Содержание
Промывка системы охлаждения двигателя: 10 лучших промывок
Промывка системы охлаждения двигателя — важная процедура, предотвращающая перегрев мотора. В процессе эксплуатации автомобиля на систему охлаждения приходится серьезная нагрузка, что может привести к разным неисправностям двигателя машины. Предупредить подобные проблемы у мотора можно своевременным и правильным обслуживанием радиатора. Для этого обязательно надо проводить регулярную промывку системы охлаждения с помощью специальной автохимии с последующей заменой охлаждающей жидкости.
В этой статье рассмотрим:
- основные причины засорения системы охлаждения,
- как понять, что пора делать промывку,
- как часто нужно делать промывку,
- чем можно промывать,
- как самостоятельно сделать промывку системы охлаждения двигателя.
Для чего нужна промывка системы охлаждения двигателя
Система охлаждения — это важная часть двигателя, которая отводит огромное количество тепла, выделяемое во время работы двигателя, не позволяя ему перегреваться. Она представляет собой замкнутую систему, по которой циркулирует охлаждающая жидкость — тосол или антифриз. При работе двигателя температура в цилиндрах достигает 2000°C, охлаждающая жидкость проходя рядом с работающим двигателем, забирает излишнее тепло, отводя его.
Система охлаждения имеет довольно сложную структуру. В ней присутствуют мелкие трубки, патрубки, а также много каналов, в которых накапливаются загрязнения. Часто их невозможно удалить простой сменой охлаждающей жидкости, поэтому необходима промывка.
Со временем в системе охлаждения могут появляться масляные и солевые отложения, ржавчина, накипь, которые оседают на внутренней стороне патрубков, в мелких каналах двигателя и на самом радиаторе. Все это отрицательно воздействует на эффективность охлаждения машины.
В итоге двигатель работает на повышенной температуре, возникают проблемы с маслосъемными колпачками и всей клапанной группой, и в результате такой двигатель полностью закоксовывается, после чего придется тратится на капитальный ремонт двигателя.
Причины загрязнения системы охлаждения двигателя
В качестве охлаждающей жидкости в современных автомобилях используется тосол или антифриз. Это концентрированные растворы, которые со временем выкипают, на стенках системы охлаждения образуется налет.
При выкипании охлаждающей жидкости в систему доливают дистиллированную воду. При добавлении вместо нее обычной воды из-под крана, приведет к отложению солей на внутренних стенках системы. В систему охлаждения также со временем попадает пыль и моторное масло, все это также забивает систему.
Система охлаждения загрязняется при:
- засорении системы охлаждения продуктами износа тосола или антифриза;
- засорении внешних поверхностей радиатора;
- выходе из строя термостата, помпы, клапана, регулирующего давление, потери герметичности;
- попадании выхлопов газов из камеры сгорания.
Если часто менять оригинальную охлаждающую жидкость, то промывка системы охлаждения может не понадобится.
Как узнать, что пора чистить систему охлаждения
Если промывку системы охлаждения делать периодически, то можно не беспокоиться о ее состоянии. На какие признаки следует обратить внимание, чтобы понять, что пришло время очистки системы охлаждения.
- Частое резкое увеличение температуры двигателя, приводящее к его перегреву.
- Сбои в работе помпы.
- При прогретом двигателе из печки идет холодный воздух.
- Постоянная усиленная работа вентилятора.
Эти признаки должны вызвать настороженность, что система охлаждения двигателя не работает как надо.
Как часто необходимо делать промывку
Промывка системы охлаждения двигателя бывает внутренней и внешней. Внешняя обработка заключается в промывке радиатора снаружи от грязи, пыли, насекомых. Внутренняя обработка позволяет промыть систему изнутри.
Рекомендации по частоте внутренней промывки системы охлаждения:
- систему охлаждения следует хорошенько промывать в момент смены тосола или антифриза. В этом случае промывка помогает удалить остатки старой технической жидкости, поскольку разные антифризы лучше не смешивать.
- Также промывку нужно осуществлять в профилактических целях. Совершать промывку раз в год, лучше делать это в весенний сезон. Подобная манипуляция поможет решить многих проблем, вызванных засорением труб, ухудшением их пропускной способности и теплоотдачи.
- При появлении симптомов, говорящих о необходимости осуществления промывки, следует ее немедленно провести, пока не произошли более существенные поломки.
Что выбрать: домашние средства или специализированные
Для промывки можно использовать как специализированные, так и домашние средства. Подручные растворы в основном применялись раньше, когда в продаже было мало специализированной автомобильной химии. Сейчас, когда выбор средств для промывки системы охлаждения достаточно велик, домашними средствами мало кто пользуется. Но они весьма эффективны, недороги и всегда есть под рукой. Поэтому всегда будут иметь своих сторонников.
Но все же магазинные готовые жидкости — наилучшее решение. Такие вещества имеют необходимый состав, который надежно удалит все ненужные отложения, не оказывая отрицательного воздействия на детали автомобиля.
Что нужно знать перед началом промывки системы охлаждения двигателя
Система охлаждения двигателя имеет сложное строение и включает в себя детали, изготовленные из разных материалов: пластика, резины, разных металлов, включая чугун, сталь и алюминий. Все эти детали имеют различную устойчивость к химическим реагентам, например алюминий малоустойчив к хлору и каустической соде. Поэтому прежде чем начать промывать систему охлаждения двигателя следует внимательно изучить состав средства, которым предполагается чистить систему, чтобы средство не разрушило ее компоненты.
Так же во время агрессивной промывки системы тонкие каналы могут забиться кусочками ржавчины, накипи, обрывками пленки выпаренного тосола, что может привести к полной закупорке каналов и перегреву двигателя в дальнейшем. Поэтому желательно заливать только оригинальную охлаждающую жидкость, рекомендованную производителем, вовремя производить ее замену и периодически делать промывку системы охлаждения, чтобы потом не возникло глобальных проблем.
Могут ли средства для промывки повредить систему
Неправильное применение средств для очистки системы охлаждения может нанести большой вред автомобилю. Чтобы этого избежать, нельзя применять сразу два и более специализированных средств. Промывать систему нужно только одним средством. Большинство растворов продаются в виде концентратов, их необходимо разбавлять, поскольку высококонцентрированные растворы способны разрушить детали из резины и пластика, особенно это касается кислотных препаратов.
Промывка системы охлаждения двигателя своими руками
Для начала следует подготовить рабочую жидкость, для этого можно приобрести присадки и автохимию, которая рассчитана именно для промывки радиатора, или ограничиться подручными домашними средствами. Применять для этого обычную дистиллированную воду не стоит, так как она очищает только осадок, а плотные отложения и кальциевый налет при этом остаются. Вне зависимости от того, каким средством вы делаете промывку системы охлаждения двигателя, последовательность действий практически одинакова.
Пошаговая инструкция самостоятельной промывки системы охлаждения
- Подождать пока остынет мотор. Промывка и смена охлаждающей жидкости совершается на холодной машине, поэтому нужно подождать, пока мотор остынет, что защитит его от термической деформации в результате значительных колебаний температур. Залив холодного промывающего раствора и холодного антифриза в горячий двигатель, может привести к образованию трещин в головке блока цилиндров, что потребует дорогостоящего ремонта. Поэтому торопиться при выполнении такого обслуживания ни в коем случае нельзя.
- Слить отработанный антифриз. При этом стоит обратить внимание на его прозрачность: если он мутный, требуется многократная очистка. Слив охлаждающей жидкости — несложный процесс. Следует открутить пробки радиатора и слить старый антифриз, затем в расширительном бачке отвинтить крышку. После нужно слить антифриз с двигателя, для чего на картере находят сливную пробку и отвинтив, дожидаются полного стекания жидкости.
- Залить в радиатор очищающее средство. Все патрубки и пробки завинчиваются обратно, после чего в радиатор заливают необходимый объем промывочной жидкости.
- Оставить машину работать на холостых оборотах на 20-30 мин. Заводится двигатель и прогревается до рабочей температуры. Это позволит чистящему раствору совершать циркуляцию в системе, промывая все отложения. В инструкции к конкретному средству имеются сведения по времени работы двигателя для полной прочистки системы от загрязнений.
- Заглушить двигатель автомобиля и подождать его остывания в течение 2 ч. После завершения промывки нужно заглушить мотор, дать ему остыть как минимум на 30 мин, после чего вылить жидкость из двигателя и залить новый антифриз. В некоторых случаях нужно прокачать систему, надавливая на патрубки, чтобы выгнать воздушные пузыри из системы.
- Слить очищающий раствор. Повторяется процедура как при сливе отработанной охлаждающей жидкости.
- Оценить состояние жидкости: если она сильно изменилась, нужно заново совершить процедуру.
Средства для промывки системы охлаждения
Для самостоятельной промывки системы охлаждения двигателя в качестве чистящего средства можно использовать следующие подручные средства.
Дистиллированнaя вода
Налить ее в радиатор. Завести автомобиль и дать ему поработать вхолостую примерно 15-20 мин. Отключить двигатель и вылить воду из системы охлаждения. Такую манипуляцию нужно повторять многократно, пока вода не станет прозрачной.
Лимонная кислота
Разбавленная в воде, отлично удаляет накипь, ржавчину и грязь. Для профилактики нужно растворить 40 г в 1 л воды. Для более сложных случаев нужно повысить концентрацию до 100 г, залить состав в радиатор и разогреть двигатель. Оставить на ночь и слить жидкость. Манипуляцию можно повторить.
Уксусная кислота
Для изготовления очищающего раствора нужно взять пол литра 70% уксуса на ведро (10л) дистиллированной воды. Охлаждающую жидкость слить, и залить приготовленный раствор. Затем автомобиль прогревают в течении 20 мин. Далее оставляют промывочную жидкость внутри системы на ночь.
Фанта
В ее составе содержится лимонная кислота, на основании чего ее применяют при промывке системы охлаждения. Нужно залить газировку в систему охлаждения вместо антифриза и дать автомобилю постоять с работающим двигателем 30-40 минут.
Молочная кислота или сыворотка
Молочная кислота более эффективна, но но молочная сыворотка более доступная. Последовательность использования сыворотки:
- приготовить около 10 л сыворотки;
- процедить весь подготовленный объем многократно через марлю;
- залить сыворотку в радиатор и некоторое время оставить автомобиль постоять с запущенным двигателем;
- слить сыворотку в горячем состоянии;
- подождать, пока двигатель остынет, залить прокипяченную или дистиллированную воду;
- снова включить двигатель, подождать полчаса, слить воду;
- подождать, пока остынет двигатель;
- налить антифриз, который будет использоваться;
- выкачать воздух из системы.
Каустическая сода
Каустическая сода — это гидроксид натрия, который обладает очень сильной щелочной реакцией. Каустической содой можно чистить только медные радиаторы, но нельзя использовать при наличии алюминиевых деталей, так как она разъедает алюминий. Медный радиатор перед промывкой каустической содой придется демонтировать. А после обработки собрать на место.
Согласно инструкции завода по изготовлению медных радиаторов промывку системы охлаждения совершают следующим образом:
- снять с машины радиатор.
- Совершить промывку его внутренностей обыкновенной водой, продуть сжатым воздухом (не увеличивая давление в 1 кгс/см2) до вытекания прозрачной воды из радиатора.
- Приготовить примерно 1 л 10%-го раствора каустической соды.
- Подогреть раствор минимум до +90°С.
- Налить раствор в радиатор.
- Подождать полчаса.
- Слить раствор.
- В течение 30 минут совершать промывку внутренностей радиатора горячей водой, чередуя с продуванием горячего воздуха (давление должно быть ниже 1 кгс/см2) в сторону обратного направления движения работы насоса.
Какими средствами лучше не промывать систему охлаждения
Бытовые чистящие средства в основном рассчитаны для ликвидирования органических загрязнений, машинное масло в своем большинстве они промыть не смогут. Следовательно, не стоит понапрасну тратить время и применять средства, не рассчитанные для этого.
Для промывки радиатора не стоит применять следующие средства.
- Coca-Cola. В принципе, промывать систему охлаждения при помощи Кока-Колы можно, но есть несколько нюансов, которые следует знать. В ее составе есть ортофосфорная кислота, которая является основным действующем веществом при промывке, он способна удалить накипь, ржавчину, остатки масла из системы охлаждения. Но при длительном воздействии ортофосфорная кислота может повредить алюминиевые, пластиковые и резиновые детали системы. Поэтому длительность обработки Кока-Колой не должна превышать 10 минут. Также в составе Колы есть большое количество сахара и углекислого газа, которые также повреждают систему охлаждения. Для устранения этих отрицательных моментов нужно подержать Колу открытой, чтобы испарился углекислый газ, а после обработки Колой, промыть систему охлаждения дистиллированной водой для удаления остатков сахара.
- Fairy. Любой бытовой жироочиститель наподобие Fairy не сможет справится с удалением всех отложений в системе охлаждения, поскольку такие составы рассчитаны на борьбу с жиром, а не моторным маслом. Чтобы Fairy хоть что-то немного очистил, нужно многократно заливать его, запускать двигатель и прогревать, сливать и заливать новый. Возни много, а толку мало.
- Calgon. Составы типа Калгона рассчитаны на удаление только известкового налета, с другими загрязнениями они не справятся. Поэтому нет никакого смысла применять их для промывки системы охлаждения двигателя.
- Белизна. В составе Белизны основным действующим веществом является гипохлорит натрия, который разъедает алюминий. Любые растворы на основе хлора нельзя применять для промывки системы охлаждения.
- Крот. Растворы типа Крота, содержащие в своем составе каустическую соду, разъедают резиновые уплотнители, сальники и прокладки.
Специализированные средства для промывки системы охлаждения
Для промывки системы охлаждения можно приобрести специализированные средства, разработанные специально для этой цели.
Такие средства бывают:
- нейтральные: они не содержат агрессивных компонентов, поэтому слишком большие и старые отложения очищают с меньшей эффективностью. Подобные средства подходят для профилактики.
- Щелочные: в их составе щёлочи, которые отлично удаляют органические загрязнения.
- Кислотные: они содержат кислоту, которая быстро и эффективно расщепляет неорганические отложения.
- Двухкомпонентные смеси (универсальные): они состоят из щелочей и кислот.
Как выбрать специализированное средство для промывки
Для выбора специализированного средства для промывки необходимо учитывать следующее:
- Выяснить, какие загрязнения преобладают в системе охлаждения автомобиля. Условно можно разделить их на 2 типа: неорганические (накипь, ржавчина и окислы металлов) и органические (продукты разложения антифриза). Присутствие в системе загрязнений первого типа доказывает ржаво-белый налет под крышкой радиатора или бачка расширителя. О наличии органических загрязнений говорит потемневший тосол или антифриз.
- Для удаления ржавчины и накипи подойдут очистительные препараты на кислотной основе. Они содержат фосфаты. Препараты на щелочной основе эффективно удаляют грязь, масло и продукты разложения антифриза.Они содержат поверхностно-активные вещества (ПАВы) и регуляторы pH. Универсальных очистителей системы охлаждения мало, потому что кислотные компоненты не уживаются с щелочными. Подобные препараты, в основном, работают неэффективно, т.к. они содержат малую долю активных компонентов.
- Препараты должны содержать комплексообразующие добавки, которые помогают быстрому растворению осадка и легкому вывода грязи из системы. Отлично, когда в составе препарата также есть ингибиторы коррозии, которые предохраняют металлические элементы от разрушения. Если промывка системы охлаждения — на водной основе, в описании должно присутствовать указание, что вода эта деионизированная, т.е. не содержит солей, которые и позволяют формированию накипи.
- Уделить внимание стоит стоимости средства. Очень маленькая стоимость по сравнению с другими препаратами, может говорить о том, что активных компонентов препарат содержит мало.
- Размер упаковки также имеет значение: оптимальная емкость — 300-450 мл. Также нужно учитывать плотность жидкости. Чем она выше, тем концентрация активных компонентов в препарате выше. Поэтому при одинаковом объеме упаковки нужно выбрать тот препарат, который потяжелее.
- Изучить инструкцию по использованию средства. Первое, что должно стать подозрительным — слишком короткое время очистки. За 2-5 минут идеально и надежно промыть систему охлаждения не получится — или средство нехорошо действует, или слишком агрессивно и может испортить детали. После использования очистителя систему охлаждения нужно промыть водой, чтобы убрать следы загрязнений.
- Консистенция и свойства очистителя — главный показатель. Если в бутыли при комнатной температуре образуется осадок, значит, он может образоваться и в системе охлаждения.
- Средство не должно давать пену. Она может стать причиной перегрева мотора при очистке, а также будет препятствовать смене охлаждающей жидкости.
Систему охлаждения автомобиля следует промывать для профилактики, а не вынужденно для решения проблемы. Совершать промывку нужно при каждой замене антифриза или тосола, и температурный режим двигателя автомобиля всегда будет в порядке.
10 лучших промывок для системы охлаждения двигателя
LAVR Radiator Flush Classic, 430 мл
Промывка системы охлаждения LAVR «Классическая» российского производства рассчитана для промывки системы охлаждения объемом 8-10 литров. Подходит для легковых и грузовых автомобилей. Рекомендуется применять перед каждой заменой охлаждающей жидкости. Эффективно удаляет накипь, ржавчину, остатки выкипания тосола и антифриза.
Регулярная промывка системы охлаждения LAVR «Классическая» продлевает срок службы новой охлаждающей жидкости, ресурс работы радиатора, термостата и помпы двигателя. Состав можно использовать для самостоятельной промывки системы охлаждения, так и для промывки в автосервисе.
Hi-Gear Radiator Flush — 7 minute, 325 мл
Представляет собой концентрированный раствор американского бренда Hi-Gear, который рекомендован для промывки сильно загрязненных систем охлаждения. Препарат эффективно борется с накипью, ржавчиной, продуктами распада антифриза, жировыми отложениями. Защищает двигатель от перегрева, продлевая срок его службы.
Препарат безопасен для применения в российских, европейских, американских и японских автомобилях. В составе нет кислот, поэтому не требуется дополнительная промывка системы охлаждения после обработки Hi-Gear Radiator Flush. На этикетке указана подробная инструкция, средство подойдет для использования в сервисе и самостоятельно.
Перед применением его следует растворить в 4-5 литрах воды. Препарат рассчитан на стандартную систему охлаждения легкового автомобиля, вскрытую упаковку хранить нельзя, весь флакон должен уйти на одну промывку. Hi-Gear Radiator Flush можно использовать как для легковых, так и для грузовых автомобиле и автобусов.
LAVR Radiator Flush 1&2, 310 мл
Представляет собой два состава для двухэтапной полной очистки системы охлаждения двигателя. Эффективно борется с особостойкими загрязнениями, накипью, ржавчиной. Первый флакон содержит смесь органической и неорганической кислот, неионогенное поверхностно-активное вещество, пеногаситель, краситель, дистиллированную воду. Второй — фосфатный комплексообразователь, неионогенное поверхностно-активное вещество, регулятор рН, краситель, дистиллированную воду.
Во время первого этапа обработки растворяется накипь, удаляется ржавчина и восстанавливается хорошая циркуляция охлаждающей жидкости. Во время второго этапа обработки система очищается от продуктов распада антифриза, примесей масла и эмульсий.
Первый этап обработки:
- слить антифриз из системы охлаждения.
- Залить препарат №1 и долить дистиллированную воду до отметки MIN.
- Прогреть двигатель до рабочей температуры и дать ему поработать на холостом ходу 30 минут.
- Слить промывочный раствор.
Второй этап обработки:
- залить препарат №2 и долить дистиллированную воду до отметки MIN.
- Прогреть двигатель до рабочей температуры и дать ему поработать на холостом ходу 30 минут.
- Слить промывочный раствор.
- Промыть систему: залить дистиллированную воду, прогреть двигатель и дать ему поработать на холостом ходу 15 минут.
- Слить промывочный раствор. При необходимости все повторить еще раз.
- Залить новую охлаждающую жидкость.
Liqui Moly Kuhler Reiniger, 1 л
Немецкий производитель Liqui Moly предлагает качественное средство для промывки системы охлаждения. Флакон объемом 1 литр рассчитан на промывку системы охлаждения объемом 50 литров. Подходит как для легковых, так и для грузовых автомобилей и автобусов. В составе средства нет агрессивных компонентов, в нем содержатся поверхностно-активные вещества и энзимы в высокой концентрации, которые отлично справляются с удалением масляных и эмульсионных загрязнений. Препарат химическим путем преобразует все виды загрязнений системы охлаждения, образуя взвесь, которая удаляется при промывке. Мягкий состав не разъедает стенки материалов радиатора, не разрушает резину и пластик.
Способ применения:
- добавить в систему охлаждения из расчета 1 л очистителя на 50 л охлаждающей жидкости;
- завести двигатель и прогреть его до рабочей температуры;
- дать ему поработать на холостых оборотах 10-30 минут;
- средство может находиться в системе охлаждения сроком до 3 часов, в том числе и во время движения автомобиля;
- слить жидкость из системы и промыть ее водой;
- залить новую охлаждающую жидкость.
WYNN`S Cooling System Flush W45944
WYNN`S Cooling System Flush W45944 представляет собой концентрированный раствор объемом 325 мл бельгийского производства. Перед применением его следует развести дистиллированной водой. Средство эффективно очищает систему охлаждения от накипи, ржавчины, продуктов распада антифриза, масел, грязевых отложений. Безопасно при использовании для резиновых и металлических компонентов системы. Может применяться в системах с любым типом охлаждающей жидкости.
ABRO AB-505, 354 мл
Это концентрированный раствор для промывки системы охлаждения двигателя. Страна изготовления — США. Препарат быстро и эффективно удаляет загрязнения различных типов, увеличивая срок службы системы охлаждения и помпы, безопасен для металлических и резиновых деталей системы охлаждения.
Перед промывкой обязательно надо дать охладить двигатель. Ни в коем случае нельзя заливать средство в горячую систему. Слить остатки антифриза. Залить средство. Включить двигатель и дать ему поработать на холостых оборотах в течение 10-20 минут с включенной печкой. Выключить мотор, опять дать время остыть двигателю. Слить отработанное средство. Промыть систему дистиллированной водой. Залить в систему новый антифриз.
RunWay RW3030, 300мл
Средство для промывки системы охлаждения российского бренда RunWay, китайского производства. Предназначено для использования в системах охлаждения легковых автомобилей объемом 8-12 литров. Одного флакона хватает на одну обработку. Очищает систему охлаждения от накипи, ржавчины, грязевых отложений, продуктов разложения антифриза. Применяется перед плановой заменой охлаждающей жидкости.
Способ применения:
- дать двигателю остыть, слить отработанный антифриз.
- Залить RunWay RW3030, добавить дистиллированную воду до минимального объема.
- Завести двигатель и дать поработать 10-15 минут.
- Заглушить машину, слить отработанный раствор.
- Залить в систему дистиллированную воду, завести двигатель на пару минут для полного удаления препарата из системы. Заглушить двигатель, слить воду.
- Залить новый антифриз.
FELIX 500 мл
Промывка для системы охлаждения российского бренда и российского производства. Предназначена для легковых автомобилей. Имеет нейтральный состав, не содержит агрессивных кислот и щелочей, не повреждает пластик, резину, металл. Очищает систему охлаждения от накипи, ржавчины, продуктов распада антифриза. Предотвращает перегрев двигателя и продлевает срок службы помпы системы охлаждения.
Способ применения:
Слить старую охлаждающую жидкость, залить FELIX, добавить дистиллированной воды. Запустить двигатель, дать ему поработать 15-20 минут на холостом ходу. Слить отработанный раствор, залить свежей чистой воды, включить двигатель на несколько минут, слить воду. При необходимости промыть систему водой еще раз, до тех пор, пока сливаемая вода не останется чистой. Залить новый антифриз.
Bizol Radiator Clean+
Концентрированный раствор немецкого производства для промывки систем охлаждения. В составе содержит эффективные моющие присадки, очищающие систему от накипи, ржавчины, масляных и эмульсионных загрязнений, продуктов распада антифриза. Препарат не содержит агрессивных кислот и щелочей, способных разрушить металлические, резиновые и пластиковые детали. Bizol Radiator Clean+ работает мягко, но качественно.
CRC Radiator Clean, 250 мл
Препарат бельгийского бренда CRC. Предназначен для промывки систем охлаждения как легковых, так и грузовых автомобилей, автобусов, тракторов, лодок. Действует быстро: в течение 10 минут удаляет остатки жира, грязи, накипь, ржавчину. В его составе есть ПВА, щелочь, которая нейтрализует кислотный осадок, образующийся при распаде антифриза; ингибиторы коррозии. Регулярное использование CRC Radiator Clean значительно увеличивает срок службы системы охлаждения и двигателя. Средство безопасно для алюминиевых, резиновых и пластиковых частей системы.
Применение:
- слить отработанный антифриз,
- встряхнуть баллон и залить содержимое в систему охлаждения, довести объем дистиллированной водой до минимального уровня;
- включить двигатель, дать ему прогреться и оставить включенным на 10 минут;
- выключить двигатель, слить отработанный раствор, залить новый антифриз.
Промывка системы охлаждения двигателя — чем и как промывать
Система, которая охлаждает двигатель, работает по достаточно простому принципу: охлаждающая жидкость циркулирует по каналам двигателя, собирая тепло, и остужается, проходя через радиатор. Несмотря на всю простоту, за системой охлаждения необходим добросовестный уход, пренебречь которым просто нельзя. Это связано с тем, что двигатель может перегреться и попросту заклинить. Сегодня мы расскажем вам, как производится промывка системы охлаждения двигателя, покажем, какие бывают средства для промывки и как ими пользоваться.
Периодичность промывки системы охлаждения
Специалисты рекомендую проводить чистку системы охлаждения мотора, как минимум, не реже одного раза в два года. Однако, данное требование может не распространяться в исключительных случаях. Они приведены ниже:
- Наблюдается плохая работа водяного насоса. Такое бывает, когда уровень загрязнения системы настолько велик, что жидкость либо сгущается, либо инородные частицы оседают на лопастях помпы. В конечном итоге, она туже вращается и жидкость медленнее циркулирует в системе охлаждения. Кроме того, почти все насосы приводятся в движение при помощи коленчатого вала. Если частота вращения помпы не соответствует той же величине коленвала, то ремневой привод подвергается сильнейшему износу.
- Мотор, естественно имеет высокую скорость прогрева и перегревается. Нарушение циркуляции жидкости снижает скорость охлаждения антифриза в радиаторе, и мотор начинает перегреваться.
- Несмотря на высокие показания температуры, отопитель салона неэффективно подогревает воздух. Это значит, что из системы отопления «дует» холодный, а не теплый воздух. Радиатор печки, имея очень маленькие охлаждающие трубки, забивается быстрее всего. Поэтому первый признак забитой системы охлаждения – это плохая работа отопителя, при полном открытии крана.
Если вы обнаружили, что система охлаждения работает не так, как надо, то самое время заглянуть под капот своего автомобиля и провести промывку системы.
С чего нужно начать промывку системы охлаждения?
Данную процедуру настоятельно рекомендуется проводить в теплое время года, так как работа с жидкостями на холоде может плохо отразиться на вашем здоровье. В первую очередь, слейте антифриз. Для этого, вниз устанавливается широкая тара, и откручиваются все сливные пробки и болты.
После слива, заверните все пробки на место и проведите оценку состояния охлаждающей жидкости. Если работы производятся с водой, то меры безопасности не обязательны, а вот при работе с тосолом рекомендуется использовать перчатки. Если с водой все понятно – она должна быть прозрачная, то с антифризом совсем другая картина. По ее состав во многом определяет причину загрязненности и способ промывки системы.
Список промывочных жидкостей:
- Кипяченная или дистиллированная вода. Такой вид промывки используется, если в антифризе загрязнений обнаружено не было.
- Кислота. Под кислотой надо подразумевать слабокислотные растворы, которые не навредят системе охлаждения и смогут побороться с накипью. Накипь, в основном, характерна для тех систем, где в качестве хладагента использовалась обычная вода.
- Щелочь. Различные щелочные растворы прекрасно справляются с жирами, которые сгущают охлаждающую жидкость и делают ее совсем не циркуляционной.
Что касается первых двух веществ, то кислоты и щелочь можно приготовить самостоятельно. В этом случае, рекомендуется строго соблюдать все меры безопасности и правильно подбирать пропорцию будущего раствора. Дело в том, что слишком концентрированная кислота способна нанести серьезный вред патрубкам и пластиковым деталям системы охлаждения и тогда промывка системы автоматически дополняется ремонтом. Если вы не в состоянии сделать это самостоятельно, то можно приобрести специальную жидкость в автомобильном магазине.
Как промыть систему охлаждения двигателя + Видео
Итак, если в антифризе вы не обнаружили почти никаких примесей, или обнаружили их в очень малом количестве, то можно не затруднять себя выбором вещества для очистки, а использовать самую обычную дистиллированную воду. В крайнем случае, можно использовать кипяченную, так как она не содержит вышеупомянутой накипи.
Залейте требуемое количество воды в расширительный бачок. В автомобилях классической компоновки, жидкость необходимо вначале залить в радиатор, а только потом долить в расширительный бачок. После заполнения системы, запустите двигатель автомобиля на время, соответствующее 10-15 минутам.
Теперь остановите двигатель и слейте воду по приведенной выше схеме. Перед этим, дайте двигателю немного остыть, иначе рискнете получить серьезный ожог, от попавшей на руки воды. Как правило, вода будет содержать мутный оттенок, что свидетельствует о наличии примесей в системе и ее успешной очистке. Процедуру необходимо повторять столько раз, пока вода полностью не очистит систему.
В процессе очистки системы водой, могут обнаружиться серьезные загрязнения, которые то и дело дают о себе знать в виде неизменного цвета промывочной воды. Далее в ход необходимо пустить кислоту или щелочь.
Использование кислотных растворов при промывке двигателя
Выбор между кислотой и щелочью зависит от типа загрязнения. В одном случае целесообразнее добавить кислоты, а в другом – щелочи. Если вы на 100 процентов уверены, что промывку лучше всего выполнять с помощью кислоты, то приготовьте следующий раствор: залейте в ведро, примерно, пять литров воды и добавьте в нее один килограмм молочной кислоты с концентрацией 36 %. Подогрейте раствор до температуры 40 градусов Цельсия и залейте в систему охлаждения. Двигатель запускать не нужно. Как только углекислота перестанет выделяться, просто слейте состав. После слива, залейте воду и промойте вышеуказанным способом несколько раз. Обычно, хватает 2-3 промывок.
Для автомобилей отечественной марки можно применять сыворотку. Ее добавляют в систему охлаждения и ездят на автомобиле, примерно, часа два. Затем все сливают и заново промывают водой.
Применение сыворотки может не дать положительных результатов при ее добавлении в систему охлаждения импортного автомобиля. Поэтому будьте предельно внимательны!
Остальные способы являются рискованными и их применение крайне нежелательно, так как они могут навредить различным элементам системы и стать причиной новых загрязнений.
Щелочные растворы
Если же в своем антифризе вы обнаружили большое количество жирных пятен, то имеет смысл промыть систему охлаждения с помощью щелочного раствора. На его основе стоит обычная питьевая сода, которая засыпается в воду и последняя отправляется в систему. После этого, двигатель запускают на 10 минут и глушат. Не забудьте слить состав и провести обычную промывку с помощью воды. Промыв воды продолжается до полного избавления от остатков щелочи и исчезновения неприятного запаха.
Средство для промывки системы охлаждения.
Как было сказано ранее, для всех случаев применяются разные растворы, так как комбинировать кислоту и щелочь невозможно из-за их химических свойств нейтрализовывать друг друга. Однако на прилавках магазинов уже давно есть специальное средство, которое называется «Моторесурс».
Дело в том, что в этом веществе полностью отсутствуют кислоты и щелочи, которые заменены специальными присадками. Ее заливают в расширительный бачок и после езды в 2000 километров, слейте тосол и залейте новый.
Промыв систем и радиатора можно осуществлять при помощи водяного насоса со шланга. Шланг вставляется то в одни места для патрубков, то в другие. В последнюю очередь, им можно промыть радиатор. Для этого лучше использовать хороший напор, например, как у керхера.
Вот так промывается система охлаждения двигателя. Как видите, это совсем не сложно и справиться с этим сможет даже ребенок.
Как промыть и прокачать охлаждающую жидкость
Заправка и прокачка охлаждающей жидкости не так уж плоха — это просто процесс удаления воздуха из недавно отремонтированной системы охлаждения вашего автомобиля. Но есть несколько важных советов и приемов, которыми следует вооружиться, прежде чем пытаться это сделать после любой работы, требующей вскрытия пломбы в системе охлаждения. Прежде чем вы часами пытаетесь избавиться от надоедливых пузырьков воздуха, позвольте мне вывести вас из темного благоухающего леса с помощью моей мудрости из дерьмовой коробки.
Безопасность
Защитные очки и перчатки рекомендуется использовать каждый раз, когда вы имеете дело с автомобильными жидкостями, включая охлаждающую жидкость. Будьте особенно осторожны при работе с охлаждающей жидкостью/антифризом, если у вас есть домашние животные — животных она привлекает и, конечно же, она ядовита. Лучше вообще держать их подальше, но не самая плохая идея — поискать номер местного ветеринарного врача в рамках подготовки к работе.
Процедура промывки охлаждающей жидкости и советы
Промывка или замена охлаждающей жидкости является простой частью этой операции, даже если она довольно грязная.
Слив старой охлаждающей жидкости
Слить старую охлаждающую жидкость достаточно просто; поддомкратьте автомобиль и надежно закрепите его, а также найдите сливной патрубок радиатора (иногда называемый краном), обычно в нижней части радиатора. Обычно он пластиковый и удерживается винтом с накатанной головкой, плоской головкой или винтом с крестообразным шлицем. Большинство автомобилей будут иметь его и сделают слив охлаждающей жидкости намного менее грязным.
Для бедняг, у которых нет слива радиатора, здесь будет намного грязнее, но я все равно могу помочь. Если вам нужен более чистый, но более длительный процесс, начните с самого нижнего и самого маленького шланга, который вы можете найти, например, линии перелива охлаждающей жидкости от верхнего или нижнего шланга радиатора. В случае с моим VW GTI 2010 года нет простого способа слить охлаждающую жидкость, не используя сегментный подход. Я мог снять шланг со своего вспомогательного насоса охлаждающей жидкости, чтобы слить большую часть охлаждающей жидкости из двигателя, а затем снять датчик температуры охлаждающей жидкости на нижнем шланге радиатора, чтобы еще больше слить ее контролируемым образом. Затем полностью снимите нижний шланг радиатора, чтобы завершить слив.
Если ничего не помогает, возьмите большой дренажный поддон, снимите нижний радиаторный шланг и помолитесь. Вся охлаждающая жидкость обязательно выйдет.
Промывка системы
Перед постоянной заправкой системы охлаждения свежим антифризом самое время выполнить промывку. Есть ряд химикатов и методов, которые вы можете использовать для этого, но я думаю, что немного дистиллированной воды и большое ведро отлично справятся с этой задачей, в зависимости от возраста и состояния вашего автомобиля. Воду из шланга можно даже использовать в качестве чрезвычайно временного решения, просто пропустив ее через открытую систему охлаждения, но если вам нужна приличная промывка, я бы порекомендовал получить несколько галлонов дистиллированной воды, которая обычно доступна в таких магазинах, как CVS и Walgreens.
Закройте систему охлаждения как обычно и заполните ее дистиллированной водой. Дайте машине поработать несколько минут, даже до рабочей температуры, чтобы открыть термостат и пропустить воду через всю систему. Как только это будет сделано, дайте ему остыть, а затем слейте воду. Если вода была цветной, то ее нужно было немного промыть, чтобы в систему попало максимальное количество свежей охлаждающей жидкости. Вы можете повторять этот процесс сколько угодно раз, даже гоняясь за полностью чистым сливом. Я говорю, что сделать это один раз работает просто отлично. Теперь, чтобы закончить работу по-настоящему.
Повторная герметизация системы
После того, как вся охлаждающая жидкость будет слита и определенно не будет разбрызгиваться на пол гаража, мы можем установить на место снятые шланги и сосредоточимся на заполнении и прокачке системы охлаждения. С этого момента работа становится чем-то вроде торговли между вложенным временем и качеством. Чем больше времени вы потратите на удаление пузырьков воздуха из системы охлаждения, тем больше вероятность того, что вы не перегреетесь и не застрянете где-нибудь из-за надоедливого воздушного кармана. Начнем с заливки охлаждающей жидкости до указанного объема.
Долив охлаждающей жидкости
Для автомобилей с внешними бачками или расширительными бачками будет уровень заполнения. Залейте охлаждающую жидкость до этой линии заполнения, но не ожидайте, что она останется там в течение первых нескольких заливок. Уровень охлаждающей жидкости будет постоянно снижаться до тех пор, пока охлаждающая жидкость не заполнит все воздушные карманы в открытой части системы. Заливайте до тех пор, пока он не перестанет брать охлаждающую жидкость. Если вы хотите защитить себя от любых махинаций с пузырьками охлаждающей жидкости в будущем, вы также можете потратить время на то, чтобы поднять ту часть автомобиля, где вы заливаете охлаждающую жидкость, чтобы сделать точку входа выше, тем самым помогая любым пузырькам воздуха попасть туда. Воздух естественно стремится подняться в высшую точку.
Для автомобилей с более простой системой охлаждения крышки радиатора я настоятельно рекомендую купить воронку-непроливайку примерно за 40 долларов в местном магазине автозапчастей. Это сделает все намного проще, поскольку позволит увеличить объем охлаждающей жидкости для прокачки, а самая высокая точка системы охлаждения будет поднята намного выше, чем остальная часть автомобиля.
Самое главное, используйте правильную охлаждающую жидкость. Если требуется розовая охлаждающая жидкость, не используйте зеленую. В частности, не смешивайте различные виды охлаждающей жидкости, если она специально не предназначена для этого. Есть исключения: синяя охлаждающая жидкость может заменить зеленую охлаждающую жидкость в некоторых японских автомобилях 2000-х годов. По большей части придерживайтесь руководства по обслуживанию или тому, что написано на самой охлаждающей жидкости.
Разгон до рабочей температуры
Работа еще не завершена, потому что трудная часть прокачки — это достижение рабочей температуры (OT), открытие термостата охлаждающей жидкости и запуск нагревателя, чтобы система работала как положено. Проверьте наличие утечек или ослабленных хомутов, затем заведите автомобиль, установите обогреватель на максимальный нагрев, но минимальную скорость вращения вентилятора и доведите его до 2500 об / мин, пока автомобиль не достигнет OT. Если в вашем автомобиле нет указателя температуры охлаждающей жидкости, здесь пригодится OBD-инструмент. Если вы не можете достать его, как правило, вы будете крутить двигатель до тех пор, пока уровень охлаждающей жидкости значительно не упадет. Вот когда вы узнаете, что термостат открылся и позволил охлаждающей жидкости заполнить все каналы внутри двигателя.
На моем GTI есть три датчика температуры охлаждающей жидкости, которые я могу контролировать. Я знаю, что мой термостат открывается, когда температура моей основной охлаждающей жидкости падает, а температура радиатора начинает расти. В любом случае, найдите время, чтобы долить охлаждающую жидкость после открытия термостата, а затем продолжайте разгонять автомобиль на стабильных оборотах.
Люди с непроливайкой смогут следить с места водителя, если из системы охлаждения все еще выходят пузырьки. В зависимости от автомобиля, некоторые автомобили будут иметь продуманно спроектированную в основном самопрокачивающуюся систему или ряд надоедливых прокачных винтов, которые нужно открыть, как на ранних BMW. В любом случае обязательно следуйте рекомендованной заводом последовательности прокачки. Большинство автомобилей не так уж сложны и требуют некоторого терпения. Подождите, пока исчезнут пузырьки.
Некоторые автомобили имеют две точки заливки охлаждающей жидкости, наиболее заметными из которых являются старые модели Subaru с турбонаддувом. В этом случае вы прокачиваете из самой высокой точки, которая является крышкой охлаждающей жидкости турбонагнетателя. Вы должны использовать нижний на радиаторе, чтобы помочь заполнить систему, прежде чем вы прокачаете.
Современные автомобили с электрическими насосами охлаждающей жидкости также имеют свои собственные процедуры прокачки, которые могут быть невероятно простыми. Например, мой BMW 335i 2007 года просто требовал от меня долить охлаждающую жидкость до нужного уровня, включить зажигание, установить максимальную температуру обогревателя и минимальный вентилятор и удерживать педаль газа в течение 10 секунд. Водяной насос самопрокачался, и работа была сделана. Для моего демонстратора VW GTI 2010 года прокачка делается, когда термостат открыт, а уровень охлаждающей жидкости находится на должном уровне. Современные автомобили VW спроектированы таким образом, чтобы постоянно прокачиваться после некоторого вождения, поэтому для завершения работы потребуется несколько циклов добавления небольшого количества охлаждающей жидкости.
Shakedown
Удалите защиту от пролива (если применимо) и закройте систему охлаждения для пробной поездки. Не забудьте проверить автомобиль и следить за температурой охлаждающей жидкости. Если все прошло хорошо, вы не должны увидеть никакого перегрева. Если автомобиль перегревается, вероятно, в системе все еще есть пузырек воздуха, и вам придется повторно прокачать ее.
С этим вы должны истекать кровью и быть готовым к разрыву. Обязательно правильно утилизируйте старую охлаждающую жидкость и проверьте наличие утечек после тест-драйва. Удачных без перегревов, автомобильные друзья.
Что происходит во время промывки охлаждающей жидкостью — добро пожаловать в Golden Triangle Auto Care
Вы можете не знать, когда вашему автомобилю требуется промывка охлаждающей жидкости, пока не станет слишком поздно. К тому времени вас может остановить на обочине дороги, а из вашего капота вырывается пар. К счастью, с помощью простой промывки охлаждающей жидкостью вы можете быть уверены, что эта проблема никогда не случится с вами. Даже если вы знаете, что это важный аспект владения автомобилем, вы можете не знать, почему это важно или что именно происходит во время промывки охлаждающей жидкости. В этой статье мы дадим вам небольшое представление о том, что именно происходит с вашим автомобилем во время тщательной промывки охлаждающей жидкости, и, надеюсь, демистифицируем этот важный этап обслуживания систем вашего автомобиля или грузовика.
Необязательный тест давления
Если есть подозрение на утечку в линии охлаждающей жидкости, то перед промывкой, скорее всего, нужно будет провести тест давления. Испытание под давлением включает в себя часть оборудования, которое выглядит и действует как насос для велосипедных шин. Он повысит давление в вашей системе охлаждения и, если давление начнет быстро падать, укажет, где находится утечка. Если вы не заметили утечки в своем автомобиле или в вашей системе охлаждения нет утечки, пришло время промыть систему охлаждения.
Промывка системы
Слив:
Первое, что сделает ваш автомеханик, это слив охлаждающей жидкости из вашей системы. В идеале, если вы не отстаете от технического обслуживания, ваша охлаждающая жидкость должна выходить немного темнее, чем при заливке, но не намного. Ваш механик возьмет эту старую охлаждающую жидкость и переработает ее, как они делают с грязным маслом, которое они собирают из автомобилей.
Промывка:
Затем ваш специалист по уходу за автомобилем установит шайбу рядом с различными ключевыми точками системы охлаждения вашего автомобиля, чтобы вымыть всю грязь и мусор из вашей системы. Обычно они начинают с самого радиатора и позволяют ему полностью стечь. После они еще раз сливают систему. Затем они промывают область возле водяного насоса, где много мелких уплотнителей, которые, если треснуть, могут привести к утечкам и добавить еще больше мусора в вашу систему охлаждения. После очередного слива ваш механик вымоет радиатор отопителя. Опять же, это гарантирует, что никакой мусор не будет прятаться в местах, которые ваша охлаждающая жидкость обычно собирает или осаждает.
При частой промывке радиатора, если система не будет тщательно очищена, внутри системы все равно останется значительное количество мусора, который может привести к дальнейшему повреждению или даже свести на нет смысл промывки охлаждающей жидкостью. После последнего слива вашей системы охлаждения ваш сертифицированный специалист Golden Triangle Auto Care ASE заполнит ваш автомобиль нужной охлаждающей жидкостью, и вы должны быть готовы к работе, не беспокоясь о своей системе охлаждения.
В следующий раз, когда вам понадобится промывка охлаждающей жидкости, посетите Golden Triangle Auto Care по адресу 1112 North Speer Blvd.