Отметим, разъяснения КС коснутся всех административных нарушений, предусмотренных КоАП, абсолютное большинство которых фиксирует сегодня ГИБДД (в 2021 году она возбудила более 182 млн дел в отношении нарушителей ПДД).
«КоАП в свое время принимали в спешке, и теперь его приходится «рихтовать» вот такими точечными решениями»,— выразила удовлетворение выводами КС эксперт по безопасности движения, юрист Катерина Соловьева. Впрочем, адвокат, партнер BGP Litigation Сергей Лисин с ней не согласен. Сроки давности вызывали немало дискуссий в профессиональных и научных кругах, напоминает он, поэтому в 2005 году ВС и выпустил постановление пленума. С тех пор, утверждает эксперт, абсолютному большинству судов и адвокатов стало понятно, что считать сроки нужно со следующего дня после нарушения, к этому за 15 лет все привыкли. «Но судьи КС, найдя оставшийся 1% девиантной судебной практики, решили рассмотреть сомнительный с точки зрения важности судебный кейс и пересмотреть старые и хорошо работающие правила,— жалуется господин Лисин.— Полезность данного новаторства, думаю, будет абсолютно нулевой или даже отрицательной». Он опасается, что суды после публикации постановления КС и принятия поправок к КоАП будут снова путаться: «Новые словесные обороты в кодексе придется заново всем вместе толковать и, видимо, ждать новый пленум ВС РФ, который расставит все по полкам».