Blog Detail

  • Home
  • Почему в россии левостороннее движение: В России появилось левостороннее движение :: Autonews

Почему в россии левостороннее движение: В России появилось левостороннее движение :: Autonews

В России появилось левостороннее движение :: Autonews

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Autonews

Телеканал

Pro

Инвестиции

Мероприятия

+

Новая экономика

Тренды

Недвижимость

Спорт

Стиль

Национальные проекты

Город

Крипто

Дискуссионный клуб

Исследования

Кредитные рейтинги

Франшизы

Газета

Спецпроекты СПб

Конференции СПб

Спецпроекты

Проверка контрагентов

Библиотека

Подкасты

ESG-индекс

Политика

Экономика

Бизнес

Технологии и медиа

Финансы

РБК КомпанииРБК Life

adv. rbc.ru

adv.rbc.ru

Читайте также

В России появилось левостороннее движение

Лихорадочная подготовка к саммиту АТЭС, который состоится во Владивостоке в сентябре, приводит к совершенно фантастическим курьезам: открытые Дмитрием Медведевым мосты на остров Русский закрывают обратно на доделку, построенные в спешке трассы смывает первым же дождем, а в самом Владивостоке ряд улиц переводят на левостороннее движение.

Такое редкое в наших широтах явление можно наблюдать на улицах Семеновской и Мордовцева. Вызвано оно тем, что в спешке перед открытием моста Золотой Рог, дорожники просто не успели придумать другую схему движения, которая бы исключала пересечение транспортных потоков. Управление ГИБДД по Приморскому краю осталось таким «изящным» решением недовольно, так как оно прямо противоречит Федеральному закону «О безопасности дорожного движения». Для большей безопасности «левые» полосы даже отгородили бетонными блоками, но водители все равно по привычке заезжают на «встречку»; а перекресток на Семеновской площади им приходится пересекать по диагонали, чтобы оказаться в нужном ряду.

«Как в Японии! Теперь ждем полного запрета левого руля», — шутят дальневосточные блогеры, и сравнение именно со страной Восходящего Солнца, а не с Англией, обоснованно: ведь подавляющее большинство машин в городе – подержанные «праворульки» из Японии. Они настолько популярны, что во Владивостоке даже воздвигнут памятник правому рулю – барельеф с изображением революционного матроса, поднимающего руль в правой руке и надписью «Правый навсегда!»

В целом, ноу-хау вызывает у людей непонимание и раздражение: «Совершенно непонятно, зачем вообще нужно ехать вверх по Мордовцева, если на Океанский проспект выехать все равно нельзя – нужно разворачиваться обратно на Алеутскую», — вопрошает один блогер.

«Может такое движение и должно улучшить ситуацию на бумаге, но пока привыкнешь, запомнишь перекрестки… и даже запомнив – за разговором или в задумчивости уедешь не туда», — подхватывает другой, предрекая «великое стояние» на левосторонних улицах.

Любопытно отметить, что опыт с организацией левостороннего движения нельзя назвать уникальным для России: каждый год 9 мая парадные ЗИЛы 115б на Красной Площади объезжают войска именно в левостороннем порядке.

Статьи

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

История лево- и правостороннего движения. Страны. Примеры

Давным-давно было подмечено, что распределение движения по дороге на определённую сторону даёт возможность избежать различных заторов и столкновений повозок и фаэтонов. Но до сих пор человечество не может договориться, каким образом всё же организовать дорожное движение, чтобы устраивало всех. Поэтому и существуют транспортные артерии как с правосторонним (почти три четверти всех дорог) движением, так и с левосторонним. Разумеется, и автомобили выпускаются в настоящее время или с левым, или с правым рулём.

Корень проблемы уходит в психофизиологию. Индивиды делятся на тех, у кого доминирует работа правого полушария (это левши) и тех, у кого доминирует работа левого полушария (это правши). Есть ещё амбидекстры (одинаково владеющие и левой, и правой рукой). Но последних мало, это скорее исключения. Соответственно, в давние времена каждый путник (пешеход), неся какую-либо поклажу на плече, придерживал её правой (ведущей) рукой, и поэтому инстинктивно, стараясь уберечь своё имущество от встречного столкновения, прижимался к правой стороне тропинки (дороги). Верховому или управляющему вожжи тоже было проще натягивать более сильной правой рукой, поэтому они забирали вправо. Однако многие в то время были вооружены, и ударная рука с мечом должна была быть ближе к встречному противнику. То есть вооружённым людям проще было разъезжаться по левой стороне. Это уже вызывало противоречие в передвижении. Там, где исторически было много воинов и военных походов, движение складывалось левостороннее (например, в Римской империи). Войска постоянно перемещались, и левые колеи всегда были разбиты больше (по ним двигались гружёные повозки).

Система правостороннего движения стала складываться только тогда, когда люди перестали подозревать врага в каждом встречном. Вправо нужно было принимать и во время правления Петра Первого: повозки разъезжались именно так.

Официальное принятие правостороннего движения состоялось в 1752 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны. Однако в Англии в 1776 г., оказавшейся верной древнеримским традициям, был принят «Дорожный акт», согласно которому доминирующим необходимо было считать левостороннее движение. В остальных странах по этому вопросу наблюдались разброд и шатание, консенсус отсутствовал. Принято считать, что в континентальной Европе правостороннее движение было введено Наполеоном, распространившим на весь континент французские правила дорожного движения. Правда, это касалось лишь тех государств, которые были под его подчинением. Левосторонними продолжали оставаться такие страны, как Британия, Швеция, Австро-Венгрия и Португалия.

В результате именно Англия стала детерминировать распространение левостороннего движения по всей планете. Прежде всего речь идёт о её колониях-доминионах: Индии, Австралии и других. В Японии левостороннее движение было введено после того, как британцы построили там первую железную дорогу. В России тоже есть железная дорога с левосторонним движением. Это участок Москва-Рязань. Его строили под руководством английских специалистов.

Если вернуться к автомобильным дорогам и первым машинам, то следует вспомнить, что первые безлошадные экипажи управлялись торчащим из пола рычагом. Сила для него требовалась немалая, потому водитель сидел слева и управлял правой (ведущей) рукой. Со временем неудобный рычаг заменили рулевым колесом. Крутить его нужно двумя руками, но для этого приходилось сидеть прямо за ним. Но к какому боку лучше сместить рулевое колесо? Сначала баранку ставили ближе к краю дороги — справа для правостороннего движения и слева для левостороннего. Так было проще выходить водителю. Но автомобилей становилось больше, и основное внимание шофёра стали занимать встречные и обгоняющие машины. Поэтому водителя было решено пересадить. Первой моделью с левым рулём и правильной посадкой водителя стал Ford T 1908 г. выпуска.

Европейцы, которые выпускали общедоступные автомобили также перешли на «левый руль», а вот производители быстроходных марок сохраняли правило «правого руля». Согласно ещё одному предположению следует, что расположение руля с левой стороны удобно тем, что водитель не выходит на проезжую часть, а безопасно попадает на тротуар.

Уже в 20-х гг. ХХ столетия водительское место на подавляющем большинстве автомобилей располагалось со стороны встречного потока. Постепенно в большинстве государств было принято и правостороннее движение: Бельгия ввела его в 1899 г., Португалия – в 1928 г, Испания – в 1930 г., Австрия и Чехословакия – в 1938 г. Королевство Швеция «поправело» лишь в 1967 г. Оно стало последним государством в континентальной Европе, где сохранялось левостороннее движение. Это создавало массу неудобств при пересечении границы, особенно в сельской местности, где пограничные кордоны часто просто не были обозначены. К тому же в Швеции все автомобили были с левым рулем. Производители отказывались изготавливать праворульные машины для такого маленького рынка. Примечательно, что всех людей это устраивало. На референдуме 1955 г. 83% шведов высказались за сохранение текущего положения дел. Лишь через восемь лет шведский парламент, не спрашивая граждан, принял постановление о переходе с 5 часов утра 3 сентября 1967 г. (день «Н») на правостороннее движение. В результате все автомобили просто переехали на другую сторону дороги и стали ездить по новым правилам. В первый месяц аварийность упала почти до нуля — водители были предельно аккуратными. Но затем число ДТП вернулось к прежнему уровню.

На следующий год, в 1968 г., воодушевившись примером Швеции, Исландия провела аналогичную операцию под тем же названием.

Сегодня в Европе осталось всего четыре страны с левосторонним дорожным движением: это Великобритания, Ирландия, Мальта и Кипр. Государства, не желающие подстраиваться под соседей, состыковывают разные форматы движения на границах. На крупных магистралях приходится строить причудливые развязки.

Въезд в левостороннюю страну на правостороннем автомобиле (и наоборот) в большинстве случаев легален. Куда сложнее неправильному автомобилю получить регистрацию. В Австралии леворульные машины просто запрещены: те, кто их ввозят, должны обязательно потратиться на переоборудование. В Новой Зеландии надо получать специальное разрешение. А в Словакии и Литве праворульные машины просто не регистрируют. В России ещё несколько лет назад раздавались призывы к приобретению праворульных автомобилей. Во многом это было связано с ввозом подержанных машин из Японии. Но с ростом благосостояния люди стали предпочитать покупать новые автомобили. А их поставляют уже с левым рулем. Так что проблема сама собою исчезла.

Основным правилом правостороннего движения является необходимость держаться правой стороны, а левостороннего — левой. Конечно, для правшей изначально достаточно сложно перейти на левостороннее движение, но достаточно несколько раз попробовать и достаточно быстро всё становится на свои места.

Говоря о достоинствах и недостатках левостороннего движения, нельзя исключать конструктивные особенности автомобиля, поскольку именно от них зависит безопасность как водителя, так и пассажиров.

Среди плюсов можно отметить следующее. Праворульные автомобили, несмотря на то, что они предназначены для левостороннего движения, также эксплуатируют при правостороннем. Более того, это считается безопасным, поскольку при столкновении удар приходится на левую сторону, и вероятность того, что водитель не пострадает, гораздо выше. Праворульные автомобили угоняют гораздо реже (в странах с правосторонним движением), поскольку многие считают их неудобными и нефункциональными. Непривычный взгляд водителя с правой стороны позволяет с другого ракурса оценить ситуацию на дороге, что может привести к снижению непредвиденных ситуаций.

При этом есть и ряд недостатков, которые играют важную роль не только при левостороннем движении, но и при правом расположении руля. Так, совершать обгон на праворульном автомобиле достаточно неудобно. Проблему можно решить, установив продуманную систему зеркал. В целом, единственным недостатком левостороннего движения является его нераспространённость. На сегодняшний день, более 66% населения придерживаются правостороннего движения, и переход на левостороннее создает ряд неудобств. Более того, только 28% дорог мира являются левосторонними.

Кардинальных отличий левостороннего движения от правостороннего нет, просто всё происходит с зеркальным отображением, что и заставляет водителей, которые привыкли к правостороннему движению, путаться.

Существуют и исключения из правил. Так, в Одессе и Санкт-Петербурге существуют улицы с левосторонним движением, которые предназначены для разгрузки улиц от большого количества автомобилей. В центре Европы, в Париже, на авеню генерала Лемонье (единственная улица) придерживаются левостороннего движения.

Спасибо за внимание к данной статье! Не забывайте брать с собой в поездку международное водительское удостоверение. С ним Вы сможете чувствовать себя уверенным на любой дороге — будь то с правосторонним или левосторонним движением. 

Почему в некоторых странах левостороннее движение?

Для британских водителей за границей необходимость ехать по противоположной стороне дороги потенциально может стать серьезным источником стресса и путаницы.

На самом деле, согласно недавнему исследованию, проведенному компанией Insurance4carhire, до 40 % аварий, вызванных британскими водителями во время отпуска, напрямую связаны с непониманием того, на какой стороне дороги им следует ехать.

Но на самом деле Британия находится в меньшинстве, когда речь заходит о левостороннем вождении, поскольку в настоящее время около 75 процентов населения мира ездит по правой стороне дороги.

В США, Китае и России правостороннее движение, в то время как большинство стран с левосторонним движением, кроме Великобритании, конечно, являются бывшими британскими колониями и включают в себя такие страны, как Индия, Австралия и страны Карибского бассейна.

Но почему в некоторых странах принято левостороннее движение, а в других — левостороннее?

Погонщики колесниц и воины-самураи

Первоначально считалось, что большинство людей в древние времена использовали для передвижения левую сторону дороги, так как большинство людей были правшами и поэтому несли поводья в их ведущей руке.

Согласно статье в National Geographic , древние римляне использовали левую сторону для своих колесниц, поводья держали в правой руке, а хлыст, чтобы поощрить своих лошадей, — в левой. Путешествие слева означало, что было меньше шансов, что они случайно ударят другого проходящего мимо путешественника, и поэтому, возможно, люди начали выбирать слева из вежливости.

Кроме того, избегание порки со стороны ваших попутчиков также означало, что у вас была свободная правая рука, чтобы вытащить меч, если вам нужно было сражаться верхом, с более сильной рукой, более способной владеть оружием.

Похожая история из Японии, которая является одной из немногих современных стран мира с левосторонним движением, но которая в какой-то момент не была британской колонией.

В феодальную эпоху воины-самураи носили свои мечи на левой стороне, чтобы их правая рука могла легко добраться до рукояти и вытащить ее в случае необходимости защищаться. Как и у римлян, движение слева стало обычаем, чтобы предотвратить столкновение катаны с другими прохожими, но при этом иметь возможность защитить себя от нападения.

Хотя Япония никогда не была колонией Великобритании, британцы все же имели определенное влияние на то, как строилась инфраструктура страны, поскольку первая железнодорожная сеть Японии была профинансирована и спроектирована британцами в 1872 году. левосторонние, как и в Великобритании, сеть железных дорог помогла Японии закрепить предпочтение левостороннего движения до 1945 года, когда после Второй мировой войны США взяли под свой контроль префектуру Окинава.

Принуждая граждан к правостороннему движению, как в США, японцам не потребовалось много времени, чтобы вернуться к левостороннему движению, что они и сделали в 1978 году. с правой стороны сегодня немного менее четкая, но общепризнано, что французский завоеватель Наполеон Бонапарт сыграл в ней значительную роль.

Различные исторические отчеты и рассказы утверждают, что до Французской революции французская аристократия заставляла крестьян пользоваться правой стороной дороги, оставляя левую для богатых. Во время самой революции некоторые даже пытались избежать гильотины, двигаясь по правой стороне, надеясь смешаться с простыми людьми.

Европа в состоянии войны

Независимо от того, правда это или нет, Наполеон действительно ввел использование правой стороны во всех завоеванных им странах, включая большую часть Европы, а также части России и Германии.

Швеция и Финляндия приспособились к правостороннему движению после финской войны с Россией в 1808 году, а Адольф Гитлер, в свою очередь, ввел правостороннее движение в Чехословакии и Австрии. К 1930-м годам Великобритания была почти единственной в Европе левосторонним движением.

Люди в Соединенных Штатах тоже не всегда ездят справа. Как и в Англии, раннее американское движение было левосторонним, но предполагается, что смещение вправо произошло в 1700-х годах в ответ на увеличение размера повозок, которые требовали нескольких упряжек лошадей, чтобы их тянуть.

Как правило, в этих повозках часто не было места возницы, и вместо этого возница сидел на левой задней лошади, чтобы его правая рука была свободна, чтобы лучше хлестать лошадей и держать их всех в строю. Сидя слева, водители приспособились к движению по правой стороне дороги, чтобы лучше видеть, что впереди.

Тем не менее, шаг, который официально стандартизировал направление движения в США, произошел, когда Генри Форд принял решение о массовом производстве автомобилей с левосторонним управлением и рулевым колесом. Причина, видимо, заключалась в том, что такая конфигурация была бы более удобной для пассажиров, которые могли бы выйти прямо на бордюр.

Экономика и суеверия

По мере того, как популярность и влияние автомобилей Ford распространялись по всему миру, многие страны приспособились к правостороннему вождению, хотя некоторые из них медленнее, чем другие. В то время как Канада перешла на правостороннее движение в 1920, в 1970 году Бирме потребовалось на пятьдесят лет больше, чтобы осуществить переход. Сообщается, что известный суеверный и эксцентричный деспот приказал всем в своей стране начать движение по правой стороне дороги, а не по левой, по совету волшебника.

Сегодня практически каждый автомобиль в стране имеет правосторонний руль, но все еще есть много старых автомобилей и автобусов с рулем на противоположной стороне, а также старые светофоры и знаки, расположенные не на той стороне дороги. .

Последней страной, где перешли на другую сторону дороги, по которой ездят автомобили, было Самоа, которое сделало это изменение еще в 2009 году. В 6 часов утра 8 сентября года на улицах зазвучали сирены, и водителям было приказано двигаться. с правой стороны дороги на левую.

Несмотря на широкую оппозицию переходу, правительство страны ввело его, чтобы покончить с зависимостью Самоа от дорогих автомобилей с левым рулем из США, а для предотвращения несчастных случаев был введен трехдневный запрет на употребление алкоголя.

Узнать цены на новые автомобили можно здесь

Почему в Великобритании левостороннее движение, а в большинстве других стран правостороннее?

Вполне возможно, что обычай левостороннего движения восходит к доисторическим временам и позже использовался как ранняя мера безопасности дорожного движения. В то время, когда главной опасностью на дорогах были ограбления, осторожные путники обгоняли встречных слева с мечом навстречу прохожему.

Узнайте больше о коллекциях музея.

Правило держаться слева не стало законом в Британии до тех пор, пока увеличение движения лошадей не сделало необходимым какое-то правоприменение. До этого водители автобусов, отправляющихся из Лондона в деревню, просто выбирали самый твердый участок дороги. Основные даты введения законодательного требования держаться левой стороны:

  • 1756 – Лондонский мост
  • 1772 – Города в Шотландии
  • 1835 — Все дороги Великобритании и Ирландии

В Европе Папа Бонифаций VIII велел паломникам держаться левой стороны в 1300 году. Позже классовое различие во Франции означало, что аристократы вели свои экипажи по левой стороне дороги, заставляя всех остальных двигаться в центр или вправо — стороны рук. На самом деле держаться левой стороны можно было только при езде верхом или вождении. С началом Французской революции в 1789 г.и последующая декларация прав человека в 1791 году, многие аристократы решили держаться «бедной стороны» дороги, чтобы не привлекать к себе внимания. Держаться правой стороны дороги также рассматривалось как способ бросить вызов более раннему папскому указу.

Последующие Революционные войны и европейские завоевания Наполеона привели к распространению правого вождения в Швейцарии, Германии, Италии, Польше, Испании, Бельгии и Нидерландах. Наполеон приказал своим армиям использовать правую сторону дороги, чтобы избежать заторов во время военных маневров. Страны, сопротивлявшиеся вторжению — Великобритания, Австро-Венгерская империя, Россия и Португалия — в основном держались левее.

Нидерланды перешли на правостороннее движение в 1795 году, но голландские колонии на Дальнем Востоке продолжали старую практику. Дания не была захвачена французами, но изменилась в 1793 году. Россия не переключалась до 1916 года. Чехословакия и Венгрия были последними странами континентальной Европы, которые остались левыми, сдвинувшись вправо только после вторжения Германии в конце 1930-х годов.

Португалия сделала переход слева направо в 1920-х годах; страны с пограничными переходами обнаружили, что существует большая путаница, если водители должны переходить на другую сторону дороги при проезде из страны в страну. Швеция оставалась слева до 1967 и поменяли направо после продолжительной кампании по безопасности дорожного движения.

В Австрии с 1805 по 1939 год половина страны ездила по левой стороне, а другая половина, территория, захваченная Наполеоном, — по правой!

Большая часть Британской империи приняла британский обычай левостороннего движения, хотя Египет, который был завоеван Наполеоном, продолжал использовать правостороннее движение после того, как стал британской зависимостью.

Write a comment