Содержание
Дорога | это… Что такое Дорога?
У этого термина существуют и другие значения, см. Дорога (значения).
Путепровод в Волгодонске
Доро́га — путь сообщения для передвижения людей и транспорта, составная часть дорожной инфраструктуры.
Автомобильная доро́га — объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя комплекс функционально связанных конструктивных элементов и искусственных инженерных сооружений, специально предназначенных для обеспечения безопасного движения автомобильных и других транспортных средств с расчётными скоростями, нагрузками и габаритами, с заданной интенсивностью движения в течение длительного времени, а также участки земель, предоставленные для размещения этого комплекса и пространство в пределах установленного габарита.
Определение понятия «дорога» в России закреплено законодательно. Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. В Федеральном законе от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» даётся определение автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог
Сельская дорога в Словении | Горная дорога |
Содержание
|
История
Дороги в древние времена
Свит-Трек — древняя дорога в Англии
Наиболее древние дороги относятся к IV тысячелетию до н. э. К началу данного тысячелетия относятся дорога, найденная у города Ур в Месопотамии и дорога, найденная рядом с английским городом Гластонбери. Одна из наиболее древних дорог в Европе, названная Свит-Трек, обнаружена на острове Великобритания. Дорога, которая сооружена в XXXIX веке до н. э., состоит из наложенных друг на друга перекладин из молодых ясеня, дуба и липы и дубового настила поверх них. К древнейшим мощёным дорогам относят дороги, найденные на острове Крит. Критские дороги покрыты известняковыми плитами толщиной до 15 см и датируются III тысячелетием до н. э. Кирпич для мощения дорог впервые был использован в древней Индии около 3000 лет до н. э.
Развитие дорожной сети связано с появлением вьючного и колёсного транспорта. В государствах древнего мира строительство дорог имело очень большое значение из-за необходимости осуществлять завоевательные походы и организовывать торговлю. Дороги с каменным покрытием существовали в Хеттском царстве, Ассирии, империи Ахеменидов.[1] В составе ассирийской армии имелись специальные подразделения, занимавшиеся строительством мостов и выравниванием дорог для боевых колесниц. В Ахеменидской империи Дарием I была построена царская дорога из Эфеса в Сарды и Сузы длиной 2600 км. На царской дороге были установлены дорожные столбы с указанием расстояний, станции на расстоянии дневного перехода с гостиницами, конюшнями для смены лошадей, продовольственными складами и гарнизонами. [1]
К началу нашей эры в Европе и Азии сложилась достаточно развитая дорожная сеть, включавшая трансконтинентальные дорожные пути. К таким дорогам относятся Великий шёлковый путь, морской путь между Египтом, Анатолией и Месопотамией, царский путь между Египтом и Персией, ладанный путь между Аравийским полуостровом и средиземноморскими странами, оловянный путь между полуостровом Корнуолл в Великобритании и Средиземноморьем, янтарный путь между Средиземным морем и Прибалтикой, лазуритовый и нефритовый пути.
Наиболее развитая сеть дорог сложилась в Древнем Риме.[1]
Римские дороги
Основная статья: Римские дороги
Римская дорога в Помпеях
Алькантарский мост в Испании
К самым древним дорогам Рима относятся Аппиева дорога (312—244 годы до н. э.) и Фламиниева дорога (220 год до н. э.).[1] Римские дороги строились с целью увеличения скорости передвижения войск и торговых караванов. Дорожная сеть в Риме разрасталась вместе с ростом самой империи: после завоевания новых территорий к Риму начиналось строительство легионерами магистральной дороги, связывавшей новую провинцию со столицей империи. Строительство таких дорог осуществлялось на государственные деньги, а также на деньги жителей городов и собственником земель, по которым проходила дорога. Каждая магистральная дорога получала имя либо в честь цензора, которым была построена или отремонтирована, либо по области назначения. В дальнейшем дорожная сеть в данной провинции развивалась усилиями римских граждан, которые получали наделы и в процессе колонизации создавали местные дороги, примыкавшие к магистральной.
Ширина римских дорог составляла обычно около 3,5 м, дороги также имели пятислойные дорожные одежды толщиной до 1 м.[1] Иногда дороги оборудовались колеёй для повозок. Рядом с мощёной частью дороги располагались грунтовые тропы, предназначенные для вьючного и верхового транспорта. Дороги прокладывались длинными прямыми участками, римляне старались не строить объездных дорог, поэтому получались достаточно крутые подъёмы. На повороте дорогу расширяли в два раза, поскольку римские двухосные повозки не имели поворачивающейся передней оси. При прохождении дороги через водное препятствие оборудовались каменные броды, через глубокие реки строились арочные мосты или оборудовались паромные переправы, в горах сооружались тоннели.
На римских дорогах стояли мильные камни или миллиарии — цилиндрические каменные столбы высотой от 1,5 до 4 м и диаметром от 50 до 80 см, на которых указывалось расстояние до Рима и имя императора. Масса таких столбов достигала двух тонн. Золотой миллиарий, от которого отсчитывалось расстояние до всех прочих, был установлен императором Октавианом Августом у храма Сатурна на римском форуме.
Октавиан Август также ввёл систему почтовой службы.[1] Курьеры доставляли почтовые сообщения по всем дорогам Рима. Почтовая служба была настолько хорошо налажена, что при благоприятных условиях курьеры на повозках могли в день проехать около 75 км. Почтовая служба была опасным занятием, так как курьеры часто становились целью для разбойников и врагов Рима.
На магистральных дорогах для частных лиц были построены гостиницы, а для официальных лиц — станции, на которых меняли лошадей, можно было получить ночлег и питание, содержали станцию жители близлежащего селения.
Вдоль дорог для духовной поддержки путников также сооружались храмы, в основном в честь богов, защищающих путешественников, — Меркурия, бога торговли и покровителя путешественников и Диане, защитнице дорог. Также возле дорог императорами и состоятельными гражданами сооружались памятники, прославлявшие императоров, военачальников, победы римских войск.
Для поездки послов, военачальников и чиновников, доставки посланий, оружия, строительных материалов, осуществления государственных пассажирских и грузовых перевозок необходимо было предъявить подорожную, подписанную наместником провинции от имени императора.
Общая длина римских дорог (с учётом грунтовых и гравийных) к IV веку до н. э. составила 300 тыс. км.[1] В этот период функционировало 372 магистральных дороги, из которых 29 сходились у Рима. [1] Дороги сыграли роль в падении Западной Римской империи, облегчив вторжение варваров на территорию Рима. Отдельные римские дороги сохранились до настоящего времени.
Дороги инков
Основная статья: Дороги инков
Дорога инков в Мачу-Пикчу
В Америке развитую дорожную сеть для вьючных лам и бегущих посменно гонцов построили инки, общая длина которой составляла 16 тыс. км.[1] Дороги инков охватывали всю империю Инков, расположенную на территории современных Перу, Эквадора, Колумбии, Боливии, Чили и Аргентины. Дороги соединяли центры провинций, а главные пересекались в городе Куско. Протяжённость самой длинной дороги составляла 6600 км. На каждой дороге были сооружены постоялые дворы через определённые промежутки, также на дорогах были установлены столбы с указанием расстояний.
Дороги в Средние века
После падения Западной Римской империи дорожная сеть в Европе пришла в упадок. Основным становится внутреннее водное сообщение, например, в Киевской Руси важное значение имел торговый путь «из варяг в греки». Дорожные работы в Средние века в основном заключались в ремонте грунтовых дорог и строительстве мостов. Монашеский орден «Братьев-мостостроителей» за время своего существования (XII—XVI века) построил около 1700 мостов.[1]
В VIII веке активно строились дороги в Арабском халифате. Наиболее качественно были сооружены дороги, ведущие в Багдад.[2]
В Италии дорожное строительство начало вновь развиваться в XV—XVI века, построены дороги, ширина которых рассчитана на проезд двух экипажей.[1]
Дороги в Новое время
Дилижанс (Франция, 1906 год)
Возрождение строительства дорог в Европе в основном связано с формированием государств с абсолютной монархией, правителям которых были нужны дороги для эффективного централизованного управления. Первоначально проводили восстановление римских дорог, соединяя их уцелевшие участки, затем перешли к строительству новых. Во Франции при Генрихе IV появилось управление по строительству дорог и мостов. Первой крупной дорогой, появившейся во Франции, стала дорога из Парижа в Орлеан длиной 256 км. Чтобы ускорить сооружение дороги, был издан королевский указ, по которому поставщики вина из Орлеана в Париж на обратном пути должны были захватить с собой камни и привезти в указанное место.[1] В 1621 году в Англии были установлены ограничения на движения по дорогам, включавшие предельный вес повозки, а также предписание экипажам двигаться с одной стороны.[1] В 1747 году в Париже было открыто первое высшее учебное заведение для подготовки специалистов по транспорту под названием «Школа мостов и дорог».[1] В дальнейшем оно получило мировую известность.
В Англии в XVII веке строительство дорог было возложено на местные власти, что привело к неудовлетворительному их состоянию. В целях исправления ситуации появились дорожные тресты, первый из которых создан в 1706 году, для строительства хороших дорог и взимания платы с проезжающих. К XIX веку в Англии появилось 1100 трестов, построивших 36,8 тыс. км дорог. «Бунты Ребекки» в Кармартеншире в 1839—1844 годах привели к распаду системы дорожных трестов.
Постепенное совершенствование повозок в XVI—XVII веках, начало технического прогресса привели к необходимости совершенствования дорожного строительства, улучшения дорожной сети. Появились экипажи с кузовом, подвешиваемыми на ремнях, затем на деревянных рессорах, а позднее на стальных. Для них существующие дороги из крупных камней с неровным покрытием и отсутствием водоотвода были неудобны. В конце XVIII века в Западной Европе для дорожного покрытия стали использовать пакеляж — камни в форме усечённой пирамиды, которые устанавливались вплотную друг к другу основанием конуса на грунтовое и песчаное основание. В отличие от традиционного подхода, при котором камни ставились остриём вниз, при пакеляже проезд повозок обеспечивал уплотнение основания.[1] Во Франции пакеляж внедрял П. Трезаге, в Великобритании — Т. Телфорд. Подобное покрытие просуществовало до 1930-х годов, пока не выяснилось, что оно непригодно для автомобильного транспорта. [1]
В 1806 году шотландский инженер Джон Мак-Адам предложил покрытие толщиной 25 см, состоящее из двух слоёв щебня: более крупного — внизу, мелкого — вверху. При этом покрытии воздействие колёс также обеспечивало уплотнение основания.[1] Впоследствии Мак-Адам стал главным инженером Британии. В 1828 году для укатки щебёночного покрытия ввели катки, в 1859 году появились паровые катки.[1]
Дороги в Новейшее время
Асфальтоукладчик на строительстве дороги
В XX веке ситуация в дорожном хозяйстве кардинально изменилась в связи с появлением автомобильного транспорта. Использование автомобилей выдвинуло новые требование к дорожному покрытию. Ещё в XIX веке на городских улицах пытались внедрить новый тип покрытия — беспыльное покрытие из трамбованного асфальта (разогретого в котлах щебня из природных известняков или песчаников, пропитанных битумом, который уплотнялся на каменном основании).[1] В 1902—1914 годах на дороге из Ниццы в Монте-Карло швейцарским врачом Э. Гуглильминетти проведена поливка каменноугольным дёгтем и засыпка песком.[1] В дальнейшем дорожное покрытие связано с применением вяжущих материалов, наиболее удачным из которых стал новый тип покрытия — асфальтобетон.[1]
Изменились также методы прокладки дорог: от длинных прямых дорог, которые были характерны ещё для римских дорог, перешли к клотоидным трассам — кривым с плавно меняющейся кривизной с короткими прямыми участками.[1]
Автомобильная дорога
Дорога, предназначенная для автомобилей и перевозок грузов. Автомобильные дороги имеют большое количество перекрёстков, пересечений с железнодорожными путями и трубопроводами, и потому проектируются с учётом требований техники безопасности. Стоимость работ по текущему ремонту и содержанию автодорог определяется подсчётом продукции дорожного хозяйства. В некоторых странах для финансирования работ по поддержанию хорошего состояния автодорог введена плата с водителей за проезд по некоторым дорогам.
История дорог в России
При подготовке к походу на Новгород в 1014 году князь Владимир Святославич приказал «теребить путь и мостить мосты». Для этого специально готовились и высылались вперед сборные отряды, в состав которых входили мастеровые по строительству и мостовым работам.
До XVIII века в России сухопутные дороги имели второстепенное значение по сравнению с водными путями (летом сообщение осуществлялось с помощью водного транспорта, зимой — по льду).[1] Первыми сухопутными дорогами в Киевской Руси стали дороги из Киева в Краков, Прагу и Южную Германию, затем возникли дороги из Киева в низовья Дона (Залозный путь) и Крым (Соляной путь). К окончанию периода татаро-монгольского ига важнейшими дорогами стали из Москвы и Владимира в Тверь и Новгород и в Золотую Орду (Муравский шлях, Ногайский шлях).[1]
Картина Левитана «Владимирка» (1892 год). Владимирка — просторечное название Владимирского тракта
Картина Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» (1874 год)
В XVII веке центром дорожной сети в России окончательно стала Москва. Из неё выходили следующие основные дороги:
- на север (Великий Устюг, Холмогоры и Архангельск) через Переяславль, Ростов, Ярославль, Вологду;
- на Нижний Новгород через Владимир;
- на Рязань и Тамбов через Коломну;
- на Тулу и Курск через Серпухов, далее продолжалась Муравским шляхом в сторону Перекопа;
- на Киев через Калугу;
- на Вязьму и Смоленск через Можайск;
- на Ржев через Волоколамск;
- на Новгород через Тверь, Торжок и Вышний Волочёк;
- на Кашин, Бежецк и Устюжну через Дмитров.[1]
Аналогичные сети складывались вокруг крупных городов. Из Переяславля выходили дороги на Кашин, Романов, Углич и Юрьев-Польский. Из Троице-Сергиева монастыря — на Дмитров, Кашин, Углич, Александровскую слободу.[1]
Присоединение Сибири потребовало строительство дорог в восточную часть страны за Урал, первой из которых стала Бабиновская дорога через Урал из Европейской части России в Сибирь от Европейской части до Верхотурья. Дорога открыта в 1597 году, утратила своё значение после открытия в 1763 году Сибирского тракта.
В 1574—1711 и 1720—1730 годах регулярными дорожными перевозками заведовал Ямской приказ.[1]
Активно развиваться дорожное строительство в России начало при Петре I. В 1705 году началось строительство дороги из Петербурга в Москву. Дорога была грунтовой, в отдельных участках покрывалась бревенчатыми настилами. Мощение щебнем дороги началось только в 1817 году. В 1820 году по этой дороге прошёл первый рейсовый экипаж (дилижанс). С 1834 года дорога стала называться Московским шоссе.[1]
В Российской империи на дорогах устанавливались верстовые столбы для указания расстояний и сооружались почтовые станции для предоставления ночлега и смены лошадей, осуществлявшейся по чину согласно Табели о рангах.
В 1913 году в России насчитывалось 726 тыс. верст дорог, в том числе в европейских губерниях — 469 тыс. верст (из них 16 тыс. верст шоссейных и 4,6 тыс. прочих мощёных), в Сибири — 109 тыс. верст (шоссейные отсутствовали), остальная протяжённость дорог приходилась на Польшу, Кавказ, Среднюю Азию.[3]
В 1837 году в России появилась первая железная дорога общего пользования: Петербург — Царское Село — Павловск. Вскоре после её сооружения началось строительство железной дороги из Петербурга в Москву, законченное в 1851 году.[4] Во второй половине XIX века в России наступил железнодорожный бум, проложены железнодорожные магистрали до всех крупных городов. В результате дороги для конного транспорта утратили своё прежнее значение и стали второстепенными подъездными путями к железнодорожным станциям. Обязанности по поддержанию дорог в хорошем состоянии были переданы земствам, что привело из-за их ограниченных средств к ухудшению состояния и способствовало отсталости России в дорожном хозяйстве.[1]
К 2008 году протяжённость автомобильных дорог в России составляла 940 тыс. км, в том числе 754 тыс. км с твёрдым покрытием. Эксплуатационная протяжённость железных дорог составила 86 тыс. км.[5]
Левостороннее и правостороннее движение
Основная статья: Левостороннее и правостороннее движение
Знак в Австралии, напоминающий туристам о левостороннем движении
Наличие левостороннего либо правостороннего движения зависит от конкретной страны.[6] В странах с правосторонним движением дорожные знаки расположены в основном на правой стороне дороги, на перекрёстках с круговым движением движение осуществляется против часовой стрелки, пешеходы при переходе через дорогу с двухсторонним движением сначала смотрят налево[7], в странах с левосторонним движением — наоборот.
Примерно 34 % мирового населения живут в странах с левосторонним движением (к их числу относятся Австралия, Великобритания, Индия, ЮАР, Япония и др.), 66 % — в странах с правосторонним. По протяжённости дороги с правосторонним движением также лидируют — 72 %.[8] Отдельные страны могут переходить с одного типа движения на другое: например, в 1967 году Швеция перешла с левостороннего на правостороннее движение, в 2009 году в Самоа произошёл обратный переход. [9]
Длина автодорог по странам
Основная статья: Список стран по длине сети автомобильных дорог
- США — 6506 тыс. км
- Китай — 3860 тыс.км
- Индия — 3320 тыс. км
- Бразилия — 1751 тыс. км
- Япония — 1203 тыс. км
- Канада — 1042 тыс. км
- Россия — 982 тыс. км (СССР — 968 тыс. км)
- Франция — 951 тыс. км
…
- Германия — 644 тыс. км
…
- Украина — 169 тыс. км
…
- Тувалу — 8 км
Песни о дорогах
- «Эх, дороги, пыль да туман…»
- «Русская дорога» — Игорь Растеряев
- «Степь, да степь кругом, путь далёк лежит…»
- «Дорога» — «АукцЫон»
- «Песенка фронтового шофёра», слова Б. Ласкина и Н. Лабковского
- «Дорога сна» — «Мельница»
- «Дорога» — «Любэ»
- «Песня шофёра» — Олег Анофриев
- «Дорога» — «Канцлер Ги»
- «Дорога» («Для того дорога и дана…») — Виктор Берковский
- «Дороги» («…Не верь разлукам, старина…») — Виктор Берковский
- «Пыль-дорога» — «Сергей Трофимов»
См.
также
- Автомобильные дороги России
- Классификация автомобильных дорог в России
- Правила дорожного движения
- Главная дорога
- Колейность
- Распутица
- Зимник
- Гать
- Дорожка
- Дорога жизни
- Дорожные войска
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 П. И. Поспелов. Дороги // Большая Российская энциклопедия: В 30-ти т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред. С. Л. Кравец. — М.: Большая российская энциклопедия, 2007. — Т. 9. — С. 285—287. — 767 с. — 65 000 экз. — ISBN 978-5-852-70339-2
- ↑ Dr. Kasem Ajram. The Miracle of Islam Science. — 2nd ed. — Knowledge House Publishers, 1992. — ISBN 0-91-111943-4
- ↑ Общая протяженность шоссейных, замощенных и грунтовых дорог России на 1 января 1913 г. без Финляндии
- ↑ Железная дорога — статья из Большой советской энциклопедии
- ↑ Протяженность путей сообщения — Росстат
- ↑ Why In Britain Do We Drive On The Left? (англ.). ???. Архивировано из первоисточника 7 апреля 2012. Проверено 14 ноября 2009.
- ↑ Peter Kincaid. The Rule of the Road: An International Guide to History and Practice. — 1986. — ISBN 0-31-325249-1
- ↑ Brian Lucas. Which side of the road do they drive on? (англ.) (2005). Архивировано из первоисточника 7 апреля 2012. Проверено 14 ноября 2009.
- ↑ Why do some countries drive on the right and others on the left? (англ.). Архивировано из первоисточника 7 апреля 2012. Проверено ???.
Литература
- Дорога // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Coleman A. O’Flaherty. Highways: the location, design, construction and maintenance of road pavements. — 4th ed. — Oxford: Butterworth-Heinemann, 2002. — 553 p. — ISBN 0-75-065090-7
Ссылки
- Трушин А. Как до́роги доро́ги // Прямые инвестиции. — 2005. — № 9 (41). — С. 20—24.
- Искусство строить дороги — сайт об автомобильных дорогах
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 23.08.2018 N АПЛ18-333
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 августа 2018 г. N АПЛ18-333
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Горшкова В.В., Ксенофонтовой Н.А.,
при секретаре Ж.,
с участием прокурора Переслегиной Е.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К. о признании частично недействующим пункта 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090,
по апелляционной жалобе К. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 мая 2018 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителей Правительства Российской Федерации С., М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Переслегиной Е. П., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации (далее — Правила).
Нормативный правовой акт официально опубликован в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации 22 ноября 1993 г. N 47, в газете «Российские вести» 23 ноября 1993 г. N 227, в настоящее время действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2018 г. N 618, размещенного на «Официальном интернет-портале правовой информации» (http://www.pravo.gov.ru) 31 мая 2018 г. и опубликованного в «Российской газете» 4 июня 2018 г. N 119.
Раздел 1 Правил определяет основные положения и в пункте 1.2 содержит основные понятия и термины, используемые в Правилах, предусматривает, что перекресток — это место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
К. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании пункта 1.2 Правил в части термина «перекресток» не действующим со дня принятия, ссылаясь на то, что он не соответствует термину «перекресток», данному в подпункте «f» статьи 1 Конвенции о дорожных знаках и сигналах (заключена в Вене 8 ноября 1968 г., ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. N 5939-VIII) (далее — Конвенция). В обоснование заявленного требования указала, что была привлечена к административной ответственности и подвергнута административному наказанию в виде штрафа за нарушение пункта 1.3 Правил в зоне действия дорожного знака 3.27 «Остановка запрещена». Полагает, что в случае соответствия Правил требованиям Конвенции в части термина «перекресток» состав правонарушения отсутствовал бы, так как действие знака 3.27 было бы прекращено. Считает, что термин «перекресток», данный в Правилах, не соответствует критериям определенности, ясности, недвусмысленности.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Представитель Правительства Российской Федерации административный иск не признал, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему российскому законодательству, не противоречит положениям Конвенции, отвечает критериям ясности и определенности, права административного истца не нарушает.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 23 мая 2018 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с таким решением, К. в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права и нарушения норм процессуального права.
В заседание суда апелляционной инстанции К. , извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явилась.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что полномочия Правительства Российской Федерации на утверждение Правил предусмотрены статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и пунктом 4 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 196-ФЗ), в силу которых единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Проанализировав пункт 1.2 Правил на соответствие российскому законодательству о безопасности дорожного движения и нормам международного права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что термин «перекресток» не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно статье 2 Закона N 196-ФЗ дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Как указано в преамбуле Конвенции, единообразие дорожных знаков, сигналов, обозначений и разметки дорог в международном плане необходимо для облегчения международного дорожного движения и повышения безопасности на дорогах.
Если Конвенция не предусматривает сигнального знака, обозначения или разметки для указания предписания или для сообщения пользователям дороги определенной информации, договаривающиеся стороны могут пользоваться в этих целях избранным ими сигнальным знаком, обозначением или разметкой при условии, что этот сигнальный знак, обозначение или разметка не предусмотрены уже Конвенцией для указаний, имеющих иное значение, и при условии, что они соответствуют установленной ею системе (подпункт «ii» пункта 1 статьи 3 Конвенции).
Термин «дорога» означает всю полосу отвода любой дороги или улицы, открытой для движения (подпункт «c» статьи 1 Конвенции).
Согласно подпункту «f» статьи 1 Конвенции «перекресток» означает любое пересечение на одном уровне, соединение или разветвление дорог, включая территорию, образуемую такими пересечениями, соединениями или разветвлениями.
Абзац «b» пункта 1 статьи 3 Конвенции допускает на некоторых участках дорог отступления от положений Конвенции.
Абзацем 47 пункта 1.2 Правил дано определение, отсутствующее в Конвенции: «Прилегающая территория» — это территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с Правилами.). Данное определение согласуется с содержанием Конвенции о дорожном движении (заключена в Вене 8 ноября 1968 г., ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. N 5938-VIII) которая, как усматривается из ее текста, не относит к понятию дорога въезд к придорожным владениям и выезд из них (статьи 11, 14, 16 и др.).
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод, что определение термина «перекресток», данное в пункте 1.2 Правил, соответствует российскому законодательству о безопасности дорожного движения и нормам международного права и не может рассматриваться как нарушающее права граждан — участников дорожного движения.
Вопреки утверждению в апелляционной жалобе оспоренная норма Правил отвечает критериям определенности, ясности и недвусмысленности, четко определяет термин «перекресток».
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не дана оценка определению перекрестка в части упоминания в Правилах «воображаемых линий» и «закруглений», не является основанием для отмены обжалуемого решения. Данные термины обозначают конструктивные элементы перекрестка и используются для наиболее четкого и правильного понимания термина «перекресток» и в противоречие с международным термином не входят.
Ошибочным является указание в апелляционной жалобе на принятие решения без учета правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума и Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Выводы суда соответствуют правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 7 декабря 2010 г. N 1702-О-О, согласно которой Правила в целях обеспечения безопасности дорожного движения в процессе его организации устанавливают на всей территории Российской Федерации единый порядок дорожного движения и конкретизируют обязанности участников дорожного движения, что корреспондирует положениям Конвенции, статья 3 которой прямо предоставляет право государствам-участникам устанавливать в правилах дорожного движения нормы, не предусмотренные в самой Конвенции, в том числе дополнительные обязанности водителей (подпункт «ii» подпункта «a» пункта 1).
Вопреки доводам апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции не противоречит правовым позициям, изложенным в постановлении Пленума от 31 октября 1995 г. N 8.
Утверждение в апелляционной жалобе о нарушении права административного истца на справедливое разбирательство и на свободу выражения мнения, выразившемся в публикации средствами массовой информации правовой позиции, высказанной представителем Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также в проведении видеосъемки судебного процесса представителями прессы в открытом судебном заседании, несостоятельно, так как не опровергает выводы суда первой инстанции о законности оспариваемой нормы. К. участвовала в судебном заседании, давала подробные объяснения по заявленному требованию, задавала вопросы представителю Правительства Российской Федерации, судебное разбирательство проведено на основе принципа состязательности и равноправия сторон.
Возражения апелляционной жалобы, направленные к иной оценке выводов, приведенных в обжалуемом решении, основаны на ошибочном толковании норм права и не свидетельствуют о незаконности оспариваемого судебного акта.
Вывод о законности пункта 1. 2 Правил в оспариваемой части нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и об отсутствии нарушения права административного истца сделан судом исходя из компетенции правотворческого органа, его издавшего, правильного системного толкования положений норм Правил и законодательства, в том числе международного, регулирующего рассматриваемые правоотношения.
Руководствуясь частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд обоснованно отказал К. в удовлетворении заявленного требования.
Решение суда первой инстанции вынесено при правильном применении норм материального и процессуального права, с правильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308 — 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу К. — без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА
Члены коллегии
В.В.ГОРШКОВ
Н.А.КСЕНОФОНТОВА
Road Определение и значение — Merriam-Webster
ˈrōd
1
: roadstead
— часто используется во множественном числе
2
а
: открытая дорога для транспортных средств, людей и животных
особенно
: за пределами городского округа : шоссе
б
: смысл дорожного полотна 2b
3
: путь или путь к концу, заключению или обстоятельству
на пути к успеху
4
: железная дорога
5
: серия запланированных посещений или выступлений (таких как игры или выступления) в нескольких местах или поездки, необходимые для этих посещений
команда в пути
в туре с гастрольной компанией мюзикла
бездорожный
ˈrōd-ləs
имя прилагательное
Фразы
по дороге
: в будущем
Синонимы
- артериальный
- артерия
- проспект
- бульвар
- проезжая часть [ Британский ]
- перетащить
- привод
- скоростная автомагистраль
- шоссе
- большая дорога
- шоссе
- проход
- щука
- проезжая часть
- маршрут
- ряд
- улица
- проезд
- шоссе
- трассировка
- магистраль
- way
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
Мы пересечем дорогу впереди по пешеходному переходу.
Он уехал с дорога .
Мы припарковались на обочине дороги .
Сегодня утром на дороге много машин.
Эти страны дороги прекрасны.
пустынный участок дорога
Мили дороги лежали впереди.
Кабина доступна по дороге .
Узнать больше
Недавние примеры в Интернете
Их индиго растет двумя рядами длиной 150 футов, перпендикулярными главной дороге острова .
Латрия Грэм, Smithsonian Magazine , 2 декабря 2022 г.
Сара Деббинк Лангенкамп была убита 25 августа, когда ехала на велосипеде в Бетесде, штат Мэриленд, 9 лет.0125 дорога .
Кристина Максурис, CNN , 19 ноября 2022 г.
Пара, пожелавшая остаться анонимной, прожила там около 30 лет и любила расположение на извилистой загородной дороге .
Николь Соурс Ларсон, San Diego Union-Tribune , 19 ноября 2022 г.
Другие регионы собирают команды, чтобы помочь восстановить инфраструктуру, включая воду, газ и дорожные системы.
Мэтью Люксмур, WSJ , 19 ноября 2022 г.
«Блэйзерс» борются за право на участие в кубке, но лучший шанс появится на следующей неделе на трассе против LA Tech.
Эван Дадли, al , 19 ноября 2022 г.
Где имело место это нарушение (например, округ, поселок, дорога или шоссе)?
Пол А. Смит, 9 лет0125 Journal Sentinel , 19 ноября 2022 г.
Действительно, Стайлз собирается отправиться в путь , дорога и отправиться за границу для участия в глобальном этапе своего мирового турне Love on Tour после его продолжительного пребывания в пяти городах Северной Америки.
Морин Ли Ленкер, EW.com , 19 ноября 2022 г.
Их 90 125 на пути 90 126 к респектабельному рекорду противоречили самому простому графику НФЛ на сегодняшний день: соперники «Чарджерс» выиграли только 41,1% своих игр.
Джефф Миллер, 9 лет0125 Los Angeles Times , 19 ноября 2022 г.
Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «дорога». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
Среднеанглийское ride , от древнеанглийского rād поездка, путешествие; сродни древнеанглийскому rīdan to ride
Первое известное употребление
14 век, в значении, определенном в смысле 1
Путешественник во времени
Первое известное использование дороги было
в 14 веке
Посмотреть другие слова того же века
Словарные статьи Рядом с
road
зажим для тараканов
Дорога
управляемость
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись
«Дорога.
» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/road. Проверено 25 ноября 2022 года.
2
а
: открытая дорога для транспортных средств, людей и животных
б
: Sense Roadben 2
3
: Sense Sense 2B
The Road до успеха
4
: Вход на железн несколько мест или путешествие, необходимое, чтобы добраться туда
команда играет пять игр на дороге
путешествовала с road Company of the play
Больше от Merriam-Webster on
road
Нглиш: Перевод road для говорящих на испанском языке
Britannica English: Перевод road для говорящих на арабском языке
3
Последнее обновление:
— Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
тощая
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Большая британская викторина по словарному запасу
- Названный в честь сэра Роберта Пиля, как называется британская полиция?
- Берти
Робби - Пилхеды
Бобби
Вы знаете, как это выглядит… но как это называется?
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Ежедневное задание для любителей кроссвордов.
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Дорога: определение и значение | Словарь.com
- Основные определения
- Викторина
- Связанное содержимое
- Примеры
- Британский
- Идиомы и фразы
Показывает уровень сложности слова.
[ rohd ]
/ roʊd /
Сохраните это слово!
См. синонимы для: дорога / дороги на Thesaurus.com
Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.
сущ.
длинный узкий участок с гладким или мощеным покрытием, предназначенный для проезда на автомобиле, повозке и т. д. между двумя или более пунктами; улица или шоссе.
путь или курс: дорога к миру.
железная дорога.
Часто дороги. Также называется рейд. Морской. частично защищенный участок воды у берега, в котором суда могут стоять на якоре.
Горное дело. любой туннель в шахте, используемый для буксировки.
дорога, места, обычно за пределами Нью-Йорка, где гастролирующие труппы обычно дают представления.
ВИКТОРИНА
ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?
Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!
Вопрос 1 из 7
Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.
Идиомы о дороге
сжечь дорогу, сленг. водить машину или двигаться очень быстро.
в будущем, в будущем: экономисты предвидят более высокие процентные ставки в будущем.
- в путешествии, особенно в качестве торгового представителя.
- на гастролях в качестве театральной труппы: мюзикл завершает показ в Нью-Йорке на следующей неделе, чтобы отправиться в путь.
- запущено; в процессе: нам нужны средства, чтобы запустить проект.
отправляйтесь в путь, сленг. чтобы начать или возобновить путешествие: Мы отправляемся в путь до восхода солнца.
один в дорогу, последний алкогольный напиток, выпитый непосредственно перед отъездом с вечеринки, таверны и т.п.
в дороге,
отправиться в путь, чтобы начать путешествие или путешествие.Также отправляйтесь в путь.
Происхождение дороги
до 900; Среднеанглийское rode, ранее rade, древнеанглийское rād a ride, путешествие верхом, сродни rīdan to ride
ДРУГИЕ СЛОВА ИЗ road
бездорожный, прилагательноеroad·less·ness, существительное·ter·road, прилагательное
Слова рядом с дорогой
ROA, таракан, спина тараканов, зажим для тараканов, роуч, дорога, управляемость, дорожный агент, дорожное пособие, дорожное яблоко, дорожное полотно
Dictionary.com Unabridged
Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2022 г.
Слова, относящиеся к дороге
артерия, проспект, бульвар, курс, проезд, скоростная автомагистраль, шоссе, переулок, линия, автостоянка, тропа, тротуар, проезжая часть, маршрут, улица, метро, проезд, тропа, тропа, путь
Как использовать слово «дорога» в предложении
По всей стране мы слышали, что многие люди выходят на открытые дороги, думая, что они могут ускориться, и значительно ускориться.
Количество дорожно-транспортных происшествий сократилось во время пандемии коронавируса, но число погибших на дорогах по-прежнему увеличилось|Луз Лазо|12 февраля 2021 г.|Washington Post
Однако вскоре после наступления темноты температура должна упасть ниже нуля, что приведет к образованию скользких пятен на необработанных дорогах и пешеходных дорожках.
Сегодня вечером ожидается снег, в основном к югу от округа Колумбия, перед возможным льдом в субботу|Jason Samenow, Wes Junker|11 февраля 2021 г.|Washington Post
Температура от 31 до 33 градусов к северу от Кольцевой дороги, где вы можете столкнуться с пятном пятна, особенно на необработанных дорогах.
Прогноз для округа Колумбия: сегодня утром снежная и зимняя смесь прекратится, а в субботу опасения по поводу льда возрастут|Дэвид Стрейт|11 февраля 2021 г.|Washington Post
Поездка по живописной дороге C&O Canal станет отличным путешествием.
4 Удивительные зимние поездки в национальные парки|Меган Майкельсон|11 февраля 2021 г. |Внешний Интернет
В этот момент температура может упасть ближе к нулю, а скопление снега может увеличиться даже на дорогах.
Снег и зимняя смесь продолжаются всю ночь, особенно к северу от Дистрикта|Джейсон Саменоу, Уэс Юнкер, Эндрю Фридман|11 февраля 2021 г.|Washington Post
Итак, я свернул за угол к началу лесовозной дороги, которая вела обратно к месту крушения.
Жестокое путешествие 7-летнего выжившего в авиакатастрофе через лес|Джеймс Хигдон|7 января 2015 г.|DAILY BEAST голос.
Жестокое путешествие 7-летнего выжившего в авиакатастрофе через лес|Джеймс Хигдон|7 января 2015 г.|DAILY BEAST
Кустарники и небольшие деревья усеивают выжженный ландшафт вдоль дороги от Турбата до границы.
Опасная тайная война между Ираном и Пакистаном, финансируемая наркотиками|Умар Фарук|29 декабря 2014|DAILY BEAST
Для многих кандидатов в президенты от республиканцев дорога к выдвижению проходит через штат Соколиный глаз.
Сможет ли этот республиканец привести Республиканскую партию в чувство в отношении иммиграции?|Тим Мак|29 декабря 2014|DAILY BEAST
Все дороги в Иракский Курдистан и в направлении Багдада закрыты, а теперь дорога в Сирию также заблокирована .
Победа курдов в Синджаре изменила ход войны с ИГИЛ?|Никаш|27 декабря 2014|DAILY BEAST
Что нужно смотреть направо или налево, когда вы поглощаете свободную милю за милей головокружительной дороги?
Веселые приключения Аристида Пужоля|Уильям Дж. Локк
Его жена стояла, улыбаясь и махая рукой, мальчишки кричали, когда он исчез в старом каменистом ущелье на песчаной дороге.
Пробуждение и избранные рассказы|Кейт Шопен
Она шла по Трафальгарской дороге в тумане и под дождем, радуясь, что ей пришлось идти пешком.
Hilda Lessways|Arnold Bennett
В Бразилии открылась первая железная дорога, на открытии которой присутствовали император и императрица.
Книга истории и хронологии на каждый день|Джоэл Манселл
Сложности и резкие повороты дороги отделили его от ближайших последователей.
The Pastor’s Fire-side Vol. 3 из 4|Джейн Портер
Определение дороги в Британском словаре
дорога
/ (rəʊd) /
сущ. дорожное движение; дорожная карта; дорожный знак
- улица
- (заглавная часть названия)London Road
- сокращенное название железной дороги
- Британский один из путей железной дороги
путь, тропа или курсдорога к славе
Также называется: рейд (часто во множественном числе) морской частично защищенная якорная стоянка первый уровень
отправиться в путь сленг, чтобы начать или возобновить путешествие
в дороге
- в путешествии, особенно в качестве продавца
- (в театральной труппе, поп-группе и т.